Урок по теме «Налоги». 6 класс
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Налоги»
Эпиграф к уроку:
О чем нельзя забывать, так это о простой истине:
все, что государство нам дает,
оно сначала должно забрать.
Джон С. Колеман
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая.
Методы урока: словесные, практические, наглядные.
Цели урока:
- образовательные: дать определение понятию налоги, познакомить учащихся с видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе, доказать необходимость уплачивать налоги;
- развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления, уметь применять полученные знания на практике;
- воспитательная: формирование правильного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина, прививать уважение к законодательству России, воспитывать в учащихся чувство необходимости уплаты налогов и гражданской ответственности.
Оборудование: мультимедийная презентация
Ход урока
План
- Налоговая политика
- Виды налогов
- Системы налогооблажения
- Принципы налогооблажения
- Функции налогов
- Уровни налогов
- Налоговые льготы
1. Организационный момент.
2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Учитель читает эпиграф:
О чем нельзя забывать, так это о простой истине:
все, что государство нам дает,
оно сначала должно забрать.
Джон С. Колеман
Как эпиграф связан с темой нашего урока?
И так, вы уже поняли, что тема нашего урока – налоги. Записываем в тетрадь тему «Налоги»
Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы сегодня с вами должны
составить об этом свое собственное мнение и выразить его с помощью весов, где на одну чашу вы соберете аргументы в пользу налога, а на другую – против.
Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Их будет 3.
Учитель: наш урок будет продолжением уже ранее начатого разговора о государственном бюджете. Налоги являются основным источником поступлений в государственный бюджет.
Я считаю, что проблема уплаты налогов очень актуальна для нас, молодого поколения, потому что именно от молодёжи зависит будущее нашей страны, а, значит, и наше будущее.
Учитель: рано или поздно с проблемой уплаты налогов сталкивается каждый. Как уплата налогов связана с Конституцией? Найдите статью подтверждающую это.
Статья 57
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Таким образом, уплата налогов является обязанностью гражданина Р.Ф.
В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из
самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом
словаре Брокгауза и Ефрона.
Перед каждой командой лежит конверт. Вам необходимо составить определение понятия
«налог» из набора слов. Время работы 1 минута.
Налоги - принудительные периодические платежи граждан из их имуществ и доходов,
идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.
Выслушиваются определения, составленные каждой группой.
А теперь сравним с первоисточником.
Обратимся же к современному законодательно установленному определению налогов . Я прошу группы открыть листы с фрагментом из Налогового Кодекса.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (статья 8 Налогового Кодекса РФ).
Определение записываем в тетрадь.
А как вы думаете, когда появились налоги?
Предполагаемый ответ ученика.
Поначалу налоги платили только побежденные народы и низшие слои населения. Основным источником доходов княжеской казны в 9 веке была дань. Это был, по сути, систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады. После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги. Для определения размера прямых налогов служило «сошное письмо», которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные.
Петр I развернул борьбу с традицией носить длиннополую одежду (кафтаны) и длинные бороды. При Петре I был введен "Бородовой знак", который представлял собой металлический жетон, выдаваемый после уплаты особой пошлины за право носить бороду. На жетоне были выбиты надписи: на одной стороне – "Деньги взяты", на другой – "Борода - лишняя тягота". Пошлина была настолько велика, что желающим сохранить свою бороду приходилось сильно раскошелиться. Дворяне платили за бороду 60 р., Первостатейные купцы - 100 р., рядовые торговцы - 60 р. Горожане - 30 р. Крестьяне 2 деньги (1 копейка) при въезде в город и выезде из него. Россия всегда "славилась" своими дорогами. Петр I в 1705г. принял решение привести в порядок московские улицы. Деревянные мостовые заменялись каменными плитами в Кремле и Китай-городе, а остальная Москва мостилась мелким камнем.
С дворцовых, архиерейских, монастырских земель и вотчин со служилых людей взимался камень (количество камня зависело от количества крестьянских дворов). С первого десятка дворов брали один камень размером с аршин (71,12 см), со второго – по два камня по пол-аршина, а с третьего – аршинный кубик мелкого камня размером не меньше гусиного яйца. Купцы и крестьяне, приезжая в Москву для торгов, должны были привозить с собой по 3 камня с гусиное яйцо и песок. "С мира по камню – Москве мостовая".
Соляной бунт вспыхнул в Москве в июне 1648г. Администрация города установила дополнительный грошовый налог на соль. И попыталась ужесточить дисциплину по сбору недоимок, то есть неуплаченных налогов. А городская беднота и без того страдала от произвола корыстных чиновников, которые вымогали взятки. Терпение лопнуло. На сторону народа встали стрельцы. Потребовали от царя выдачи Леонтия Плещеева, он был судьей Земского приказа. Затем – создателя солевого налога Назария Чистова и фактически всех правителей государства: боярина Бориса Морозова, его шурина и дьяка Траханиотова. Дворы их были разгромлены. В Китай-городе и белом городе вспыхнул пожар. Тогда царь Алексей Михайлович, выйдя в Кремле к народу, обещал произвести следствие и наказать виновников.
Царь понял, что входить в конфликт с народом нельзя. Но самое главное – указом Алексея Михайловича "были отложены" взыскания недоимок и физические наказания за них. К концу августа бунт был подавлен, все главари наказаны.
Налог с плодовых деревьев при Хрущеве, введение которого привело к повсеместной вырубке садов.
Налоговая система РФ создана в 1990 году в сложных условиях становления рыночной экономики. С принятием в 1991 году закона «О налоговых органах РФ» были определены задачи, права и обязанности налоговых органов. В годы формирования налоговой системы всего насчитывалось более 50 видов налогов и сборов. На сегодняшний день существует 14 налогов и сборов.
В 1765г. термин "налог" употребил русский историк А. Поленов (1738–1816 гг.) в своей работе "О крепостном состоянии крестьян в России". А с XIX в. этот термин стал в России основным.
Учитель: Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.…Как вы думаете, что общего во всем этом? Со всего этого в разные времена платили налоги. На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения.
А субъектами будут являться физические и юридические лица.
Физическое лицо в налоговом праве — это человек, обладающий налоговой
дееспособностью. Это мы с вами, простые граждане, обладающие дееспособностью.
Юридические лица – это предприятия, объединения, учреждения, общественные
организации.
Учитель:
В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже . Давайте их выделим и запишем в тетрадь.
- часть доходов граждан или предприятий;
- носит обязательный и принудительный характер;
- выплата периодическая;
- выплата в пользу государства;
- размер и порядок уплаты определяются законом.
Учитель:
Налоговая политика — это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.
Работа с текстом №9
Прочтите текст и ответе на вопросы (отдельные тексты лежат на столах).
Работа с текстом учебника Л.Н.Боголюбова «Обществознание» стр.50-52.
1. Прочитайте п.4 параграфа 4 учебник Л.Н.Боголюбова и ответьте на вопросы:
I группа - Какие налоги платят фирмы и граждане? Дать им характеристику.
II группа - Проанализируйте таблицу налоговых ставок и ответьте на вопрос: «Влияет ли сумма уплачиваемых налогов на величину прибыли предприятия?»
III группа - Что показывает кривая американского экономиста А. Лаффера?
Выводы
Налоги подразделяются на прямые и косвенные.
- Прямые налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, на финансовые операции).
Косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт)
НДС широко используется и в мировой практике. Он взимается более чем в 50 странах. Единственное из развитых государств, где такого налога нет – это США. В большинстве же стран НДС обеспечивает от 12 до 30 % государственных доходов.
Акцизы. Акцизы – это налоги на "греховное поведение". Подакцизные товары – сигареты, спиртные напитки. Акцизами облагаются и ювелирные изделия, ковры, меха, ГСМ. Налоговые ставки: а) 10 р. 50 к. за 1 л. вина шампанского и вина; б) 14 руб. за 1 шт. сигар; в) 14 р. за 1 л.с. легкового автомобиля с мощностью двигателя 90-150 л.с. (67,5-112,5 кВт); г) 2 460 руб. за 1 тонну автомобильного бензина с октановым числом до 80.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Объект налогообложения - все доходы, полученные в РФ и за ее пределами. Налоговые ставки: 9% - с дивидендов; 13% - на доходы резидентов; 30% - с нерезидентов; 35% - с выигрышей, призов выше 2 000 руб.
Единый социальный налог (ЕСН). Объект налогообложения - выплаты и иные вознаграждения за выполнение работ, оказание услуг. Налоговая ставка – 26%.
Работа с текстом ( Раздаточный материал)
Можно выделить три системы налогообложения.
- пропорциональный налог – сумма налога пропорциональна доходам работников;
- регрессивный налог – налог тем выше, чем ниже доход;
- прогрессивный налог – налог тем выше, чем выше доход
Работа в группах: сравнить системы налогообложения, выделить достоинства и недостатки прогрессивной, пропорциональной и регрессивной системы налогообложения. (1 группа – регрессивная система, 2 группа – прогрессивная, 3 группа – пропорциональная)
- преимущество пропорциональной системы (Россия)
1) простота расчёта и сбора налога
2) Выход многих доходов из «тени», легализация доходов
3) повышение активности работников в поиске дополнительных заработков, дополнительных доходов
4) Уравнение всех категорий налогоплательщиков в правах
5) Самая эффективная из всех систем, самая гуманная
- Недостатки
1) Не всегда отвечает принципу справедливости, т.к. если человек зарабатывает больше – он и должен больше платить.
- Преимущество прогрессивной системы (Франция)
1) прогрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц предполагает повышение налоговой ставки для лиц, имеющих высокие доходы, и, напротив, понижение налоговой ставки для лиц, с самыми низкими доходами.
2) прогрессивная шкала позволяет получить дополнительные средства в бюджет, с имущих граждан и направить их на финансирование социальных программ, в области здравоохранения, образования, поддержания неимущих
3) прогрессивная шкала позволяет усилить социальную функцию налогов, способствовать преодолению избыточного социального неравенства, снижению социального недовольства в обществе
4) прогрессивная шкала способствует росту ответственности состоятельных граждан, пониманию ими необходимости помогать тому обществу, которое обеспечило возможность получать высокие доходы и тд
- Недостатки
1) Стремление состоятельных слоев скрыть доходы
2) Отсутствие мотивации к развитию бизнеса
3) Уклонение от налогов, возврат к серым зарплатам и теневому бизнесу
4) Увеличение безработицы
5) Уменьшение инвестиций
- Преимущество регрессивной системы
1) дополнительные средства в бюджет
- Недостатки
1) Усиление неравенства в обществе
2) Ухудшение материального положения граждан с низкими доходами
Физкультминутка
Функции налогов:
(слайд функции налогов)
Работа по группам: соотнести название с функциями налогов
- фискальная – обеспечение финансирования государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений, библиотек и т.д.;
- распределительная – перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе;
- стимулирующая (антиинфляционная) – стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения;
- социально-воспитательная – сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышенных налогов;
- конкретно-учетная – осуществление учета доходов граждан, предприятий и организаций.
По структуре и принципам построения налоговая система России, формирующаяся с 1992 г., в основном отражает общераспространенные в мировой практике тенденции.
Опираясь на Налоговый Кодекс составить таблицу по уровням налогов.
Уровни налогов
Федеральные I | Региональные II | Местные III |
• Налог на добавленную стоимость (НДС) • Акцизы • Таможенная пошлина • Подоходный налог • Налог на покупку валюты и др. | • Налог на имущество предприятий • Лесной налог • Плата за воду и др. | • Земельный налог • Курортный налог • Налог на рекламу • Налог на содержание жилого фонда и др. |
На кого распространяются налоговые льготы (по налоговому кодексу)
Льготы имеют участники Великой Отечественной войны…
НК РФ Статья 407. Налоговые льготы
1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:
1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
2) инвалиды I и II групп инвалидности;
3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;
4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
6) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
7) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
8) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца
9) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Высказывание точек зрения по группам.
Приближается 1 ноября-дата уплаты имущественных налогов. Я прошу вас представить рекламные ролики, которыми вы должны убедить граждан о необходимости и важности уплаты налогов.
Представление рекламных роликов, которыми вы должны убедить граждан о необходимости и важности уплаты налогов.
Домашнее задание: параграф 5,с.51-53, параграф 8,с.86-87, написать сочинение по высказыванию«Налоги – это цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе". Американский писатель Оливер Уэнделл Холмс.
Закрепление: работа с рабочим листом
Рефлексия.
Учитель: предлагает учащимся ответить на вопросы:
Зачем выплачивать налоги?
Если стоит, то зачем?
С какими новыми экономическими терминами мы познакомились и что они обозначают?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: «Пасха» Класс: «3» «Методы организации коллективной работы учащихся на уроке».
Главная дидактическая цель урока:Определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «Пасха», музыкальная фонетика, формирование навыков работы в группе, сообща, при распределении между...
Тема: «Употребление предлогов. Предлоги в словосочетаниях с синтаксической связью «управление». 1 урок по теме. 7 класс. «Школа 2100» Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС
Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС...
Презентация к уроку по теме "Налоги", 6 класс
Презентация к уроку экономики.Урок-изучение нового.Морцева Е.С., учитель экономики МБОУ СОШ № 19 с углублённым изучением отдельных предметов г. Заволжье Городецкого района Нижегородской области.Предме...
урок на тему "Семейства класса Однодольные растения" биология – 6 класс
знакомлю шестиклассников с типичными представителями семейств Лилейные и Злаки, их отличительными признаками, биологическими особенностями;вместе с учащимися выясняем их значение....
Разработка урока по теме «Решение задач с помощью рациональных уравнений, применяя метод подобия. ( первый урок по теме)» (8 класс)
На уроке показано, как для решения задачи можно применять подобие треугольников.Данная разработка урока содержит технологическую карту....
Обобщающий урок по теме « Важнейшие классы неорганических соединений» в 8 классе
Обобщающий урок по теме ...
Урок по теме "Основные классы соединений". 8 класс
Методическая разработка урока развивающего контроля. Уроки развивающего контроля проводятся в соответствии с технологией деятельностного метода и предполагают два этапа: 1) проведение контрольной рабо...