"Гражданин" 10 класс
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 10 классе по теме «Гражданин РФ!
Цель урока: изучить понятие гражданство, способы его приобретения и прекращения, научиться сообща решать правовые задачи
Задачи урока:
1) Образовательная: сформировать представление о гражданстве как важной правовой категории, объяснить порядок приобретения гражданства; рассмотреть правила приема в гражданство РФ и основания для прекращения гражданства РФ;
2) Развивающая: развивать умение анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, умение решать практические задачи;
3) Воспитательная : развивать правовую культуру, воспитание толерантности.
Планируемые результаты:
- Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение осуществлять контроль и вносить коррективы.
- Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и одноклассниками, слушать отвечающего.
- Познавательные: умение оперировать понятиями, работать с текстом учебника и документа, решать практические задачи
- Личностные: формирование ответственного отношения к учебной деятельности, умение организовывать свое рабочее место.
Основные понятия: гражданин, филиация, оптация, натурализация, экспатрид
Тип урока: изучение нового материала
Технологический аппарат урока : интерактивные технологии (прием «Броуновское движение», «Аквариум»)
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая
Методы обучения и формы организации учебной деятельности: интерактивные приемы, проблемный метод в обучении, ИКТ.
Оборудование урока:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- презентация Microsoft PowerPoint «Гражданин Российской Федерации»;
- раздаточный материал,документ, учебник.
Учебно-методическое обеспечение.
- Учебник Л.Н. Боголюбова «Обществознание» , 10 класс, базовый уровень, Москва, «Просвещение», 2016 г.
- Конституция РФ;
- Федеральный закон “О гражданстве РФ” № 62-ФЗ от 31 мая 2002 г.;
Д/з: прочитать параграф 22 и решить правовые задачи о гражданстве
План урока:
1. Организационный момент. (2-3 минуты)
2. Актуализация знаний по теме.( 2 минуты)
3. Изучение нового материала. (5 минут)
3.1. Что такое гражданин
3.2. Основания приобретения гражданства
4. Первичное закрепление и систематизация знаний (20 минут)
4.1. «Аквариум» 2- 3 задачи (15 минут)
Физминутка (2 минуты)
4.2. «Броуновское движение» (13 минут)
5. Рефлексия (2 минута)
6. Домашнее задание.(1 минут)
7. Подведение итогов урока (1 минута)
1. Организационный момент ( 2- 3 минуты)
2. Актуализация знаний по теме (Учащиеся называют тему, цель и задачи урока) (2 минуты)
3. Изучение нового материала (5 минут)
Словарь:
- Апатрид- лицо без гражданства
- Оптация- приобретение гражданства в результате изменения границ
- Филиация- приобретение гражданства в результате рождения
- Натурализация- приобретение гражданства
- Экспатрид- лицо, лишенное гражданства
Способы (основания) приобретения гражданства
- по рождению (ст. 11). - филиация
Согласно ст.12 Фз «О гражданстве» ребенок является гражданином РФ, если на момент его рождения:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (место рождения ребенка значения не имеет)
б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (место рождения ребенка значения не имеет)
в) один из его родителей – гражданин РФ, а другой – иностранный гражданин, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо, если в ином случае, он станет лицом без гражданства.
г) оба его родителя (или единственный его родитель), проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель не предоставляет ребенку свое гражданство.
2) приём в гражданство (натурализация)
- Лицо, достигшее 18-летнего возраста и обладающее дееспособностью имеет право обратиться с заявлением о приёме в гражданство РФ.
Условия:
- проживает на территории РФ непрерывно в течение 5 лет
- обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ
- наличие законного источника средств к существованию
- владение русским языком
Упрощённые варианты:
1) для выдающихся деятелей науки, техники и культуры
2) высококвалифицированных специалистов
3) лиц, которым предоставляется политическое убежище на территории РФ
4) лиц, кого в установленном порядке признали беженцами
5) ветераны ВОВ, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ
7) для лиц, состоящих в браке с гражданами России
8) для лиц, имеющих хотя бы одного родителя – российского гражданина, проживающего на территории РФ.
3) оптация
1) оптация – форма приобретения гражданства в связи с территориальными изменениями (т.е изменениями государственной границы)
4) усыновление
Усыновление (удочерение) ребёнка (имеющий иностранное гражданство ребенок, усыновлённый гражданами РФ, может стать российским гражданином).
5) Восстановление в гражданстве
Лица, имевшие в прошлом, но утратившие гражданство РФ, имеют право восстановиться в нём.
Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц, а также изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.
Прекращение и выход из гражданства
Вопрос о приеме в российское гражданство решает Президент РФ,
- подготовительную работу и исполнение решения осуществляет Минстерство внутренних дел, а за границей - Министерство иностранных дел.
- Если человек получил гражданство, ему выдается паспорт гражданина РФ. Этот порядок называется натурализацией
Отказ в приеме в гражданство:
- выступает за насильственное изменение конституционного строя РФ
- привлечён в качестве обвиняемого по уголовному делу
Выход из гражданства невозможен:
- если не отбыл воинскую повинность
- привлечён в качестве обвиняемого по уголовному делу
- имеет обязательства перед страной
Экспатрид- лицо, лишенное гражданства.
При наличии определённых обстоятельств законодательство РФ допускает двойное гражданство: т.е. наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) другого государства. Такая ситуация – исключение, т.к. по общему правилу гражданство должно быть одно.
4. Первичное закрепление и систематизация знаний ( 20 минут)
- «Аквариум» 15 минут (6 учащихся садятся в цене кабинета, а остальные садятся вокруг, учащиеся из аквариума решают задачу, остальные анализируют, задают вопросы и уточняют), затем учащиеся меняются местами.
- Проблемная задача:
Российский морской лайнер на пути к острову Барбадос сделал остановку в порту одного из государств Южной Америки. Многие иностранные пассажиры завершили здесь свое путешествие. Когда судно отчалило от берега, матросы обнаружили на палубе колыбель с грудным ребенком. В записке на испанском языке была просьба позаботиться о ребенке «непутевых родителей». Применим ли к этой ситуации Закон РФ; «О гражданстве»?
(Да. Судно-это территория государства. Если оба родителя неизвестны то он становится гражданином РФ)
2. Кого, по вашему мнению, можно назвать гражданином с большой буквы?
(Выдающиеся деятели искусства, литературы, техники, науки, спорта и т.д.)
3. Нина Петровна вышла замуж за гражданина другого государства. Переехав жить к мужу, она решила порвать отношения со своей родиной. Однако вскоре брак распался, Нина возвратилась домой. Может ли она быть восстановлена в российском гражданстве?
Ответ: Да, так как она раньше уже имела гражданство и проживала на территории РФ не менее трех лет.
Вопросы для класса:
Согласны ли вы с мыслью группы? Была ли она аргументирована?
- «Броуновское движение»- учащиеся двигаются и ищут необходимую информацию. (13 минут)
“ Броуновское движение» (13 минут)
Натурализация (приобретение гражданства) 15 человек | Филиация (приобретение гражданства по рождению- принцип крови и принцип почвы) 6 учащихся из последнего аквариума |
Виктор Ш. родился и вырос на Кубе, его мать – гражданка России, в настоящее время живет с ним в России. Может ли Виктор стать гражданином России? | 23 марта в Киеве родился Михаил Петров. Его отец является гражданином РФ, а мать-лицом без гражданства. Гражданином какого государства будет Михаил? |
Сергей является гражданином Грузии, ранее являлся гражданином СССР. Может ли он стать гражданином РФ? | В Москве был найден маленький мальчик. Кто является его родителями и где они- неизвестно. Гражданином какого государства будет мальчик? |
Александра М. стала супругой гражданина РФ четыре года назад и в настоящее время живет с ним в России. Может ли она стать гражданской России? | Ким был подброшен в детский дом города Самары, кто является родителями никто не знает. Какое гражданство будет иметь Ким? |
Абдул является беженцем из Сирии. Может ли он стать гражданином России? | Алеша родился в России. А оба родителя – выходцы из Украины. Какое будет гражданство у Алеши? |
Майкл Адамс является трехкратным олимпийским чемпионом в бобслее. Может ли он претендовать на гражданство России? | В Пакистане родился Андрей. Его родители – выходцы из России являются гражданами Пакистана, а ему не предоставляют гражданства? Какое будет иметь гражданство Андрей? |
Радж Сингх получил политическое убежище в России. Может ли он стать гражданином России? | Екатерина и Иван работают в Германии. Там и родился Рома. Какое гражданство будет иметь Рома? |
Петр Никитич Никитин является гражданином Польши, является ветераном Великой Отечественной войны. Сможет ли он получить гражданство России? | |
Руслан Р. гражданин Узбекистана, живет в России,5 лет работает строителем. Сможет ли он стать гражданином России? | |
Жан гражданин Франции 3 года назад женился на россиянке Александре и переехал в Россию. Получит ли он российское гражданство? | |
Гюльнара Д., окончившая в 2003 г. Воронежский государственный университет, приехала в Россию из Казахстана. Получит ли она гражданство РФ? | |
Бронислава В. гражданка Словении закончила МГУ и рабоате по специальности 3 года. Сможет ли она стать гражданкой России? | |
Джейсон Ли является Нобелевским лауреатом по химии. Получит ли он гражданство России? | |
Антон Иванов один из лучших хирургов Израиля. Сможет ли он стать гражданином России? | |
Долорес- известная писательница из Швеции. Сможет ли она стать гражданкой России? | |
Юсуф работает на рынке Пензы уже 7 лет .Сможет ли он стать гражданином РФ? |
- Рефлексия 2 минуты (учащиеся заполняют лестницу успеха)
6. Домашнее задание и подведение итогов урока (1-2 минуты)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....