Внеурочная деятельность «Этика и психология семейной жизни»
план-конспект занятия по обществознанию (11 класс)
Внеурочная деятельность «Этика и психология семейной жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_i_psihologiya_moya_tehnologicheskaya_karta.docx | 132.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность «Этика и психология семейной жизни», 11А класс
Тема занятия: «Семейный бюджет»
Учитель – Ивченко Дарина Сергеевна
Цели занятия:
Образовательные: формирование представления учащихся о бюджете семьи как основной категории домашней экономики, освоение учащимися знаний о структуре бюджета; овладение умениями описывать статьи доходов и расходов, расчета баланса статей бюджета.
Развивающие: развитие умения сравнивать и анализировать, делать выводы; осуществлять поиск необходимой информации для эффективного выполнения практических задач, профессионального и личностного развития;
Воспитательные: воспитание ответственности за экономическое решение практических задач по рациональному использованию доходов семьи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию; расширить представление о семейной бюджете (его видах, статьях расхода и дохода, правилах ведения семейного бюджета и экономии)
Метапредметные УУД: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; извлекать информацию из различных видов исторических источников; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
Личностные УУД: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, терпимость к чужому мнению, чувство такта, уважение к оппоненту; осмысливать исторический опыт предшествующих поколений, осознать важность эпохи петровских реформ и ее влияние на последующую историю; формирование национального самосознания, гордости за историю своей страны.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, плакаты
Ход занятия:
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формирование универсальных учебных действий |
I. Организационный момент. | Дорогие ребята! Пусть это занятие принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами, а знания, которые вы получите, пригодятся в жизни и хоть немножечко ее улучшат. (звучит тихая музыка) | Готовность класса к занятию | Регулятивные: волевая саморегуляция. |
II. Мотивационный этап. | Ребята получают конверты, в которых находятся высказывания. Прошу вас объясните смысл высказываний Да, смысл высказываний заключается в том, что необходимо экономно тратить заработанное Ребята, а вы умеете правильно тратить деньги? Предлагаю Вам пройти мини-тест, чтобы выяснить умеете ли вы тратить деньги с умом? Учитель: Подсчитайте ваши ответы и посмотрите ключ теста:
Вот видите, большинство из вас не умеет правильно расходовать деньги и вам следует поучиться искусству - тратить деньги. Более того очень многие взрослые делать это не могут, давайте посмотрим к чему приводит отсутствие элементарных финансовых знаний. Я предлагаю посмотреть видеофрагмент, в котором благополучная в плане достатка семья имеет много сложностей.
Ребята, вы можете дать советы семье Нурлана и Алии? Вы для этого имеете достаточно знаний? Как вы думаете, какова тема сегодняшнего занятия? А чему бы вы хотели научиться, или что узнать на этом занятии? Посмотрите здесь изображён кошелёк. Это не просто сумочка для хранения денег, на нашем уроке это будет кошелёк ожиданий. Вы получили условные денежные единицы, на которых напишите то, что вы ожидаете от урока. Чему хотите научиться, что узнать нового, какие ценные советы хотите приобрести. Написав свои ожидания, разместите их на нашем кошельке. Давайте вспомним, что такое бюджет, какие виды бюджетов бывают у государства? Как вы считаете, какой тип бюджета лучше всего для государства? Почему? А для семьи? Почему? | Группа №1 Неважно, сколько вы получаете, важно, как вы умело распоряжаетесь, и сколько остается за день до зарплаты Владимир Борисов Группа №2 Нажить много денег - храбрость; Группа №3 Кто не считает свои деньги, тот проявляет неуважение к своему труду (народная мудрость) Ребята проходят тест( Приложение№1) Просмотр видеофрагмента Бюджет семьи
Каждая группа (семья) представит вид бюджета | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Регулятивные: целеполагание, планировать пути достижения цели; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, уметь слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника |
III. Актуализация знаний и осуществление первичного действия. | А какие виды семейных бюджетов вы знаете? Как вы считаете, какой вид бюджета для семьи лучше всего? Какой теперь, по-вашему, мнению бюджет лучше Как вы думаете, зависит ли тип бюджета семьи от доходов семьи? А какой самый распространенный тип бюджета в России, а на Западе? Проблема нехватки денег актуальна для большинства современных семей. Многие буквально мечтают о том, чтобы расплатиться с долгами и начать новую финансовую жизнь. Именно поэтому люди стремятся контролировать свои расходы. Суть экономии расходов не в том, что люди жадные, а в том, чтобы обрести финансовую стабильность и взглянуть на свой бюджет трезво и беспристрастно. Польза контроля финансового потока очевидна – это снижение расходов. Чем больше вы сэкономили, тем больше уверенности в завтрашнем дне. Как научиться экономить? Я раскрою вам «Секрет 4 конвертов» (Приложение№2) Правило 4 конвертов - это крайне удобный способ построить бюджет и не обидеть себя. Вот как могут делиться эти деньги: Ребята, скажите по какому принципу построен этот иллюстративный ряд? • 50000 - месячный доход • 5000 (10% от месячного дохода) - сразу же откладывается на н/з; Остаток:45000 • 7000 – квартплата и коммунальные услуги. Остаток: 38000 • 10000 - выплаты за машину, траты на бензин, кружки по интересам для ребёнка и т.п. Остаток: 28000 • Оставшиеся 28000 рублей делятся на 4 конверта, по 7000 в каждом. Это бюджет на неделю, и нужно сильно стараться его не превысить. Если в неделю было потрачено, скажем, 5000 рублей, а не 7000, то 2000 рублей можно потратить на покупку одежды, обуви, развлечения и т.д. или отложить. Это не единственный, но, пожалуй, самый наглядный способ создания бюджета. Переход от бесконтрольной траты денег к осознанной трате всегда болезненный В первый месяц лечения от бесконтрольных трат пациенты могут чувствовать депрессию, или напротив - испытывать припадки агрессии, супруги пациентов периодически упрекают их в невнимательности или вообще в нелюбви и желании контролировать партнёра. Но это всё проходит, и результатом является стабильная финансовая ситуация и достигнутые разумные финансовые цели. Нефтяной магнат Джон Рокфеллер с детских лет вел расходную книжку, которая помогла ему впоследствии стать богатейшим человеком в США. Составить бюджет виртуальной семьи. На чем можно сэкономить? | Совместный, раздельный и долевой Голосование за виды бюджета Изучают виды бюджетов и называют их плюсы и минусы. Выступают представители групп (семей) и анализируют достоинства и недостатки видов семейных бюджетов Голосование за виды бюджета Рассматривают иллюстративный ряд и говорят, по какому принципу он построен Физминутка: Встаньте те, кто с уважением относится к деньгам. Помашите рукой те, кто копит деньги. Покачайте головой те, кому родители доверяют совершать покупки в магазине. Поднимите руку, кто мечтает о новом телефоне. Поднимите две руки, кто в будущем возьмёт кредит на поездку на Гавайи. Погладьте себя по голове те, кто в будущем будет вести строгий учёт своих доходов и расходов. Сядьте те, кто уже заработал свои первые деньги. Присядьте те, кто хранит свои деньги в чулке, а теперь те, кто не имеет накопленных денег. Составляют бюджет семей Работают с XL таблицей и представляют бюджет семьи Группы изучают способы экономии средств и представляют свои предложения №1 На продуктах №2 На оставшемся резерве (вклады) № На социальных выплатах | Личностные: осмысливать исторический опыт предшествующих поколений, осознать важность эпохи петровских реформ и ее влияние на последующую историю; формирование национального самосознания, гордости за историю своей страны. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество и сбор информации, управление поведением партнёров по группе, умение выражать свои мысли, договариваться о распределения функций и ролей в совместной деятельности; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, умение принимать решение. Регулятивные: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий |
IV.Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения. | Ребята, какие мы можем дать советы семье Нурлана и Алии? Прошу вас сформировать продовольственную корзину семьи на неделю, учитывая Потребкорзина 2018-2019 года в России (в состав которой входят самые необходимые для граждан продукты питания | Дают советы Смотрим видео Составляют продовольственную корзина на семью из 4 человек ( Приложение№3) | Познавательные: оценка процесса и результата деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли; Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
V. Этап рефлексии | Главный враг на пути финансового контроля – это лень. Люди сначала загораются идеей контролировать семейный бюджет, а потом быстро остывают и теряют интерес к своим финансам.Чтобы избежать подобного эффекта, требуется обзавестись новой привычной – контролировать свои расходы постоянно. Самый трудный период – это первый месяц. Потом контроль входит в привычку, и вы продолжаете действовать автоматически. К тому же плоды своих «трудов» вы увидите сразу – ваши расходы удивительным образом сократятся. Вы лично убедиться в том, что некоторые траты были лишними и от них без вреда для семьи можно отказаться. Посмотрите на эти предметы: чемодан, мясорубка, корзина. А теперь возьмите свои денежки, которые вы положили в кошелек ожиданий и поместите их к тому предмету, который эти ожидания оправдывает. Если вы считаете, что те знания и умения, которые вы получили, пригодятся вам в дальнейшем, поместите их в чемодан. Если вы пока перерабатываете информацию, поместите их в мясорубку. И если знания, полученные сегодня на уроке вам не пригодятся, поместите их в корзину. Закончить занятие я хочу стихотворными строчками: Больше работаешь – лучше живёшь, Лучше живёшь – больше людям даёшь, Старым и малым, и тем, кто в нужде. А будет нужно – помогут тебе. Помни, мой друг, – в делах не зевай, Прибыль свою и страны умножай. Прибыль – трудам и уменью награда. Как получить её? Думать тут надо. Сложно? Не просто! Но ты уж прости, В жизни у нас нет другого пути. | Я узнал Мне было интересно Я удивлен Я задумался Помещают свои деньги на разные предметы в соответствии с важностью приобретенных знаний | Познавательные: оценка процесса и результата деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли; Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Приложение №1
Тест «Умеете ли вы тратить деньги с умом?»
Вопрос 1. Вам не хватает денег, которые дают вам родители или частенько приходится одалживать у друзей?
-Хватает как раз на то время, что я рассчитываю (2)
-Иногда приходится занимать (1)
-В свой бюджет никак не укладываюсь (0)
Вопрос № 2. Знаете ли вы, сколько вам надо денег на питание в месяц
-Да, знаю (2);
-Знаю, но приблизительно (1);
-Не знаю (0)
Вопрос № 3 Вы увидели в магазине ценную вещь, которую искали долго, но денег на покупку не хватает. Отложите на полчаса товар и побежите за деньгами. Куда?
- Домой, к родителям (2)
- К друзьям, чтобы одолжить с точным сроком возврата (1)
- К знакомым чтобы взять деньги в долг, без твердой уверенности в том, как и когда вы отдадите долг. (0)
Вопрос № 4 Купив долгожданную вещь, пригодится она или нет?
- Покупка оказалась совсем неожиданной, но удачной (2)
- Давно искали, чтобы купить (1)
- Неудачная покупка. Вещь лежит без употребления (0)
Подсчитайте ваши ответы и прослушайте ключ теста:
- Более 5 очков – вы умеете правильно расходовать деньги
- 4-5 очков – вам следует подучиться искусству тратить деньги
- Менее 4 очков – срочно заведите тетрадь учета расходов
Приложение»2
«Секрет 4 конвертов»
Правило 4 конвертов - это крайне удобный способ построить бюджет и не обидеть себя. Допустим, среднемесячный доход на семью составляет 3000 рублей.
Вот как могут делиться эти деньги:
• 50000 - месячный доход
• 5000 (10% от месячного дохода) - сразу же откладывается на н/з;
Остаток:45000
• 7000 – квартплата и коммунальные услуги.
Остаток: 38000
• 10000 - выплаты за машину, траты на бензин, кружки по интересам для ребёнка и т.п. Остаток: 28000
• Оставшиеся 28000 рублей делятся на 4 конверта, по 7000 в каждом. Это бюджет на неделю, и нужно сильно стараться его не превысить.
Если в неделю было потрачено, скажем, 5000 рублей, а не 7000, то 2000 рублей можно потратить на покупку одежды, обуви, развлечения и т.д. или отложить.
Это не единственный, но, пожалуй, самый наглядный способ создания бюджета. Переход от бесконтрольной траты денег к осознанной трате всегда болезненный
В первый месяц лечения от бесконтрольных трат пациенты могут чувствовать депрессию, или напротив - испытывать припадки агрессии, супруги пациентов периодически упрекают их в невнимательности или вообще в нелюбви и желании контролировать партнёра. Но это всё проходит, и результатом является стабильная финансовая ситуация и достигнутые разумные финансовые цели.
Приложение №3
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ КОРЗИНА
Задание для всех семей
Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц из предложенных:
1) хлеб;
2) сахар;
3) минеральная вода;
4) масло сливочное;
5) кукурузные хлопья;
6) масло растительное;
7) рыба;
8) кальмар сушеный;
9) газированные напитки;
10) молоко;
11) яйцо;
12) майонез;
13) картофель;
14) овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др);
15) сухофрукты;
16) соль;
17) креветки;
18) кондитерские изделия;
19) сельдь;
20) финики сушеные;
21) соусы;
22) сало копченое;
23) орешки соленые;
24) конфеты;
25) чипсы;
26) мясо
27) макаронные изделия
28)гречка
30) рис
31) чай
32) кофе
33)колбаса, сосиски
34)сметана
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"
Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида составлена с ...
Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида
Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...
Элективный курс"Этика и психология семейной жизни"
Курс "Этика и психология семейной жизни" обеспечивет духовно-нравственное образование и воспитание школьников старших классов....
Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида
Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара....
Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7
Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....
"Азбука семейной жизни". Программа для молодёжи по этике и психологии семейной жизни.
Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и ...
"Этика и психология семейной жизни"
Рабочая программа факультативного курса "Этика и психология семейной жизни"...