Практико-ориентированный подход в обучении
опыты и эксперименты по обществознанию
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный подход в работе с одарёнными детьми
Общей целью нового подхода к преподаванию обществознания является создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки:
1) социализация, т. е. подготовка к жизни в информационном обществе в XXI веке;
2) воспитание патриотизма и гражданственности через осознание сопричастности к судьбам Родины;
3) самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
4) коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата;
5) уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия;
6) умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам;
7) конструктивность и позитивность, выражающиеся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем, отказе от нигилизма и критиканства.
Эти установки соотносятся с рядом ценностных ориентиров.
Российское фундаментальное образование создавалось на знаниевой парадигме. Образовательный процесс строился в соответствии с дидактической триадой «Знания – умения – навыки». Причем основное внимание уделялось усвоению знаний. Считалось, что сам процесс усвоения знаний обладает развивающим потенциалом, именно в процессе обучения должны формироваться необходимые умения и навыки. Но многолетняя практика выявила существенные минусы такого подхода. В рамках знаниевой парадигмы всегда актуальной была проблема разрыва знаний от умений их применять.
Долгие годы у нас бытовала установка, что молодым людям достаточно дать знания, благодаря знаниям, полученным в вузе они станут успешными и в бизнесе и на госслужбе. В результате такого подхода Россия пришла к ситуации, когда в избытке оказалось огромное количество специалистов с высшим фундаментальным образованием, а реальная экономика стала испытывать нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров. Сегодня работодатели нуждаются в грамотных, имеется в виду для ведения реального бизнеса, юристах, экономистах, управленцах, инновационных менеджерах, без которых вообще не возможна коммерциализация наукоемких технологий.
Один крупный банкир следующим образом высказался о качестве подготовки специалистов. «Я беру – говорит он, – на работу в основном выпускников с красными дипломами, но они ничего не умеют делать. Знаний много, при этом они абсолютно не умеют применять их на практике». В чем же причины того, что даже отличники сегодня не устраивают работодателя? Причин здесь может быть несколько.
Во-первых, для работы в банке нужен не столько отличник-теоретик, сколько практико-ориентированный специалист, а если пользоваться понятиями Болонской декларации, то – бакалавр.
Во-вторых, обладателю красного диплома следовало бы идти в науку, а не работником – в банк.
В-третьих, знаниево-ориентированная система профессиональной подготовки
В системе современного образования актуальной является разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания.
Технология практико-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность и качество обучения.
Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса.
Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе приобретения новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем.
Принципами организации практико-ориентированного обучения являются: мотивационное обеспечение учебного процесса; связь обучения с практикой; сознательность и активность учащихся в обучении.
В системе практико-ориентированного обучения формируется следующий практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний. Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как предмета познания при комплексном подходе к анализу фактов, как средство познания. Поэтому организация учебного процесса в рамках практико-ориентированного подхода способствует созданию такого уровня актуализации знаний, при котором осознается их социально-личностная необходимость в совокупности с наличием познавательных потребностей.
Огромную роль практико-ориентированное обучение играет в развитии творческой деятельности учащихся. Практико-ориентированное обучение способствует развитию внутренней мотивации учения, создает условия для реализации познавательного поиска, самовыражения и творчества.
Данную технологию я использую в работе с одаренными детьми и членами клуба «Подросток»:
- Занятия –практикумы. Решение различного рода учебных задач практического характера. Это требует от учащихся умения анализировать предложенные данные, высказывать собственное мнение. Подобные занятия нацелены на получение информации из разнообразных источников, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации, критическое осмысление общественных событий, умение отделять факты от их интерпретаций, формулировать на этой основе собственные оценочные суждения.
- Организация профориентации учащихся через встречи, экскурсии, знакомство с профессиями…Члены клуба обучаются в МарГУ (юрфак, истфил); МарГТУ (ФУП);Институт востоковедения г.Казани (международные отношения); КФУ (юрфак), МГУ (факультет политологии).
- Организация умений работы в малых группах: конференции, ролевые игры…
- Проведение авторского факультативного курса «Отрасли права», «Основы финансовой грамотности»
Результатом работы с использованием данной технологии считаю:
- призовые места на муниципальном, региональном этапе и участие на Всероссийской олимпиаде школьников с 2017 по 2022 г.г.;
- выбор профессии юристов, дипломатов, муниципальных и государственных служащих;
- высокий интерес обучающихся к обществознанию, истории и выбор данных предметов в качестве экзаменов.
Таким образом, учащиеся могут принимать решения, бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает учащегося к самостоятельной жизни после окончания школы и вместе мы решаем одну из важных задач современного общества – социализация личности.
Мифтахова Лидия Александровна, учитель истории и обществознания, МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Практико-ориентированный подход в обучении биологии (из опыта работы)"
Методическое объединение моего опыта работы "Практико-ориентированный подход в обучении биологии"...
Практико-ориентированный подход в обучении биологии
О необходмиости усиления практической направленности в обучении биологии...
Практико-ориентированный подход как важнейший фактор повышения эффективности и качества обучения, а также формирования общих компетенций в условиях реализации ФГОС .
В данной статье обоснована актуальность практико-ориентированного обучения и намечены цели и задачи педагога по раализации данного подхода в образовательном процессе....
Использование практико-ориентированного подхода в обучении математики»
В настоящее время система образования ставит своей главной целью подготовку для общества квалифицированных специалистов. В образовательном процессе каждая учебная дисциплина создает предпосылки для фо...
«Использование практико-ориентированных заданий в процессе обучения химии»
Методическая разработка по химии для 8-9 класса. Современный процесс обучения должен быть нацелен на формирование умения применять полученные знания в различных ситуациях. Решение таких задач ра...
Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...