Методическая разработка мастер-класса по теме «Методы и приемы развития критического мышления»
методическая разработка

Методическая разработка мастер-класса по теме  «Методы и приемы развития критического мышления» в помощь учителям и преподавателям  для повышения компетентности в области педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

Хрусталева Оксана Анатольевна

методист

Методическая разработка мастер-класса по теме

 «Методы и приемы развития критического мышления»

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в образовательном процессе.

Задачи:

  • Познакомиться с технологией развития критического мышления через  ТРКМ
  • Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ

Оборудование, материалы, ТСО: компьютер, проектор, видеофильм, раздаточный материал

Ход мастер-класса

Приветствие.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе.

- Наш мастер-класс будет посвящён технологии, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

1 этап. Мотивация

Предлагаю вашему вниманию мультфильм «Поросёнок и печенье» (просмотр м\ф) для определения технологии.

Работа в группе (на обсуждение 2 мин)

- Итак, как Вы думаете, о какой технологии пойдёт речь и почему Вы так считаете? (о ТРКМ)  

- Сегодня мы будем говорить о ТРКМ.

- План нашей работы

  • Узнаем, что такое критическое мышление
  • Приемы развития критического мышления обучающихся на уроках
  • Практическое занятие
  • Рефлексия

- В течение всего урока, мастер- класса, работая в группе, Вы будете заполнять таблицу «Знаю - Хочу узнать - Узнал»  (таблицы на столах). Это один из приёмов ТКМ.

Работа в группе -1 задание (2 мин)

В 1 графу напишите  всё, что Вы знаете или когда-то слышали о данной технологии.  Во 2 графу, что бы Вы хотели узнать об этой технологии.

Ответы участников мастер-класса.

2 этап.  Теоретическая часть

- Итак, технология РКМ разработана в конце 80-х годов ХХ в. в США (Ч.Темпл, Д Стил, К. Меридит). Она опирается на идеи и методы зарубежной и русской педагогических систем, в частности, психологические исследования Л. Выготского, коллективный и групповой способы обучения, педагогику сотрудничества, идеи развивающего обучения. Это общепедагогическая, надпредметная технология. В России она активно осваивается с 1997 года. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль педагога – в основном координирующая.Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  «Вызов – осмысление – размышление». Рассмотрим эти стадии подробно.
        На этапе «вызова» из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи; в тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры». Можно бесконечно перечислять применяемые здесь приемы, но, очевидно, в педагогической копилке каждого педагога имеется собственные сокровища, предназначенные для решения главной задачи – мотивировать обучающихся к работе, включить их в активную деятельность.
        На стадии «осмысления» (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Обучающийся получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
      Этап «размышления» (рефлексии)характеризуется тем, что обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания  и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.
        В ходе работы в рамках этой модели обучающиеся, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Модель урока в технологии РКМ

     Этапы урока соответствуют стадиям процесса познания человека.

1. «ВЫЗОВ».

 актуализация и обобщение знаний по теме;

 мотивация (формирование интереса к изучаемой проблеме);

 побуждение школьников к активной (творческой) работе на уроке и вне его (дома).

2. «ОСМЫСЛЕНИЕ»

 получение новой информации;

 осмысление этой информации;

 соотнесение ее с уже имеющимися знаниями;

 поддержание активности школьников в процессе приобретения знаний.

3. «РЕФЛЕКСИЯ».

 закрепление полученных знаний;

 обобщение информации;

 присвоение обучающимсянового знания;

 формирование у каждого обучающегося  собственного отношения к изучаемому материалу.

Приемы создания модели обучения в технологии РКМ

   

Название

Характеристика

Применение

«Корзина» идей, понятий, имен

На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что обучающиеся знают по данной проблеме. Методика: 1) преподаватель задает вопрос о том, что известно обучающимся о поставленной проблеме; 2) каждый обучающийся самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) преподаватель  в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.

«вызов», «рефлексия»

Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы

В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется. 

«вызов», другие этапы урока, домашнее задание

Учебный мозговой штурм

1 этап – создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап – коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап – выбор наиболее перспективных решений.

«вызов», «осмысление»

Ассоциации

«Какие ассоциации связаны с …»? « Что вы знаете о …»?

«вызов»

«Дерево предсказаний»

«Ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, «листья» - обоснования предположений, аргументы. Приём разработан для работы с художественным текстом, чтобы строить предположения о развитии сюжета, но с успехом применяется для обсуждения социально значимых проблем.

«вызов», «рефлексия», домашнее задание

«Карта познания»

От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски), отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными на них словами, связанными с ключевым понятием; далее помещаются «ветви» второго порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения. Надо стремиться использовать для создания «карты» меньше слов, но больше символов, рисунков, цвета.

«вызов», «рефлексия»

«Перепутанные логические цепочки»

Обучающимсяпредлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; обучающиеся расставляют события в нужном порядке.

«вызов», «рефлексия»

Пометки на полях (инсерт)

Обучающиеся читают текст, делая пометки:

«v» -известная информация;

«+» - новая информация;

«?» - непонятная информация;

«  » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.

После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.

«осмысление», «рефлексия»

Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» («ЗХУ»)

Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста.

«осмысление», «рефлексия», контроль знаний, домашнее задание

Лекция с остановками

После каждой смысловой части лекции преподавателя  делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идет коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, выполняются дополнительные задания.

«осмысление»

Эффективная лекция с использованием «бортового журнала»

Во время лекции обучающиеся работают с таблицей:  «известная информация и предположения (заполняется до лекции на стадии «вызов») – новая информация». 1 вариант использования  приема – работа в парах: один обучающийся  ставит «+» и «  » в левой колонке, другой – записывает новую информацию; после индивидуальной работы пара  обсуждает полученное, готовится к общей работе с группой.

«осмысление»

Чтение с остановками

Обучающиеся работают со знакомым текстом, который заранее разделен на части; к каждой из них сформулированы вопросы (простые (факты, воспроизведение информации), уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.)

«осмысление»

Работа в динамических парах /группах («обучение сообща»)

«Зигзаг» (один из вариантов использования приемов). Группа разделен на четверки, у каждого обучающиеся номер от 1 до 4. Обучающиеся работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста,  составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который проведет итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу, обучающиеся по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения. 

«осмысление»

Игра «Как вы думаете» («обучение сообща»)

Группа делится на группы по 4 – 6 человек, преподаватель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Обучающиеся берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.

«осмысление», «рефлексия»

Написание синквейна (пятистрочный белый стих)

1. Одно существительное – тема синквейна.

2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.

3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.

4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).

5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.

Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты  (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.

«рефлексия»

Написание эссе

Эссе – «поток сознания, перенесенного на бумагу». Смысл приема заключается в словах: « Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».Это свободное сочинение – размышление на заданную тему; самостоятельная трактовка проблемы, где ценится проявление индивидуальности, оригинальность в решении проблемы, аргументированность. Пишется обычно в классе (от 5 до 20 мин) после обсуждения проблемы.

«рефлексия»

Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов

«Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). «Тонкие» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если…

«рефлексия»

РАФТ

Р(оль)

А(удитория)

Ф(орма)

Т(ема)

Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы.

«рефлексия»

Дискуссия

Цель: не решить проблему, а углубить понимание её важности. Проблема должна быть спорной, неоднозначной, содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант – перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы «за» и «против».

все этапы, особая модель

                   

3 этап. Практическая часть.

- Давайте теперь продемонстрируем некоторые приемы. Все задания будут связаны с темой нашего мастер-класса.

1. Прием «Кластер» на стадии вызова, ключевое слово «Образование». (5 минут).

2. Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» («ЗХУ»). В течение всего мастер-класса вы должны были заполнить таблицу, давайте посмотрим на результаты.

3.Теперь проверим, как вы запомнили материал. Прием «Перепутанные логические цепочки».

4. Для подведения итогов мастер-класса давайте продемонстрируем прием «Дерево предсказаний».

Критическое мышление – способность воспринимать текст на нескольких уровнях.Если посмотреть на три стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для преподавателя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для преподавателя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний обучающихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.

Я вам рассказала о наиболее интересных приемах.

Используя некоторые методы и приемы технологии развития критическогомышления позволяют добиться  следующих результатов:

-Изменение отношения детей к занятиям;

-Изменениеу обучающихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям,возникающим в ходе учебной деятельности;

-Изменение отношенияобучающихся к индивидуальной, групповой и коллективной работе;

-Повышениеуровня интеллектуальных способностей обучающихся;

-Формирование умения высказываться логично, задавать вопросы;

-Повышение  активностиобучающихся на занятиях, оживить интересобучающихся к познанию.

4 этап. Рефлексия.

Заполните, пожалуйста, таблицы ЗХУ - последнюю графу. Поделитесь своим мнением, насколько полезным для вас был данный семинар-практикум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

материалы для мастер-класса по русскому языку с использованием приёмов развития критического мышления

данный мастре-класс содержит описание приёмов развития критического мышления, а также материалы практического занятия с аудиторией...

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

  На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...

мастер-класс "Приемы развития критического мышления на уроках истории"

Мастер -класс" Приемы развития критического мышления на уроках истории"...

Методы и приемы развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка для формирования УУД

данный материал использовался для выступления на семинаре при  методическом объединении учителей иностранного языка...

Мастер - класс " Кровь. Учимся читать анализы". Занятия в медицинском классе с применением приемов развития критического мышления

Мастер - класс " Кровь. Учимся читать анализы". Занятия в медицинском классе с применением приемов развития критического мышления...

Методическая разработка мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».

Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятел...