Конспекты уроков и презентации
план-конспект урока по обществознанию (6, 7 класс)
Предлагаю методические разработки, которые помогут моим коллегам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Учимся быть думающим покупателем". 7 класс | 1.12 МБ |
"Гражданин - Отечества достойный сын" 6 класс | 28.64 КБ |
Гражданин - Отечества достойный сын | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Гражданин - Отечества достойный сын.
Образовательная цель: подвести учащихся к пониманию, что каждый человек обязан, стремиться стать достойным гражданином своего Отечества, познакомить с основными понятиями.
Развивающая цель: развитие коммуникативных навыков посредством работы в группах.
Воспитательная цель: пробудить в учащихся чувство патриотизма, формирование в учащихся граждански активных и социально значимых качеств, готовности отдать все силы служению Отечеству.
Тип урока: Изучение нового материала.
Основные понятия: выборы, референдум, гражданин, гражданский поступок.
Оборудование: презентация, конституция, карточки с заданием, смайлики.
План урока:
1.Гражданин.
2.Права и обязанности граждан России.
3.Гражданин-Отечества достойный сын.
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация.
Класс поделен на три группы.
Учитель: Сегодня мы проведём урок, который очень важен для каждого из нас. Поскольку все мы граждане России и вам, наверное, не безразлична судьба государства, в котором каждый из вас проживает. Мне хочется начать его со стихотворения Романа Сефа «Необычный пешеход».
Кто по улице идет?
Hеобычный пешеход.
У него пятьсот имен:
Hа заводе слесарь он,
В яслях он - родитель,
В кинотеатре - зритель,
А пришел на стадион -
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он - мечтатель в дни весны,
Он - защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду -
Гражданин своей страны!
Учитель: Какие здесь ключевые слова? (Гражданин своей страны!)
2. Объявление темы и цели урока.
Учитель: Кто может сформулировать тему нашего урока? («Гражданин России»)
Учитель: Сегодня на уроке мы выясним, что значит быть гражданином? Познакомимся с правами и обязанностями граждан России. Постараемся понять какого человека можно считать достойным гражданином своей страны.
II. Изучение новой темы.
Учитель: Давайте для начала вспомним историю происхождения слова «гражданин», из курса истории Древнего мира.( Ученик: Гражданин – коренной житель города Афин, чьи родители оба граждане. Обладал политическими правами, участвовал в Народном собрании.).
Учитель: Слово гражданин в словаре русского языка В.И.Даля раскрывается так: гражданин-член общины или народа, состоящего под одним управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.
Слово «гражданин» происходит от русского слова «горожанин», «городской житель». В 19 в. Звание «почётный гражданин» за особые заслуги присваивалось купцам, военным и гражданским чиновникам.
Учитель: А теперь давайте перенесёмся в наше время. Ребенок родился…
И теперь малышу необходимы не только тепло, забота, уютная кроватка и прочие детские радости. Ему необходимо стать законным гражданином своей страны. Для этого нужны не подвиги и поступки - они впереди, по мере взросления, а всего лишь документ. Документ, подтверждающий, что родился гражданин – «Свидетельство о рождении». Слайд 1
(Учитель комментирует, что записано в свидетельстве о рождении.)
Учитель: Граждане, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации, обязаны получить паспорт. Слайд 2
Учитель: Паспорт – это первый документ, удостоверяющий личность человека. Это свидетельство о том, что человек стал полноправным гражданином нашего государства. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации. (Комментарии учителя к слайду: обложка; на второй странице написано – гражданин России.)
В Конституции РФ 1993 года закреплены основные права и обязанности граждан.
Учитель: А как вы понимаете слова "права", "обязанности"? (Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать.А обязанности - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет)
Учитель: Давайте ознакомимся с важнейшими правами и обязанностями гражданина России.
(работа с учебником стр.175)
Что такое выборы?Выборы– это процедура избрания кого-либо путем голосования.(словарь стр.220)
Что такое референдум? Референдум-это всенародное голосование по поводу решения каких либо важных государственных вопросов.(словарь стр.222)
Чем референдум отличается от выборов?
Здесь речь идёт о политических правах граждан, откройте Конституцию стр.12 прочитайте ст.40, 41, 42, 43 о чём там идёт речь? а какие вы знаете ещё права?
- Право на жизнь
- Право на свободу
- Право на личную неприкосновенность
- Право на труд
- Право на отдых
- Право на свободу слова
- Право на свободу совести
- Право на образование
- Право на медицинское обслуживание
Учитель: Посмотрите в учебнике схему на стр.175 Какие обязанности есть у граждан РФ Откройте страницу 16 Конституции РФ, найдите статью 57, 58,59 и прочитайте. О чём говорится в этих статьях? (учебник стр.175 схема)
Основные обязанности гражданина России:
• Соблюдать Конституцию и законы России
• Уважать права и свободы других людей
• Защищать Отечество
• Платить налоги
• Охранять природу и окружающую среду
• Заботиться о детях, их воспитании
• Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
Учитель: Какие обязанности школьника вы знаете? Они прописаны в правилах для учащихся.
(высказывания детей)
1. Прилежно учиться.
2. Выполнять требования учителя, дежурных.
3. Соблюдать технику безопасности.
4. Беречь школьное имущество.
5. Выполнять распорядок дня.
6. Придерживаться правил культурного поведения.
7. Уважать права других.
Учитель: А какими правами вы уже пользуетесь?
- В международной Конвенции о правах ребенка говорится о правах детей всего мира от рождения до совершеннолетия. Эти права важны для жизни и здоровья детей, для их развития:
Каждый ребенок имеет право:
- на жизнь
- на жизнь в семье со своими родителями
- на получение образования
- на отдых
- на свободу слова и веры
- на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь
- на собственное мнение.
2. Подведение итогов основной части урока.
Учитель: Подведём итог, обсудив в группе. Сейчас один представитель от каждой группы должен высказать своё мнение о том, что означает термин «ГРАЖДАНИН РОССИИ».
Общее понятие: гражданин – это человек, который постоянно проживает на территории данного государства и имеет права и обязанности.(словарь стр.220)
III. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, как весело играть!
Руки вверх подними,
На пальчики посмотри,
Шире руки разведи!
А потом их опусти!
Дети стоят. Учитель говорит: «Руки на уровне грудной клетки». Под слова РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ дети свободно потряхивают кистями рук (движение сверху вниз). Под слова ОХ КАК ВЕСЕЛО ИГРАТЬ – легкие хлопки в ладони; под слова РУКИ ВВЕРХ ПОДНИМИ - все поднимают руки, сопровождая глубоким вдохом и выдохом; под слова НА ПАЛЬЧИКИ ПОСМОТРИ - поднимают голову, прогибая спину. Дальше под слова ШИРЕ РУКИ РАЗВЕДИ дети разводят руки в стороны и делают глубокий вдох; под слова А ПОТОМ ИХ ОПУСТИ опускают руки вниз и делают глубокий выдох.
3. Есть люди, которых не интересуют события, происходящие в обществе. Их волнует только собственное благополучие. Отношение этих людей к судьбе своего села, города, страны выражено в пословицах: Слайд 3
Можно ли назвать таких людей достойными гражданами?
Работа с учебником (стр.179) У Н.А. Некрасова есть стихотворение «Поэт и гражданин» давайте его прочитаем. (ученик читает)
«Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой»
Н.Некрасов.
Вопрос учителя: Какие здесь ключевые слова, в соответствии с темой нашего урока? ( Ученик:Не будет гражданин достойный, к Отчизне холоден душой.)
Вопрос учителя: Как вы понимаете слово «холоден душой»? ( Ученик:Безразличный.)
Как, по мыслиН.А. Некрасова, должен относиться гражданин к своему Отечеству? Как вы думаете, был ли Н.А. Некрасов достойным гражданином России?
Учитель: Подумайте, а какого человека можно назвать достойным гражданином?
Ответ: Достойный сын Отечества – это человек мысли и поступки, которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
Учитель: Например, 8 августа 2008г. Грузия вероломно напала на Южную Осетию.
Военная операция под кодовым названием «Чистое поле» предполагала полное уничтожение города Цхинвале и его мирного населения. Мирных жителей сжигали заживо, давили на танках, расстреливали в упор. Слайд 4. из презентации: дирижёр Валерий Гергиев. Он дал концерт в разрушенном г. Цхинвале и как мог, помог своему осетинскому народу, подержав его дух после ужасов войны. Его концерт стал символом возрождения к новой мирной жизни. Он достойный сын своего Отечества.
Учитель: Как вы думаете, что такое гражданский поступок? (Ответ:Гражданский поступок – полезные и разумные действия гражданина, которые влияют на судьбу Отечества.)Таких примеров в истории много.
Групповая работа. (На предыдущем уроке дети были поделены на три группы и получили опережающее домашнее задание, результаты своих работ они представляют в форме слайда к презентации).
Домашнее задание группы №1 «Историки». Слайд 2.
Итак, внимание на экран – Москва, Красная площадь – здесь установлен памятник К.Минину и Д. Пожарскому. Надпись «Гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Благодарная Россия 1818 г.». Задание:Прослушайте историческую справку и ответьте на вопросы.
- Почему был установлен памятник в их честь?
- Почему Кузьма Минин был назван гражданином? Во время урока ученики дают подробную историческую справку. Ответы на вопросы: К.Минин и Д.Пожарский совершили гражданский поступок. К.Минин пожертвовал своей собственностью, создал народное ополчение и вместе с Д.Пожарским, который возглавлял войска, сражались с поляками и отстояли независимость России.
Домашнее задание группы №2 «Фотокорреспонденты». Слайд 3-
Слайд « Школьная хроника», наши шестиклассники:
Домашнее задание группы №3 «Журналисты». Слайд Информация о наших земляках получивших звание «Почётный гражданин Западной Двины и Западнодвинского района»
Задание (работа с карточкой)
1.Гражданин не может быть безразличным к _______(судьбе Родины).
2. Он радуется её _____(успехам), переживает за её _____(беды).
3. Он делает, всё, что в его силах, для _____ (благополучия своей Отчизны).
Проверка работ учащихся. Таким образом, мы ответили на вопрос, как гражданин должен относиться к своему Отечеству.
IV. Закрепление: А теперь давайте вместе составим памятку гражданина
Слайд
«Памятка гражданина».
- Старайся знать о главных событиях в жизни своей страны.
- Учись восприниматьуспехи России как свои, а её беды как свои.
- Учись строго выполнять правила жизни в обществе.
- Используй любую возможность, чтобы сделать что-либо полезное для окружающих тебя людей, для страны.
Закончить урок хочется стихами Ю.Яковлева (читает ученица).
Мы к будущему готовимся.
И сердце стучит: пора!
И взрослыми мы становимся
Сегодня, завтра, вчера!
Мы видим себя входящими
В грядущие времена.
Как клятву произносящими,
Я твой гражданин, страна!
Итог урока
- Что нового ты узнал на уроке?
Рефлексия- Настроение
Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок.
Домашнее задание: Принести 1–2 фотографии ваших полезных дел. Прочитать пар. 17. Выписать новые слова в тетрадь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пословицы «Что мне до него-было б мне хорошо». «Моя хата с краю, я ничего не знаю». «После меня хоть трава не расти». «Не постою ни за что, постою только за себя» . Можно ли назвать таких людей достойными гражданами?
Гражданский поступок дирижёр Валерий Гергиев дал концерт в разрушенном г. Цхинвале и как мог, помог своему осетинскому народу, поддержав его дух после ужасов войны.
Гражданский поступок «Гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Благодарная Россия 1818 г.». 1.Почему был установлен памятник в их честь? 2.Почему Кузьма Минин был назван гражданином?
Мемориал Школьная хроника
Акция «Очистим школьный двор» Школьная хроника
Акция «Чистые улицы» Школьная хроника
Акция «Спеши делать добро» Школьная хроника
Почётные граждане Западной Двины и Западнодвинского района Яковлева Александра Ивановна – за большие заслуги в деле народного образования 06.06.2002г. присвоено звание «Почётный гражданин города западная Двина и Западнодвинского района». Платонов Виталий Фёдорович – за рационализаторские предложения и внедрение их в производство 06.06.2002г. присвоено звание «Почётный гражданин города Западная Двина и Западнодвинского района». Яковлева Александра Ивановна
Почётные граждане Западной Двины и Западнодвинского района Иванов Михаил Васильевич - за большой вклад в развитие экономики района 06.06.2002г. присвоено звание «Почётный гражданин города Западная Двина и Западнодвинского района». Кох Александр Михайлович - за большой вклад в развитие экономики района 06.06.2002г. присвоено звание «Почётный гражданин города Западная Двина и Западнодвинского района». Шатров Михаил Андреевич - за большой вклад в развитие экономики района 06.06.2002г. присвоено звание «Почётный гражданин города Западная Двина и Западнодвинского района». Иванов Михаил Васильевич -
Почётные граждане Западной Двины и Западнодвинского района Тимофеев Юрий Васильевич – за активную личную деятельность, направленную на пользу района, обеспечение его благополучия и развития 29.06.2007г. присвоено звание «Почётный гражданин Западнодвинского района». Купленкова Наталья Борисовна – за активную гражданскую позицию, в целях поощрения личной деятельности, направленной на пользу Западнодвинского района 29.06.2007г. присвоено звание «Почётный гражданин Западнодвинского района».
Памятка гражданина 1. Старайся знать о главных событиях в жизни своей страны. 2.Учись воспринимать успехи России как свои, а её беды как свои беды. 3.Учись строго выполнять правила жизни в обществе, которые установлены для детей. 4.Используй любую возможность, чтобы сделать что-либо полезное для окружающих тебя людей, для страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - игра "Путешествие в страну "Физика". 7 класс. Конспект урока с презентацией
Лебедева Ирина Геннадьевна учитель физикиГОУ СОШ №43г. Санкт-ПетербургУрок-игра« Путешествие в страну «Физика»7 класс АннотацияИгра проводится в конце учебного года и несет в себе по...
1 урок по теме "Обобщающие слова при однородных членах" конспект урока и презентация
представленный материал предназначен для проведения урока русского языка в 8 классе, содержит подробный конспект урока и презентацию. с первых мгновений урока дети включаются в увлекательный процесс у...
Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)
Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт” Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урокБазовый учебник: УМК "FORWARD" 5 класс автор: Вербицкая Цель урока: формирование коммуникати...
Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)
Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт” Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урокБазовый учебник: УМК "FORWARD" 5 класс автор: Вербицкая Цель урока: формирование коммуникати...
Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)
Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт” Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урок Урок разработан учителем английского языка МБОУ " Лицей № 1 им.А.П. Гужвина г.Камызяк" Астрахан...
Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)
Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт” Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урок Урок разработан учителем английского языка МБОУ " Лицей № 1 им.А.П. Гужвина г.Камызяк" Астрахан...
Конспект урока и презентация к уроку истории в 8 классе "Движение декабристов"
При изучении темы урока использовались как задания, включенные в презентацию, так и задания для самостоятельной работы учащихся с историческим источником....