конспект урока Право на труд. Трудовые правоотношения
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Разработка урока для 9 класса по теме Трудовые правоотношения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravo_na_trud._trudovye_otnosheniya.docx | 41.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока Право на труд. Трудовые отношения
Тема: Право на труд. Трудовые отношения.
Учитель: Баянова А.А.
Класс: 9
Программное содержание: Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних
Цель урока: формирование представления учащихся о роли труда в жизни человека, об основных нормах правового регулирования трудовых отношений, в том числе в отношении несовершеннолетних граждан; создание условий для овладения учащимися необходимыми для жизни правовыми знаниями в области трудового законодательства.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с особенностями труда как одного из основных видов деятельности человека, основными требованиями трудовой этики в современном обществе, правовыми нормами, регулирующими трудовую деятельность несовершеннолетних.
- Способствовать формированию социальной и правовой компетенции личности в сфере трудовых отношений, развитию умения выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
- Способствовать развитию следующих универсальных учебных действий: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; ориентация в социальных ролях; восприятие текстов научного, публицистического стилей; социальная компетентность и учёт позиций других людей.
Основные образовательные результаты:
В результате проведения данного урока у учащихся должны сформироваться следующие образовательные компетенции:
Предметные
Научатся определять трудовые правоотношения; иллюстрировать примерами значимость заключения трудового договора; узнают особенности трудовых отношений несовершеннолетних; узнают понятия работник, работодатель, принудительный труд.
Метапредметные
Познавательные – научатся объяснять особенности труда по Конституции РФ; характеризовать основные виды прав и обязанностей работника и работодателя; объяснять, какие документы необходимы при устройстве на работу.
Регулятивные – научатся составлять план действий; владеть навыками самоконтроля.
Коммуникативные – вступать в диалог и осуществлять взаимодействие с учащимися, учителями; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой, парной, фронтальной работы.
Личностные – формировать правовое самосознание; умение приводить примеры трудового правоотношения, выделяя основные права и обязанности субъектов трудового права.
Формируемые УУД
Предметные
Знать определение трудовых правоотношений; иллюстрировать примерами значимость заключения трудового договора; знать особенности трудовых отношений несовершеннолетних; знать понятия работник, работодатель, принудительный труд
Познавательные – объяснять особенности труда по Конституции РФ; характеризовать основные виды прав и обязанностей работника и работодателя; объяснять, какие документы необходимы при устройстве на работу.
Регулятивные – составлять план действий; владеть навыками самоконтроля; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.
Коммуникативные – вступать в диалог и осуществлять взаимодействие с учащимися, учителями; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой, парной, фронтальной работы.
Личностные – формирование правового самосознания; умение приводить примеры трудового правоотношения, выделяя основные права и обязанности субъектов трудового права.
Основные понятия урока: трудовое право, трудовые правоотношения, трудовой договор, дисциплина труда.
Оборудования урока: проектор, учебник, Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, раздаточный материал ( трудовой договор, бланк заявления, таблица ( работник имеет право, права работодателя, картинка трудовой договор, тексты о правах сказочных героев, карточки ( что такое трудовые отношения), схемы стороны трудового договора), таблица
( увольнение по инициативе работодателя) , текст « Значение труда в жизни человека, статьи ( основание для прекращения трудового договора),
Обществознание. 9 кл. Л.Н.Боголюбов, А.И. Матвеев Просвещение, 2017
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-практикум
План урока :
1.Понятие « труд». Роль труда в жизни человека.
2.Правовое регулирование трудовых отношений:
А) понятие трудового права
Б) источники трудового права
В) работник и работодатель: права и обязанности
Г) трудовой договор
3. Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент (2 минуты) Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Приветствуют стоя На столах: учебник, тетрадь, письменные принадлежности |
II. Повторение изученного. Проверка домашнего задания (5 минут) Тест по теме Гражданские правоотношения III. Постановка учебной задачи (5 минут). Вступительное слово учителя: У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а младшему – топор с рукавицами. Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А младшему достался самый тяжелый труд – работать топором. Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить. Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами. Беседа: - Какую роль она имеет к теме сегодняшнего урока? Действительно, сегодня мы будем говорить об очень важных для каждого человека вопросах - трудовых правоотношениях . Вы уже знакомы с некоторой информацией о труде и трудовом праве, и сегодня наверняка узнаете что-то новое. | Решают тест Фронтально отвечают на вопрос Записывают тему урока в тетрадь |
IV Изучение нового материала. 1.Понятие « труд». Роль труда в жизни человека. (5 минут) Беседа: О роли труда в развитии человека и общества вы многое знаете из уроков истории. -Почему труд считают необходимым условием жизни общества? Здесь уместно вспомнить всем известную пословицу о труде. - Как вы думаете, какую? -Что же такое труд? Работа с термином: Труд – это деятельность человека, в процессе которой создается вся совокупность предметов, необходимых для удовлетворения потребностей. 2.Правовое регулирование трудовых отношений (8 минут) Беседа: Назовите документы , относящиеся к отрасли «трудовое право». Практическая работа в группах: А сейчас мы с вами более подробно познакомимся с этими документами, и попытаемся выяснить права и обязанности работника и работодателя 1 группа – права работников 2 группа – обязанности работников 3 группа – права работодателей 4 группа – обязанности работодателей Группы выполняют задание (6 минут). Группы могут огласить свои ответы, а мы проверим верны ли выполнены задания. За каждый правильный ответ группа получает по одному баллу. | Фронтально отвечают на вопросы Записывают термин в тетрадь Называют фронтально: Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, локальны е акты. Класс заранее разделен на 4 группы. Выбран капитан в каждой группе, который будет зачитывать ответы. Капитаны получают 1 задание. Приложение 2 По 1 ученику от группы Подведение итогов первого задания |
Физкультминутка (1 минута) | Учащиеся выполняют разминочные упражнения |
Практическая работа в группах: После того, как определены две стороны трудовых правоотношений – работник и работодатель, необходимо выяснить, что является следующим этапом, какая наша следующая задача? Это составление трудового договора. Перед вами стоит следующая задача: составить трудовой договор. (6 минут) По 2 балла за каждый правильный ответ. Теперь вы умеете составлять трудовой договор. 3.Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству. (6 минут) Решение обществоведческих задач: А сейчас мы с вами разберем правовое положение несовершеннолетних на основе практических задач Вывод: Таким образом, мы познакомились с вами с трудовым правом, научились заключать трудовой договор, данные практические навыки могут быть полезны в вашей будущей трудовой деятельности. Давайте подведем итоги по баллам, та группа которая набрала больше всех баллов получает оценку пять. V. Рефлексия (2 минуты) Что для вас было самым трудным? Что для вас было самым интересным? Как знания, полученные на уроке вы , сможете применить в жизни и когда? | Группы получают второй пакет с заданиями Приложение 3 Составляют трудовой договор По 1 ученику от группы Подведение итогов первого задания Группы получают по 1 задаче (Приложение 4) Решают задачи Выступают с ответами Каждый отвечает на поставленные вопрсы |
Д/з Прочитать 17 параграф, Проверим себя 1-4 вопросы письменно | На доске |
Приложение 1
Тест «Гражданские правоотношения»
1. Гражданское право регулирует
1) имущественные правоотношения
2) правоотношения, связанные с гражданством
3) правоотношения в области государственного управления
4) правоотношения между органами государственной власти
2. Фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на вещь, называется
1) владением
2) пользованием
3) применением
4) распоряжением
3. Возможность изменения принадлежности имущества называется
1) владением
2) пользованием
3) применением
4) распоряжением
4. В качестве физического лица в гражданских правоотношениях может выступать
1) подросток 16 лет
2) индивидуальный предприниматель при заключении сделки по поставке овощей
3) Президент РФ при подписании договора об экономическом сотрудничестве с зарубежным государством
4) акционерное общество «Эдельвейс»
5. Действия лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, называются
1) сделкой
2) предпринимательством
3) иском
4) событием
6. Правоспособность физических лиц наступает с
1) момента рождения
2) 14 лет
3) 16 лет
4) 18 лет
Приложение 2
Группа 1
Права работника:
- право на предоставление ему работы, обусловленной …
- право на своевременную и в полном объёме выплату…
- право на …………………., обеспечиваемый установлением …
- право на создание профсоюзов и вступление в них для…
- право на защиту своих трудовых прав и законных интересов всеми …
ТК РФ Статья 21. Основные права и обязанности работника
заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда;
подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Группа 2
Обязанности работника:
- добросовестно исполнять…
- соблюдать правила …
- соблюдать трудовую …
- соблюдать требования по охране …
- бережно относиться …
Работник обязан:
добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдать трудовую дисциплину;
выполнять установленные нормы труда;
соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
Группа 3
Работодатель имеет право:
- заключать, изменять и расторгать …
- требовать от работников исполнения …
-привлекать работников к …
-создавать объединения работодателей в целях…
-поощрять работников за …
ТК РФ Статья 22. Основные права и обязанности работодателя
Работодатель имеет право:
заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них;
создавать производственный совет (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) - совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом. К полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами отнесено к компетенции профессиональных союзов, соответствующих первичных профсоюзных организаций, иных представителей работников. Работодатель обязан информировать производственный совет о результатах рассмотрения предложений, поступивших от производственного совета, и об их реализации;
реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда.
Группа 4
Работодатель обязан:
- соблюдать условия …
- обеспечивать безопасность …
- обеспечивать работникам …
-знакомить работников с …
-предоставлять работникам…
Работодатель обязан:
соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;
вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;
предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;
своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;
возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Приложение 3
Трудовой договор № _____
« __ » __________ 201_г.
(наименование организации), именуемое в дальнейшем «Работодатель», с одной стороны и __________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество работника
именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны, заключили трудовой договор о нижеследующем:
1. Предмет трудового договора
1.1.По настоящему трудовому договору Работник обязуется выполнять обязанности по профессии, специальности
(должности) __________________________________________________________________
полное наименование профессии, специальности (должности)
__________________________________________________________________ место работы
с подчинением внутреннему трудовому распорядку Работодателя, а Работодатель обязуется обеспечивать Работнику необходимые условия работы, своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.
2.Общие положения
Работник приступает к работе с «__ »____________20__ г..
Трудовой договор является договором: по основной работе; по совместительству (нужное подчеркнуть)
2.4 Работнику: устанавливается срок испытания на 3 месяца; не устанавливается срок испытания (нужное подчеркнуть)
3. Режим работы и время отдыха
4.1. Режим рабочего времени ________________________(указать режим рабочего времени в течение рабочего дня)
4.2. Работнику предоставляется в соответствии с графиком ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и дополнительный отпуск продолжительностью _______ календарных дней.
3. Характеристика условий труда
5.1. Характеристика условий труда на рабочем месте: нормальные; тяжелые; вредные; опасные (указать нужное).
4. Оплата труда
6.1. Повременная, оклад __________ Сдельная, тарифная ставка ________ (выбрать один из видов, указав сумму оклада или тарифной ставки).
6.2. Доплата за труд в особых условиях __________________________________________________________________
6.3. Работник, кроме того получает дополнительно к окладу выплаты, предусмотренные законодательством РФ и действующими положениями на предприятии.
6. Заключительные положения
10.1. Все изменения и дополнения к настоящему договору могут быть внесены только по обоюдному согласию сторон; они оформляются в письменном виде, подписываются обеими сторонами и являются неотъемлемой частью настоящего трудового договора.
10.2. Настоящий трудовой договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
10.3. Настоящий трудовой договор составлен в _____ экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один экземпляр хранится у ________, второй - у ______________.
7. Адреса и реквизиты сторон
Работник: ________________
Подпись _______________________
Работодатель:_____________________
Подпись _______________________
Экземпляр договора Работником получен ____________________________
Приложение 4
Группа 1
Старший брат 16-летней Ольги работает в казино. Он предложил Ольге устроить её на работу в качестве уборщицы игрового зала. Может ли администрация казино заключить с Ольгой трудовой договор? Поясните свой ответ.
Группа 2
Несовершеннолетний Иван подал заявление на имя директора магазина. В заявлении он просил принять его на работу ночным сторожем. Можно ли принять Ивана для выполнения этой работы? Поясните свой ответ.
Группа 3
Несовершеннолетний Антон устраивается на работу. В отдел кадров предприятия он принёс трудовую книжку, паспорт, заявление, документ воинского учёта, свидетельство государственного пенсионного страхования. Можно ли с Антоном оформить трудовой договор? Какого документа не хватает Антону?
Поясните свой ответ
Группа 4
В марте 17-летняя Ольга была принята на работу. В июне она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск в июле. Администрация завода отказалась удовлетворить просьбу Ольги, сославшись на то, что отпуск за первый год работы предоставляется работникам по истечении шести месяцев непрерывной работы. Права ли администрация завода? Поясните свой ответ.
Дополнительный материал (для 3 задания)
«Несовершеннолетние и законодательство о труде»
- Трудовая правоспособность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.
- Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но при соблюдении следующих условий: работа должна быть лёгкой и не причинять вреда здоровью, не должна мешать процессу обучения, не должна превышать 4 часов в день.
- При приёме на работу несовершеннолетним не устанавливается испытательный срок.
- Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в ночное время.
- Несовершеннолетним запрещается торговля спиртными напитками табачными изделиями.
- Запрещается применение труда несовершеннолетних в игорном бизнесе, в ночных клубах.
- Запрещаются служебные командировки, сверхурочная работа в ночное время и выходные дни.
- Ежегодный отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время.
- Данные работники подлежат ежегодному медосмотру.
- Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.
- Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.
- При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы, а при сдельной — по установленным расценкам.
возраст | Нормы права | |
Приём на работу (ст.63) | 16 лет | Допускается заключение трудового договора. |
15 лет | В случае получения основного общего образования или оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения. | |
14 лет | С согласия одного из родителей (опекуна или попечителя) и органа опеки-попечительства может заключаться трудовой договор с учащимся для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения. | |
До 14 лет | С согласия одного из родителей (опекуна или попечителя) и органа опеки-попечительства может заключаться трудовой договор с организациями кинематографии, театрах, концертных организациях для создания – исполнения произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. | |
Медицинское освидетельствование (ст.69, 265) | До 18 лет | Обязательное предварительное медицинское освидетельствование и ежегодный медицинский осмотр за счёт средств работодателя |
Место работы | До 18 лет | Запрещается работа с вредными – опасными условиями труда, подземные работы, работы наносящие вред здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, кабаре, клубы, производство – перевозка – продажа спиртных напитков, табачных изделий, наркотических и токсических препаратов), |
Испытательный срок (ст.70, раздел IX) | До 18 лет | Испытание при приёме на работу не устанавливается. Возможно заключение ученического договора |
Рабочее время (ст.92) | До 16 лет | 24 часа в неделю или 12 часов, если он учится в общеобразовательном учреждении и работает в свободное от учёбы время. |
От 16 до 18 лет | 36 часов в неделю или 18 часов, если он учится в общеобразовательном учреждении и работает в свободное от учёбы время | |
Продолжительность ежедневной работы – смены (ст.94) | От 14 до 16 лет | 2,5 часа для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учёбу с работой |
От 16 до 18 лет | 3,5 часа для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учёбу с работой | |
От 15 до 16 лет | 5 часов | |
От 16 до 18 лет | 7 часов | |
Норма выработки (ст.265) | До 18 лет | Предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учётом Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений |
Работа в ночное время (ст.96, 269) | До 18 лет | К работе в ночное время не допускаются |
Сверхурочная работа (ст.99, 269) | До 18 лет | Не допускаются привлечение к сверхурочным работам, командировкам, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме творческих работников и профессиональных спортсменов |
Отпуск (ст.122, 125, 126, 176, 177, 267) | До 18 лет | Предоставляется до истечения шести месяцев непрерывной работы продолжительностью 31 календарный день и в удобное для них время Не допускается досрочный отзыв из отпуска или замена его на денежную компенсацию. Предоставление дополнительных отпусков с сохранением заработной платы для сдачи выпускных экзаменов: 9 дней (IXкл.) и 21 день (XIкл.) |
Материальная ответственность (ст.242) | До 18 лет | Несут в полном объёме лишь в случаях: умышленного причинения ущерба; ущерба, нанесённого в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; в результате совершённого преступления или административного проступка |
Оплата труда (ст.271) | До 18 лет | При повременной оплате – выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы. При сдельной оплате труда – с учётом сдельных расценок. Работодатель может устанавливать доплаты к заработной плате за счёт собственных средств |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по обществознанию "Право на труд. Трудовые правоотношения."
Урок обществознания в 9 классе под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. с применением ЭОР.Цель: сформировать у обучающихся представление о трудовом праве, познакомить с Трудовым Кодексом Р...
Право на труд. Трудовые правоотношения
Урок на основе интерактивной технологии...
Методическая разработка урока обществознания по теме "Право на труд. Трудовые правоотношения", 9 класс
Разработка урока по трудовому праву в 9 классе с позиций деятельностного подхода. Урок построен на групповой работе по изучению положений Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотренных станда...
Презентация на тему "Право на труд.Трудовые правоотношения"
Презентация к уроку обществознания в 9 классе "Право на труд. Трудовые отношения". Материал взят из пособия П. А. Баранова, А. В. Воронцова "Полный справочник для подготовки к ГИА"...
Тест по теме «Право на труд. Трудовые правоотношения» 11 класс
Тест по теме «Право на труд. Трудовые правоотношения» 11 класс...
Конспект урока "Право на труд. Трудовые отношения"
Урок-практикум по обществознанию на тему "Право на труд. Трудовые отношения" в 9 классе...