Программа по обществознанию 5 класс 2022
рабочая программа по обществознанию (5 класс)

Кулизина Элена Дмитриевна

Программа по обществознанию 5 класс 2022

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie_5_klass.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бутовская средняя общеобразовательная школа №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание»

для 5 класса основного общего образования

на 2022 - 2023 учебный год

Составитель: Кулизина Элена Дмитриевна

                                                                    Учитель истории и обществознания.

Ленинский ГО, р.п. Измайлово

2022г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Общая характеристика учебного предмета «Обществознание».

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Содержание курса, обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

Цели изучения учебного предмета «Обществознание»

Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.      Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ. Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования, и самообразования.                                                                                                                                                    Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства.                                                                         Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.                                                                 Исходя  из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи: создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности); способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив); помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению; содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин); обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса; предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации; помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах; предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане. 

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.

Человек. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.

Семья. Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Школа. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Труд. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Родина. Россия — федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России. Гражданин — Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность. Россия — многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Обобщение. Подведение итогов.

Резерв. В случае отмены уроков из-за праздничных дней, а также, в случае введения карантина

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся
следующие убеждения и качества в сфере:

патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;

духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно - нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;

эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;

трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;

экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с
природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления
об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к
новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного
ответа на природные и социальные вызовы.

Метапредметные результаты. 

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в
следующих качествах и действиях в сфере:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

готовность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Наименование разделов/тем

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды и формы контроля

Эл./цифровые источники

Всего

Контр.

Практич.

1

Человек

5

0

1

01.09.202230.09.2022

Рассказать и обсудить с учениками цели и ценности человеческой жизни. Объяснить природу человека, рассказать о человеке, как о биологическом существе, его отличии от животного. Рассказать о наследственности, найти вместе с учениками наследственные признаки. Объяснить особенности отроческого возраста, его ценность в жизни человека, обсудить признаки и особенности подросткового периода. Обсудить с учениками будущее: профессию, цели, мечты, способ достижения желаемого. В форме игры, составить сводную таблицу проявления самостоятельности каждого отдельного ученика и класса в целом.

Устный опрос. Обсуждение. Сводная таблица по классу

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

2

Семья

6

0

3

03.10.202218.11.2022

Рассказать о том, что такое семья: какие бывают семьи и межсемейные связи. Объяснить, как государство защищает и помогает семьям, обсудить с учениками основные закон Семейного кодекса РФ. Рассказать о видах семей, об отношениях между поколениями. Обсудить виды семейных традиций и ценности. Что такое хозяйство, забота о старших, воспитание, взаимоуважение, терпение к старшему поколению. Обсудить рациональное распределение времени и важность выполнения возложенных обязанностей. Рассказать о здоровом образе жизни, полезности физической культуры, важности увлечений (помимо учебы) для полноты жизни.

Устный опрос. Творческое задание. Письменный опрос

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

3

Школа

4

0

0

28.11.202228.12.2022

Рассказать о роли образования в роли человека. Объяснить значение образования в жизни человека и для общества. Рассказать об этапах школьного образования, объяснить: почему важно получать образование не только в школе, но и использовать дополнительные источники знаний. Рассказать о дисциплине обучения и важности дополнительных увлечений вне стен школы (музыка, спорт, ИЗО, танцы и т.д.). Раскрыть образ дружного класса, обсудить важность быть честным с другими и самим собой, подлость – это плохо, объяснить: почему, иногда, стоит промолчать. «Друзья познаются в беде» и почему с годами их все меньше.

Устный опрос. Письменный опрос

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

4

Труд

5

0

1

26.12.2022 03.02.2023

Рассказать об уровнях сложности труда, как различаются профессии одного направления по содержанию деятельности. Объяснить важность результатов труда и их поощрения (хвала, повышение по должности, премии, з/п, грамоты, штрафы, выговор, увольнение.) Объяснить взаимосвязь результатов труда и личного благополучия. Рассказать о благотворительности и меценатстве, чем отличаются эти явления в обществе. О благотворительности и меценатстве в прошлом и настоящем. Рассказать о древних ремеслах славян в наши дни. «Внук, услышав дедовы секрет, сыновьям своим передает». Показать произведения, созданные ремесленниками. Рассказать о творческом труде (танцоры, художники, актеры, скульпторы, реставраторы и т.д), показать результат творческих профессий и сложный путь к этому результату.

Устный опрос. Творческое задание

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

5

Родина

14

0

3

06.02.202305.05.2023

Рассказать об основе федеративного устройства РФ, о субъектах страны и их особенностях. Показать государственные символы (герб, флаг, прослушать гимн) РФ и района проживания. Познакомить учеников с историей становления государственных символах и изменений в истории. Провести виртуальную экскурсию по Москве, показать основные улицы и достопримечательности города, рассказать об основании столицы нашего государства. Объяснить важность гордости статуса – гражданин, а также права и обязанности, которые накладывает этот статус. Обсудить проявление патриотизма. Познакомить учеников с многонациональностью нашей страны, рассказать о религии, культуре и традициях многочисленных народов РФ. Объяснить и обсудить проявление терпимости, уважения к культурным ценностям народов, отличных от нас.

Устный опрос.

Творческое задание.

Обсуждение.

Письменный контроль

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

Общее количество часов по программе 34, практических занятий 8

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Обязательные учебные материалы для ученика

Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Jl. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Jl. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение.

Методические разработки для учителя

Иванова, Л. Ф. Обществознание. 5 класс: поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Иванова [и др.]. — М.: Просвещение.                                                                                                                                     Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. — М.                                                                                                                                                               Каменцева Е. И. Русская сфрагистика и геральдика / Е. И. Каменцева, Н. В. Устюгов. — М.                                                                                                                                                                                           Народы России: энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия.                Симоненко В. Д. Семейная экономика / В. Д. Симоненко, О. И. Шелепина. — М.  Семейный кодекс РФ.                                                                                                        http://www.russianculture.ru Портал «Культура России».

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы интернет

http://resh.edu.ru/

http://uchi.ru/

http://www.yaklass.ru/

http://intermeturok.ru/

http://datalesson.ru/

http://olimpium.ru/

http://.infourok.ru/                                                                                                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ (11 класс 2022-2023)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ (11 класс 2022-2023)...

Рабочая программа "Математика 5 класс 2022-2023 г.г."

Рабочая программа по математике 5 класса по новым ФГОС СОО 2022-2023 г.г....

Рабочие программы 5, 7 класс 2022-23 уч.г

Рабочая программа по биологии 5  класс 2022-23 учебный год...

Рабочая программа математика 5 класса 2022-2023

Рабочая программа "Математика 5 класса 2022-2023" по новым ФГОС...

рабочая программа по обществознанию на 2022-2023 учебный год для 6-9 классов

Рабочая программа для 6-9 классов на2022-2023 учебный год по обществознанию...

рабочая программа для 2 класса 2022-2023 г

рабочая программа  для 2 класса 2022-2023 г...

рабочая программа для 3 класса 2022-2023 г

рабочая программа  для 3 класса 2022-2023 г...