Практико-ориентированный подход в обучении
план-конспект урока (история, 6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Доклад на публичной презентации опыта учителей, претендующих на получение денежной премии из федерального бюджета в 2013 году по теме: «Практико-ориентированный подход в обучении»
Мифтахова Лидия Александровна,
учитель истории и обществознания
МОУ «Моркинская средняя (полная)
общеобразовательная школа №6»
Общей целью нового подхода к преподаванию обществознания является создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки:
1) социализация, т. е. подготовка к жизни в информационном обществе в XXI веке;
2) воспитание патриотизма и гражданственности через осознание сопричастности к судьбам Родины;
3) самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
4) коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата;
5) умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам;
7) конструктивность и позитивность, выражающиеся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем.
Эти установки соотносятся с рядом ценностных ориентиров.
Российское фундаментальное образование создавалось на знаниевой парадигме. Образовательный процесс строился в соответствии с дидактической триадой «Знания – умения – навыки». Причем основное внимание уделялось усвоению знаний. Считалось, что сам процесс усвоения знаний обладает развивающим потенциалом, именно в процессе обучения должны формироваться необходимые умения и навыки. Но многолетняя практика выявила существенные минусы такого подхода. В рамках знаниевой парадигмы всегда актуальной была проблема разрыва знаний от умений их применять.
Долгие годы у нас бытовала установка, что молодым людям достаточно дать знания, благодаря знаниям, полученным в вузе, они станут успешными и в бизнесе и на госслужбе. В результате такого подхода Россия пришла к ситуации, когда в избытке оказалось огромное количество специалистов с высшим фундаментальным образованием, а реальная экономика стала испытывать нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров. Сегодня работодатели нуждаются в грамотных, имеется в виду для ведения реального бизнеса, юристах, экономистах, управленцах, инновационных менеджерах, без которых вообще не возможна коммерциализация наукоемких технологий.
Один крупный банкир следующим образом высказался о качестве подготовки специалистов. «Я беру – говорит он, – на работу в основном выпускников с красными дипломами, но они ничего не умеют делать. Знаний много, при этом они абсолютно не умеют применять их на практике». В чем же причины того, что даже отличники сегодня не устраивают работодателя? Причин здесь может быть несколько.
Во-первых, для работы в банке нужен не столько отличник-теоретик, сколько практико-ориентированный специалист.
Во-вторых, обладателю красного диплома следовало бы идти в науку, а не работником – в банк.
В системе современного образования актуальной является разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания.
Технология практико-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность и качество обучения.
Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса.
Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе приобретения новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем.
Принципами организации практико-ориентированного обучения являются: мотивационное обеспечение учебного процесса; связь обучения с практикой; сознательность и активность учащихся в обучении, деятельностный подход.
В системе практико-ориентированного обучения формируется следующий практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний. Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как предмета познания при комплексном подходе к анализу фактов, как средство познания. Поэтому организация учебного процесса в рамках практико-ориентированного подхода способствует созданию такого уровня актуализации знаний, при котором осознается их социально-личностная необходимость в совокупности с наличием познавательных потребностей.
Огромную роль практико-ориентированное обучение играет в развитии творческой деятельности учащихся. Практико-ориентированное обучение способствует развитию внутренней мотивации учения, создает условия для реализации познавательного поиска, самовыражения и творчества.
Данную технологию я использую уроках, в работе с одаренными детьми и членами клуба «Подросток»:
- Занятия – практикумы. Решение различного рода учебных задач практического характера. Это требует от учащихся умения анализировать предложенные данные, высказывать собственное мнение. Подобные занятия нацелены на получение информации из разнообразных источников, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации, критическое осмысление общественных событий, умение отделять факты от их интерпретаций, формулировать на этой основе собственные оценочные суждения.
- Организация профориентации учащихся через встречи, экскурсии, знакомство с профессиями…Члены клуба обучаются в МарГУ (юрфак, истфил); МарГТУ (ФУП); Институт востоковедения г.Казани (международные отношения); КФУ (юрфак)…
- Организация умений работы в малых группах: конференции, ролевые игры…
- Проведение авторского факультативного курса «Отрасли права», «Работа с историческими источниками», «Культура России 9-12 веков».
Результатом работы с использованием данной технологии считаю:
- социализацию детей в обществе;
- высокий интерес обучающихся к урокам обществознания и истории;
- призовые места учащихся на муниципальном, региональном этапе и участие на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2009 году;
- выбор экзаменов по истории и обществознанию;
- выбор учащимися профессии юристов, дипломатов, муниципальных и государственных служащих;
Таким образом, учащиеся могут принимать решения, бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает учащегося к самостоятельной жизни после окончания школы и вместе мы решаем одну из важных задач современного общества – социализации личности.
Предварительный просмотр:
Тема: « Культура Руси XIY-XY в.в.»
Цели занятия: Познакомить учащихся с фасадом и планом храма, архитектурными памятниками, древнерусскими иконами и живописцами XIY-XY в.в.; развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы; духовно-нравственное воспитание.
Оборудование. Компьютерный класс, принтер, мультимедийный фильм « Шедевры русской живописи», авторский сайт.
Ход занятия:
Первый этап. Подготовительный. Учащиеся в качестве домашнего задания должны найти к уроку материал об Андрее Рублеве и Феофане Греке в Интернете :
http://hronos.km.ru/biograf/grek.html - феофан грек
http://www.1september.ru/ru/art/2001/02/no02.htm - Андрей Рублев
Учителю нужно заранее напечатать вопросы с помощью программы Word и вывести через принтер в соответствии с количеством учащихся в классе; просмотреть и подготовить к уроку мультимедийный фильм «Шедевры русской живописи »; заранее подготовить вопросы к тестированию по теме в виде электронного письма.
Второй этап. Изложение нового материала
1. Материал по архитектуре излагается с помощью сайта, подготовленного учителем. После изложения новой темы проводится практическая работа. Нужно по каталогу памятников в Интернете найти архитектурные памятники XIY-XY в.в., используя следующий адрес: http://archi.ru/ , и определить где расположены
2. Материал по живописи излагается в виде лекции с использованием сайта, Интернет-ресурсов.
3. Материалы по биографиям А.Рублева и Ф.Грека, найденные учащимися, помещаются в электронную базу и устраивается электронное голосование в режиме «Форум». Далее идет мультимедийный фильм «Шедевры русской живописи» (рассказ об иконах «Троица» А.Рублева и «Богоматерь Донская» Ф.Грека в сопровождении музыки), во время просмотра которого учащиеся должны ответить на проблемные вопросы : Чем отличается манера письма А.Рублева и Ф.Грека ? Какое событие XIY века нашло отклик в их художественных произведениях? Какими художественными средствами выражают авторы идеи своего времени? (вопросы должны быть у каждого учащегося на столе).
Третий этап. Закрепление полученных знаний
Обобщение материала по уроку, третий вопрос повторить с использованием сайта о А.Рублеве и Ф.Греке
Четвёртый этап. Контроль усвоения нового материала
Учитель на данном этапе урока рассылает электронное письмо учащимся, в котором содержатся вопросы тестирования и отправляют по электронной почте учителю.
Пятый этап. Подведение итогов, задание на самостоятельную проработку материала.
Выставляются оценки за тестирование в электронный журнал. Домашнее задание: сделать таблицу в программе Microsoft Excel:сравнить биографии и живопись А.Рублева и Ф.Грека, при этом вопросы для сравнения придумать самим.
Дисциплина: история
Продолжительность: 1 урок
Аудитория: 7, 10 классы
Преподаватель: Мифтахова Л.А.
Тип кабинета: (компьютерный класс)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Практико-ориентированный подход в обучении биологии (из опыта работы)"
Методическое объединение моего опыта работы "Практико-ориентированный подход в обучении биологии"...
Практико-ориентированный подход в обучении биологии
О необходмиости усиления практической направленности в обучении биологии...
Практико-ориентированный подход как важнейший фактор повышения эффективности и качества обучения, а также формирования общих компетенций в условиях реализации ФГОС .
В данной статье обоснована актуальность практико-ориентированного обучения и намечены цели и задачи педагога по раализации данного подхода в образовательном процессе....
Использование практико-ориентированного подхода в обучении математики»
В настоящее время система образования ставит своей главной целью подготовку для общества квалифицированных специалистов. В образовательном процессе каждая учебная дисциплина создает предпосылки для фо...
«Использование практико-ориентированных заданий в процессе обучения химии»
Методическая разработка по химии для 8-9 класса. Современный процесс обучения должен быть нацелен на формирование умения применять полученные знания в различных ситуациях. Решение таких задач ра...
Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...
«Роль и место практико-ориентированных задач в процессе обучения математике»
Статья на тему «Роль и место практико-ориентированных задач в процессе обучения математике»...