Авторская программа для внеурочной деятельности, разработанная для военно-патриотического воспитания.
методическая разработка по обж на тему
Программа разработанна для внеурочной деятельности, и кружковой работы, военно-патриотических объединений и клубов. По данной программе работает Кадетская школа №95 г.о. Самара, а так же проводится внеурочная деятельность в МБОУ СОШ № 45, а так же проводятся занятия в ВСПК (военно спортивный патриотический клуб) " Кадет 45"
Программа имеет рецензию, надёжна и опробированна во многих клубах и школах, а так же проведения военно-полевых сборов для юношей 10 классов образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 36 КБ |
prilozhenie.doc | 52.5 КБ |
programma_kadet-spasatel.doc | 418.5 КБ |
titulnyy_list_k_programme.doc | 23.5 КБ |
titulnyy_list.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Название номинации: Программы в области патриотического воспитания и допризывной подготовки.
Название работы: Дополнительная образовательная программа «Кадет – спасатель»
Краткое тематическое содержание:
В ходе обучения учащиеся изучают основные правовые документы в области защиты от чрезвычайных ситуаций и ведения аварийно-спасательных работ, изучают инструменты и приборы для ведения спасательных работ, средства защиты от поражающих факторов, меры безопасности при ведении аварийно-спасательных работ, приобретают опыт прохождения туристских маршрутов и навыки основ выживания в экстремальных условиях. Изучение основ военного дела позволяет формировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые для подготовки будущих защитников Родины. Для освоения дисциплин программы разработан комплекс общефизической подготовки.
Программа ориентирована на формирование и развитие у подрастающего поколения стойкости, храбрости, бесстрашия, готовности пойти на разумный риск и самопожертвование во имя Родины. Программа готовит несовершеннолетних граждан к защите Отечества. Учащиеся приобретают опыт преодоления моральных и физических перегрузок, практические навыки и умения, физически закаляются, становятся дисциплинированными, подтянутыми, требовательными к себе, познают чувство товарищества и коллективизма.
Образовательный процесс осуществляется на основе комплексной образовательной программы, предусматривающей изучение учащимися в течение периода следующих курсов:
- строевая подготовка
- огневая подготовка
- общая физическая подготовка
- туристская подготовка
- специальная подготовка
- противопожарная подготовка
- самооборона
Цель программы:
Создание условий для всестороннего развития личности, гражданина и патриота своей Родины, готового и способного отстаивать ее интересы.
Область применения:
Настоящая программа «Кадет - спасатель» предназначена для обучения учащихся в Кадетских школах во внеурочное время,
Формы и методы реализации:
Подготовка учащихся предполагает изучение трех основных направлений: теоретическое, техническое и физическое.
Теоретическая подготовка проводится по разработанным методическим материалам и пособиям в соответствии с учебной программой «Кадет-спасатель» и расписанием занятий.
Техническая подготовка проводится на базе воинской части 1001 спасательный центр, Пожарной части №5, на специально оборудованных площадках учреждений дополнительного образования военно-спортивной и оздоровительной направленности.
Возрастные группы обучающихся:
Программа рассчитана на возраст детей 12-17 лет, прием в группы свободный с разрешения родителей, при отсутствии медицинских противопоказаний для занятий спортом.
Первый год обучения: возраст 7-13 лет 240 часов в год
Второй год обучения – 14-15 лет 240 часов в год
Третий год обучения – 16-17 лет 240 часов в год
Занятие с учебной группой проводятся 4-5 раз в неделю по 1-2 учебных часа в день на каждую учебную группу.
Полученные результаты:
2007 год – 3 место в соревнованиях «Школа безопасности» за пожарную эстафету среди команд Дружин юных пожарных школ г.о. Самара во второй возрастной группе.
1 место в военно-спортивной игре-эстафете «В честь победы и во славу Самары» в рамках Слета воспитанников военно-патриотических объединений.
3 место в зональном туре областных военно-спортивных соревнований «Отчизны верные сыны».
3 место в Областных военно-спортивных соревнованиях «Отчизны верные сыны».
3 место на Областном слете военно-патриотических клубов и организаций г.о. Сызрань
Прогнозируемые результаты и критерии их замера.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы, прирост спортивных достижений, участие в походах, соревнованиях при наличии положительных результатов.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей Родины.
В процессе обучения предусматриваются аттестации, теоретические зачёты, тестовые проверки и зачётные соревнования.
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Оценка результатов обучения
№ п\п | Наименование упражнения | Отл. | Хорошо | Удовл. |
Надевание противогаза № 1 (сек) | 10 | 12 | 14 | |
Надевание противогаза на пораженного (сек) | 15 | 16 | 17 | |
Надевание ОЗК № 2 (мин) | 1.30 | 1.40 | 1.50 | |
Изготовление ВПМ (мин) | 5 | 7 | 10 | |
Разряжение магазина АК-74 (сек) | 7 | 9 | 11 | |
Снаряжение магазина АК-74 (сек) | 40 | 45 | 50 | |
Разборка АК- 74 (сек) | 18 | 20 | 25 | |
Сборка АК-74 (сек) | 30 | 35 | 40 | |
Стрельба из пневматической винтовки - упражнение ВП1 (очков) | 120 | 83 | 70 | |
Определение сторон горизонта (мин) | 2 | 3 | 4 | |
Определение по компасу магнитный азимут на указанный предмет (мин) | 2 | 3 | 4 | |
Решение топографических задач – измерение расстояний по карте (мин) | 2 | 3 | 4 | |
Организация укрытия: палатки (тента) (сек) | 45 | 60 | 90 | |
Изготовление носилок (мин) | 1.45 | 2.0 | 2.30 | |
Подготовка дозиметрических приборов к работе и их проверка ДП-2 5 (мин) | 3 | 5 | 7 | |
Бег на 1 км (мин) | 3. 40 | 4.0 | 4.20 | |
Бег на 3 км (мин) | 12.45 | 12.35 | 13.20 | |
Бег на 100м (сек) | 14.0 | 14.4 | 15.2 | |
Челночный бег 10+10 (сек) | 25 | 26 | 27 | |
Отжимание от пола (раз) | 30 | 24 | 20 | |
Подтягивание на перекладине | 12 | 9 | 7 | |
Гири 16 кг Толчок (раз) Рывок (раз) | 39 47 | 36 44 | 33 41 | |
Силовая выносливость (кол-во повторений). Состоит из четырех упражнений, каждое выполняется 10 раз с высоким техническим качеством выполнения под счет преподавателя без перерыва для отдых . 1- отжимание в упоре лежа на полу, 2 – переходы из упора присев в упор лежа и обратно, 3- доставая двумя ногами (носками) пол за головой, лежа на спине, руки за голову или вдоль туловища, 4 – прыжок вверх из положения, сидя на корточках, руки за головой. Прыжок невысокий, но до полного выпрямления ног и туловища. | 8 | 7 | 6 | |
Ударная техника на снарядах (мин) | 6 | 5 | 4 | |
Учебный бой (мин) | 7 | 6 | 5 | |
Тесты по специальной и противопожарной подготовке (процент правильных ответов). Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. / Авт.-сост. Г.А.Колодницкий, В.Н.Латчук, В.В.Марков и др.. – М.: Дрофа, 2001 | 90-100 | 75-89 | 50-74 | |
Психологический тест «Патриотизм, и как я его понимаю» (баллы). Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя/ Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович, - М.: Просвещение, 1988. | 4 | 3 | 2-1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современная обстановка в нашей стране характеризуется социальными и экономическими потрясениями, тяжелыми антропогенными и природными катаклизмами, которые сопровождаются значительным материальным ущербом и человеческими жертвами. В системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне подготовлена типовая программа для обучения профессиональных кадров, спасателей.
Настоящая программа «Кадет - спасатель» предназначена для обучения учащихся в Кадетской школе, является самостоятельной, основывается на типовой программе и значительной расширяет и развивает ее содержание. В ходе обучения учащиеся изучают основные правовые документы в области защиты от чрезвычайных ситуаций и ведения аварийно-спасательных работ, изучают инструменты и приборы для ведения спасательных работ, средства защиты от поражающих факторов, меры безопасности при ведении аварийно-спасательных работ, приобретают опыт прохождения туристских маршрутов и навыки основ выживания в экстремальных условиях. Настоящая программа значительно шире типовой и предполагает изучение таких предметов, как «Самооборона», «Туристская подготовка», «Огневая подготовка». Изучение основ военного дела позволяет формировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые для подготовки будущих защитников Родины. Для освоения дисциплин программы разработан комплекс общефизической подготовки.
Программа ориентирована на формирование и развитие у подрастающего поколения стойкости, храбрости, бесстрашия, готовности пойти на разумный риск и самопожертвование во имя Родины. Программа готовит несовершеннолетних граждан к защите Отечества. Учащиеся приобретают опыт преодоления моральных и физических перегрузок, практические навыки и умения, физически закаляются, становятся дисциплинированными, подтянутыми, требовательными к себе, познают чувство товарищества и коллективизма.
Программа «Кадет – спасатель»:
Вид – авторская
Уровень – учрежденческий
Тип – базовая
Военно-патриотическое направление.
Подготовка учащихся предполагает изучение трех основных направлений: теоретическое, техническое и физическое.
Теоретическая подготовка проводится по специально разработанным методическим материалам и пособиям в соответствии с учебной программой «Кадет-спасатель» и расписанием занятий.
Техническая подготовка проводится на базе воинской части, пожарной части, на специально оборудованных площадках учреждений дополнительного образования военно-спортивной и оздоровительной направленности.
Программа рассчитана на возраст детей 7-17 лет, прием в группы свободный с разрешения родителей, при отсутствии медицинских противопоказаний для занятий спортом.
Программа рассчитана на три года обучения.
Первый год обучения: возраст 12-13 лет 240 часов в год
Второй год обучения – 14-15 лет 240 часов в год
Третий год обучения – 16-17 лет 240 часов в год
Занятие с учебной группой проводятся 4-5 раз в неделю по 1-2 учебных часа в день на каждую учебную группу.
Цель программы:
Создание условий для всестороннего развития личности, гражданина и патриота своей Родины, готового и способного отстаивать ее интересы.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
Воспитательные:
- развитие у учащихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
- содействие формированию и развитию у учащихся ответственности и дисциплинированности;
- содействие гармоничному развитию личности учащихся, совершенствование духовных и физических потребностей;
- содействие формированию у учащихся внутренней готовности к выполнению гражданского долга;
- формирование гуманного отношения к окружающей среде;
- выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе;
- формирование и развитие у учащихся таких качеств, как уважение к законности, стойкость, настойчивость, взаимовыручка, мужество, храбрость, способность к преодолению трудностей;
Образовательные:
- расширение кругозора учащихся о социальном мире взрослых, обогащение социального опыта учащихся, развитие познавательного интереса к туризму и военно-прикладным видам спорта;
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической подготовке;
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, НВП;
- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы
- формирование у учащихся знаний, умений, навыков по предметам «Строевая подготовка», «Огневая подготовка», «Туристская подготовка», «Самооборона», «Специальная подготовка», «Общефизическая подготовка», «Противопожарная подготовка», которые являются базовыми для развития у учащихся способности и готовности к военной службе.
Развивающие:
- содействие сохранению и укреплению здоровья учащихся (закаленность, выносливость, режим дня, правильное распределение нагрузки и т.д.)
- физическое совершенствование учащихся – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
- формирование у учащихся психологической устойчивости;
- развитие личностных, позитивных качеств учащихся – ответственность, смелость, коммуникативность;
- развитие у учащихся абстрактного мышления, воображения, памяти.
Образовательный процесс осуществляется на основе комплексной образовательной программы «Кадет-спасатель», предусматривающей изучение учащимися в течение периода следующих курсов:
- строевая подготовка
- огневая подготовка
- общая физическая подготовка
- туристская подготовка
- специальная подготовка
- противопожарная подготовка
- самооборона
Прогнозируемые результаты и критерии их замера.
По завершению обучения обучаемые должны:
- Знать дисциплинарный устав, права командиров и подчиненных, порядок поощрений и взысканий, знать, что такое дисциплина;
- Знать меры безопасности при стрельбе, боевые свойства и устройство пневматического оружия, стрелкового оружия России и боеприпасов к нему, а также ручных гранат;
- Знать теоретические положения Строевого устава
- Знать географические знаки, стороны света, устройство компаса, как правильно можно использовать канат, веревку, и подручные средства.
- Знать об основах туристской подготовки.
- Знать меры безопасности при выполнении физических упражнений на перекладине, брусьях.
- Знать какие индивидуальные средства можно изготовить: из подручных средств, простейшие укрытия, правильность выполнения норматива № 1 надевание противогаза.
- Специфику аварий, катастроф, стихийных бедствий региона, их поражающие факторы и последствия.
- Основы применения специальных аварийно-спасательных средств, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений.
- Способы страховки и самостраховки.
- Знать теоретические основы рукопашного боя.
- Основы выживания в разных климатических условиях.
- Технику безопасности при выполнении АСР.
- О процессе горения, пожара и его развитии, об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах
Уметь:
- Правильно использовать свое учебное время.
- Уметь в повседневной жизни использовать положения дисциплинарного устава.
- Подготавливать оружие к стрельбе, выполнять приемы и правила стрельбы из него, чистить и смазывать оружие, разбирать его.
- Уметь прокладывать маршрут, правильно использовать компас, канат, веревку, подручные средства.
- Уметь соблюдать меры безопасности, правильно выполнять физические упражнения.
- Вести АСР при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
- Применять спасательную технику, приборы, оборудование, СИЗ.
- Пользовать альпинистским и специальным оснащением, поднимать и спускать пострадавших с помощью различных спусковых и подъемных устройств.
- Уметь действовать в ситуациях необходимой обороны.
- Уметь правильно проходить строевым шагом, торжественным маршем, выполнять строевые приемы на месте и в движении, с песней и походным шагом.
- Уметь правильно выполнять норматив №1 надевание противогаза, использовать средства индивидуальной защиты.
- Выполнять строевые приемы в одиночном порядке и в составе подразделения.
Иметь навыки:
- Использования с полной отдачей учебного времени.
- Использования общих положений дисциплинарного устава, по отношению командирам и начальникам.
- Иметь навыки в использовании автомата Калашникова АК-74.
- Иметь навыки при выполнении различных упражнений на снарядах и вольных упражнений.
- Иметь навыки психологической устойчивости в ситуациях криминогенного характера.
- Иметь навыки в использовании сторон света, маршрута, школьного ящика и различных видов компасов.
- Иметь навыки при выполнении строевых приемов и различных перестроений.
Для реализации программы могут использоваться разнообразные формы работы: проведение соревнований и матчевых встреч по туризму, ориентированию, топографии, военно-спортивных игр, слётов, спартакиад, эстафет, фестивалей.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы, прирост спортивных достижений, участие в походах, соревнованиях, краеведческих конференциях и исторических викторинах при наличии положительных результатов. В процессе обучения предусматриваются аттестации, теоретические зачёты, тестовые проверки и зачётные соревнования. (Приложение № 1)
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива, заинтересованность учащихся в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей Родины.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Практических часов | Теоретических часов |
1 | Организационное занятие | 2 | 0 | 2 |
3 | Огневая подготовка | 34 | 22 | 12 |
4 | Туристская подготовка | 32 | 20 | 12 |
5 | Общая физическая подготовка | 34 | 24 | 10 |
6 | Самооборона | 34 | 27 | 7 |
7 | Строевая подготовка | 68 | 58 | 10 |
ИТОГО: | 204 | 151 | 53 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
II ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Практических часов | Теоретических часов |
1 | Организационное занятие | 2 | 0 | 2 |
2 | Огневая подготовка | 34 | 22 | 12 |
3 | Туристская подготовка | 15 | 5 | 10 |
4 | Общая физическая подготовка | 34 | 28 | 6 |
5 | Самооборона | 34 | 28 | 6 |
6 | Строевая подготовка | 51 | 46 | 5 |
7 | Противопожарная подготовка | 17 | 9 | 8 |
8 | Специальная подготовка | 17 | 8 | 9 |
ИТОГО: | 204 | 146 | 58 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Практических часов | Теоретических часов |
1 | Организационное занятие | 2 | 0 | 2 |
2 | Огневая подготовка | 34 | 20 | 14 |
3 | Туристская подготовка | 17 | 8 | 9 |
4 | Общая физическая подготовка | 34 | 29 | 5 |
5 | Строевая подготовка | 51 | 46 | 5 |
6 | Противопожарная подготовка | 8 | 9 | |
7 | Самооборона | 34 | 29 | 5 |
8 | Специальная подготовка | 15 | 7 | 8 |
ИТОГО: | 204 | 147 | 57 |
Строевая подготовка
Учебно-тематический план на 3 года обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Лекции | Практические занятия |
Основные положения строевого устава | 5 | ||
Строевые приемы и движения без оружия и с оружием | 4 | 56 | |
Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него | 2 | 21 | |
Способы передвижения на поле боя | 1 | 12 | |
Строи и управление ими | 5 | 47 | |
Строевой смотр | 3 | 14 | |
Итого | 20 | 150 |
Распределение часов курса по разделам, темам и видам работ
I год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Краткое содержание тем | Лекции | Практика |
Основные положения строевого устава | Общие понятия и определения. Обязанности солдат перед построением и в строю | 2 | ||
Строевые приемы и движения без оружия и с оружием | Строевая стойка. Команды и «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головной убор СНЯТЬ». Повороты на месте. Команды «Напра-во», «Нале-во», «Кру-гом» Движение строевым шагом, движение походным шагом, движение бегом, движение на месте. | 2 | 22 | |
Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него | Выполнение воинского приветствия на месте. Выход из строя из первой и второй шеренги, возвращение в строй. Команды «Выйти из строя на столько-то шагов», «стать в строй». | 2 | 10 | |
Способы передвижения на поле боя | Приемы «ложись» («к бою»), «встать», перебежки и переползания | 1 | 4 | |
Строи и управление ими | Виды строя, управления строем. Развернутый строй. Одношереножный или двухшереножный строй. Построение в одношереножный и двухшереножный строй. Команды «Становись», «Ровняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Разойдись», «Отделение ко мне». Перестроение шеренги из одной в две и из двух в одну. | 2 | 18 | |
Строевой смотр | Подготовка к строевому строю. Проведение строевого смотра. | 1 | 4 | |
ВСЕГО | 10 | 58 |
II год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Краткое содержание тем | Лекции | Практика |
Основные положения строевого устава | Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю, строи отделения, взвода, роты, батальона и полка в пешем порядке. | 2 | ||
Строевые приемы и движения без оружия и с оружием | Изменение скорости движения. Перемещение одиночных военнослужащих на несколько шагов в сторону. | 1 | 12 | |
Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него | Выполнение воинского приветствия в движении. Подход к начальнику вне строя. | 6 | ||
Способы передвижения на поле боя | Переползание по-пластунски, на получетвереньках, на боку | 4 | ||
Строи и управление ими | Обязанности командиров перед построением и в строю. Размыкание и смыкание отделения. Перемена направления движения строя. | 1 | 20 | |
Строевой смотр | Подготовка к строевому строю. Проведение строевого смотра | 1 | 4 | |
ВСЕГО | 5 | 46 |
III год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Краткое содержание тем | Лекции | Практика |
Основные положения строевого устава | Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю, строи отделения, взвода, роты, батальона и полка в пешем порядке. | 1 | ||
Строевые приемы и движения без оружия и с оружием | Повороты в движении без оружия. Строевая стойка с автоматом. Выполнение приемов «на ремень», «на грудь», «за спину». | 1 | 22 | |
Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него | Выполнение воинского приветствия в движении. | 5 | ||
Способы передвижения на поле боя | Переползание по-пластунски, на получетвереньках, на боку | 4 | ||
Строи и управление ими | Обязанности командиров перед построением и в строю. Походный строй. Перестроение из развернутого строя в колонну по одному. Перестроение из развернутого строя в колонну по два. Сигналы управления строем: «внимание», «Сбор командиров», «Марш», «Стой», «Увеличить дистанцию», «В колонну», «Все кругом», «Все направо (налево) и др. | 2 | 9 | |
Строевой смотр | Подготовка к строевому строю. Проведение строевого смотра | 1 | 6 | |
ВСЕГО | 5 | 46 |
Огневая подготовка
Учебно-тематический план на 3 года обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Аудиторные занятия | |
Лекции | Практика | ||
Техника безопасности и правила поведения в тире | 6 | ||
Основы теории стрельбы | 6 | 4 | |
Материальная часть оружия. Общее устройство и неполная разборка и сборка. Чистка и смазка | 6 | 6 | |
Техника стрельбы | 6 | 6 | |
Тренировка в стрельбе на кучность и результат | 2 | 12 | |
Правила соревнования | 6 | 2 | |
Зачетные стрельбы | 11 | ||
Стрелковые соревнования | 19 | ||
Разбор хода тренировочных занятий, итоги прикидок и соревнований | 6 | 4 | |
ИТОГО | 38 | 64 |
Распределение часов курса по разделам, темам и видам работ
I год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Краткое содержание тем | Лекции | Практика |
Техника безопасности и правила поведения в тире | Инструктаж по ТБ. Общий порядок в тире. Требования, предъявляемые в тире к занимающимся. Изучение инструкции. Правила поведения стрелка на линии огня. Порядок обращения с оружием на линии огня до и во время стрельбы, во время чистки оружия. Меры безопасности во время соревнований. | 2 | ||
Основы теории стрельбы | Общие понятия о внутренней и внешней баллистике. Явление выстрела. Отдача оружия, образование угла вылета, его зависимость от изготовки стрелка. Элементы траектории полета пули. Силы, действующие на пулю при полете. Рассеивание, кучность, меткость. | 2 | ||
Материальная часть оружия. Общее устройство и неполная разборка и сборка. Чистка и смазка | Устройство винтовки ИЖ-38. Наименование, назначение, основные технические характеристики. Назначение и взаимодействие частей винтовки. Уход, сбережение. Техническое обслуживание винтовки. Рекомендации по разборке и сборке, применяемые специальными инструментами. | 2 | 2 | |
Техника стрельбы | Основные элементы техники выполнения выстрела. Изготовка, прицеливание, дыхание, спуск курка. Техника стрельбы из упора и с руки, с опорой на стол или стойку. Научить прицеливаться и производить выстрел пулей «Диабло» по мишени № 8 на 5м | 2 | 2 | |
Тренировка в стрельбе на кучность и результат | Научиться однообразно прицеливаться, однообразно работать на спусковом крючке. Научиться держать «картинку» прицеливания одинаковой при каждом выстреле. Контроль с помощью учебных приборов. Подготовка к соревнованиям | 4 | ||
Правила соревнования | Обязанности и права участников соревнований, изложенных в действующих Правилах соревнований по пулевой стрельбе | 2 | ||
Зачетные стрельбы | 3 | |||
Стрелковые соревнования | Участие в районных и городских соревнованиях, согласно календарного плана. | 7 | ||
Разбор хода тренировочных занятий, итоги прикидок и соревнований | 2 | 4 | ||
ВСЕГО | 12 | 22 |
II год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Краткое содержание тем | Лекции | Практика |
Техника безопасности и правила поведения в тире | Инструктаж по ТБ и правилам поведения во время тренировок. | 2 | ||
Основы теории стрельбы | Понятие о взрывчатых веществах, порохах, явление выстрела. Принцип устройства огнестрельного оружия. Устройство патрона. Гладкоствольное и нарезное оружие. Движение пули по каналу ствола. Пробивное действие пули. Образование траектории. Принцип устройства прицела. Понятие о кучности и СТП | 2 | 2 | |
Материальная часть оружия. Общее устройство и неполная разборка и сборка. Чистка и смазка | Винтовка ТОЗ-8 и ТОЗ-12. Наименование, назначение, весовые и линейные данные. Спортивно-технические характеристики. Неполная разборка и сборка. Уход, сбережение, чистка. Правила обращения с оружием. | 2 | 2 | |
Техника стрельбы | Приемы и правила стрельбы из винтовки из положения лежа. Крепление и подгонка ремня. Изготовка к стрельбе. Положение туловища, рук, ног, головы. | 2 | 2 | |
Тренировка в стрельбе на кучность и результат | Научиться однообразно прицеливаться, однообразно работать на спусковом крючке. Научиться держать картинку прицеливания одинаковой при каждом выстреле. Выполнение упражнения МВ-2. Стрельба сериями 3 пробных, 20 зачетных | 4 | ||
Правила соревнования | Порядок выполнения упражнений в соревнованиях. Команды, подаваемые на огневом рубеже. Обязанности участника соревнований. Порядок определения достоинства пробоин и занятого места. | 2 | 2 | |
Зачетные стрельбы | 4 | |||
Стрелковые соревнования | Участие в районных и городских соревнованиях, согласно календарного плана. | 6 | ||
Разбор хода тренировочных занятий, итоги прикидок и соревнований | 2 | |||
ВСЕГО | 12 | 22 |
III год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Краткое содержание тем | Лекции | Практика |
Техника безопасности и правила поведения в тире | Инструктаж по ТБ и правилам поведения во время тренировок. Инструкция поведения в тире и на стрельбище. | 2 | ||
Основы теории стрельбы | Понятие о взрывчатых веществах, порохах, явление выстрела. Принцип устройства огнестрельного оружия. Устройство патрона. Гладкоствольное и нарезное оружие. Движение пули по каналу ствола. Пробивное действие пули. Образование траектории. Принцип устройства прицела. Понятие о кучности и СТП | 2 | 2 | |
Материальная часть оружия. Общее устройство и неполная разборка и сборка. Чистка и смазка | Винтовка СМ-2 Наименование, назначение, весовые и линейные данные. Спортивно-технические характеристики. Неполная разборка и сборка. Уход, сбережение, чистка. Правила обращения с оружием. | 2 | 2 | |
Техника стрельбы | Приемы и правила стрельбы из винтовки из положения «стоя» и «колено». Постановка дыхания. Тренировка в прицеливании и спуске курка. Приобретение чувства привычности при изготовке с оружием. Научиться отрабатывать все элементы выстрела, увеличивая время тренировки на каждом занятии. | 2 | 2 | |
Тренировка в стрельбе на кучность и результат | Научиться однообразно отрабатывать выстрел по мишени №7 на 50м. Правила выполнения выражений МВ-4, МВ-6. На практике с учетом боеприпасов, ЗРТ, форма одежды. Научиться делать поправки на прицеле винтовки СМ-2 на 50м. | 2 | 4 | |
Правила соревнования | Проводить в группе соревнование на личные первенства. Понятие соревновательная «этика» | 2 | ||
Зачетные стрельбы | 4 | |||
Стрелковые соревнования | Участие в районных и городских соревнованиях, согласно календарного плана. | 6 | ||
Разбор хода тренировочных занятий, итоги прикидок и соревнований | 2 | |||
ВСЕГО | 14 | 20 |
Общая физическая подготовка
Учебно-тематический план на 3 года обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Лекции | Практические занятия |
Введение. Значение физической культуры для юношества | 2 | ||
Техника безопасности. Методы проведения тренировки | 4 | ||
Определение физического состояния | 2 | ||
Правила проведения разминки | 1 | 1 | |
Изучение техники бега | 2 | 18 | |
Атлетическая гимнастика | 10 | 39 | |
Формирование осанки | 1 | 2 | |
Техника выполнения кувырков | 1 | 3 | |
Подготовка к соревнованиям | 4 | ||
Соревнования | 6 | ||
Контрольные срезы. Зачеты | 6 | ||
Итого | 21 | 81 |
Распределение часов курса по разделам, темам и видам работ
I год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Краткое содержание тем | Лекции | Практика |
Введение. Значение физической культуры для юношества | Значение физической подготовки для здоровья и развития организма в юношеском возрасте. Спорт – как мера борьбы с наркоманией и курением | 2 | ||
Техника безопасности. Методы проведения тренировки | Инструктаж по технике безопасности. Выбор упражнений и методы проведения тренировки. Правила личной гигиены | 1 | ||
Определение физического состояния | Определение физического состояния каждого кадета. | 2 | ||
Правила проведения разминки | Значение и воздействие разминки. Принципы подбора упражнений и методы проведения тренировки. Правила личной гигиены | 1 | 1 | |
Кроссовая подготовка. | Понятие о кроссах. Подготовительные упражнения перед бегом. Бег на развитие скорости, скоростной выносливости. Правильное дыхание при беге. Техника передвижения на склонах, подъемах. | 1 | 6 | |
Атлетическая гимнастика | Изучение и выполнение основных упражнений с гантелями. Упражнения со штангой. «Жим лежа». Приседания с минимальным весом. Комплекс с гантелями. Комплекс упражнений на перекладине. Упражнение в висах и упорах. Распределение силовой нагрузки на спину и руки. Подъем переворотом из виса и медленное опускание в вис. | 3 | 4 | |
Формирование осанки | Развитие мышечного корсета и коррекция нарушений осанки. Комплекс упражнений для улучшения осанки и телосложения. | 1 | 2 | |
Техника выполнения кувырков | Изучение приема кувырков. Кувырок через голову, через плечо, кувырок назад. | 1 | 3 | |
Подготовка к соревнованиям | Моральная и физическая подготовка спортсмена. Углубление программы тренировок. Применение переменного метода тренировок. | 2 | ||
Соревнования | Проверка навыков и умений. Качество подготовки кадет. | 2 | ||
Контрольные срезы. Зачеты | Проведение контрольных срезов по видам упражнений. Выполнение на время и на качество выполнения упражнения. Обобщающий зачет. | 2 | ||
ВСЕГО | 10 | 24 |
II год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Краткое содержание тем | Лекции | Практика |
1. | Вводное занятие Меры безопасности занятий физической подготовки | Знакомство со спортивными снарядами и правилами занятий в тренажерном зале. | 1 | |
Техника безопасности при работе со спортивными снарядами. Правила поведения гигиенической подготовки до и после занятий. | 1 | |||
2. | Атлетическая гимнастика | Упражнение на турнике. Подтягивание Методика распределения силовой нагрузки на спину и руки. | 1 | 2 |
Упражнения с собственным весом. Ознакомление с функциями и правилами выполнения упражнений с собственным весом тела. Выполнение упражнений в индивидуальном порядке. | 1 | 2 | ||
Упражнения со штангой «Жим лежа». Ознакомление с функциями данного упражнения. Изучение правильности выполнения упражнения «жим лежа» | 2 | |||
Упражнение «приседание»Правила выполнения упражнения «приседание». Ознакомление с правилами данного упражнения. | 1 | 2 | ||
Увеличение силовой выносливости верхних конечностей, опираясь на индивидуальный график тренировок. | 2 | |||
Увеличение силовой выносливости нижних конечностей, опираясь на индивидуальный график тренировок. | 2 | |||
Увеличение силовой выносливости поясничного и грудного отделов позвоночника, опираясь на индивидуальный график тренировок. | 2 | |||
Упражнения с гирями Ознакомление с воздействием на мышечную массу упражнений с гирями. Изучение и выполнение основных упражнений с гирями. | 2 | |||
3. | Кроссовая подготовка | Пробег на длинные дистанции. Правила разминки и разогрева мышц. Методика кросса. Меры безопасности и способы оказания помощи при травмах. | 1 | 6 |
4. | Подготовка к соревнованиям | Моральная и физическая подготовка кадета. Углубленное построение тренировок с необходимыми упражнениями. | 2 | |
5. | Участие в соревнованиях | Участие в соревнованиях внутри школы, на уровне района, города, области. Проверка навыков и умений. | 2 | |
7. | Обобщающий зачет | Обобщающий зачет по видам силовой гимнастики. | 2 | |
ВСЕГО | 6 | 28 |
III год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Краткое содержание тем | Лекции | Практические занятия |
Вводное занятие | Углубленное изучение техники безопасности при работе с травмоопасным инвентарем. Приемы страховки и самостраховки | 1 | ||
Атлетическая гимнастика | Изучение новых упражнений с гантелями. Работа по индивидуальной программе | 1 | 4 | |
Упражнения со штангой «жим лежа». Подбор индивидуального веса для каждого занимающегося. Методика и техника выполнения упражнений. | 1 | 4 | ||
Начальные упражнения с гирями. Методика и техника работы с инвентарем. Техника безопасности. Страховка и самостраховка | 1 | 4 | ||
Упражнения на перекладине. Подтягивание на полную загрузку мышц. Пресс-подтягивание: подъем колен к животу и опускание. Подъем ног к перекладине. | 1 | 4 | ||
Специальные упражнения на брусьях. Отжимание на брусьях. Меры безопасности. Работ по индивидуальным программам | 3 | |||
Кроссовая подготовка | Пробег на длинные дистанции. Правила разминки и разогрева мышц. Методика кросса. | 6 | ||
Обобщающий зачет | Обобщающий зачет по всем пройденным упражнениям. Сдача нормативов. | 2 | ||
Соревнования | 2 | |||
ВСЕГО | 5 | 29 |
Туристская подготовка
Учебно-тематический план на 3 года обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Лекции | Практические занятия |
Правила поведения, инструктаж по технике безопасности | 3 | ||
Пешеходный туризм | 11 | 20 | |
Лыжный туризм | 9 | 5 | |
Водный туризм | 8 | 8 | |
ИТОГО | 31 | 33 |
Распределение часов курса по разделам, темам и видам работ
I год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Краткое содержание тем | Лекции | Практика |
Правила поведения, инструктаж по технике безопасности | Инструктаж по технике безопасности. Беседа о туризме, о значение туризма для человека. Виды туризма. | 1 | 20 | |
Основы безопасности в природной среде. | Правила поведения во время занятий. Правила поведения во время экскурсий, тренировочных выходов, походов. Правила поведения в общественном транспорте. Инструктаж по технике безопасности | 1 | ||
Личное и групповое снаряжение и уход за ним | Требования к личному снаряжению. Основной перечень личного снаряжения. Требования к групповому снаряжению. Основной перечень группового снаряжения. Общие гигиенические требования в походе. Умывание, купание. Поддержание чистоты тела. Меры для предупреждения потертости при ходьбе. Требования к одежде и обуви | 1 | ||
Еда и питьевой режим на туристической тропе | Обеззараживание воды. Питьевой режим. Упаковка и хранение продуктов. Приготовление пищи. Использование дикорастущих растений в экстремальных условиях. Использование растений для приготовления пищи. Ядовитые грибы и ягоды. Съедобные грибы и ягоды. Использование их в пищу. | 1 | ||
Организация биваков и охрана природы. Установка палаток | «Закон об охране природы». Меры по охране окружающей среды. Перечень растений и животных, обитающих в нашем крае, занесенных в «Красную книгу». Мероприятия при подготовке и во время проведения походов и путешествий, обеспечивающие охрану природы. Правила организации привалов и ночлегов во время походов в полевых условиях. Выбор места для ночевок и дневок. Очередность работы на месте стоянки. Санитарное состояние стоянки. Уход с привала. Уборка территории. | 3 | ||
Топографические и спортивные знаки | Карта топографическая и географическая. Условные знаки. Масштаб линейный и численный. Копирование и увеличение карт. Схема маршрута. Пользование картой, схемой в походе. | 1 | ||
Ориентирование на местности | Устройство компаса и пользование им. Ориентирование по карте, компасу и различным особенностям местных предметов. Нахождение на карте место своего стояния. Движение по азимуту; сохранение заданного направления. Определение расстояний до видимых предметов. | 1 | ||
Туристические узлы и их применение | Вязка узлов на веревке для практического использования. Из истории узлов. Узлы для утолщения троса. Незатягивающиеся узлы. Узлы для связывания двух тросов. Затягивающиеся узлы. Вязка узлов. | 1 | ||
Техника преодоления препятствий | Движение по зарослям и кустарникам. Лесные завалы. Движение по болотам. Движение по травянистым склонам, осыпям, снежным склонам. Страховка по участкам. Способы страховки. Переправы: по кладке, по выступающим камням, вброд, навесная. | 2 | ||
ВСЕГО | 12 | 20 |
II год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Краткое содержание тем | Лекции | Практика |
Вводное занятие | Инструктаж по технике безопасности. Меры предупреждения опасности: внимательное взаимное наблюдение за проявлением признаков обморожения, наблюдение за снаряжением его подготовкой; за погодой; самоконтроль; тщательное соблюдение правил и режима движения; организации привалов и ночлегов в полевых условиях; взаимопомощь, нормальное питание. | 1 | 5 | |
Особенности лыжного туризма | Специфика путешествий в зимних условиях: состояние снежного покрова, короткий ходовой день, резкие изменения погоды и температуры. | 1 | ||
Подготовка к лыжному походу | Обязанности руководителя и участников похода. Распределение обязанностей в группе. Определение цели и района путешествия. Подбор картографического материала. | 1 | ||
Снаряжение туриста-лыжника | Требование к снаряжению для зимнего похода. Утепление обуви. Перечень личного и группового снаряжения. Подготовка к транспортировке. Лыжи и крепления. Ремонтный набор и запасной инвентарь. Установка крепления на лыжи, смоление лыж, подготовка лыжных палок и их ремонт. Подгонка креплений под обувь. Центровка лыж. Проверка и устранение недостатков. | 2 | ||
Особенности ориентирования в лыжном походе | Назначение, периодичность и продолжительность привалов. Выбор места для привалов. Выбор места для костра в зависимости от расположения деревьев и глубины снежного покрова. Меры предосторожности при заготовке дров, наборе воды из незамерзшего водоема, приготовление пищи и сушке снаряжения у костра. | 1 | ||
Техника движения и преодоление естественных препятствий | Наиболее экономичные технические приемы передвижения на лыжах по равнине, пересеченной местности. Основные виды лыжных ходов. Их применение. Повороты на месте. Спуски и подъемы. Максимальная экономия сил: использование накатов при спусках, рациональное применение приемов движения. Особенности движения на лыжах с рюкзаками. Приемы перекладки лыжни. Техника преодоления лавиноопасных склонов, лесных завалов, крутых склонов, канав, наледей, меры предосторожности. Движение по замерзшим водоемам. | 2 | ||
Тактика лыжного туризма | Основы тактики движения лыжников на открытой местности, в лесу, через кустарники, по склонам, оледенелым участкам. Организация движения, роль и смена ведущих и замыкающих, прокладка лыжни, режим движения. Дистанция при движении, порядок движения при спуске и подъеме. Место слабых участников в колонне. Распределение груза, организация движения в условиях плохой видимости, в темноте, при встречном ветре и понижении температуры. Распорядок дня. | 2 | ||
ВСЕГО | 10 | 5 |
III год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Краткое содержание тем | Лекции | Практика |
Правила поведения, инструктаж по технике безопасности | Виды аварий, их основные причины. Предпоходная проверка снаряжения судна. Применение спасательных средств. Значение сработанности команды и роль дисциплины. Меры безопасности и страховки при преодолении препятствий. Приемы спасения утопающих. Правило приема человека из воды на судно. | 1 | 8 | |
Особенности водного туризма и подготовки к водному походу | Специфика водных походов. Комплектование групп для водных путешествий. Распределение обязанностей в группе. Средства водного передвижения с учетом особенностей путешествия по равнинной, горной реке и на большом водоеме. Разработка маршрута с учетом режима, скорости течения, глубины потока, препятствий, ходовых качеств различных судов. | 1 | ||
Снаряжение для водного похода | Виды туристских судов. Требования к судам. Походное оборудование судов. Подготовка судна к путешествию. Ремонтный набор для водного путешествия. Особенности упаковки продуктов. Сохранение карт в пути. Укладка груза и размещение людей на судах. Спасательные средства и их хранение. | 1 | ||
Привалы и ночлеги | Требования к месту привалов и ночлегов в водных походах. Особенности ночевок на берегах равнинных и горных рек и открытых водоемов. Установка палаток на песчаных, каменистых отмелях и на заболоченных участках. Защита от кровососущих насекомых. Установка судов на ночь в различных условиях плавания, с учетом колебаний уровня воды. Охрана зеленых насаждений береговой полосы. | 1 | ||
Речная лоция | Ориентирование в условиях рек и открытых водных пространств. Счисление пути. Способы определения расстояний на воде. Глазомерная съемка порога и составление его схемы. Использование маркировочных знаков в водном походе. Типы течений, характеристика притоков. Виды долин. Определение характерных элементов реки. Естественные и искусственные препятствия. Речная обстановка. Правила движения по судоходным рекам. | 2 | ||
Техника движения и преодоления препятствий | Элементы гребли. Техника гребли на лодках, байдарках. Работа рук, положение корпуса и ног, ритм, темп, влияние длины дистанции, силы течения и направления ветра на темп гребли. Управление судном при помощи весел, руля, кормового весла. Выполнение основных маневров. Способы преодоления естественных и искусственных препятствий. Переноска судов. | 2 | ||
Тактика водного похода | Режим и график движения. Распорядок дня. Разведка пути, связь и сигнализация. Движение при плохой видимости. Тактика прохождения препятствий. | 1 | ||
ВСЕГО | 9 | 8 |
Специальная подготовка
Учебно-тематический план на 2 года обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Лекции | Практические занятия |
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени | 2 | 1 | |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона России | 2 | ||
Основы выживания в чрезвычайных ситуациях | 2 | 6 | |
Средства индивидуальной защиты | 1 | 4 | |
Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля | 2 | 1 | |
Организация и проведения поисково-спасательных работ | 4 | 2 | |
Техника безопасности при проведении ПСР | 2 | ||
Средства управления и связи | 2 | 1 | |
ИТОГО | 17 | 15 |
Распределение часов курса по разделам, темам и видам работ
I год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Краткое содержание тем | Лекции | Практика |
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени | ЧС мирного и военного времени, возможные на территории Самарской области. ЧС бытового характера, правила поведения. | 1 | 1 | |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона России | История создания РСЧС, необходимость защиты людей в ЧС. Задачи, решаемые РСЧС, ее структуры и силы. Режимы функционирования РСЧС. Служба спасения г. Самары. | 1 | ||
Основы выживания в чрезвычайных ситуациях | Организм человека и условия его жизнеобитания. Порог выживаемости человека. Возможные последствия для организма, пребывающего в экстремальных условиях. | 1 | 3 | |
Средства индивидуальной защиты | Классификация средств индивидуальной защиты. Назначение, классификация, принцип действия и возможность табельных средств индивидуальной защиты. Промышленные СИЗ. Простейшие и подручные средства защиты. Использование СИЗ при чрезвычайных ситуациях. Отработка нормативов надевания СИЗ. Приобретение навыков использования СИЗ при проведении спасательных работ в районах заражения. | 1 | 4 | |
Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля | Естественные и искусственные источники радиации. Источники радиации Самарской области. Методы обнаружения ионизирующих излучений. Классификация дозиметрических приборов и единицы измерения уровней радиации. | 1 | ||
Организация и проведения поисково-спасательных работ | Поисково-спасательная служба Самарской области. Организация и возможности службы спасения, медицины катастроф, противопожарной службы, службы охраны общественного порядка, службы оповещения, связи и информирования. Организация оповещения населения при ЧС. Порядок получения и уяснение информации при ЧС. Организация оперативного дежурства в зоне ЧС. | 2 | ||
Техника безопасности при проведении ПСР | Травматизм спасателей и его причины. Статистика травматизма: личностные, технические, организационные. Типичные травмы спасателей. Профилактика травматизма. | 1 | ||
Средства управления и связи | Назначение и ТТД средства связи, применяемых при проведении поисково-спасательных работ. Табельные, стационарные, мобильные средства связи. | 1 | ||
ВСЕГО | 9 | 8 |
II год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Краткое содержание тем | Лекции | Практика |
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени | Правила поведения при возникновении стихийных бедствий, ЧС техногенного характера. | 1 | ||
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона России | Гражданская оборона России. История создания ГО. Степени готовности ГО | 1 | ||
Основы выживания в чрезвычайных ситуациях | Правила поведения человека в экстремальных ситуациях. Выживание в природной среде. Организация жилья, укрытия, питания, защиты в экстремальных природных условиях. Определение местонахождения на местности. Защита от животных и насекомых. Перемещение в природной среде. | 1 | 3 | |
Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля | ТТД приборов радиационной разведки и дозконтроля, принципы их работы. Определение уровней радиации на местности, степени зараженности техники и сооружений, доз облучения людей. Определение вида химических веществ и их концентрации на местности, в воздухе, технике, в сыпучих материалах, в дыму и при низких температурах | 1 | 1 | |
Организация и проведения поисково-спасательных работ | Подготовка к поисково-спасательным работам. Организация временного лагеря. Ведение ПСР. Организация и проведение поиска пострадавших. Визуальный осмотр, свидетельства очевидцев, поисковые работы с использованием технических средств и поисковых собак. Извлечение пострадавших, определение их состояния, оказание первой медицинской помощи. Спасение животных, материальных ценностей. Основы выживания при проведении ПСР в ЧС. | 2 | 2 | |
Техника безопасности при проведении ПСР | Работа с приборами, контролирующими величину поражающих факторов. Организация безопасных условий труда при проведении ПСР. | 1 | ||
Средства управления и связи | Разработка сигналов и знаков управления и использование их при проведении ПСР. | 1 | 1 | |
ВСЕГО | 8 | 7 |
Противопожарная подготовка
Распределение часов курса по разделам, темам и видам работ
I год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Краткое содержание тем | Лекции | Практика |
Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии | Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии. Краткие сведения о характере горения наиболее распространенных горючих веществ: древесины, торфа, легковоспламеняющихся и горючих жидкостях, газов, лаков, красок, бумаги, полимерных и волокнистых материалов, смол, горючих смесей паров, газов и пыли с воздухом. Общие понятия о пожаре и краткая характеристика явлений, происходящих на пожаре. Способы прекращения горения. Классификация основных огнетушащих средств, общие сведения о них: виды, краткая характеристика, области и условия применения. | 2 | 9 | |
Пожарная тактика и ее задачи. Разведка пожара. Действия спасателей при спасении людей | Роль и общие обязанности спасателей при выполнении основной боевой задачи на пожаре. Понятие о разведке пожара, ее цели и задачи. Действия спасателя при ведении разведки, отыскании людей в задымленных помещениях, спасение людей, эвакуация имущества при пожаре. Правила открывания дверей в горящие помещения, эвакуация людей и материальных ценностей. Определение путей эвакуации. Вскрытие конструкций для создания условий эвакуации. | 2 | ||
Первичные средства пожаротушения | Назначение, виды, области применения, состав огнетушащего средства, маркировка огнетушителей, сроки перезарядки. Приведение огнетушителей в действие, меры безопасности. | 2 | ||
Изолирующие противогазы и дыхательные аппараты | Назначение, тактико-техническая характеристика, устройство изолирующих противогазов и дыхательных аппаратов и приемы работы в задымленных помещениях. Работа в изолирующих противогазах и дыхательных аппаратах на сжатом воздухе в газодымокамере. Меры безопасности. | 2 | ||
ВСЕГО | 8 | 9 |
II год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Краткое содержание тем | Лекции | Практика |
Тушение пожара. Действия спасателя при тушении пожара | Понятие о локализации и ликвидации пожара. Характер боевых действий при каждом этапе. Особенности боевых действий при недостатке сил и средств. Определение боевых участков на пожаре, способы передачи огнетушащих средств (водяных, пенных, порошковых стволов) и работа с ними. Способы подачи огнетушащих средств в очаг пожара на охлаждение (защиту) конструкций. Создание водяных завес для защиты личного состава от лучистой теплоты. Способы подачи пенных стволов ( в подвалы, пустоты перекрытий и перегородок, на горящую поверхность ЛВЖ и ГЖ). Меры безопасности при работе со стволами. Особенности работы в задымленных помещениях и меры безопасности. Меры безопасности при тушении пожара и разборке конструкций. Способы прокладки рукавных линий. | 3 | 8 | |
Общие сведения о пожарных машинах общего назначения | Назначение и тактико-технические характеристики автоцистерн пожарных, рукавных автомобилей, автомобилей пенного и порошкового пожаротушения. Назначение и тактико-технические характеристики пожарных мотопомп. Схемы боевого развертывания. Занятия на пожарной цистерне с показом основных агрегатов, узлов, оборудования. | 2 | ||
Пожарное оборудование, вывозимое на пожарных автомобилях | Назначение пожарных рукавов, рукавного оборудования, стволов. Ручной немеханизированный и механизированный инструмент. Гидроинструмент и пневмоинструмент. Средства и способы защиты от высоких температур и теплового излучения: теплозащитные, теплоотражательные костюмы, их эксплуатация. Техника безопасности при работе с пожарным и аварийно-спсательным оборудованием. Приемы работы с механизированными, электрифицированными, пневмоинструментом. Меры безопасности. | 1 | ||
Упражнения с пожарно-техническим оборудованием | Прокладка рукавных линий из скаток, с рукавной катушки. Уборка рукавных линий. Подъем рукавной линий на высоту | 1 | ||
Спасение людей на пожарах и самоспасение | 2 | |||
ВСЕГО | 9 | 8 |
Самооборона
Учебно-тематический план на 3 года обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Лекции | Практические |
Биомеханические, анатомо-физиологические и психолого-педагогические основы самообороны | 9 | ||
Правовые основы необходимой обороны | 8 | ||
Способы освобождения от захватов | 13 | ||
Защита от ударов руками, ногами | 15 | ||
Техника защиты от холодного оружия | 15 | ||
Самозащита при угрозе огнестрельным оружием | 16 | ||
Способы взаимопомощи. Техника самозащиты в положении лежа | 12 | ||
Использование подручных предметов для самозащиты | 14 | ||
ИТОГО | 17 | 85 |
Распределение часов курса по разделам, темам и видам работ
I год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Краткое содержание тем | Лекции | Практика |
Биомеханические, анатомо-физиологические и психолого-педагогические основы самообороны |
| 3 | ||
Правовые основы необходимой обороны |
| 4 | ||
Способы освобождения от захватов |
| 4 | ||
Защита от ударов руками, ногами |
| 5 | ||
Техника защиты от холодного оружия |
| 5 | ||
Самозащита при угрозе огнестрельным оружием |
| 6 | ||
Способы взаимопомощи. Техника самозащиты в положении лежа |
| 4 | ||
Использование подручных предметов для самозащиты |
| 4 | ||
ВСЕГО | 7 | 27 |
II год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Краткое содержание тем | Лекции | Практика |
Биомеханические, анатомо-физиологические и психолого-педагогические основы самообороны |
| 3 | ||
Правовые основы необходимой обороны |
| 3 | ||
Способы освобождения от захватов |
| 5 | ||
Защита от ударов руками, ногами |
| 4 | ||
Техника защиты от холодного оружия |
| 6 | ||
Самозащита при угрозе огнестрельным оружием |
| 5 | ||
Способы взаимопомощи. Техника самозащиты в положении лежа |
| 4 | ||
Использование подручных предметов для самозащиты |
| 4 | ||
ВСЕГО | 6 | 28 |
III год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Краткое содержание тем | Лекции | Практика |
Биомеханические, анатомо-физиологические и психолого-педагогические основы самообороны |
| 3 | ||
Правовые основы необходимой обороны |
| 2 | ||
Способы освобождения от захватов |
| 4 | ||
Защита от ударов руками, ногами |
| 6 | ||
Техника защиты от холодного оружия |
| 4 | ||
Самозащита при угрозе огнестрельным оружием |
| 5 | ||
Способы взаимопомощи. Техника самозащиты в положении лежа |
| 4 | ||
Использование подручных предметов для самозащиты |
| 6 | ||
ВСЕГО | 5 | 29 |
Литература
- Бака М.М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи/ Учебн.-метод. Пособие. М.: Советский спорт, 2004.
- Бардин К.Б. Азбука туризма. М.: Просвещение, 1973.
- Бушлин В.А., Плеханов В.И., Сафонов А.В. Пожарно-строевая подготовка./ Учеб. пособие для пожарно-технических училищ. – М.: Стройиздат, 1985.
- Верба И.А. и др. Туризм в школе: Кн. руководителя путешествия. – М.: ФиС., 1983.
- Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М.: Мысль, 1980.
- Волостных В.В., Жуков А.Г., Тихонов В.А. Энциклопедия боевого самбо. Т1,2. – М.: Ассоциация – Олимп, 1993.
- Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А.Вяткин, Е.В.Сидорчук, Д.Н.Немытов. – 2-изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. – М.: ДОСААФ, 1986.
- Егупов Л.Ф. Физическое воспитание и военно-спортивная подготовка молодежи. Л., 1988.
- Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. Строевая и физическая подготовка. – М.: Военное издательство, 1970.
- Михайлов б.А. и др. Физическая подготовка туристов. Методические рекомендации. М.: ЦРИБ «Турист», 1984.
- Организация и методика проведения занятий по рукопашному бою с юношами допризывного и призывного возрастов. Метод. реком.. Состав. В.Н. Стародубцев. -К., 1992.
- Павлов А.В Подготовка стрелка-спортсмена. – М.: ДОСААФ, 1983.
- Подготовка к военной службе учащихся старших классов средних школ. – М., 1977.
- Пулевая стрельба. Правила соревнований / Е.А.Ромаков и др.; Стрелковый Союз России. – М.: Советский спорт, 2006.
- Сборник материалов по начальной военной подготовке: (в помощь директору и воен. руководителю школы). Сост. А.И. Аверин, М.А. Беликов, Ю.П. Субботин. - М., Просвещение, 1979.
- Спортивное ориентирование. Правила соревнований. – М.: Советский спорт, 2005.
- Спекторов В.Б. Военно-спортивные игры. М., 1980.
- Царик А.В. Справочник работника физической культуры и спорта. / Нормативно-правовые и программно-методические документы, и практический опыт, рекомендации. – М., 1978.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – школа № 45
г.о. Самара
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Кадет – спасатель»
Юный кадет
Возраст детей от 7 до 17 лет
Срок образования 3 года
автор:
Кудрявцев А.П. –
педагог дополнительного
образования
г. Самара 2010
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс «Растим патриотов России»
Название номинации: Программы в области патриотического воспитания и допризывной подготовки
Название работы: Дополнительная образовательная программа «Кадет – спасатель»
Автор: Кудрявцев Александр Павлович
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение – кадетская школа № 95 г. Самары
Должность: педагог дополнительного образования, учитель ОБЖ и физической культуры
Адрес: 443105, г. Самара, пр. Кирова, 193
Телефон: раб. 995-40-48
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по внеурочной деятельности "Футбол"
Прогорамма кружка "Футбол"...
авторская программа по внеурочной деятельности "Баскетбол"
Программа кружка "Баскетбол"...
Авторская программа курса внеурочной деятельности "Английский язык и традиции. Театр на английском языке".
Данная программа может быть использована учителями английского языка, ведущими внеурочную деятельность по предмету. Срок реализации программы 3 года. Возраст детей 5 - 7 классы. Программа рассчитана н...
Авторская программа студии внеурочной деятельности "В мире слова, в мире книг"
Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Программа разработана для 4 класса....
Авторская программа кружка внеурочной деятельности "Умелые ручки" для 5-8 классов
Основная цель занятий кружка «Умелые ручки» - формирование знаний и умений, навыков в области вязания крючком, воспитание уважения к личности, заботы в первую очередь о родных и близки...
Авторская программа по внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Этическая грамматика» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-7 классов, воспитание личности подростков посредством ...
Авторская программа по внеурочной деятельности «Военно – патриотический кружок «ПАМЯТЬ»
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо направить совместные усилия школы и семьи на формирование у детей школьного возраста патриотизма, гра...