Урок по теме «Налоги». 6 класс
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Федореева Анна Сергеевна

Урок по теме «Налоги». 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nalogi.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Налоги»

 Эпиграф к уроку:
О чем нельзя забывать, так это о простой истине:

все, что государство нам дает,

оно сначала должно забрать. 

Джон С. Колеман

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая.

Методы урока: словесные, практические, наглядные.

Цели урока:

  • образовательные: дать определение понятию налоги, познакомить учащихся с  видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе, доказать необходимость уплачивать налоги;
  • развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления, уметь применять полученные знания на практике;
  • воспитательная: формирование правильного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина, прививать уважение к законодательству России, воспитывать в учащихся чувство необходимости уплаты налогов и гражданской ответственности.

Оборудование: мультимедийная  презентация

Ход урока        

План

  1. Налоговая политика
  2. Виды налогов
  3. Системы налогооблажения
  4. Принципы налогооблажения
  5. Функции налогов
  6. Уровни налогов
  7. Налоговые льготы

1. Организационный момент.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель читает эпиграф:

 О чем нельзя забывать, так это о простой истине:

все, что государство нам дает,

оно сначала должно забрать. 

Джон С. Колеман

Как эпиграф связан с темой нашего урока? 

И так, вы уже поняли, что тема нашего урока – налоги. Записываем в тетрадь тему «Налоги»

Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы сегодня с вами должны

составить об этом свое собственное мнение и выразить его с помощью весов, где на одну чашу вы соберете аргументы в пользу налога, а на другую – против.

Сегодня на уроке мы будем работать в группах.  Их будет 3.

Учитель: наш урок будет продолжением  уже ранее начатого разговора о государственном бюджете. Налоги являются основным источником поступлений в государственный бюджет.

Я считаю, что проблема уплаты налогов очень актуальна для нас, молодого поколения, потому что именно от молодёжи зависит будущее нашей страны, а, значит, и наше будущее.

Учитель:  рано или поздно с проблемой уплаты налогов сталкивается каждый. Как уплата налогов связана с Конституцией? Найдите статью подтверждающую это. 

Статья 57

 

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Таким образом, уплата налогов является  обязанностью гражданина Р.Ф.

 В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из

самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом

словаре Брокгауза и Ефрона.

 Перед каждой командой лежит конверт. Вам необходимо составить определение понятия

«налог» из набора слов. Время работы 1 минута.

Налоги - принудительные периодические платежи граждан из их имуществ и доходов,

идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Выслушиваются определения, составленные каждой группой.

А теперь сравним с первоисточником.

Обратимся же к современному законодательно установленному определению налогов . Я прошу группы открыть листы с фрагментом из Налогового Кодекса.

  Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (статья 8 Налогового Кодекса РФ). 

Определение  записываем в тетрадь.

А как вы думаете, когда появились налоги?

Предполагаемый ответ ученика.

Поначалу налоги платили только побежденные народы и низшие слои населения. Основным источником доходов княжеской казны  в 9 веке была дань. Это был, по сути, систематический  прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в  Киеве  занялся  установлением дани  с  подвластных  племен.  Дань  взималась  двумя  способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею. Косвенное налогообложение существовало  в  форме  торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз  через  реку, за право иметь склады. После татаро-монгольского  нашествия  основным  налогом  стал «выход», взимавшийся сначала баскаками -  уполномоченными  хана,  а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой  мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в  своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме  «выхода»  было  еще  несколько  ордынских  тягот. В результате, взимание  прямых  налогов  в  казну  самого   Русского государства  было  уже  невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была  прекращена Иваном III  (1440-1505)  в  1480  г.,  после  чего  вновь  началось создание финансовой  системы Руси. В  качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных  крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги.  Для определения размера прямых налогов служило «сошное письмо», которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых  были  таможенные  и  винные.

Петр I развернул борьбу с традицией носить длиннополую одежду (кафтаны) и длинные бороды. При Петре I был введен "Бородовой знак", который представлял собой металлический жетон, выдаваемый после уплаты особой пошлины за право носить бороду. На жетоне были выбиты надписи: на одной стороне – "Деньги взяты", на другой – "Борода - лишняя тягота". Пошлина была настолько велика, что желающим сохранить свою бороду приходилось сильно раскошелиться. Дворяне платили за бороду 60 р., Первостатейные купцы - 100 р., рядовые торговцы - 60 р. Горожане - 30 р. Крестьяне 2 деньги (1 копейка) при въезде в город и выезде из него. Россия всегда "славилась" своими дорогами. Петр I в 1705г. принял решение привести в порядок московские улицы. Деревянные мостовые заменялись каменными плитами в Кремле и Китай-городе, а остальная Москва мостилась мелким камнем.

С дворцовых, архиерейских, монастырских земель и вотчин со служилых людей взимался камень (количество камня зависело от количества крестьянских дворов). С первого десятка дворов брали один камень размером с аршин (71,12 см), со второго – по два камня по пол-аршина, а с третьего – аршинный кубик мелкого камня размером не меньше гусиного яйца. Купцы и крестьяне, приезжая в Москву для торгов, должны были привозить с собой по 3 камня с гусиное яйцо и песок. "С мира по камню – Москве мостовая".

 Соляной бунт вспыхнул в Москве в июне 1648г. Администрация города установила дополнительный грошовый налог на соль. И попыталась ужесточить дисциплину по сбору недоимок, то есть неуплаченных налогов. А городская беднота и без того страдала от произвола корыстных чиновников, которые вымогали взятки. Терпение лопнуло. На сторону народа встали стрельцы. Потребовали от царя выдачи Леонтия Плещеева, он был судьей Земского приказа. Затем – создателя солевого налога Назария Чистова и фактически всех правителей государства: боярина Бориса Морозова, его шурина и дьяка Траханиотова. Дворы их были разгромлены. В Китай-городе и белом городе вспыхнул пожар. Тогда царь Алексей Михайлович, выйдя в Кремле к народу, обещал произвести следствие и наказать виновников.

Царь понял, что входить в конфликт с народом нельзя. Но самое главное – указом Алексея Михайловича "были отложены" взыскания недоимок и физические наказания за них. К концу августа бунт был подавлен, все главари наказаны.

Налог с плодовых деревьев при Хрущеве, введение которого привело к повсеместной вырубке садов.

Налоговая система РФ создана в 1990 году в сложных условиях становления рыночной экономики. С принятием в 1991 году закона «О налоговых органах РФ» были определены задачи, права и обязанности налоговых органов. В годы формирования налоговой системы всего насчитывалось более 50 видов налогов и сборов. На сегодняшний день существует 14 налогов и сборов.

В 1765г. термин "налог" употребил русский историк А. Поленов (1738–1816 гг.) в своей работе "О крепостном состоянии крестьян в России". А с XIX в. этот термин стал в России основным.

 

Учитель:  Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.…Как вы думаете, что общего во всем этом? Со всего этого в разные времена платили налоги. На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения.

 А субъектами будут являться физические и юридические лица.

Физическое лицо в налоговом праве — это человек, обладающий налоговой

дееспособностью. Это мы с вами, простые граждане, обладающие дееспособностью.

Юридические лица – это предприятия, объединения, учреждения, общественные

организации.

 Учитель:

В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже . Давайте их выделим и запишем в тетрадь.

  • часть доходов граждан или предприятий;
  • носит обязательный и принудительный характер;
  • выплата периодическая;
  • выплата в пользу государства;
  • размер и порядок уплаты определяются законом.

Учитель:

Налоговая политика — это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.

Работа с текстом №9
Прочтите текст и ответе на вопросы (отдельные тексты лежат на столах).

Работа с текстом учебника Л.Н.Боголюбова  «Обществознание» стр.50-52.

1. Прочитайте п.4  параграфа 4 учебник Л.Н.Боголюбова  и ответьте на вопросы:

I группа - Какие налоги платят фирмы и граждане? Дать им характеристику.

II группа - Проанализируйте таблицу налоговых ставок и ответьте на вопрос: «Влияет ли сумма уплачиваемых налогов на величину прибыли предприятия?»

III группа - Что показывает кривая американского экономиста А. Лаффера?

Выводы

Налоги подразделяются на прямые и косвенные.

  • Прямые налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, на финансовые операции).

Косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт)

НДС широко используется и в мировой практике. Он взимается более чем в 50 странах. Единственное из развитых государств, где такого налога нет – это США. В большинстве же стран НДС обеспечивает от 12 до 30 % государственных доходов.

Акцизы. Акцизы – это налоги на "греховное поведение". Подакцизные товары – сигареты, спиртные напитки. Акцизами облагаются и ювелирные изделия, ковры, меха, ГСМ. Налоговые ставки: а) 10 р. 50 к. за 1 л. вина шампанского и вина; б) 14 руб. за 1 шт. сигар; в) 14 р. за 1 л.с. легкового автомобиля с мощностью двигателя 90-150 л.с. (67,5-112,5 кВт); г) 2 460 руб. за 1 тонну автомобильного бензина с октановым числом до 80.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Объект налогообложения - все доходы, полученные в РФ и за ее пределами. Налоговые ставки: 9% - с дивидендов; 13% - на доходы резидентов; 30% - с нерезидентов; 35% - с выигрышей, призов выше 2 000 руб.

Единый социальный налог (ЕСН). Объект налогообложения - выплаты и иные вознаграждения за выполнение работ, оказание услуг. Налоговая ставка – 26%.

Работа с текстом ( Раздаточный материал)

 Можно выделить три системы налогообложения.

  • пропорциональный налог – сумма налога пропорциональна доходам работников;
  • регрессивный налог – налог тем выше, чем ниже доход;
  • прогрессивный налог – налог тем выше, чем выше доход

Работа в группах: сравнить системы налогообложения, выделить достоинства и недостатки прогрессивной, пропорциональной и регрессивной системы налогообложения. (1 группа – регрессивная система, 2 группа – прогрессивная, 3 группа – пропорциональная)

- преимущество пропорциональной системы (Россия)

1) простота расчёта и сбора налога

2) Выход многих доходов из «тени», легализация доходов

3) повышение активности работников в поиске дополнительных заработков, дополнительных доходов

4) Уравнение всех категорий налогоплательщиков в правах

5) Самая эффективная из всех систем, самая гуманная

- Недостатки

1) Не всегда отвечает принципу справедливости, т.к. если человек зарабатывает больше – он и должен больше платить.

- Преимущество прогрессивной системы (Франция)

1) прогрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц предполагает повышение налоговой ставки для лиц, имеющих высокие доходы, и, напротив, понижение налоговой ставки для лиц, с самыми низкими доходами.

2) прогрессивная шкала позволяет получить дополнительные средства в бюджет, с имущих граждан и направить их на финансирование социальных программ, в области здравоохранения, образования, поддержания неимущих

3) прогрессивная шкала позволяет усилить социальную функцию налогов, способствовать преодолению избыточного социального неравенства, снижению социального недовольства в обществе

4) прогрессивная шкала способствует росту ответственности состоятельных граждан, пониманию ими необходимости помогать тому обществу, которое обеспечило возможность получать высокие доходы и тд

- Недостатки

1) Стремление состоятельных слоев скрыть доходы

2) Отсутствие мотивации к развитию бизнеса  

3) Уклонение от налогов, возврат к серым зарплатам и теневому бизнесу

4) Увеличение безработицы

5) Уменьшение инвестиций

- Преимущество регрессивной системы

1) дополнительные средства в бюджет

- Недостатки

1) Усиление неравенства в обществе

2) Ухудшение материального положения граждан с низкими доходами  

Физкультминутка

 Функции налогов:
(слайд функции налогов)

Работа по группам: соотнести название с функциями налогов

  • фискальная – обеспечение финансирования государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений, библиотек и т.д.;
  • распределительная – перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе;
  • стимулирующая (антиинфляционная) – стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения;
  • социально-воспитательная – сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышенных налогов;
  • конкретно-учетная – осуществление учета доходов граждан, предприятий и организаций.

 По структуре и принципам построения налоговая система России, формирующаяся с 1992 г., в основном отражает общераспространенные в мировой практике тенденции.

Опираясь на Налоговый Кодекс составить таблицу по уровням налогов.

Уровни налогов

Федеральные   I

Региональные II

Местные III

• Налог на добавленную стоимость (НДС)

• Акцизы

• Таможенная пошлина

• Подоходный налог

• Налог на покупку валюты и др.

• Налог на имущество предприятий

• Лесной налог

• Плата за воду

и др.

• Земельный налог

• Курортный налог

• Налог на рекламу

• Налог на содержание жилого фонда и др.

На кого распространяются налоговые льготы (по налоговому кодексу)

Льготы имеют участники Великой Отечественной войны…

НК РФ Статья 407. Налоговые льготы 

1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

7) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

8) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца

9) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Высказывание точек зрения по группам.

Приближается 1 ноября-дата уплаты имущественных налогов. Я прошу вас представить рекламные ролики,  которыми вы должны убедить граждан о необходимости и важности уплаты налогов.

Представление рекламных роликов, которыми вы должны убедить граждан о необходимости и важности уплаты налогов.

Домашнее задание: параграф 5,с.51-53, параграф 8,с.86-87, написать сочинение по высказыванию«Налоги – это цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе". Американский писатель Оливер Уэнделл Холмс.

Закрепление: работа с рабочим листом

Рефлексия. 

Учитель: предлагает учащимся ответить на вопросы:

Зачем выплачивать налоги?

Если стоит, то зачем?

С какими новыми экономическими терминами мы познакомились и что они обозначают?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «Пасха» Класс: «3» «Методы организации коллективной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока:Определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «Пасха», музыкальная фонетика, формирование навыков работы в группе, сообща, при распределении между...

Презентация к уроку по теме "Налоги", 6 класс

Презентация к уроку экономики.Урок-изучение нового.Морцева Е.С., учитель экономики МБОУ СОШ № 19 с углублённым изучением отдельных предметов г. Заволжье Городецкого района Нижегородской области.Предме...

урок на тему "Семейства класса Однодольные растения" биология – 6 класс

знакомлю шестиклассников с типичными представителями семейств Лилейные и Злаки, их отличительными признаками, биологическими особенностями;вместе с учащимися выясняем их значение....

Разработка урока по теме «Решение задач с помощью рациональных уравнений, применяя метод подобия. ( первый урок по теме)» (8 класс)

На уроке показано, как для решения задачи можно применять подобие треугольников.Данная разработка урока содержит технологическую карту....

Урок по теме "Основные классы соединений". 8 класс

Методическая разработка урока развивающего контроля. Уроки развивающего контроля проводятся в соответствии с технологией деятельностного метода и предполагают два этапа: 1) проведение контрольной рабо...