урок+презентация обществознания в 8 классе
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Щиголева Татьяна Александровна

Отклоняющееся поведение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Отклоняющееся поведение»  8 класс.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о понятиях «социальные нормы» и «отклоняющееся поведение».

Задачи:

образовательная:раскрыть сущность понятия «отклоняющееся поведение», научить учащихся определять виды и группы отклоняющегося поведения, а также причины и последствия негативного отклоняющегося поведения;

развивающая: способствовать развитию умения подростков анализировать реальные жизненные ситуации, выбирать адекватную модель поведения в рамках свойственных им социальных ролей;

воспитательная: продолжить формирование отрицательного отношения подростков к психоактивным веществам, высокой оценки социального значения здорового образа жизни, правового поведения.

Оборудование: Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др., под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2017; проектор, компьютер, мультимедийная презентация.

Основные понятия: социальная норма, отклоняющееся поведение, зависимость, алкоголизм, наркомания.

Тип урока: урок изучения нового.

Ход урока

 I.Орг. момент

     II. Актуализация знаний

Организует беседа с учащимися по вопросам:

– Что такое социальные нормы? (Ответ. Социальные нормы – правила поведения, принятые в обществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения.) (Слайд 1)

–  Скажите, какими способами общество может регулировать поведение людей?

(Ответ: способы регулирования поведения:

1.        дозволение – указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.

2.        предписание – указание на требуемое действие.

3.        запрет – указание на действия, которые не следует совершать. (Слайд 2)

Задание. Определите, к какому виду социальных норм относится?

  1. Ставить елку на Новый год.
  2. Платить налоги государству.
  3. Недопустимо использовать салфетку вместо носового платка или в качестве полотенца для сильно испачканных рук.
  4. Президент РФ избирается всенародным прямым голосованием.
  5. Правоверный мусульманин обязан 5 раз в день совершать намаз.
  6. Отмечать 7 января Рождество, а на Пасху красить яйца и печь кулич.
  7. Переходить улицу нужно сначала посмотрев налево, а потом направо.
  8. Не ввозить наркотики в другие страны.
  9. Обнаружив пожар, позвонить по телефону 01 или с сотового 010, 112, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.
  10. Нельзя играть со спичками и зажигалками.
  11. Гражданин имеет право участвовать в голосовании с 18 лет.

– Как осуществляется социальный контроль?

– Какую роль в нем играют санкции?

  • Соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).

–  А, ЭТО поведение можно назвать социальной нормой? (Слайд 3)

  •  Поведение, которое не согласуется с социальными нормами, называется ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ. (Слайд 4)
  • Тема сегодняшнего урока «Отклоняющееся поведение». (Слайд 5)

План

1. Отклоняющееся поведение.

2. Алкоголизм, наркомания.

3. Причины отклоняющегося поведения.

  • Каковы цели урока?

III. Изучение нового.

Работа с учебником. Учащиеся на протяжении урока составляют кластер.

последствия

Виды

Курение

Алкоголизм

Наркомания

Токсикомания

Суицид

Преступление

Проступки

наиболее опасные формы

  1. Не причиняет вреда обществу
  2. Причиняет вред обществу
  3. Причиняет вред и человеку и обществу

Отклоняющееся поведение

формы проявления

  1. на уровне личности
  2. в малых группах
  3. на уровне государства

1. Отклоняющееся поведение

Записи в тетради.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ – это поведение, которое не согласуется с социальными нормами.

Беседа.

  • Учёные изучали отклоняющееся поведение школьников. Они задавали пятиклассникам и десятиклассникам вопрос: Какие формы отклоняющегося поведения наиболее распространены среди ваших сверстников? Ответы учащихся приведены в графическом виде.

  • Сделайте выводы о результатах опроса.
  • Как бы вы сами ответили на этот вопрос? Свой ответ обоснуйте.
  • Приведите свои различные примеры отклоняющегося поведения.

Примеры:

1. Перешел улицу на красный свет.

2.  Развел костер в неположенном месте.

3. Публично оскорбил пожилого человека.

  4. Нарушений правил поведения в школе: игра в телефон на уроке и т.д.

  • Из всего многообразия форм отклоняющегося поведения социологи выделяют отдельные группы, характеризуя….

 Записи в тетради.

Проявления отклоняющегося поведения:

  • на уровне личности (подросток стал заядлым курильщиком)
  • малых группах (пьющие родители перестали заботиться о детях)
  • на уровне государства (чиновник вымогает взятку)

Каковы последствия отклоняющегося поведения?

  • не причиняет вреда обществу
  • причиняет вред обществу
  • причиняет вред и человеку и обществу

2. Алкоголизм, наркомания.

  • Наиболее опасные формы отклоняющегося поведения: алкоголизм и наркомания.

Работа с учебником.

Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 133 и ответьте на вопросы.

  1. Как возникает алкоголизм?
  2. Какое влияние оказывает алкоголь на организм?

(Материал на стр. 134 «Мнения»)

  1. Каковы социальные последствия алкоголизма?

 (Материал на стр. 135 «Факты»)

  1. Чем наркомания отличается от алкоголизма?

Дополнительный материал

  1. У подростков, молодых людей риск развития алкогольной зависимости оказывается в 1,5 раза выше, чем у людей в возрасте 30—35 лет.
  2. У девушек и женщин зависимость от алкоголя формируется быстрее, чем у юношей и мужчин.
  3. В последнее время врачи и педагоги с тревогой говорят о распространении пивного алкоголизма у школьников 12—14 лет.

Любителям пива

Помните, что пиво вовсе не так безобидно, как порой кажется. Во-первых, общее количество алкоголя после огромных порций пива достаточно велико: 0,5 литра пива соответствует 60—80 граммам водки. Во-вторых, не забывайте, что это очень калорийный напиток. Постоянные потребители пива быстро толстеют, стенки желудка от пива растягиваются. И в-третьих, обратите внимание на наблюдение немецкого психотерапевта Э. Крепелина: 45% его пациентов стали алкоголиками в результате того, что регулярно и много пили пиво.

Дополнительный материал

  1. У 25—30-летних родителей, пробовавших в 15—16-летнем возрасте наркотики, риск рождения ребёнка с физическими или психическими отклонениями повышается в 2—3 раза.
  2. Эффективность лечения наркомании, даже с использованием самых современных методик, очень невелика — всего 15—20% (т. е. удаётся вылечить одного-двух человек из десяти).

3. Причины отклоняющегося поведения.

  • Человек не думает о негативных последствиях и своём будущем.
  • Молодые люди переоценивают свою силу воли
  • Склонность к риску у молодёжи.
  • Нежелание отставать от других.
  • Неблагополучные семьи
  • Переоценка жизненных ценностей
  • Стремление любыми (асоциальными) способами достичь цели.

III. Закрепление.

Фронтальный опрос:

  • Правила поведения, принятые в обществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения – это …..?
  • Поведение, которое не согласуется с социальными нормами – это …..?.
  • Как может проявляться  отклоняющееся поведение?
  • Каковы последствия отклоняющегося поведения?
  • Отклоняющееся поведение, которое причиняет вред и человеку и обществу – это …..?
  • Почему люди так делают
  • Задание 2.. Русский психиатр Павел Иванович Ковалевский (1847—1923) говорил: «Пьянство есть величайшее зло для человека, общества и государства». Постарайтесь объяснить, в чем заключается это зло: а) для человека; б) для общества; в) для государства.

3. Бенджамин Франклин писал: «Трезвость кладет дрова в печку, мясо — в кастрюлю, хлеб — на стол, деньги — в кошелек, силу — в тело, одежду — на спину, ум — в голову, довольство — в семью». Как Вы это понимаете?

IV. Обобщение. Итог урока.

1. Рефлексия.  

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на стр.. 138 учебника.

        (Проверка выполнения заданий.)

Наш урок подходит к концу.

— Что вы получили от этого урока?

— Что чувствовали?

— Что вас удивило?

— За что вы можете себя похвалить?

Продолжите фразы.

• Я хочу сказать...

• Мне больше всего удалось...

• Для меня было открытием, что...

V.Домашнее задание

1. Прочитать § 16 учебника.

2. Подобрать и записать несколько аргументов в защиту здорового образа жизни (что сказать тем, кто говорит: «Попробуй ...!» (алкоголь, наркотические вещества)

3. Ответить на вопрос 4, стр. 139, письменно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое «социальные нормы» ? СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ – правила поведения, принятые в обществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения.

Слайд 2

Социальные нормы дозволение предписание запрет МОЖНО НУЖНО НЕЛЬЗЯ

Слайд 3

А, ЭТО можно назвать социальной нормой?

Слайд 4

Поведение, которое не согласуется с социальными нормами называется ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ .

Слайд 5

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Слайд 6

ПЛАН: 1. Отклоняющееся поведение. 2. Алкоголизм, наркомания. 3. Причины отклоняющегося поведения.

Слайд 7

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ – это поведение, которое не согласуется с социальными нормами.

Слайд 8

Драки Ругательства, мат Курение Употребление алкоголя – Какие формы отклоняющегося поведения наиболее распространены среди школьников? Ответы учащихся .

Слайд 9

Задание . Приведите свои различные при­меры отклоняющегося поведения.

Слайд 10

ПРЕСТУПЛЕНИЯ: убийство, побои, истязания, похищения, оскорбление, клевета, нарушения прав и свобод человека, кража, грабёж, вымогательство, терроризм, захват заложников, хищение оружия.

Слайд 11

ПРОСТУПКИ: мелкое хулиганство, нецензурная брань в общественных местах, нарушение общественного порядка, нарушение правил общественного порядка (ПДД, ППБ), вред имуществу, нарушение дисциплины.

Слайд 12

ФОРМЫ проявления ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ НА УРОВНЕ ЛИЧНОСТИ В МАЛЫХ ГРУППАХ НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВА .

Слайд 13

Причиняет вред обществу Не причиняет вреда обществу Причиняет вред и человеку и обществу

Слайд 14

ПЛАН: 1. Отклоняющееся поведение. 2. Алкоголизм, наркомания. 3. Причины отклоняющегося поведения.

Слайд 15

Отклоняющееся поведение, которое причиняет вред и человеку и обществу. АЛКОГОЛИЗМ НАРКОМАНИЯ

Слайд 20

У подростков, молодых людей риск развития алкогольной зависимости оказывается в 1,5 раза выше, чем у людей в возрасте 30—35 лет. У девушек и женщин зависимость от алкоголя формируется быстрее, чем у юношей и мужчин. В последнее время врачи и педагоги с тревогой говорят о распространении пивного алкоголизма у школьников 12—14 лет.

Слайд 21

Любителям пива Помните, что пиво вовсе не так безобидно, как порой кажется. Во-первых, общее количество алкоголя после огромных порций пива достаточно велико: 0,5 литра пива соответствует 60—80 граммам водки. Во-вторых, не забывайте, что это очень калорийный напиток. Постоянные потребители пива быстро толстеют, стенки желудка от пива растягиваются. И в-третьих, обратите внимание на наблюдение немецкого психотерапевта Э. Крепелина: 45% его пациентов стали алкоголиками в результате того, что регулярно и много пили пиво.

Слайд 22

Отклоняющееся поведение, которое причиняет вред и человеку и обществу. АЛКОГОЛИЗМ НАРКОМАНИЯ

Слайд 23

2. Психологическая зависимость Физическая зависимость 1. Привычка возникает быстрее.

Слайд 24

У 25—30-летних родителей, пробовавших в 15—16-летнем возрасте наркотики, риск рождения ребёнка с физическими или психическими отклонениями повышается в 2—3 раза. Эффективность лечения наркомании, даже с использованием самых современных методик, очень невелика — всего 15—20% (т. е. удаётся вылечить одного-двух человек из десяти).

Слайд 25

ПЛАН: 1. Отклоняющееся поведение. 2. Алкоголизм, наркомания. 3. Причины отклоняющегося поведения.

Слайд 26

Почему люди так делают?

Слайд 28

Задание. ПРОЧТИТЕ И ПОДУМАЙТЕ Русский психиатр Павел Иванович Ковалевский (1847—1923) говорил: « Пьянство есть величайшее зло для человека, общества и государства». Постарайтесь объяснить, в чем заключается это зло: а) для человека; б) для общества; в) для государства.

Слайд 29

Задание. ПРОЧТИТЕ И ПОДУМАЙТЕ . Бенджамин Франклин писал: «Трезвость кладет дрова в печку, мясо — в кастрюлю, хлеб — на стол, деньги — в кошелек, силу — в тело, одежду — на спину, ум — в голову, довольство — в семью». Как Вы это понимаете?

Слайд 30

Домашнее задание 1. Прочитать § 16 учебника. 2. Подобрать и записать несколько аргументов в защиту здорового образа жизни (что сказать тем, кто говорит: «Попробуй ...!» (алкоголь, наркотические вещества) 3. Ответить на вопрос 4, стр. 139, письменно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....