Экономика и её роль в жизни общества
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)
Урок обществозания в 8 клаасе на тему: "Экономика и её роль в жизни общества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_8_klasse_krasnoyarka.docx | 35.97 КБ |
dop_raspechatka_k_uroku.docx | 11.13 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 612.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания 8 класс
Экономика и её роль в жизни общества
Цели и задачи:
- Подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора.
- Расширить представление учащихся об экономике как важной сфере жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.
- Охарактеризовать проблемы, с которыми приходится сталкиваться всем участникам экономических отношений: проблему ограниченности ресурсов и проблему экономического выбора.
- Создать условия для формирования у учащихся способности анализировать реальные социальные статусы для осуществления экономических дейтсвий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов.
Основные понятия: потребности, экономические блага, ограниченность ресурсов, альтернативная стоимость.
Оборудование: Мультимедияпроектор, компьютер, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
- Организационный момент
- Изучение нового материала
- Потребность и ресурсы
- Свободные и экономические блага
- Экономический выбор и альтернативная стоимость
Попробуйте угадать тему нашего сегодняшнего урока
Слайд 1: Рынок, цена, товары, услуги, касса, зарплата, прибыль, производство, торговля…
-Каким общим понятием вы можете объединить эти слова?
Я хочу пригласить вас к разговору об одной из сфер общества – экономической.
Слайд 2:
Тема нашего урока: «Экономика и ее роль в жизни общества».
Слайд 3:
Исходя из темы урока, давайте подумаем на какие вопросы нам с вами нужно будет ответить?
Экономика как подсистема общества.
а) (работа со словарями) Найдите в словарях, учебнике определения экономики.
Экономика – это…
б) Запишите определение в тетрадь.
Слайд: 4
Вывод: Понятие экономика может рассматриваться как наука, как хозяйство и как сфера жизни общества.
Экономика – совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.
Экономика – сфера деятельности людей, в которой создаются материальные и духовные ценности для удовлетворения разнообразных потребностей человека.
Экономика изучает экономические потребности, экономические блага, факторы производства (ресурсы, необходимые для ведения процесса производства).
- Я предлагаю вам разобраться в экономических слагаемых.
Потребности. Понятие блага в экономике.
Учитель: Как ни парадоксально, но жизнь человека состоит из одних проблем. У нас постоянно возникают сложности. Все время что-то человеку нужно. Ему то холодно, то жарко. Ему то хочется есть, то пить. Ему хочется как то по другому одеваться, ему хочется по другому выглядеть. Ему хочется передвигаться на новом автомобиле. Или жить в другом доме.
-Что это все такое?
Потребность – это нужда человека в чем-либо для нормальной его жизнедеятельности.
Сейчас я попрошу вас сесть в группы,
На каждую группу дан определенный текст, давайте составим метаплан по данному материалу. Так же в этом вам поможет учебник на странице 157 абзац под номером 3.
Свою работу зафиксируйте на листах А4 крупно, маркерами.
От каждой группы нужен один человек, который будет представлять работу группы.
Так же работая в группах, выберите те слова, которые относятся к потребностям, с которыми работала именно ваша группа. Слова и группы представлены на слайде.
Работа в парах: Перед вами перечень слов, распределите эти слова на три группы потребностей.
(еда, одежда, велосипед, компьютер, смартфон, планшет, музыкальное произведение, картина художника, профессия, участие в соревнованиях, волонтерство, страница в контакте, поездка в горы, посещение храма, просмотр любимого фильма).
Слайд 7:
Теперь давайте проверим, как вы выполнили задания!
Слайд 8:
Обратите внимание на слайд, на нем представлены 2 картинки.
Что изображено на картинке в верхнем правом углу? (Дом)
Что нужно для строительства дома? (Кирпич, доски, бревна, цемент, гвозди и тд.)
Правильно!
Что изображено на картинке в нижнем углу? (Портной шьет костюм)
Что нужно для пошива костюма? (Ткань, нитки, закройщик, швея, швейная машина)
Правильно, как вы думаете каким одним словом можно объединить все то, что нам нужно для производства или изготовления того или иного товара. (Ресурсы)
Слайд 9:
Сейчас нам нужно ответить на вопросы которые я вам сейчас раздал, давайте обратимся к тексту учебника и ответим на вопрос.
От каждой группы один выступающий который ответит за всю группу на поставленный вопрос.
Общество, как известно, постоянно развивается, и развиваются потребности человека. Потребность в какой-то конкретной вещи удовлетворить относительно легко, достаточно получить новый велосипед вместо разбитого старого. Но по мере удовлетворения одних потребностей неизбежно возникают все новые (велосипед хочется заменить на мотоцикл, машину).
-Какой можно сделать вывод?
Потребности людей безграничны.
Учитель: О сказочной скатерти – самобранке или возможности иметь «золотую рыбку», чтобы удовлетворить наши потребности, мы можем только мечтать. Но в реальной жизни общество располагает ограниченными ресурсами. Потребности человека направлены на предметы, способные удовлетворить его желания. Чтобы сшить костюм, нужна ткань, чтобы построить дом, нужны материалы, чтобы произвести бензин, нужна нефть. Все это называется ресурсами. Ресурсы необходимы для производства благ. Рассмотрим, что экономисты понимают под термином «благо».
Слайд 10:
Благо – это то, что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей. (запишите определение понятия «благо», в данном определении карандашом подчеркните слова которые на ваш взгляд главными)
Слайд 11:
Посмотрите на слайд, там даны 2 понятия и их определения, ваша задача сейчас сопоставить их.
(Выслушать ответы детей).
Что удостовериться правильности или не правильности ваших предположений давайте обратимся к учебнику
1 вариант: страница 159 – 160 последний абзац
2 вариант: страница 160 первый абзац.
Слайд 12:
А теперь давайте сверим ваши предположения.
Свободные блага – доступны для всех.
К ним относятся, например, морская вода, солнечный свет, лесной воздух. Эти блага не требуют производственных затрат.
Экономические блага–средства удовлетворения человеческих потребностей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.
К ним относятся производимые людьми различные предметы(мебель, одежда, бытовая техника и т.д.) и услуги(труд врачей, учителей, поваров, продавцов).
Проблема распределения ограниченных ресурсов – одна из основных проблем экономики.
Экономический выбор
Как правильно принимать мудрые решения и правильно делать выбор, как использовать средства, чтобы получить то, что нужно. В экономике это называется экономический выбор.
Слайд 13:
Каждый день, идя в магазин, мы сталкиваемся с проблемой выбора товара хорошего качества по подходящей цене – это и есть экономический выбор. Всем нам приходится выбирать, приобретая одну вещь, мы отказываем себе в приобретении другой. Этот выбор называется альтернатива.
Альтернативная стоимость – цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор.
Сейчас я вам предлагаю решить жизненные задачи, которые позволят вам проверить на сколько вы можете на практике применить полученные на сегодняшнем уроке экономические знания.
Слайд 14:
- Мама получает 100 монет за каждый проработанный день. Что бы вы посоветовали маме: не пойти один день на работу, остаться дома и сделать стрижку своим двум сыновьям или дать им денег на парикмахерскую? Стрижка в парикмахерской стоит 40 монет?
Слайд 15:
- Тетрадь творческих заданий по экономике в книжном магазине около твоего дома стоит 50 р., а в книжном магазине, до которого нужно ехать на автобусе, - 30 р. В каком магазине тебе выгоднее совершить покупку, если билет на автобус стоит 7 р.?
Вывод: Экономика показывает, как общество осуществляет рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
- Закрепление изученного материала.
Рефлексия. Индивидуальная работа с тестами.
Слайд 16: ответы на тест за каждый правильный ответ на тест поставьте плюс.
Слайд 17:
В начале урока мы с вами говорили о вопросах, на которые нужно ответить.
Если вам удалось ответить на все вопросы урока, поставьте себе «+» за каждый вопрос, на который каждому из вас удалось ответить, то есть, если каждый из вас может ответить на все вопросы у вас будет 5 «+».
Посчитайте все плюсы, учитывая главные вопросы урока и тест.
Если вы набрали
10-9 плюсов – оценка «5»
8-7 плюсов – оценка «4»
6-5 плюсов – оценка «3»
Менее 4 плюсов – оценка «2» - вам стоит еще раз обратиться к теоретическому материалу.
Поставьте, оценку в тетради на полях.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Слайд 18:
Запишите домашнее задание:
параграф 18,
вопрос 2 « В классе и дома» (письменно)
Тест
1) Нужда человека в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности:
А) цель Б) средство В) потребность Г) производство
2) Верны ли суждения о рациональном выборе:
А. Экономический выбор - это лучший вариант поведения с учётом доходов и расходов семьи;
Б. Экономический выбор всегда совершается в условиях ограниченности ресурсов?
А) верно только А
Б) верно только Б
В) верны оба суждения
Г) оба суждения не верны
3) Польза или выгода, которую человек мог бы получить от самого лучшего из невыбранных вариантов
А) прибыль Б) ресурсы В) материальное благо Г) альтернативная стоимость
4) Верны ли суждения о благах:
А. все жизненные блага человек производит сам;
Б. жизненные блага бывают предметами потребления.
А) верно только А Б) верно только Б В) верны оба суждения Г) оба суждения не верны
5) Экономическая ограниченность - это проблема, которая
А) никогда не возникает у богатых людей
Б) существует только в экономически неразвитых странах
В) имеется только у малоимущих слоев населения
Г) возникает у всех людей и обществ
Задание 1.
Материальные потребности – это, прежде всего желание потребителей, купить товары и услуги для удовлетворения своих потребностей. Эти товары и услуги разделяются на две категории:
1) товары кратковременного пользования (или текущие товары). К ним относятся продукты питания, повседневная одежда, предметы личной гигиены, коммунальные платежи, а также расходы потребителей на транспорт и различные услуги;
2) товары длительного пользования. К ним относятся любые виды недвижимости (дома, земля), сложная бытовая техника, автомобили и некоторые товары-роскоши.
Задание 2.
Работая со страницей 158 2 абзац со слов: «Чтобы произвести бензин для машины …
Ответьте на вопрос: что такое РЕСУРСЫ?
Задание 1.
Духовные потребности – это разновидность потребностей человека, связанных с обогащением внутреннего мира посредством саморазвития, эстетического удовлетворения, приобщения к искусству, занятия творчеством.
В основе духовных потребностей — желание человека достичь некоторой внутренней гармонии, счастья, а также состояния души, когда на общем эмоциональном фоне преобладает душевное равновесие, спокойствие и умиротворенность. При этом духовность также подразумевает познание мира, любовь, дружбу, самореализацию, стремление к творчеству и саморазвитию.
Задание 2.
Работая со страницей 158 абзац 3.
Ответьте на вопрос: ресурсы которые можно востановить, и которые нельзя востановить ?
(приведите примеры)
Задание 1.
Социальные потребности — потребности в принадлежности к обществу, социальном взаимодействии, привязанности и поддержки. В эту категорию входят труд, духовная культура, отдых, политическая, социальная и экономическая активность. Не менее важными факторами становятся семейная жизнь, взаимодействие в коллективах и группах.
Разумеется, социальные потребности являются второстепенными по отношению к биологическим, и наиболее острая необходимость в них возникает только в том случае, если человек полностью удовлетворяет свою нужду в отдыхе, питание и сне, поскольку нарушение данных факторов приводит к летальному исходу. Отсутствие реализации социальных потребностей также может вести к определенным негативным факторам для человека, но здесь речь не идет о летальном исходе, а только об определенных негативных последствиях для психологического здоровья.
Задание 2.
Работая со страницей 159 абзац 3.
Ответьте на вопрос : Что значит ограниченность ресурсов ?
Предварительный просмотр:
Экономика и ее роль в жизни общества
Потребности и ресурсы
Материальные потребности
Духовные потребности
Социальные потребности
Ресурсы
Ограни-ченность ресурсов
Свободные и экономические блага
Жизненные блага
Свободные блага
Морская вода, солнечный свет, лесной воздух.
Экономическое благо
Мебель, бытовая техника, труд врача, учителя.
Экономический выбор
Альтерна-тивная стоимость
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Эк о номика и ее роль в жизни общества»
Что такое экономика? Что такое потребности и ресурсы, и какими они могут быть? Благо – это….. Что значит экономический выбор? Альтернативная стоимость – это….
Эк о номика – это … Экономика – совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг . Экономика – сфера деятельности людей, в которой создаются материальные и духовные ценности для удовлетворения разнообразных потребностей человека. Экономика изучает экономические потребности, экономические блага, факторы производства (ресурсы, необходимые для ведения процесса производства ).
П о требности – это … Потребности – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.
Распределите эти слова на три группы потребностей . МАТ Е РИАЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ С О ЦИАЛЬНЫЕ еда, одежда, велосипед, компьютер, смартфон, планшет, музыкальное произведение, картина художника, профессия, участие в соревнованиях, волонтерство , страница в контакте, поездка в горы, посещение храма, просмотр любимого фильма
Материальные Духовные Социальные еда музыкальное произведение волонтерство одежда картина художника страница в контакте велосипед просмотр любимого фильма профессия компьютер участие в соревнованиях поездка в горы смартфон посещение храма планшет
Ресурсы
Ресурс – это… Ресурсы которые можно востановить , и которые нельзя востановить … Ограниченность ресурсов ….
Благо – это то, что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей.
Б. доступны для всех. К ним относятся, например, морская вода, солнечный свет, лесной воздух. Эти блага не требуют производственных затрат . 1 .Свободные блага 2 .Экономические блага А . средства удовлетворения человеческих потребностей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве . К ним относятся производимые людьми различные предметы(мебель, одежда, бытовая техника и т.д.) и услуги(труд врачей, учителей, поваров, продавцов).
Б. доступны для всех. К ним относятся, например, морская вода, солнечный свет, лесной воздух. Эти блага не требуют производственных затрат . 1 .Свободные блага 2 .Экономические блага А . средства удовлетворения человеческих потребностей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. К ним относятся производимые людьми различные предметы(мебель, одежда, бытовая техника и т.д.) и услуги(труд врачей, учителей, поваров, продавцов).
Альтернативная стоимость – цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор Экономический выбор – это «выбор наилучшего среди альтернативных решений, при которых достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат.
Мама получает 100 монет за каждый проработанный день. Что бы вы посоветовали маме: не пойти один день на работу, остаться дома и сделать стрижку своим двум сыновьям или дать им денег на парикмахерскую? Стрижка в парикмахерской стоит 40 монет?
Тетрадь творческих заданий по экономике в книжном магазине около твоего дома стоит 50 р., а в книжном магазине, до которого нужно ехать на автобусе, - 30 р. В каком магазине тебе выгоднее совершить покупку, если билет на автобус стоит 7 р.?
Ответы на тест: В В Г Б Г За каждый правильный ответ поставьте «+»
Что такое экономика? Что такое потребности и ресурсы, и какими они могут быть? Благо – это….. Что значит экономический выбор? Альтернативная стоимость – это….
10-9 плюсов – оценка «5» 8-7 плюсов – оценка «4» 6-5 плюсов – оценка «3» Менее 4 плюсов – оценка «2»
Домашнее задание: параграф 18, вопрос 2 « В классе и дома» (письменно)
Спасибо за внимание урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экономика и ее роль в жизни общества
Урок обществознания в 8 классе....
Экономика и ее роль в жизни общества.
Презентация к уроку обществознания в 8 классе....
Экономика и её роль в жизни общества
8 класс...
Экономика и ее роль в жизни общества (презентация)
Презентация к уроку обществознания. 8 класс. Базовый уровень...
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе : «Экономика и её роль в жизни общества»
Урок по обществознанию в 11 классе имеет цель обобщить и систематизировать знания по разделу "Экономика". Учащиеся получат возможность научиться анализировать, преобразовывать и использовать экономиче...
Экономика и ее роль в жизни общества
Конспект со схемой по экономике и ее роли в жизни общества...
Урок в 8 классе по теме "Экономика и её роль в жизни общества"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с технологической картой урока и презентацией к уроку...