Авторская программа по внеурочной деятельности: «Гражданин-общество-мир»
методическая разработка по обществознанию
Элективный курс «Гражданин – общество – мир» предназначен для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и построен на основе государственного образовательной стандарта по обществознанию. Курс является интегративным, включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, этики) в адаптированной для учеников 10 класса педагогически целесообразной форме.
Данная учебная программа рассматривает темы, охватывающие общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, а также изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем.
Содержание курса, прежде всего, практико-ориентированно, а также направлено на подробное изучение тем и вопросов, которые недостаточно могут быть изучены в ходе уроков обществознания.
Работа курса построена на интеграции теоретического учебного материала и активной практической деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_grazhdanin-obshchestvo-mir.docx | 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №9
СОГЛАСОВАНО «Утверждаю»
Протокол заседания Директор МБОУ СШ №9
педагогического совета Приказ от _________ № ____
МБОУ СШ №9 _________/____________/
от ___________ №___
Авторская программа внеурочной деятельности:
«Гражданин - общество - мир».
Разработала:
учитель истории и обществознания
Гаджиева Эльнара Кабустановна
Учебная программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10 класса «Гражданин-общество-мир».
Автор - составитель: Гаджиева Эльнара Кабустановна учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ СШ №9 г. Гуково, Ростовской области.
Аннотация
Элективный курс «Гражданин – общество – мир» предназначен для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и построен на основе государственного образовательной стандарта по обществознанию. Курс является интегративным, включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, этики) в адаптированной для учеников 10 класса педагогически целесообразной форме.
Данная учебная программа рассматривает темы, охватывающие общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, а также изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем.
Содержание курса, прежде всего, практико-ориентированно, а также направлено на подробное изучение тем и вопросов, которые недостаточно могут быть изучены в ходе уроков обществознания.
Работа курса построена на интеграции теоретического учебного материала и активной практической деятельности учащихся.
- Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Гражданин-общество-мир» ориентирована на 10-ые классы из расчёта 1 час в неделю - 34 часа в учебный год, срок реализации программы – 1 год. Данный курс создан не дублировать содержания уроков обществознания, а вовлекать учащихся в активное социокультурное пространство своего города, региона, государства, мира в целом на основе полученных знаний. Курс направлен на формирование умений практического применения полученных знаний в дальнейшей жизни и деятельности.
Программа элективного курса «Гражданин. Общество. Мир» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 09.03.2014 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
Актуальность программы определяется основными тенденциями современного образования гуманизацией и гуманитаризацией, а также приоритетным направлением патриотического воспитания школьников. Импульсом к возрождению и созданию педагогической модели гуманитаризации является стремление преодолеть формальный, абстрактный характер обучения, вводя образование в широкое культурное пространство, где культура выполняет корректирующую функцию в развитии науки.
Курс позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащегося и различные методами и формами работы (написание кратких эссе, участие в проектах по предложенным темам, проведение волонтерских мероприятий и многое другое).
Основная функция учителя состоит в тьюторской поддержке учащегося.
Немаловажным является и то, что курс в целом выстраивается как система
актуализированного диалога, что обеспечивается активным использованием
современных методов обучения и современных коммуникативных
технологий.
Цель данной программы создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи курса:
- Формирование у детей социально-патриотических взглядов и убеждений, любви к Родине и ее истории.
- Обеспечение полноценной социализации подрастающего поколения, активное вовлечение детей в посильное решение социальных, экономических, культурных, экологических и т.д. проблем.
- Воспитание уважительного отношения к нормам, законам и Конституции страны.
- Создание условий для формирование правовой культуры личности, развития положительного отношения к конституционным правам и свободам граждан, соблюдения законов.
- Формирование уважительного отношения к религии своего народа и иным религиозным конфессиям, находящимся на территории страны.
Используемые технологии:
- Информационно – коммуникационная технология: как при проведении очного формата работы так и дистанционное подключение (платформs Zoom, Sferum), компьютер, мультимедийный проектор, Интернет: формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы; развиваются познавательные способности обучающихся.
- Кейс-технология: умение анализировать и отбирать информацию для решения заданной задачи; выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их; выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.
- Проектная технология: система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
- Здоровьесберегающие технологии: совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов, система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение и укрепление здоровья школьника на всех этапах его обучения и развития.
- Педагогика сотрудничества: совместное обучение, в процессе которого учащиеся работают вместе, коллективно добывая новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде. Данная технология позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс. Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами: – частично-поисковый, исследовательский, проектный, лекционный, индивидуальная и групповая работа.
Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.
- Планируемые результаты
Личностные результаты:
- сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества;
- сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
- сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- осознанный выбор будущей профессии на основе понимания еѐ ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; ∙ владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
- Содержание элективного курса «Человек. Общество. Мир»
10 класс (34 часа)
Введение (1 час) Гражданин. Общество. Мир. Взаимосвязь всех структурных элементов социума.
Раздел 1. Гражданин (12часов)
Теоретическая часть занятий: Понятие термина – гражданин, отличие человека от гражданина. Способы приобретения гражданства ФР. Естественные права человека. Конституционные права человека. Права человека в документах международного права. Основные права и обязанности гражданина РФ (личные, политические, экономические, культурные, социальные). Положительные аспекты гражданства РФ. Ценностные ориентиры личности. Понятие патриотизм и гражданственность, основные качества которыми должен обладать патриот.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Качества выдающиеся личности. Единство свободы и ответственности личности.
Практическая часть занятий: написание эссе по любой из тем: Я – гражданин! А это значит…», «Нравственные качества личности, которые я ценю…», «Что значит быть патриотом?». Работа с НПА, умение применять статьи различных законов и подзаконных актов при решении паровых задач. Участие в волонтерских акциях: Благоустройство памятных мет; Слава в веках.
Раздел 2. Общество (8часов)
Теоретическая часть занятий: Основные элементы системы общества их взаимосвязь, зависимость, функции. Взаимодействие общества и природы. Общество как сложная динамичная система. Противоречивость общественного развития. Неразрывность общества и культуры. Социальная структура религиозные, экономические, юридические способы стратификации общества, их изменения в истории. Социальные отношения и взаимодействия, влияние их на формирование отдельной личности. Виды социальных взаимодействий.
Практическая часть занятий: подготовка докладов о развитии и становлении различных социальных наук. Круглый стол: «Современное общество: проблемы, противоречия, перспективы». Круглый стол: «Общество и природа»
Раздел 3. Мир (12часов)
Теоретическая часть занятий: Типология обществ их связь с мировой системой. Процессы глобализация и становление единого человечества. Последствия процесса глобализации: позитивные и негативные. Глобальные проблемы человечества политические, экономические, экологические, социальные. Причины возникновения глобальных проблем. Основные направления решения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества. Особенности современного мира. Что нас разделяет, многообразие форм культуры. Культура и духовная жизнь. Восток и Запад диалог культур. Средства массовой информации. Религия и язык как явление культуры. Мировые и локальные религии в современном мире. Культурные различия и современные конфликты.
Практическая часть занятий: Круглый стол на тему: «Феномен мирового лидерства. Россия в глобальной конкуренции», «СМИ – четвертая власть». Написание эссе на тему: «Глобальная безопасность в современном мире». Доклады на тему: «Восток и Запад диалог культур»
Итоговое занятие (1 час) подведение итогов года по курсу (анализ деятельности, значение).
Список источников для реализации программы курса:
Учащимся:
- Обществознание: Полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А. Баранова. Изд. перераб. и доп. – Москва, АСТ: Астрель, 2018.
- Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. - Москва, 2019.
Учителю:
- http://www.alleng.ru/edu/social2.htm -Образовательные ресурсы Интернета обществознание.
- http://www.hpo.org – Права человека в России.
- http://www.chelt.ru – журнал «Человек и труд».
- http://www.ant-m.ucoz.ru/ -"Виртуальный кабинет истории и обществознания".
- http://www.mon.gov.ru – Министерство просвещения.
- http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».
- http://pedsovet.org / -Всероссийский Интернет – педсовет.
- http://www.uchportal.ru/ -Учительский портал.
- https://www.consultant.ru/ - Консультант плюс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по внеурочной деятельности "Футбол"
Прогорамма кружка "Футбол"...
авторская программа по внеурочной деятельности "Баскетбол"
Программа кружка "Баскетбол"...
Авторская программа курса внеурочной деятельности "Английский язык и традиции. Театр на английском языке".
Данная программа может быть использована учителями английского языка, ведущими внеурочную деятельность по предмету. Срок реализации программы 3 года. Возраст детей 5 - 7 классы. Программа рассчитана н...
Авторская программа студии внеурочной деятельности "В мире слова, в мире книг"
Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Программа разработана для 4 класса....
Авторская программа кружка внеурочной деятельности "Умелые ручки" для 5-8 классов
Основная цель занятий кружка «Умелые ручки» - формирование знаний и умений, навыков в области вязания крючком, воспитание уважения к личности, заботы в первую очередь о родных и близки...
Авторская программа для внеурочной деятельности, разработанная для военно-патриотического воспитания.
Программа разработанна для внеурочной деятельности, и кружковой работы, военно-патриотических объединений и клубов. ...
Авторская программа по внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Этическая грамматика» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-7 классов, воспитание личности подростков посредством ...