Проблема сохранения преемственности изучения роли семьи на уроках ОДНКР и обществознания
статья по обществознанию

Серова Екатерина Александровна

Проблема сохранения  преемственности изучения роли семьи  на уроках ОДНКР и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_preemstvennosti.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Саратовский национальный исследовательский государственный

университет имени Н.Г. Чернышевского

Саратовская епархия

Правительство Саратовской области

Саратовская православная духовная семинария

Свято-Покровская православная классическая гимназия

XX Межрегиональные образовательные Пименовские чтения

 Проблема сохранения  преемственности изучения роли семьи  на уроках ОДНКР и обществознания.

Подготовила: учитель истории МОУ

 «Русская православная классическая гимназия

 имени Сергия Радонежского»

 Серова Е.А.

Саратов 2022 г.

Среди вызовов современности особое внимание уделяется проблеме сохранения семьи. Она по прежнему является  главным моральным ориентиром для маленьких граждан, здесь происходит первичная социализация, закладываются представления о добре и зле.

Сегодня в России семейное воспитание переживает кризис. Причин этому много. Одна из них связана с тем, что сегодня распадается практически каждый второй брак и, как следствие, сокращается рождаемость.

Эта ситуация не может не волновать общественность и государство.

Назрела необходимость в решении проблемы. Школа должна стать школой для будущих родителей. Она  закладывает знания, связанные со значением семьи и ее основными функциями. Она   может готовить ребенка к выполнению самостоятельных и ответственных семейных ролей, давать возможность задуматься о семейных ценностях, моделировать будущие отношения в семье.

С 2012 года в школах введен новый предмет  «Основы религиозных культур и светской этики».

 Предметные результаты освоения учебного курса в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения  предусматривают сформированность таких умений как:

—рассказывать о праздниках как одной из  форм  исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники);  религиозных праздниках  (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;

—раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;

Данный предмет рассчитан на 34 ч., изучается в 4 классе. Возрастная категория учащихся выбрана не случайно. Учащиеся закончивают начальную ступень образования и идет подготовка к переходу на основную.  Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. Конечно, младший подросток  создаёт собственную систему новых ценностей. Важно, чтобы  этот процесс был основан на нравственном опыте человечества, тогда и  выбор ценностей будет осознанным и позитивным.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики». предполагает  привлечение родителей  к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д.

В начальной школе учащиеся с большим удовольствием участвуют в, совместных с родителями, проектах. Это период, когда между детьми и родителями существуют доверительные отношения.

В 5 классе сохраняется преемственность в изучении роли семьи в жизни человека. Введен  курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», состоящий из блоков.  Блок «Семья и духовно-нравственные ценности» включает шесть тем.

Предметные результаты предполагают, что ученик научится:

• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;

• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;

• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их.

 В  рамках данной темы ученики получают базовые знания о семье: понятие семьи, понятие семейных отношений, виды и функции семьи. Тема учениками усваивается довольно легко, поскольку она им близка, все, так или иначе, сталкиваются с семейными отношениями в жизни.  Конечно, пятиклассники склонны идеализировать представление о своей семье, поскольку пока не вникают во «взрослые» проблемы, могут не замечать или не знать тех трудностей, которые в ней возникают.

В основной школе в 6-9 классах ведется курс «Обществознание». Проблема воспитания и формирование морально-нравственных ценностей в семье сводится к изучению вопросов семейных правоотношений, хозяйстенно-экономической функции семьи, прав и обязанностей родителей и детей.

В учебниках для 6-7 классов встречается минимум терминов, но приводится большой объем конкретного материала, приближенного к повседневной жизни школьников.

Учащимся предлагается идеальный вариант модели семьи, возможно она станет у них таковой в будущем.

 В учебниках описывается традиционная модель семейных отношений, в которой отец – добытчик, мать – домохозяйка, семья чаще многодетная и многопоколенная.

Если говорить о подготовке школьников к взрослой жизни, следует  упомянуть о семьях, в которых ребенка воспитывает один родитель или ребенка воспитывают другие родственники (бабушки/дедушки).  Это поможет донести до школьников, что такие семьи тоже бывают, а дети в них ничуть не хуже других детей. Возможно, это поможет воспитать в школьниках толерантность к людям, которые чем-либо отличаются от них самих.

 В учебниках для 8-9 классов в равной степени приведены научная и теоретическая часть. Материал учебника богат теорией, но отсутствуют освещение проблем семьи, следовательно не рассматриваются варианты преодоления трудностей, с которыми могут столкуться школьники в будущем.

Предметные результаты изучения курса «Обществознание» в 9 классе предполагают сформированность таких навыков, как осознание, понимание, готовность, способность, сформированность.

Если в начальной школе в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» учащиеся получают первые представления о значимости семьи в их жизни, то по окончанию основной школы у школьников уже сформирован вывод, что семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без неё невозможен процесс нормальной социализации ребенка, его полноценное участие в жизни общества.

Исходя из вышеизложенного могу  сделать вывод, что в школе сохранена  преемственность изучения роли семьи  на уроках ОДНКР и обществознания.

Выпускники основной школы осознают, что семья – это не просто группа людей, с которой они проживают под одной крышей, а родители – это не просто те люди, которые дали им жизнь и воспитывают их.  Семья – это маленькое государство, обеспечивающее надежную защиту и гарантирующее право на счастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе

Понятие мотивации. Познавательная мотивация Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школ...

Методические проблемы, связанные с изучением эпизода на уроках литературы в старших классах

В статье предложены приемы и методы работы с пизодом художественного текста в старших классах....

Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...

Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе

Понятие мотивации. Познавательная мотивация Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы, так...

Изучение текста на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.

В статье описываются формы и методы работы с текстом на уроках истории и обществознания....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе  ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.  ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»...

Конспект урока 11 класс обществознание. Урок разработан по технологии проблемное обучение. Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».Цель: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях разв...