Методические проблемы, связанные с изучением эпизода на уроках литературы в старших классах
статья по литературе (10 класс) на тему
В статье предложены приемы и методы работы с пизодом художественного текста в старших классах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация работы над эпизодом
на уроках литературы
в старших классах
1.2. Методические проблемы, связанные с изучением эпизода на уроках литературы в старших классах
Проблема восприятия литературы читателем-учеником в последние годы очень актуальна. Основой поисков современных ученых и учителей-практиков стали богатые традиции отечественной методики и практики преподавания литературы. В настоящее время проблема обучения учащихся анализу или интерпретации всего текста, а также составляющих его эпизодов рассматривается во многих современных статьях литературоведов и педагогов-практиков.
В отечественной методике преподавания литературы существуют различные классификации методов работы на занятиях по литературе. В 1960-х гг. В.Г. Голубковым была предложена система методов, основой классификации которой стал источник знаний состоящий из лекционного метода, метода литературной беседы и самостоятельной работы учащихся [10; 89]. При этом подходе анализу отдельных элементов текста не всегда уделялось должное внимание.
Другой подход к систематизации методов обучения был предложен Н.И. Кудряшевым, который исходил из логики познавательной деятельности учащихся при направляющем руководстве учителя. В его классификацию методов входят метод творческого чтения, репродуктивный, эвристический и исследовательский методы [22; 20-21]. В рамках нашего исследования нас интересуют те методы и приемы, которые используются при анализе эпизода.
Это эвристический метод, связанный с изучением элементов науки о литературе, при использовании которого расширяется содержание изучаемого материала, идет поиск разрешения проблем. Чаще всего данный метод осуществляется в эвристической беседе. Его основные приемы – построение логически четкой системы вопросов, направленных на самостоятельное добывание знаний, построение системы заданий по тексту, постановка проблем.
Основные виды деятельности:
– подбор материала из художественного произведения,
– пересказ с элементами анализа текста,
– анализ эпизода,
– анализ образа-персонажа,
– составление плана к выступлению, сочинению, постановка проблемы [22; 61-62].
Исследовательский метод имеет много общего с эвристическим. Он заключается в развитии умения самостоятельного анализа литературного произведения. Его основные приемы – это постановка проблемных вопросов, исследовательских заданий.
Основные виды деятельности:
– самостоятельный анализ части текста и целого художественного произведения,
– сопоставление, оценка спектакля или фильма [22; 62-63].
Современные ученые Г.Н. Ионин, В.Г. Маранцман строят свою классификацию методов на определении «характера совместной деятельности учителя и ученика в выборе метода постижения литературы» [18; 25].
Они выделяют три метода:
- метод художественной интерпретации, при котором ученик становится чтецом-интерпретатором, а учитель – своеобразным режиссером;
- критико-публицистический метод, который предлагает формирование определенного типа читателя-критика, владеющего мотивированными оценками;
- метод литературного поиска предполагает развитие школьного литературоведения, определенных исследовательских способностей [18; 25-26].
В пособии «Методика преподавания литературы» (2004) четко формулируются цель и задачи школьного анализа литературного текста, классифицируются приемы анализа художественного текста.
По мнению авторов пособия, в основе школьного анализа «всегда лежит литературоведческая концепция» [25; 151]. В то же время школьный анализ отличается от литературоведческого по задачам, объему и методам изучения словесного искусства: «Задача школьного анализа не научное исследование, а практическое, читательское освоение художественного произведения. Цель школьного анализа – создание читательской интерпретации произведения и соотнесение ее с научным исследованием текста; корректирование субъективных представлений читателя объективным смыслом произведения, раскрытым литературоведением» [25; 151].
В.Г. Маранцман систематизирует приемы анализа литературного произведения в школе, помогающие учащимся «более глубоко, многогранно, отчетливо увидеть авторскую позицию» [25; 154].
Приемы анализа литературного произведения в школе:
1. Анализ композиции включает в себя сопоставление частей и различных элементов художественного текста, выявление и сравнение образов героев, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста;
2. Анализ стиля необходим для уяснения позиции автора, для понимания выбора слова-образа в тексте;
3. Изучение творческой истории произведения, «сопоставление художественного произведения с его реальной основой», героя – с прототипом обнаруживает авторские намерения, показывает, как «заострил» писатель жизненный материал»;
4. Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя применяется «в различных целях»: иногда помогает открыть «общие основы миросозерцания и художественного метода» одного писателя и их изменение на протяжении всего творчества писателя;
5. Сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов (пейзаж, портрет и т. д.) обычно проводится для подчеркивания общности нравственной коллизии, художественной ситуации, сходства героев [25; 154-165].
Более подробно методы художественной интерпретации и перспективы их использования рассматриваются в работах М.И. Шутана, считающего, вслед за В.Г. Маранцманом, что любая интерпретация требует «эмоционально-образного постижения литературного произведения, включения работы воображения, а не только осознания художественной формы и смысла текста» [38; 23].
М.И. Шутан предлагает свою классификацию методов и приемов школьного изучения литературного произведения, «вбирающую в себя опыт отечественной методики» [39; 22]. Исследователь подчеркивает тесную взаимосвязь между методами, развивающими такие стороны читательского восприятия, как мир чувств, эмоций и воображения и интеллектуальными операциями, связанными с анализом художественного текста, отмечает направленность учебных методов прежде всего «на постижение авторской позиции» [39; 26]. Исследователь выделяет пять основных методов изучения литературного произведения в средней школе: воспроизведение авторского текста, его трансформация, истолкование, актуализация межтекстовых связей и создание нового текста [39; 26]. Эти методы используются и в старших классах, хотя там актуальны последние три, направленные на восприятие художественного текста, его интерпретацию и создание нового теста (сочинения).
Таблица 1.1.
Методы и приемы изучения литературного произведения
Учебный метод | Приём |
Воспроизведение авторского текста | – подробный пересказ; – выборочный рассказ; – сжатый пересказ; – подбор цитатного плана; - выразительное чтение; |
Трансформация авторского текста | – мысленная трансформация текста: иной вариант движения сюжета; перестановка структурных элементов; сокращение или расширение текста; – речевая трансформация текста (ритмическая, лексическая, грамматическая); – досказывание текста, в том числе и устное словесное рисование; – творческий пересказ с изменением лица; – инсценирование произведения; – создание киносценария; |
Истолкование авторского текста | – комментарий (литературный, культурологический, исторический); – сравнение литературного произведения с его реальной основой; – анализ элемента композиции (эпизод, сцена, пейзаж, портрет, авторское отступление и т.п.); – стилистический анализ; – реконструирование текста; – создание внутриобъектного ассоциативного ряда; – внутриобъектное сравнение элементов композиции; – сравнение разных редакций произведения; – сравнение мысленно или реально измененного текста с авторским вариантом; – сравнение литературного произведения с его художественной интерпретацией; |
Актуализация межтекстовых связей | – создание межтекстового ассоциативного ряда; – сравнение литературных произведений одного автора; – сравнение литературных произведений разных авторов; – сравнение произведений, относящихся к разным видам искусства; – сравнение литературного произведения с текстом историческим, публицистическим или философским; |
Создание нового текста | – создание нового текста на основе идейно-тематических связей (тема, проблема или идея); – стилизация; – создание пародии. |
Рассмотрев различные классификации методов преподавания, можно отметить, что анализ эпизода художественного произведения является одним из важнейших приемов проблемно-поисковых методов, направленных на глубокое восприятие художественного текста.
В настоящее время проблема восприятия литературы изучена и продолжает изучаться в различных аспектах: основные особенности и этапы восприятия произведений различных жанров, возрастные особенности и этапы восприятия читателя-школьника, взаимосвязь читательского восприятия и анализа художественного произведения. Особенно актуальным аспектом, на наш взгляд, является взаимосвязь первоначального восприятия текста и его последующего углубления, в этом вопросе еще много неясного и спорного. Лучше всего это проследить на примере организации работы над эпизодом на уроках литературы в старших классах.
В методике известны различные виды работ по анализу эпизода художественного произведения. Это и комментированное чтение, и выявление идейного содержания, и рассмотрение композиции, характеров персонажей, и пересказы разных типов и т. п.
Наблюдения за детьми на уроках литературы в старших классах показывают, что учащиеся больше всего затрудняются в определении последовательности этапов анализа, в выборе тех действий, которые нужно произвести, чтобы убедительно ответить на вопрос, в определении «секретов» художественной изобразительности. Учитель не всегда представляет себе трудность вопросов типа «как» и «почему». Ученик не представляет себе объема такого вопроса, его глубины, не знает, с чего начать ответ. Он не понимает, какую роль играет определение своих читательских впечатлений в осознании художественных особенностей прочитанного, каково воздействие художественных средств автора на читателя, в чем «обаяние» художественного произведения (или его эпизода), поэтому он переключается в своем суждении из плана художественно-эмоциональной оценки в план бытовых или социологических оценок. В итоге он сужает сферу воздействия художественного произведения: вместо ответа об идейно-художественном единстве произведения он говорит только о важности темы как единственном критерии художественности.
Чтобы избежать этого надо дать учащимся руководство к действию, т. е. сделать конкретный литературный анализ обучающим. Для этого учителю необходимо строго продумать принципы отбора эпизодов художественного произведения для обучающего анализа и конкретные задачи каждого из видов работ.
Эпизод, на котором организуется обучающий анализ, должен быть небольшим, внутренне законченным, единым (цельным) по своему настроению, художественно ярким. Главным аргументом в решении предложенной задачи должен быть для учащихся текст. На это надо специально обратить их внимание в начале работы обучающего характера.
В V-VI классах учитель должен проанализировать какой-либо эпизод сам, поставив себя в положение только читателя (не наставника), который вслух делится с друзьями впечатлениями о прочитанном. При этом очень важно создать комфортную обстановку, влияющую на активность ребят в обсуждении предложенного учителем эпизода. При этом важно точно следовать основным направлениям в анализе:
1) раскрывать последовательный ход работы, логику анализа;
2) давать представление об идейно-художественном значении анализируемого эпизода;
3) приводить учащихся к пониманию силы образного слова, его воздействия на читателя.
При этом знакомство со своеобразием разных произведений от класса к классу должно углубляться по принципу концентризма, с тем, чтобы представления учащихся постоянно обогащались, а умения анализировать художественный текст становилось все более прочными.
Постепенно учащиеся переходят к самостоятельному анализу отдельных аспектов эпизода, которые могут быть проведены как на уроке, так и при выполнении домашнего задания.
Анализ сюжетного эпизода при изучении прозаического произведения – сложный вид работы. Здесь учащимся приходится иметь дело и с анализом пейзажа или фона действия, и с анализом портретов персонажей, настроений, поведения героя, и с анализом композиции (динамика сцены, эпизода). Здесь значителен удельный вес творческих видов работ: зарисовка по тексту, развертывание речевой характеристики в психологическую и т.п. Все это непременно должно найти отражение в характере обучающего задания учителя. Оно будет включать ряд творческих работ-миниатюр, требующих деятельности воссоздающего воображения, будет ориентировать учащихся на анализ авторских изобразительных средств как главных посылок для обобщающего литературного суждения.
К анализу эпизодов мы обращаемся и в 5-9 классах, но выполнить это задание осмысленно, серьёзно могут учащиеся 10-11 классов, так как у них уже отработаны определённые навыки этой работы; они хорошо знают, что такое эпизод, понимают его значимость в композиции произведения. С одной стороны, он является некоторым законченным целым; с другой стороны, эпизод – только звено в цепи художественного произведения, связанное с другими звеньями разнообразными связями.
Поэтому на первом этапе работы целесообразно ставить перед детьми следующие вопросы:
– Что изображается?
– Как изображается?
– Какова идея эпизода?
– Каковы смысловые связи с другими эпизодами и произведением в целом?
Какое значение имеет данный эпизод для осмысления произведения?
Какова композиция эпизода (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка).
Так как работа с эпизодами эпических, лиро-эпических и драматических произведений при всём их многообразии имеет общие методические приёмы, то план сочинения-анализа может быть общим.
Ермакова Е.И. предлагает строить работу по анализу эпизода, выделяя ряд ключевых моментов: актуализация знаний детей; разноаспектный анализ эпизода и определение роли эпизода в произведении [52]. Эту работу можно представить в виде плана:
- Предварительная работа
- Что такое эпизод?
- Роль рассматриваемого эпизода в художественном произведении.
II. Основная часть
1. Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с предыдущим.
2. Содержательная функция эпизода:
а) раскрываются какие-то стороны характера персонажа, его мировоззрение;
б) даётся представление о душевном состоянии персонажа;
в) показан поворот во взаимоотношениях героев;
г) выражается авторский взгляд на те или иные проблемы.
3. Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующим.
4. Своеобразие языковых средств, художественных приёмов, служащих воплощению авторской идеи.
III. Заключение. Роль эпизода в произведении, его содержательной функции, художественное своеобразие [52].
Анализ эпизода целесообразно начинать со следующего:
а) истории его создания (особенно, если речь одёт об анализе внефабульных эпизодов), например, эпизод «Повесть о капитане Копейкине» был запрещён цензурой, а сам Н. В. Гоголь сказал, что это «одно из лучших мест в поэме». Чем вызвана такая высокая оценка?
б) с авторства рассматриваемого эпизода, так во вступительной части анализа «Первого сна Раскольникова» можно поместить рассуждение Ю. Карякина, автора книги «Достоевский в канун XXI века» о своеобразии снов в творчестве Ф. М. Достоевского.
в) с описания своеобразия эпизодов в их относительной самостоятельности, эстетической равноценности; каждый эпизод в романе Л. Н. Толстого не только ступень к определённому итогу, он не только продвигает действие и является средством, чтобы разрешить «вопрос», - он задерживает ход действия и привлекает наше внимание сам по себе, как одно из бесчисленных проявлений жизни [52].
Наиболее разработанным аспектом методики работы по анализу эпизода является создание сочинения-анализа эпизода из определенного художественного произведения. Рассмотрим самые важные моменты в этом виде работы над эпизодом.
Францова Н.В. предлагает строить работу над эпизодом по определенному плану, состоящему из 10 пунктов, при этом автор выделяет два возможных пути анализа: «идти «вслед за автором», т.е. анализировать фразу за фразой, следя за поворотом сюжета и прорабатывая все составляющие анализа, или «выбрать один или несколько аспектов из ряда предложенных», предлагая определенный план анализа эпизода [36; 94]. Этим вопросам также посвящены статьи Т. Алексеевой, И.В. Щербины, Е.И. Никитиной и других исследователей.
Наиболее всесторонне работы по анализу эпизода в сочинении представлена в методическом пособии И.И. Коган и Н.В. Козловской.
По мнению авторов работы, для анализа должен выбираться «ключевой текстовой фрагмент», то есть «имеющий значение для раскрытия идеи произведения [19; 3]. Например, в комедии «Горе от ума» ключевое значение имеет сцена бала, в которой конфликт между фамусовским обществом и главным героем, Чацким, доходит до высшей точки развития.
Коган И.И. и Козловская Н.В. предлагают определенную структуру сочинения, посвященного анализу эпизода, выделяя ряд последовательных этапов анализа эпизода в сочинении. Во-первых, рекомендуется дать «краткую характеристику места и роли эпизода в произведении» [19; 4]. Например, при анализе сна Татьяны необходимо указать, что этот сон снится накануне именин. Описанию сна предшествуют рассуждения о том, что Татьяна «верила преданьям простонародной старины» и собиралась в ту ночь ворожить. Таким образом, в тексте обнаруживается пророческий характер сна.
Во-вторых, необходимо обозначить место эпизода с позиции объемно-прагматического членения произведения (в какой главе, части, в каком действии содержится этот эпизод). Так, сон Татьяны – это 5 глава романа «Евгений Онегин», строфы XI-XXI.
В-третьих, рекомендуется охарактеризовать «содержательную сторону эпизода», кратко рассказав, о чем говорится в текстовом фрагменте [19; 4].
В-четвертых, необходимо скурпулезно и тщательно выполнить сам анализ эпизода, не упуская ни одной детали фразы, описания.
В-пятых, завершить анализ эпизода следует выводом о том, «какую роль в раскрытии главной идеи всего произведения играет данный эпизод» [19; 5].
При анализе эпизода И.И. Коган и Н.В. Козловская советуют обращать внимание на наличие ключевых, т. е. играющих особую роль в структуре текста и обычно повторяющихся в нем слов, которые иногда выносятся в заголовок. Например, слово гроза одновременно является и ключевым словом, и заголовком знаменитой пьесы А. Н. Островского, постепенно раскрывая многообразие оттенков значения этого слова. В различных эпизодах это слово используется и в прямом значении для обозначения бурного ненастья перед дождем, и в переносном, как «нечто ужасное, ведущее к трагическим последствиям, ассоциирующееся с грехом и смертью» и, наконец, приобретает новый текстовой смысл «гроза – благодать» [19; 9-11]. Смерть Катерины воспринимается не только как разрешение личной трагедии героини, а как первый глубокий и искренний протест против самих устоев «темного царства», после которого приходит «благодать»: Тихон впервые возражает матери, а жители города начинают «глядеть на небо» без дрожи [19; 11].
Кроме этого, большое значение придается анализу лексических, грамматических, синтаксических средств связности текстового фрагмента: использованию союзов и союзных слов; лексических повторов и местоименных и синонимических замен; слов и словосочетаний временной и пространственной характеристики; номинативных цепочек из слов, которые называют героя [19; 12-15].
В этом пособии также представлен наиболее подробный список эпизодов, анализ которых значим для понимания смысла произведений XIX-XX веков из 117 пунктов, приводимый в приложении [19; 34-40].
Саган О.А. в своей статье детализирует отдельные моменты работы по написанию сочинения - анализа эпизода. Автор рекомендует начинать работу по эпизоду (сцене) с составления плана учителем на доске, а учениками - на развернутом тетрадном листе, разграфлённом на три части: «Проанализировать эпизод – это значит…», «План сочинения – анализа эпизода», «Мои варианты». В начале занятия выполняется первая запись.
Проанализировать эпизод – это значит:
– определить взаимоотношения персонажей до этого эпизода произведения (это необходимо сделать, так как действие в произведении разворачивается непрерывно, и отношения действующих лиц в каждый момент уже не таковы, какими они были до того, как этот момент наступил);
– уяснить, что даёт эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния;
– показать, с помощью каких приёмов в данном эпизоде раскрываются характеры;
– сделать вывод о выявленных по ходу анализа сцены чертах характера, нравственных качествах, идеалах и жизненных целях персонажей;
– определить, какова роль данного эпизода в развитии действия или конфликта произведения в целом;
– понять значение этой сцены в раскрытии идейного содержания всего произведения [57].
После этого составляется «общий план сочинения – анализа эпизода» [57]. Исходя из содержания этих рекомендаций, определяется содержание вступления, основной части и заключения.
I. Место эпизода в композиции произведения, характер изображённого события, действующие лица. (Во вступлении даются краткие сведения о произведении, его содержании, идейной направленности.) Чтобы сочинение было последовательным, логичным, чтобы содержание последующей части было продолжением предыдущей, нужно помнить о переходах – логических «мостиках». Где необходим такой «мостик»? (От вступления к основной части). Как может быть сформулирован первый пункт основной части плана?
II. Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.
1. Связь сцены с предыдущим развитием действия.
2. Участие персонажей в изображаемых автором событиях.
В этой части сочинения предполагается анализ событий от начала эпизода через его самый напряжённый момент к завершению действия в рамках этой сцены (завязка, развитие действия, кульминация, развязка), значит, в этой части плана нужно выделить подтемы (или микротемы, или подпункты):
а) предпосылка борьбы, начало духовного разлада, подступы к главной теме произведения, возникающая напряжённость в отношениях действующих лиц;
б) наивысшее напряжение в развитии действия, критический, переломный момент сцены, раскрытие характера во всей его глубине;
в) развязка событий эпизода: идея сцены, позиция автора.
3. Приёмы раскрытия характеров действующих лиц в данной сцене (как в эпизоде представлены главные герои).
4. Выявленные в эпизоде черты характера, нравственные качества, идеалы и жизненные цели героев произведения.
5. Роль данной сцены в развитии действия и конфликта, связь эпизода с последующим развитием действия.
III. Значение эпизода в раскрытии идейного содержания всего произведения [57].
Саган О.А. различает последний пункт основной части и заключение: «Определение роли сцены художественного произведения предполагает раскрытие характера и степени «участия» её в развитии действия и конфликта произведения в целом. Значение же эпизода связано с тематикой и проблематикой произведения» [57].
На основе этого плана можно будет составить план к конкретно предложенной теме, допускающей анализ эпизода.
Важным достоинством этой работы является выделение характерных ошибок в творческих работах такого типа:
1. Часто анализ подменяется пересказом сюжета; нужно учить соединять пересказ и объяснение характеров, поступков героев произведения.
2. Опускаются или примитивно описываются приёмы, используемые автором для раскрытия характеров действующих лиц; нужно учить определять, как в эпизоде представлены герои, связывать содержание повествования с формой его выражения, анализ с творческой манерой (стилем) писателя. Вспоминается универсальная формула, выведенная М.Горьким в одном своём очерке: «Не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят».
3. Многие учащиеся не знают, как оценивать роль эпизода, потому что не умеют устанавливать смысловые связи эпизода с произведением в целом или с его отдельными сценами.
4. Неумение определить значение эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения не даёт возможности выстроить логику сочинения [57].
Для избежания подобных ошибок в сочинении, на уроках литературы должна вестись систематическая работа по обучению комплексному анализу эпизода, представленного в планах выше, и/или анализ отдельных составляющих эпизода (композиции эпизода, его ключевых слов, художественной детали, портрета, речевых характеристик героя и др.)
Таким образом, анализ эпизода является одним из ключевых приемов преподавания литературы, связанных с исследовательскими методами обучения и направленных на глубокое восприятие художественного текста, что признается ведущими отечественными методистами (В.Г. Маранцман, Г.Н. Ионин и др.)
Из всех методических проблем, связанных с работой над эпизодом в старших классах, в настоящее время наиболее полно разработана методика выполнения сочинения-рассуждения по анализу эпизода, что обусловлено необходимостью выполнять подобную работу на выпускном экзамене в XI классе. Другие аспекты менее разработаны и присутствуют только в методических разработках отдельных уроков по анализу конкретных эпизодов из программных произведений средней и старшей школы.
Проанализировав научно-методическую литературу по проблеме, можно сделать ряд определенных выводов.
Для успешного обучения анализу эпизода нужно владеть определенными литературоведческими знаниями, четко определять границы эпизода, знать его композицию и значение для всего произведения. В нашем исследовании мы придерживаемся трактовки эпизода как «относительно самостоятельной единицы действия в фабульно-сюжетной системе эпического, лиро-эпического и драматического произведений, фиксирующей происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени».
При анализе эпизода, важно классифицировать его, пользуясь рядом оппозиций по участию эпизода в развитии действия; по «массовости» персонажей в эпизоде; по форме речи (с преобладанием монолога / диалога) и связанностью эпизода со структурой всего художественного произведения, предложенных современными исследователями.
Для эффективной работы по формированию у учащихся умения анализировать эпизод художественного текста необходимо составить серию обучающих упражнений для коллективной и индивидуальной работы по анализу эпизодов из произведений русской классики XIX века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
к вопросу об изучении творчества В.П. Астафьева на уроках литературы в старших классах;рассказ В. П. Астафьева "Пролетный гусь"
рассказ В.П. Астафьева "Пролетный гусь"-новое о Великой Отечественной войне...
Методические разработки к урокам литературы в старших классах по биографии и творчеству А.П.Чехова
В методической разработке даются интересные факты из жизни А. П. Чехова, которые будут интересны учащимся при изучении биографии писателя....
Изучение прозаических произведений на уроках литературы в старших классах. Опытная программа по анализу прозы И.А. Бунина
Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы, изучаются на протяжении всех лет обучения. Различия в подходе к ним в разных классах связаны с возрастом и познавательными возм...
Использование ИКТ на уроках литературы в старших классах в рамках изучения темы "Лирика А.С. Пушкина"
Презентация по теме "Лирика А.С. Пушкина"...
Интерпретация драматического произведения на уроках литературы в старших классах как методическая проблема
В статье рассказывается об интерпретации драматического произведения как методической проблеме....
Интерпретация драматического произведения на уроках литературы в старших классах как методическая проблема
Одной из ключевых и наиболее актуальных задач литературного образования в школе является подготовка читателя, которому доступно глубоко личностное, самостоятельное понимание литературного произв...
Создание проблемных ситуаций при изучении новых тем в рамках изучения русского языка и литературы в старших классах
Выступление на межмуниципальном семинаре в рамках регионального проекта «Поезд мастеров»...