Возможности приемов развития критического мышления для систематизации обществоведческого материала обучающимися 9 классов на примере темы политика
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)

Возможности приемов развития критического мышления для систематизации обществоведческого материала обучающимися 9 классов на примере темы политика

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Учитель истории и обществознания: Мухаматуллина В.А.

Возможности приемов развития критического мышления для систематизации обществоведческого материала обучающимися 9 классов на примере темы политика

Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам[1]. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.

По теме Политика

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправления. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии движения в РФ. Участие партий в выборах.Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Технология РКМ имеет достоинства: высокая самостоятельность учащихся, формирование познавательного интереса и личностной мотивации учащихся, развитие мыслительных способностей и формирование собственного отношения к изучаемому материалу.

Технология РКМ способствует формированию разносторонней, гармоничной, самоактуализирующейся личности, способной строить успешную, достойную человека жизнь.

Приемы, которые возможно провести по данной теме на развитие критического мышления у обучающихся.

1. «Составления кластеров» т.е. графических систематизаторов, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.

2. «Пометки на полях» т.е. изучение таблиц, схем, документов. Чтобы работа была эффективной, необходимо научить правильно читать информацию. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.

3. «Маркировочной таблицы» (ЗУХ)- одна из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее.

4. Синквейн (стихотворение, состоящее из пяти строк) – быстрый, мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации, развития речи, он позволяет научить школьников излагать личное отношение к событию, подводить итоги размышления по проблеме.

5. Прием «Архивариус» позволяет стимулировать познавательно-поисковую активность обучающихся. Учащиеся получают на дом «любопытные вопросы», на которые им необходимо найти ответ. Первый, кто находит ответ на вопрос, получает «5». Обязательное требование - указание на то, откуда почерпнуты сведения. Ценится информация, «добытая» из энциклопедий, справочников, пособий, периодических изданий и художественной литературы.

6. Групповые формы работы - использование технологии критического мышления с ИКТ-технологиями предполагает организацию учащихся в группах, в парах, что повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика.

7. Уроки - диспуты, уроки – суды. Использование таких форм работы позволяет стимулировать активность учащихся, их самостоятельность в поиске информации, аргументов, необходимых для подтверждения их позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал семинара по теме "Приемы развития критического мышления"

Данная презентация поможет в проведении семинара, занятия школы молодого учителя по теме "Школьные технологии.Приемы и методы развития критического мышления". Материал презентации разработан на основе...

"Развитие критического мышления на уроках обществоведческих дисциплин"

Проведение мастер-класс на методической секции учителей истории и обществознания образовательных учреждений городского округа Саранск по теме: "Развитие критического мышления на уроках обществоведческ...

Развитие критического мышления на уроках геометрии в 7 классе при изучении темы «Признаки равнобедренного треугольника»

Выступление на кафедре математики по теме "Развитие критического мышления череэ чтение и письмо на уроках геометрии"...

мастер-класс "Приемы развития критического мышления на уроках истории"

Мастер -класс" Приемы развития критического мышления на уроках истории"...

Мастер - класс " Кровь. Учимся читать анализы". Занятия в медицинском классе с применением приемов развития критического мышления

Мастер - класс " Кровь. Учимся читать анализы". Занятия в медицинском классе с применением приемов развития критического мышления...

Методическая разработка мастер-класса по теме «Методы и приемы развития критического мышления»

Методическая разработка мастер-класса по теме  «Методы и приемы развития критического мышления» в помощь учителям и преподавателям  для повышения компетентности в области педагог...