Олимпиадные задания по обществознанию. 10-11 класс.
олимпиадные задания по обществознанию
Олимпиадные задания по обществознанию. 10-11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Олимпиадные задания по обществознанию. 10-11 класс | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАСС.
Максимальный балл – 96.
Фамилия, имя_____________________________________________________Класс_______________
- Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.
1.1. Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу.
1) приоритет коллективистских ценностей | 2) рост численности рабочего класса |
3) высокая социальная мобильность | 4) использование информационных технологий |
5) глобализация экономики и финансов |
1.2. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе?
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии.
1.3. Найдите в приведенном списке формы территориально-государственного устройства.
1) унитарное государство | 2) монархия | 3) конфедерация |
4) республика | 5) федерация |
1.4. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ?
1) указание своей национальности
2) сохранение исторического и культурного наследия
3) участие в выборах органов власти
4) уплата налогов
5) свободное распоряжение своими способностями к труду
6) пользование родным языком
1.5. Найдите в приведённом ниже списке функции центрального банка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эмиссия денег
2) кредитование населения и фирм
3) лицензирование коммерческих банков
4) увеличение размера налогов
5) контроль над объёмом денежной массы
1.6. В семье N. под одной крышей живут супруги, их дети, внуки и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины обеспечивают материальные условия существования семьи.
Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) нуклеарная 2) партнёрская 3) традиционная
4) многопоколенная 5) демократическая
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.
2.1. методы государственного властвования, форма правления, тип политического режима, форма государственного устройства._________________________________________________________________
2.2.первичная группа, неформальная группа, этническая общность, общественный класс.__________________________________________________________________________________
2.3. налог на собственность, подоходный налог, налог на землю, налог на прибыль фирм.__________________________________________________________________________________
3.Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
«____ (А) — это форма правления, при которой глава государства является ____ (Б) и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
Если _____ (В) избирается независимо от парламента, является главой государства и правительства, то данная форма правления определяется как ____(Г) республика. Президент сам назначает ____(Д) и руководит его деятельностью. В данной республике президент не может распустить ____ (Е) и его нижнюю палату, не может вынести вотум недоверия. Парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых____(Ж) и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить президента от должности (нарушение___(З), преступление)»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1)закон | 2) президент | 3) республика |
4) народный | 5) парламент | 6) конституция |
7) правительство | 8) выборный | 9) президентская |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
4. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему. Понятия в перечне даны в единственном числе.
Моделирование, уровень, эмпирический, гипотеза, описание, метод, измерение, теоретический, эксперимент, наблюдение, идеализация.
5.Решите правовые задачи.
5.1 Гражданин Д. решил приобрести в магазине в кредит телевизор. Нормами какого права будут регулироваться данные правоотношения? Какие юридические последствия влечет данная сделка? Приведите по два обязательства со стороны гражданина и магазина.
____________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.2. Фирма «Иванов и К.» находится в собственности группы лиц. Владельцы предприятия несут ответственность по обязательствам своего предприятия в полном объёме принадлежащим им имуществом, имеют равные права в управлении своим предприятием.
Какую организационно-правовую форму представляет данное предприятие? Приведите два обоснования своего ответа. Приведите дополнительный признак, отличающий предприятия данной организационно-правовой формы, не указанный в задаче.
____________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Решите логическую задачу.
В конференции по флогистоноведению участвовали 20 человек. Среди них были химики, алхимики и пиротехники. Химики всегда говорят правду, алхимики всегда лгут, а пиротехники иногда говорят правду, иногда лгут. На вопрос «Кого здесь больше?» четверо участников ответили, что большинство составляют химики, 14 заявили, что преобладают алхимики, а двое сказали, что на каждого химика приходится ровно пять пиротехников. Сколько на самом деле там было химиков, алхимиков и пиротехников? Обоснуйте свой ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Индийская притча гласит: Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и … Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием? Обоснуйте ответ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.
По горизонтали. 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью. 3. Тот, кого опрашивает социолог. 4. Одно из правомочий собственника. 5. Ощущение нужды в чем-либо. 6. Всенародное голосование, одна возможных из форм принятия законов. 7. Устойчивая система социально значимых качеств индивида. 8. Соответствие мысли предметы познания. 9. Высшая форма психического отражения, свойственная человеку. 10. Причина, движущая сила какого-либор процесса. 11. Мера положительного или отрицательного воздействия. 12. Человек, покинувший один социальный слой и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другого. 13. Один из типов этнической общности.
По вертикали. 2. _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
ОЦЕНКА РАБОТЫ (Заполняется жюри) | |||||||||
задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | итог |
балл |
Члены жюри
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАСС.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Регламент проведения школьного этапа олимпиады для 10–11 классов: 1 час. 20 мин.
Задания для 10–11 класса включают задачи по всему основному школьному курсу обществознания (см. Федеральный компонент ГОС и ФГОС).
Работа состоит из 8 блоков заданий. Максимальный балл за выполнение всей работы – 96.
ОТВЕТЫ
1.Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
23 | 126 | 135 | 24 | 135 | 34 |
По 1 баллу за каждую верную позицию, всего - 15 баллов.
2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.
Ответ: форма государства; социальная группа; прямой налог.
По 2 балла за каждую верную позицию, всего - 6 баллов.
3.Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
3 | 8 | 2 | 9 | 7 | 5 | 1 | 6 |
По 1 баллу за каждую верную позицию, всего - 8 баллов.
4. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.
По 1 баллу за каждую верную позицию.
Всего - 11 баллов.
5.Решите правовые задачи.
5.1. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе должны содержаться следующие элементы:
1) названы нормы права (1 балл):
— данные правоотношения будут регулироваться нормами гражданского права;
2) дан правильный ответ:
— магазин и покупатель берут на себя взаимные обязательства и приобретают права (1 балл);
3) приведены юридические последствия, например:
со стороны гражданина (2 балла):
— обязан предоставить справки о заработной плате, свидетельствующие, что он может выплатить стоимость телевизора;
— обязан вносить в срок суммы платежа по кредиту;
со стороны магазина (2 балла):
— обязан предоставить качественный товар;
— обязан правильно оформить все документы, подтверждающие куплю-продажу;
— обязан правильно оформить документы на кредит;
— обязан заменить купленный телевизор в случае обнаружения заводской неисправности.
Могут быть приведены иные имеющие основания обязанности.
5.2. Правильный ответ должен сдержать следующие элементы.
1. Дан ответ, например (1 балл):
- предприятие является полным товариществом
2. Приведены обоснования (2 балла):
- собственники отвечают всем своим имуществом по обязательствам предприятия
- собственники имеют равные права в управлении
3. Приведен дополнительный признак, например (1 балл):
- каждый из участников товарищества имеет право "вето" при принятии решений
- учредителями предприятий могут быть как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица.
Всего 10 баллов.
6. Решите логическую задачу.
Ответ: 2 химика, 8 алхимиков и 10 пиротехников. Примечание: должно быть объяснение, почему не подходит вариант с 1 химиком – тогда пиротехников 5, а алхимиков 14, но алхимики не могут оставлять большинство.
Всего 10 баллов за верный ответ с обоснованием.
7.
Ответ: Он начертил рядом с этой линией другую прямую линию, но более длинную, тем самым умалив достоинство первой. Примерное обоснование: возможно он хотел показать относительность наших понятий – оценка вещей (их длины, значимости, достоинства, величины) зависит от нашего восприятия и наших ожиданий. Допустимы другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования.
Всего 8 баллов за верный ответ с обоснованием.
8. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.
Ответ:
По горизонтали. 1. Семья. 3. Респондент. 4. Владение. 5. Потребность. 6. Референдум. 7. Личность. 8. Истина. 9. Сознание. 10. Фактор. 11. Санкция. 12. Маргинал. 13. Племя.
По вертикали. 2. Модернизация – процесс изменений и реформ в обществе; процесс изменения менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает характеристики более развитого общества.
По 2 балла за каждую верно указанную позицию и за определение, всего - 28 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по обществознанию для 9 класса
Материал для школьной олимпиады....
Олимпиадные задания по обществознанию для 6 класса
Задания выполнены в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Олимпиадные задания по обществознанию для 7 класса
Материал разработан для школьного этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию....
Олимпиадные задания по обществознанию для 6 класса
Олимпиадные задания по обществознанию для 6 класса...
олимпиадные задания по обществознанию 10-11 класс
Олимпиадные задания по обществознанию для 10-11 класса составлены на основе Методических рекомендаций...
Олимпиадные задания по обществознанию для 7 классов
Олимпиадные задания по обществознанию для 7 классов...
Подготовка к олимпиадным заданиям по обществознанию в 7 классе.
Подготовка к олимпиадным заданиям по обществознанию в 7 классе....