Методическая разработка к курсу "Основы исследовательской проектной деятельности учащихся"
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс)

Пятибратова Светлана Игоревна

 В данной методической разработке представлены материалы, с учетом обновленных ФГОС ООО и СОО, для проведения занятий по курсу «Основы проектной деятельности и ученического исследования» для 8-11 классов.

Элективный курс; курс внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности и ученического исследования» разработан для организации предпрофильной подготовки и внеурочной деятельности,  направлен на формирование у учащихся социальных и интеллектуальных умений универсального характера, связанных с развитием творческих способностей и исследовательской направленности. Степень новизны данной программы заключается в том, что она включает материал, не содержащийся в базовых образовательных программах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

к программе курса по общественным наукам;

курса внеурочной деятельности

«Основы проектной деятельности и ученического исследования»

Автор  программы  Пятибратова С.И.

к.п.н.,

учитель обществознания

ГБОУ СОШ № 218

 Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2022-2023

Урок (Занятие) № 1

Особенности школьного ученического исследования

Особенности школьного ученического исследования

2 часа

  1. Исследование – как вид человеческой деятельности.
  2. Научное исследование: его сущность и особенности.
  3. Применение логических законов и правил в научной работе.
  4. Особенности ученического исследования.

  1. Исследование – как вид человеческой деятельности.

Деятельность - это форма активного отношения человека к окружающему миру, целью которой является его изменение и преобразование.

Жизнь человека – движение по пути познания. Каждый шаг обогащает нас, если благодаря новому опыту мы начинаем видеть то, что ранее не замечали или не понимали. Но вопросы к миру – прежде всего вопросы  к самим себе.

Каждый из нас изначально, по своей природе, исследователь.  Первоначальным мотивом к исследованию выступает любознательность.

В жизни человека исследование выступает универсальной способностью, выступая основой познания мира и себя в нем.  Социальные отношения, традиции – все это формирует представление о незыблемости и неизменности мира.  Внутреннее стремление к определенности во многом тормозит изначальное стремление к свершению открытий.  Внешняя среда, в свою очередь, предъявляет четкую систему нормативов, догматики и незыблемых знаний.  Поиск ответов возрождает активную исследовательскую позицию по отношению к проблемам.  Прекращая реагировать с исследовательской позиции на разнообразные житейские ситуации, мы становимся неготовыми к значимым жизненным изменениям.

  1. Научное исследование: его сущность и особенности

Исследование в обыденном употреблении понимается  преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Специфика научных исследований:

Объективность, воспроизводимость, доказательность, точность. Результат научной деятельности, как правило, материализован в описании реальности, прогнозировании развития процессов и последствий событий.  Существует это чаще всего в форме текстов, содержащих словесные описания, формулы и другие способы выражения выявленных законов.

Основные характеристики науки как  системы знаний – полнота, достоверность, систематичность.  Наука как вид деятельности характеризуется методом. Новые знания можно получать разными путями: через обыденный опыт, умозрение, веру, интуицию, откровение и др. В науке единственно допустимым является научный метод (совокупность приемов и операций эмпирического и теоретического исследования действительности, признаваемых научным сообществом).

Отличие научного исследования от других видов исследовательской практики:

  1. присутствует стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного.
  2. измерять все то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному.
  3. всегда определять место изучаемого в системе известного.

Особенности научного познания:

  • Систематизированность (существование в обобщенном виде, в виде теорий)
  • Наличие методологии (обоснование применяемых приемов)
  • Формализация (язык науки, фиксация знаний в виде точных понятий, принципов, законов)

Уровни осуществления научного знания:

Эмпирический (сбор опытных данных, их первичная систематизация, создание понятий)

Теоретический (обобщение понятий в категории, формулировка принципов и законов, создание научных теорий) Категории – общие понятия, в которых отражены существенные свойства предметов и явлений.

Наука – синоним знания.

Наука – одна из форм общественного сознания наряду с религией, моралью, искусством, правом.

Наука – это особая область жизнедеятельности общества, содержанием которой является познание существующего мира.

  1. Применение логических законов и правил в научной работе.

Закон тождества – предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным, т.е. А есть А (А=А), где А – мысль. Все понятия и суждения должны носить однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределенность (подмена понятий)

Закон противоречия – качественная определенность вещей и явлений, относительная устойчивость их свойств (если предмет А имеет определенное свойство, то в суждениях об этом предмете мы обязаны утверждать это свойство, не приписывать то чего нет)

Закон исключенного третьего – из двух противоречивых друг другу суждений одно истинно, а другое ложно, третьего не дано (А есть либо В, либо не В), требует последовательности в изложении фактов и не допускает противоречий.

Закон достаточного основания – всякая истинная мысль имеет достаточное основание.  Достаточным основанием какой-либо мысли может служить любая другая мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли.  Всякое суждение должно быть достаточно обоснованным – достаточно оснований.

4. Особенности ученического исследования

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированная, исходя из принятых в науке традиций: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные выводы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Условие проектной деятельности – наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципа отбора методик, планирования хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.  Является организационной рамкой исследования.

Учебное исследование и научное исследование

Цель учебной исследовательской деятельности – приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).  Научное исследование – главная цель получение объективно нового результата.

Главным результатом ИД является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

 Главная цель проектирования – реализация проектного замысла (средства: исследование, конструирование, организация)

Главная цель исследования – уяснение сущности явления, истина (средства: проектирование, конструирование, организация).

В исследовательских ученических задачах исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов. В научных задачах присутствует много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно.

Стандарты представления исследования: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья.

Типы ученических работ:

Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.  Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления.  Могут иметь элемент научной новизны.  Отсутствует корректная методика исследования.

Исследовательские  - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делаются анализ и выводы о характере исследуемого явления.  Особенность – неопределенность результата, который могут дать исследования.

Исследовательская деятельность – особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе поискового поведения. Включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы ее осуществления.

Исследовательские способности – индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.

Способы и приемы ИД

  • умение видеть проблемы
  • вырабатывать гипотезы
  • наблюдать
  • проводить эксперименты
  • давать определения понятиям и др.

Урок (Занятие) № 2   

Подготовка ученического исследования

Подготовка ученического исследования

2 часа

  1. Стадии подготовки работы
  2. Актуальность исследования и выбор темы
  3. Обоснование целей и задач исследования, гипотеза.
  4. Основные понятия научно-исследовательской работы.

  1. Стадии подготовки работы

Общая схема научного исследования

  1. Обоснование актуальности выбранной темы.
  2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
  3. Определение объекта и предмета исследования.
  4. Выбор метода (методики) проведения исследования.
  5. описание процесса исследования.
  6. Обсуждение результатов исследования.
  7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Этапы учебного исследования:

  • выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования),
  • выдвижение гипотез,
  • поиск и предложение возможных вариантов решения,
  • сбор материала,
  • обобщение полученных данных,
  • подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и т.д.),
  • защита проекта.

В процессе  подготовки работы учащийся  обычно проходит несколько стадий: подготовка, проведение исследования, оформление, защита.

        Первая стадия заключается в выборе предмета (темы) исследования, в отборе и обработке оригинальной литературы по теме исследования, в подготовке объекта для исследования

        Вторая – наиболее существенная, продолжительная и трудоемкая стадия работы включает сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории, выявление закономерностей в исследуемом явлении, получение в результате проведенного исследования новых для науки и полезных для практики фактов.

        Третья – завершающая исследование стадия заключается в изложении задач, методов и результатов исследования, то есть в литературном оформлении работы.

        Четвертая – самая ответственная стадия – это подготовка и написание текста и непосредственно сам процесс защиты работы.  На защите учащийся в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию.

        Еще в начале работы при формулировке темы и составлении плана нужно суметь мысленно  хорошо представить уже выполненными  все четыре стадии, уметь увидеть свой путь в перспективе.  При хорошем планировании исследования перечень работ, составленный вначале, в конце превратится в оглавление работы. Отсюда следует, что третью и четвертую стадию необходимо начинать одновременно с первой и второй и чтобы они шли параллельно.

  1.         Актуальность исследования и выбор темы

Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования.  Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении.  

        Заглавие должно быть кратким и по возможности давать максимум информации о ее содержании. Правила выбора темы исследования:

  • тема должна быть интересна ученику, должна увлекать его (суметь услышать, понять, почувствовать интересы ученика – сложная педагогическая задача),
  • тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования ( подвести ученика под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения, навыки - сложная педагогическая задача),
  • тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления,
  • тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. Объяснение актуальности должно быть немногословным.  Главное показать суть проблемной ситуации.  Формулировка проблемной ситуации – важная часть введения. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов.

Проблема возникает тогда, когда старое знание обнаружило свою несостоятельность, а новое еще не приняло развитой формы. Проблема  в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение.  Они в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска с особенности. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Работы, посвященные широким темам, поверхностны; узким – прорабатываются более глубоко и детально.

        Перед выполнением исследования необходимо составить календарный план работы на весь период (перечень этапов работы и сроки их исполнения).

  1. Обоснование целей и задач исследования, гипотеза.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.)

Далее определяются объект и предмет исследования.  Объект – это процесс или явления, избранное для изучения.  Предмет – то, что находится в границах объекта (общее и частное).  В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

Методы исследования служат инструментом добывания фактического материала.

Описание процесса исследования – основная часть работы.  Здесь же освещаются методика и техника.

Начинать надо с того, что нужно четко сформулировать цель исследования, поставить вопрос, на который вы хотите получить ответ.

Цель должна быть:

  1. конкретной;
  2. доступной.

Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только вам, но и еще какому-то кругу людей.

Работа должна быть вам интересной.  Начинать надо обязательно с частных вопросов, затем уже переходя к более общим.

Гипотеза (др.греч. hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.

Выдвижение гипотез, предположений, нетрадиционных идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие, в конечном счете, прогресс в любой сфере.

Как рождается гипотеза:

Проблема (собираются и анализируются отдельные факты, источником их являются наблюдения, предшествующие эксперименты (пилотажные), размышления и др., эти факты позволяют увидеть что-то необычное, неожиданное: неясности, несоответствия, нарушения в цепи предшествующих доказательств и др. – в результате выявляется множество проблем и для решения каждой проблемы вырабатывается ряд гипотез.

Гипотеза(ы) возникают как возможный вариант решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования.  Построение гипотез – основа процесса творческого мышления.  Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем, а затем в ходе мыслительных и реальных экспериментов, оценивать их вероятность.  Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.  Ценность данных предположений в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений.

Поиск и предположение возможных вариантов решения.

Следует учить вникать в проблему, воспитывать способность предлагать интересные, необычные идеи и учиться их разрабатывать.  Способы решения проблем во многом зависят от выбранной темы.  Надо помочь ученику найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные.  После чего надо сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

4. Основные понятия научно-исследовательской работы

Приступая к проведению научно-исследовательской работы, следует прежде всего усвоить язык, на котором ученые общаются между собой. Язык науки весьма специфичен.От владения понятийным аппаратом зависит, насколько точно, грамотно и понятно исследователь может выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт.

Аналогия – рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.

Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы.

Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Идея – определяющее положение  в системе взглядов, теорий и т. п.

Индукция – вид умозаключения от частных фактов, положений, к общим выводам.

Информация:

Обзорная – вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;

Релевантная – информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;

Реферативная – вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;

Сигнальная – вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;

Справочная - вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.

Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.  Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.

Категория – форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.

Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения

Метод исследования – способ применения старого научного знания для получения нового.  Является орудием получения научных фактов.

Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно- исследовательской деятельности.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.  Одна из форм общественного сознания.

Научная тема – задача научного характера, требующая проведения научного исследования.  Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.

Научная теория – система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.

Научное исследование – целенаправленное познание результаты которого выступают в виде системы понятий, законов, теорий.

Научное познание – исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное – методами получения и проверки новых знаний.

Научный доклад – научный документ, содержащий изложение научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати лили прочитанный в аудитории.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Понятие – есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними.

Проблема – крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований.

Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.

Суждение – мысль,  с помощью которой что-либо утверждается.

Урок (Занятие) № 3    

Проведение ученической исследовательской работы

Проведение ученической исследовательской работы

2 часа

  1. Основные разделы ученической исследовательской работы, план.
  2. Выбор методики и материала исследования.
  3. Систематизация материала.

  1. Основные разделы ученической исследовательской работы, план

После детального изучения всей научной литературы по теме исследования и окончательного обсуждения результатов собственного исследования начинается стадия литературного оформления работы – ее написание.  Прежде всего следует составить развернутый план, предусматривающий последовательность изложения и  всю расстановку материала.  Исследовательская работа, как правило, пишется по следующему плану:

  1. Введение.
  2. Литературный обзор.  Постановка задачи.
  3. Методика исследования
  4. Результаты исследования
  5. Заключение
  6. Список литературы.

Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы 

        Введение – очень важная часть работы.  Во введениии должны быть четкие ответы на следующие вопросы:

  1. Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения?
  2. Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи?
  3. Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?

Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.

В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

В список литературы в алфавитном порядке заносятся публикации, издания и источники, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.

  1. Выбор методики и материала исследования.

Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования.

        В основе выбранной методики может лежать:

  • эксперимент
  • наблюдения (сходных наблюдений должно быть несколько, повторение неоднотипных наблюдений не только не имеет смысла, но может привести к ошибкам). Любые наблюдения, результаты любых опытов должны быть документированы, то есть оформлены письменно.

Любая обработка первичных научных данных сводится к концентрации информации в максимально сжатом виде.  Обычно результаты опытов или наблюдений можно представить в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, которые позволяют легко заметить определенные тенденции, уловить какие-то закономерности.

Работа с таблицами, графиками, диаграммами нужна не только для того, чтобы представить ваш материал читателю.  Она помогает самому исследователю глубже вникнуть в существо данных, сделать какие-то выводы.

Закончив обработку материала, сделав определенные выводы, получив ответы на поставленные вопросы, можно приступить к заключительному этапу исследования – оформлению полученных результатов в виде научного отчета.

Использование методов научного познания.

Общие методы научного познания

  1. эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент)
  2. используемые как на эмпирическом уровне, так и на теоретическом (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.)
  3. теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.)

 Методы эмпирического исследования.

Наблюдение – активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.

Требования к наблюдению:

  1. планомерность
  2. целенаправленность
  3. активность
  4. систематичность

Сравнение – позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.

Требования к сравнению:

  1. сравниваться должны только лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность.
  2. для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным существенным признакам

Пути получения информации при сравнении:

  1. она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения
  2. часто главной целью сравнения является получение вторичной, или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных (умозаключение по аналогии)

Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.  Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Эксперимент – частный случай наблюдения.  Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях.

Преимущества экспериментального изучения объектов:

  1. в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления  «в чистом виде»
  2. эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях
  3. важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.

Эксперимент может осуществляться с объектом или с моделью.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и одновременное выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к получению результата, т.е. к абстракции.

Анализ – метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части.

Синтез – соединение полученных при анализа частей в нечто целое

Восхождение от абстрактного к конкретному -  всеобщая форма движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении.

  1. переход от чувственно-конкретного к его абстрактным определениям.  Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений
  2. восхождение от абстрактного к конкретному. Движение мысли от абстрактных определений объекта к конкретному в познании.  Восстанавливается исхлдная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности – но уже в мышлении.

Изучать в научном смысле – это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее.

Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки – это важнейшие факторы научного исследования.

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов, теорий.

Признаки научного исследования:

  • целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач
  • процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов
  • характеризуется систематичностью (в системе процесс исследования и его результаты)
  • строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Требования к научному методу:

  1. Детерминированность, т.е. обусловленность закономерностями как самого объекта, так и познавательной деятельности.
  2. Заданность метода целью исследования.
  3. Результативность и надежность (результат с высокой степенью вероятности).
  4. Экономичность метода.
  5. Ясность и эффективная распознаваемость.
  6. Обучаемость методу.

Лонгитюдный метод – связан с многократным обследованием одних и тех же объектов в течение продолжительного времени.

Эмпирический метод – все способы получения и добывания научных фактов:

  • обсервационные (наблюдение, самонаблюдение)
  • диагностические
  • экспериментальные и др.

Методы обработки данных

Количественные – с целью выразить в числовых характеристиках различные стороны явлений или связи между ними:

  • Шкалирование – отображение какого-либо свойства объекта или явления в числовом множестве.
  • Корреляционный анализ – установление попарной зависимости переменных.
  • Факторный анализ – установление и выявление скрытых для исследования факторов, по отношению к которым первичные эмпирические показатели гипотетически считаются производными.

Качественной обработки эмпирических данных на основе заданных критериев

  • классификация
  • дифференциация
  • категоризация

Виды исследований:

Пилотажное – пробное исследование, которое предшествует основному исследованию и организуется с целью проверки качества его подготовки. В ходе его уточняется гипотез и задачи, часто формулируются новые гипотезы.

Панельное (повторное) – изучение изменений, происходящих в объектах в течение определенного промежутка времени.  Позволяет осуществлять причинный анализ и анализ воздействия.

Лонгитюдное – продолжительное (соц-пед, соц-псих), направленное на фиксацию и описание всех этапов развития личности в процессе жизнедеятельности.

Полевое -  опрос на местах, в естественных условиях, в условиях повседневной жизни.

Монографическое – подход (метод) в исследовании явлений и принципов, при котором в качестве основного объекта выступает целостная относительно самостоятельная система, с наибольшей полнотой рассматриваемая в едином логико-монологическом плане и отличается выраженной теоретической направленностью. Сосредоточенность на изучении отдельного вопроса или проблемы.

Экспериментальное (естественно-научное, лабораторное, экспериментальное и др.)

Этапы эксперимента

  • констатирующий
  • созидательный
  • корректирующий
  • контрольный

Эксперимент – специально поставленный опыт в определенных условиях, которые содержат оптимальные возможности для объекта исследования, соответствующие замыслу эксперимента.

  1. создание таких условий
  2. создание экспериментальной модели, которая в ходе апробации даст оптимальный результат.

Педагогический эксперимент – модель наиболее совершенного пед. процесса, в котором достигается наивысшая эффективность.

 

Виды эксперимента

Лабораторный – для специального изучения отдельных вопросов с участием испытуемых, отобранных в процессе массового эксперимента.

Реализация лаб. эксперимента – создание специальных условий и групп испытуемых по параметрам, выявления которых требует гипотеза (внедрение обучающих программ). После лаб. корректировки обучающая программа апробируется на большом числе испытуемых, а затем может быть рекомендована для внедрения в практику.

  • эксперименты, осуществляющие эмпирическую проверку гипотезы или теории
  • эксперименты поискового плана, в ходе которого происходит сбор необходимой эмпирической информации или уточнение предложенного.

Полевой – модификация лабораторного с применением портативной техники, позволяющей проводить опыты в широком масштабе за пределами лаборатории.

Формирующий (созидательный) – создание модели исследуемого (пед. процесса с заранее заданными его характеристиками).  Модель может быть использована для массовой проверки изучаемых особенностей пед. процесса. Цель – совершенствовать методы, приемы, организационные формы учебного процесса, вводить в него новое содержание.

Этапы:

Констатирующий – для констатации имеющейся модели, явления в практике, который необходимо изучить.

Формирующий (конструирующий) – уточняет гипотезу исследования, после чего проводится констатация количественных и качественных различий опытных и контрольных групп

3. Систематизация материала

В начале работы ознакомление с имеющимися в литературе данными помогает обосновать и понять важность и необходимость намечаемого исследования, четко сформулировать его задачу, а также выбрать оптимальную методику исследования.  В процессе работы каждый ученик должен приобрести навык работы с научной литературой, научиться четко и обоснованно выражать свои мысли, а также мотивированно отвергать чужие.

        В процессе ознакомления с литературой необходимо делать записи библиографических сведений, составить картотеку.  Если возникнет необходимость, то из картотеки можно быстро выделить материалы, относящиеся к определенному разделу будущей работы.  Карточки можно расположить по разделам работы.

        После того, как выявлена необходимая для изучения литература по теме исследования следует приступить к сбору и систематизации сведений по теме.

        Самым трудоемким этапом работы с литературой является детальное изучение и анализ данных, приводимых в публикациях по теме исследования.  Основная задача изучения научной литературы – из гущи сведений отбирать и выписывать самое значительное, отбрасывая второстепенное.  Выписки делают для того, чтобы использовать их в дальнейшем при литературном оформлении и защите работы.  Их следует делать так, чтобы в будущем не нужно было обращаться к оригиналу.  Наличие выписки позволяет также быстро восстановить в памяти прочитанное.

         Из каждой статьи нужно выписывать только принципиальные мысли и положения, оригинальные цифровые данные, отмечать установленные закономерности.  При этом не следует принимать на веру все то, что пишет автор.

        Не нужно ударяться и в другую крайность – выписывать лишь то, что соответствует собственным мыслям и представлениям.  Важно систематизировать факты, сопоставляя данные разных авторов, выявляя новые закономерности и объяснять их.

        Краткое содержание статьи (мысли ее автора) надо стремиться выражать своими словами.  Если это не удается, значит, мысли автора остались непонятными, и нужно прочитать текст еще раз.  Краткая форма записи требует четких формулировок законченных положений.  Поэтому, прежде чем записать мысль, необходимо обдумать ее формулировку: надо больше думать, чем писать.

        После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения.

        Знакомство с литературой не только избавит вас от опасности сделать работу, кем-то уже выполненную, но и поможет уточнить задачу исследования и разработать его план.

         Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы сколько времени у вас уйдет.

        

Урок (Занятие) № 4

Написание и оформление ученической исследовательской работы

Написание и оформление ученической исследовательской работы

2 часа

  1. Выбор литературных источников и их обзор

2.Оформление сносок и цитат в работе

  1. Составление библиографического списка

  1. Выбор литературных источников и их обзор

Написание литературного обзора является творческим процессом и представляет собой одну из форм научно-исследовательской работы.  Обзор – это систематизация и обобщение всех сведений, содержащихся в оригинальных научных работах по определенной тематике.  Написанию обзора нужно уделить не меньше внимания, чем изложению собственного материала.

         В литературном обзоре нужно проанализировать литературные данные, оценить их достоинства и недостатки, показать общее состояние дел в исследуемой области науки к моменту начала работы, обосновать актуальность, целесообразность и четко сформулировать задачу собственного исследования.

        Отсутствие в тексте, рисунках и таблицах литературного обзора ссылок на первоисточники снижает уверенность в достоверности данных, приведенных в литературном обзоре, даже при обширном списке использованной литературы.  Следует помнить, что обзор должен быть предельно лаконичен и фактографичен.  Его объем не должен превышать одной трети объема всей работы.

        Литературный обзор должен заканчиваться четкой, ясной и обоснованной формулировкой цели исследования.  Необходимо обосновать также выбор объекта исследования, указав пути разрешения стоящих задач.

        Во всех случаях методика исследования должна быть описана так, чтобы любой исследователь при желании мог повторить эти исследования и получить такие же результаты.

        В выводах приводится перечень, полученных оригинальных результатов, и оценивается их значение для науки и практики.

        Сведения, полученные из литературы, должны быть изложены словами автора.  Если необходимо процитировать какую-то фразу дословно, цитируемый текст берут в кавычки и указывают точно, откуда он взят.

        Не надо в обзоре литературы писать все, что знаешь; следует приводить только те сведения, которые имеют прямое отношение к теме и задаче исследования.

        В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств. В этой главе можно наметить основные направления, по которым следовало бы ее продолжить.

2.Оформление сносок и цитат в работе

Начинающему исследователю следует помнить, что хорошие знания еще не гарантируют успеха представляемой в письменном виде исследовательской работы.  Умение оформлять результаты научно-исследовательской работы не приходят вместе со знаниями. Этому надо учиться специально.

        Задача оглавления – служить путеводителем по работе, и его надо составлять так, чтобы оно соответствовало этому назначению.  Поэтому в оглавление надо включить все заголовки работы: введение, главы, параграфы, подпараграфы в соответствии с текстом.

        Все данные, необходимые для отыскания источника, приводятся в ссылках в строгой последовательности, с необходимой полнотой библиографического описания и с единообразными сокращениями и пунктуацией.

При описании книги элементы библиографического описания указываются в следующем порядке:

Фамилия и инициалы автора; точка;

Полное и точное заглавие (в том виде, в каком оно дано на титульном листе, без кавычек), точка и тире;

Место издания, точка и двоеточие;

Название издательства, запятая;

Год издания, запятая;

Номера страниц, на которые представлена ссылка в работе.

Пример.

При описании статьи из сборника указываются:

Фамилия и инициалы автора (авторов) статьи, точка;

Заглавие статьи, точка и тире;

Место издания, запятая;

Название издательства, запятая;

Год издания, запятая;

Номера страниц начала и конца статьи, точка.

Пример.

При описании журнальной статьи указываются:

Фамилия и инициалы автора (авторов) статьи, точка;

Заглавие статьи на языке оригинала, точка, тире;

Название журнала (в принятых сокращениях), запятая;

Год издания, запятая;

Выпуск или номер, запятая;

Номер страниц начала и конца статьи, точка.

Пример.

Окончательное оформление результатов исследования - один из самых трудных и важных этапов работы.  Задача этого этапа – описать полученные результаты и выводы в такой форме, чтобы они были понятны читателю и убедительны для него.

3. Составление библиографического списка

Урок (Занятие) № 5  

Представление и защита

ученической исследовательской работы

Представление и защита ученической исследовательской работы

2 часа

1.Формы представления исследовательских работ

  1. Основные правила подготовки и написания доклада, тезисов.
  2. Публичное выступление и защита работы

1.Формы представления исследовательских работ

В период подготовки и проведения исследования, а также написания  работы ученик должен не только закреплять и расширять свои теоретические знания, но и всесторонне и глубоко изучать одну узкую область науки, связанную с избранной им темой исследования, развивать качества и приобретать навыки, необходимые для проведения самостоятельной научно-исследовательской работы.

        Представленная для защиты на конференцию работа должна иметь определенную завершенность и самостоятельность, содержать элементы научного исследования: новые факты и новое освещение уже известных фактов, систематизацию и обобщение данных, относящихся к теме исследования.

        Результаты исследования должны быть оформлены в виде четких и ясных выводов.  Работа должна быть написана грамотно и хорошим литературным языком.

Выполненная работа должна соответствовать четкой форме представления материала. Это необходимо для того, чтобы все были в равных условиях; кроме того, современная научная система предъявляет очень жесткие требования к представлению и оформлению материалов.

Исследовательская работа должна демонстрировать соответствующие знания и умения в области конкретных предметов, способность фиксировать межпредметные связи и строить целостную работу на интеграционной основе; умение работать с первоисточниками, использовать различные методы исследования, способность к систематизации и структурированию полученного материала; умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные умозаключения; давать качественную оценку событиям и явлениям.

  1. Основные правила подготовки и написания доклада, тезисов.

Представленная работа должна сопровождаться краткими тезисами. Объем материала - 1 страница печатного текста.  Название работы печатается крупным шрифтом, ниже, отступив 2 интервала, указывается Ф.И.О. автора и место его учебы; ниже, отступив 2 интервала набирается текст тезисов.

Требования к оформлению работы

  • Работа сдается  на дискете и в печатном виде (через 1,5 интервала, размер шрифта – 12), с нумерацией страниц, на одной стороне листа. Размер полей: сверху и снизу - 2,5 см, слева - 3 см, справа - 2,5 см. В исключительных случаях допускается рукописный текст доклада.
  • Напечатанная работа в сопровождении иллюстраций (чертежи, графики, таблицы, фотографии) представляет собой описание исследовательской (творческой) работы. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
  • Объем представленного текста, включая формулы и список литературы, не должен превышать 50 стандартных страниц.
  • Напечатанная работа и иллюстрации скрепляются вместе с титульным листом. Титульный лист содержит название конференции, название работы, сведения об авторах (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность, место работы). На первой странице сначала печатается название работы, затем посередине - фамилии авторов, ниже - название учебного заведения, класса, далее основной текст, список литературы. Сокращения в названии работы не допускаются.

Доклад должен содержать основные результаты, проведенного исследования в краткой форме. В докладе должны присутствовать те же составляющие, что и в работе (вступление, основная часть, заключение – выводы).  На выступление отводится не более 10 минут.  После доклада предусмотрены ответы на вопросы. Необходимой частью является выступление рецензента или зачитывание его рецензии на данную работу. При защите работы  автор должен соединить в органическое целое раскрытие актуальности темы, краткое изложение содержания и проблем, поставленных в исследовании, необходимо удовлетворительно ответить на вопросы членов жюри и участников секции.

В докладе должно быть уделено внимание следующим моментам:

  • Актуальность решаемой проблемы.
  • Сравнение старых и предполагаемых методов решения проблемы.
  • Знание современного состояния проблемы.
  • Причины использования предлагаемых методов (эффективность, точность, простота и т.д.)
  • Предложения по практическому использованию результатов.
  • Реферативная работа должна носить аналитический характер. В ней должны содержаться собственные выводы автора, имеющие научное или практическое значение.

           3. Публичное выступление и защита работы

Доклад выступающего ограничен во времени.  На него отводится не более 10 минут, которые следует использовать рационально, излагая только главные моменты своей работы.

Целесообразней всего доклад построить следующим образом.  В начале выступления основное внимание акцентировать на актуальности избранной темы исследования и в краткой форме сформулировать ее цель.  Затем в краткой форме остановиться на особенностях  использованной методики.  

Остальное время необходимо для изложения и анализа результатов собственных исследований.  Выступление может сопровождаться иллюстрациями, таблицами, графиками.

В конце выступления необходимо очень кратко и четко перечислить то новое и важное, что сделано в докладываемой работе.

На вопросы, заданные после выступления, и замечания рецензента следует отвечать кратко, конкретно, но обстоятельно.  Качество ответа в значительной степени зависит от правильности понимания вопроса.  Если вопрос не вполне понятен, то надо попросить уточнить его.

Отзывы руководителя и рецензента

Руководитель проверяет окончательный вариант работы, подписывает ее и пишет отзыв о работе. Он может быть произвольной формы, но должен содержать исчерпывающие ответы на следующие обязательные вопросы.

  1. В какой степени учащийся приобрел навыки отбора и обработки научной литературы?
  2. Какова была степень самостоятельности учащегося в период проведения исследования и обработки его результатов?
  3. Приобрел ли учащийся навыки оформления научной работы?
  4. Проведено ли самостоятельное исследование?
  5. Какова общая оценка работы?

Рецензия может иметь произвольную форму, но должна содержать краткие и исчерпывающие ответы на следующие вопросы:

  1. Актуальна ли работа?
  2. Содержит ли работа оригинальные научные или интересные для практики результаты?
  3. Какие положительные стороны и недостатки имеет работа?
  4. Отвечает ли  литературное оформление работы требованиям, предъявляемым к оформлению?
  5. Обнаружил ли учащийся достаточную теоретическую подготовку и умение  использовать свои знания при решении конкретных практических задач?
  6. Имеет ли работа реальную научную и практическую ценность?
  7. Какова общая оценка работы?

Непременным качеством каждого культурного человека является способность к приобретению навыка познания мира с помощью исследования. Для учебно-исследовательской деятельности главной задачей является образование учеников средством организации научного исследования и возможность показать ребятам широту и многообразие мира через одно какое-то явление, а для научно-исследовательской - получение объективно нового знания.  Весьма важным является приобщение учеников к ценностям и традициям российской научной школы, выразителями которых являлись многие крупнейшие русские ученые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка системы социальных проектов "Проектная деятельность как средство воспитания коммуникативной культуры учащихся"

Методическая разработка представляет собой описание опыта реализации системы социально значимых проектов по изучению русской культуры и культур стран ближнего зарубежья....

Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении орфографии. 6 - 7 классы."

      Повышение орфографической грамотности учащихся и по сей день остаётся основной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе.     ...

Научно-методическая разработка. Статья "Триединая задача проектной деятельности". Апрелев В.Е.

      По роду профессиональной педагогической деятельности мне пришлось вплотную заняться изучением методической и различной другой литературы, посвященной организации и выполнен...

Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания"

Сущность методической разработки заключается в повышении уровня обученности и качества знаний обучающихся на основе активизации познавательной деятельности учащихся на уроке....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Метод исследовательских проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информ...

Методическая разработка "Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций".

Считаю целесообразным обращение учителей математики к научно-исследовательской и проектной деятельности. Она  способствует развитию математических способностей у учащихся, прививает интерес к пре...