Презентация и дополнительные материалы к уроку Сущность человека как проблема философии
презентация к уроку по обществознанию (10 класс)

Кононова Лариса Владимировна

Материал содержит презентацию к уроку и текст обществоведческого источника для выполнения практического задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sushchnost_cheloveka_kak_problema_filosofii.zip2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Сущность человека как проблема философии

Приложение1. Л. Фейербах (1804—1872) — немецкий философ, разработавший концепцию антропологического материализма — о сущности человека.

«Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли — энергия характера, сила чувства — любовь. Разум, любовь и сила воли — это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная сущность человека как такового в цели его существования. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума? — Разум. Любви? — Любовь. Воли? — Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, то есть быть свободными. Подлинное существо есть существо мыслящее, любящее, наделенное волей. Истинно совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого».

Фейербах Л. Сущность христианства / Л. Фейербах // Избр. философские произв. — М.: Политиздат, 1955. — С. 31—32.

Вопросы и задания. 

1)Выделите основные характеристики сущности человека, предложенные Л. Фейербахом.

 2) Какие основания определили характер и направленность суждений Фейербаха о человеке?

3) Является ли, на ваш взгляд, человек, с одной стороны, природным существом, а с другой — религиозным?

4) Можно ли согласиться с суждениями средневековых теологов, что человек — это полузверь и вместе с тем полуангел?

5) Можно ли считать человека особым природным существом? Если нет, то почему?

6) Рождается ли человек животным существом?

7) С чего, по-вашему, начинается человеческое в детстве?

8) Почему культура стала для меня источником человечности?

9)Какие книги сыграли решающую роль в становлении моего характера и мировоззрения?

10)Чему научили меня примеры жизни дорогих мне людей: родных, близких, друзей, знакомых?

11) Какое значение в постижении смысла жизни играет осознание неизбежности ее физического конца?

Приложение 2. Н. Ф. Федоров (1828—1903) — русский религиозный мыслитель, многие идеи которого связаны с философским космизмом — мировоззрением, основу которого составляют знание о Космосе и представление о человеке как «гражданине Мира».

«По голове — человек, по туловищу — скот и зверь. Соединение скотского и зверского с человеческим есть, конечно, великая загадка (сфинкс), соединение же Божеского с человеческим будет разгадкою. Весь вопрос заключается в том, что такое третья нога или рука. Какое ей назначение? Это — регулятор природы, это — орудие воскрешения. Сфинкс — это изображение человеком самого себя в его нынешнем состоянии; это соединение двух природ и двух воль (хотений), человеческой и животной. Это изображение было выражением глубочайшего стыда и совести. Не человек (т. е. не человеческое как улучшенное животное, как чувственное, превращенное в эстетическое) есть разгадка, а богочеловек как существо познающее и властвующее над природой, т. е. слепой силой, — точнее же, сын человеческий и Божий — есть ответ на вопрос, задаваемый сфинксом».

Федоров Н. Ф. Соч. / Н. Ф. Федоров. — М.: Мысль, 1982. — С. 626.

Вопросы и задания. 1) Проверьте свои познания в области мифологии народов мира. Назовите персонажи, сопоставимые со сфинксом.      2) Выделите позиции, отличающие понимание человека Н. Ф. Федоровым от трактовки его в философии Л. Фейербаха. 3) Верно ли, что человек есть существо познающее и властвующее над природой? 4) Каковы внешние и внутренние пределы (самоограничения) его власти?

Приложение 3

Оцените с позиций современного научного знания суждение немецкого философа К. Ясперса (1883—1969) о человеке ().

«Социология, психология и антропология учат рассматривать человека как объект, который следует изучать на основании опытных данных, позволяющих модифицировать его посредством ряда мероприятий; таким образом можно в самом деле узнать кое-что о человеке, но не самого человека; человек же как возможность своей спонтанности (т. е. самопроизвольности. — Ред.) противится пониманию его как результата. Для индивида совсем не обязательно быть тем, чем его конструируют социология, психология или антропология. Он эмансипируется от того, что науки стремятся как будто окончательно понять в нем; он рассматривает действительно познаваемое как частное и относительное».

      Ясперс. Смысл и назначение истории. —М., 1991. — С. 386—387

Вопросы и задания. 1) Проведите различие между строго научным и философским подходами к человеку. 2) Может ли человек быть познанным в своей глубинной сущности? 3) Какова роль философского самосознания в развитии духовных способностей человека и его восприятии внешнего мира?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему : " Вечные проблемы философии античного периода в зеркале современного общества"

Тип урока– урок изучения нового материала.Цель урока:ознакомить с особенностями философского учения античного периода (на примере Сократа, Платона, Аристотеля), развивать умения осуществлять ком...

Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по теме "Сущность человека как проблема философии"

Данная тема является ключевой в  курсе обществознания. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы совреме...

Дополнительные материалы к уроку по теме "Права человека"

Дополнительные материалы к уроку по теме "Права человека"...

Технологическая карта урока по теме "Обобщение показательной функции" с кадрами презентации и дополнительными материалами.

Технологическая карта урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме "Показательная функция. Обобщение".  Один из двух уроков по данной теме. С кадрами презентации и дополнитель...

Философская лирика А.С. Пушкина. Сущность Человека как проблема философии.

Интегрированный урок (литература+право) проводится на материале философской лирики А.С.Пушкина , в центре которой Человек. Вопрос "Сущность Человека как проблема философии" созвучна поднимае...

Презентация с дополнительным материалом к Уроку Мужества "Памятники героям лётчикам"

Данный материал можно использовать при подготовке к мероприятиям патриотического направления...

Презентация с дополнительными материалами для учителя и ученика по теме "Делители и кратные"

Презентация содержит задания для урока изучения нового материала по теме "Делители и кратные"...