Практико-ориентированный подход в обучении
план-конспект урока (история, 6 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko-orientirovannyy_podhod.docx23.04 КБ
Microsoft Office document icon urok_kultury.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на публичной презентации опыта учителей, претендующих на получение денежной премии из федерального бюджета в 2013 году по теме: «Практико-ориентированный подход в обучении»

        

Мифтахова Лидия Александровна,

 учитель истории и обществознания

МОУ «Моркинская средняя (полная)

общеобразовательная школа №6»

      Общей целью нового подхода к преподаванию обществознания является создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки:

      1) социализация, т. е. подготовка к жизни в информационном обществе в XXI веке;
      2) воспитание
патриотизма и гражданственности через осознание сопричастности к судьбам Родины;

      3) самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

      4) коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата;

      5) умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам;

      7) конструктивность и позитивность, выражающиеся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем.

      Эти установки соотносятся с рядом ценностных ориентиров.

      Российское фундаментальное образование создавалось на знаниевой парадигме. Образовательный процесс строился в соответствии с дидактической триадой «Знания – умения – навыки». Причем основное внимание уделялось усвоению знаний. Считалось, что сам процесс усвоения знаний обладает развивающим потенциалом, именно в процессе обучения должны формироваться необходимые умения и навыки. Но многолетняя практика выявила существенные минусы такого подхода. В рамках знаниевой парадигмы всегда актуальной была проблема разрыва знаний от умений их применять.

      Долгие годы у нас бытовала установка, что молодым людям достаточно дать знания, благодаря знаниям, полученным в вузе, они станут успешными и в бизнесе и на госслужбе. В результате такого подхода Россия пришла к ситуации, когда в избытке оказалось огромное количество специалистов с высшим фундаментальным образованием, а реальная экономика стала испытывать нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров. Сегодня работодатели нуждаются в грамотных, имеется в виду для ведения реального бизнеса, юристах, экономистах, управленцах, инновационных менеджерах, без которых вообще не возможна коммерциализация наукоемких технологий.

      Один крупный банкир следующим образом высказался о качестве подготовки специалистов. «Я беру – говорит он, – на работу в основном выпускников с красными дипломами, но они ничего не умеют делать. Знаний много, при этом они абсолютно не умеют применять их на практике». В чем же причины того, что даже отличники сегодня не устраивают работодателя? Причин здесь может быть несколько.

 Во-первых, для работы в банке нужен не столько отличник-теоретик, сколько практико-ориентированный специалист.

Во-вторых, обладателю красного диплома следовало бы идти в науку, а не работником – в банк.

      В системе современного образования актуальной является разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания.

Технология практико-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность и качество обучения.

Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса.

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе приобретения  новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем.

Принципами организации практико-ориентированного обучения являются: мотивационное обеспечение учебного процесса; связь обучения с практикой; сознательность и активность учащихся в обучении, деятельностный подход.

В системе практико-ориентированного обучения формируется следующий практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний. Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как предмета познания при комплексном подходе к анализу фактов, как средство познания. Поэтому организация учебного процесса в рамках практико-ориентированного подхода способствует созданию такого уровня актуализации знаний, при котором осознается их социально-личностная необходимость в совокупности с наличием познавательных потребностей.

Огромную роль практико-ориентированное обучение играет в развитии творческой деятельности учащихся. Практико-ориентированное обучение способствует развитию внутренней мотивации учения, создает условия для реализации познавательного поиска, самовыражения и творчества.

Данную технологию я использую уроках, в работе с одаренными детьми и членами клуба «Подросток»:

  1. Занятия – практикумы. Решение различного рода учебных задач практического характера. Это требует от учащихся умения анализировать предложенные данные, высказывать собственное мнение. Подобные занятия нацелены на получение информации из разнообразных  источников, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации, критическое осмысление общественных событий, умение отделять факты от их интерпретаций, формулировать на этой основе собственные оценочные суждения.
  2. Организация профориентации учащихся через встречи, экскурсии, знакомство с профессиями…Члены клуба обучаются в МарГУ (юрфак, истфил); МарГТУ (ФУП); Институт востоковедения г.Казани (международные отношения); КФУ (юрфак)…
  3. Организация умений работы в малых группах: конференции, ролевые игры…
  4. Проведение авторского факультативного курса «Отрасли права», «Работа с историческими источниками», «Культура России 9-12 веков».

Результатом работы с использованием данной технологии считаю:

  1. социализацию детей в обществе;
  2. высокий интерес обучающихся к урокам обществознания и истории;
  3. призовые места учащихся на муниципальном, региональном этапе и участие на заключительном этапе Всероссийской  олимпиады школьников по истории в 2009 году;
  4. выбор экзаменов по истории и обществознанию;
  5. выбор учащимися профессии юристов, дипломатов, муниципальных и государственных служащих;

 

     Таким образом, учащиеся могут принимать решения, бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает учащегося к самостоятельной жизни после окончания школы и вместе мы решаем одну из важных задач современного общества – социализации личности.



Предварительный просмотр:

Тема: « Культура  Руси  XIY-XY  в.в.»

Цели  занятия: Познакомить учащихся с фасадом и планом  храма, архитектурными  памятниками, древнерусскими иконами  и живописцами XIY-XY в.в.; развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы; духовно-нравственное воспитание.

Оборудование. Компьютерный класс, принтер, мультимедийный фильм « Шедевры русской живописи», авторский сайт.

Ход  занятия:        

Первый этап. Подготовительный. Учащиеся  в качестве домашнего задания  должны найти к уроку материал об Андрее Рублеве и Феофане Греке в Интернете : 

 http://hronos.km.ru/biograf/grek.html  - феофан грек

http://www.1september.ru/ru/art/2001/02/no02.htm - Андрей Рублев

         Учителю нужно заранее напечатать вопросы с помощью программы Word  и вывести через принтер в соответствии с количеством учащихся в классе; просмотреть и подготовить к уроку мультимедийный фильм «Шедевры русской живописи »; заранее подготовить вопросы к тестированию по теме в виде электронного письма.  

Второй этап.  Изложение нового материала 

       1. Материал по архитектуре излагается с помощью сайта, подготовленного учителем. После изложения новой темы проводится практическая работа. Нужно по каталогу памятников  в Интернете найти архитектурные памятники XIY-XY в.в., используя следующий адрес: http://archi.ru/ , и определить где расположены

       2.  Материал по живописи  излагается в виде лекции с использованием сайта, Интернет-ресурсов.  

       3. Материалы по биографиям А.Рублева и Ф.Грека, найденные учащимися, помещаются в  электронную базу и устраивается электронное голосование в режиме «Форум». Далее идет  мультимедийный  фильм «Шедевры русской живописи» (рассказ об иконах «Троица» А.Рублева и «Богоматерь Донская» Ф.Грека в  сопровождении музыки), во время просмотра которого учащиеся должны ответить на проблемные вопросы : Чем отличается манера письма А.Рублева и Ф.Грека ?  Какое событие XIY века нашло отклик  в их художественных произведениях? Какими художественными средствами выражают авторы идеи своего времени? (вопросы должны быть у каждого учащегося  на  столе).           

Третий этап. Закрепление полученных знаний

        Обобщение материала по уроку, третий вопрос повторить с использованием сайта  о  А.Рублеве  и Ф.Греке

Четвёртый этап. Контроль усвоения нового материала 

        Учитель на данном этапе урока рассылает электронное письмо учащимся, в котором содержатся вопросы тестирования и отправляют по электронной почте учителю.

Пятый этап. Подведение итогов, задание на самостоятельную проработку материала.

        Выставляются оценки за тестирование в электронный журнал. Домашнее задание: сделать таблицу в программе Microsoft  Excel:сравнить биографии и живопись А.Рублева и Ф.Грека, при этом вопросы для сравнения придумать самим.

 

Дисциплина: история

Продолжительность: 1 урок

Аудитория: 7, 10 классы

Преподаватель: Мифтахова Л.А.        

Тип кабинета: (компьютерный класс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Практико-ориентированный подход в обучении биологии (из опыта работы)"

  Методическое объединение моего опыта работы "Практико-ориентированный подход в обучении биологии"...

Практико-ориентированный подход в обучении биологии

О необходмиости усиления практической направленности в обучении биологии...

Практико-ориентированный подход как важнейший фактор повышения эффективности и качества обучения, а также формирования общих компетенций в условиях реализации ФГОС .

В данной статье обоснована актуальность практико-ориентированного обучения и намечены цели и задачи педагога по раализации данного подхода в образовательном процессе....

Использование практико-ориентированного подхода в обучении математики»

В настоящее время система образования ставит своей главной целью подготовку для общества квалифицированных специалистов. В образовательном процессе каждая учебная дисциплина создает предпосылки для фо...

«Использование практико-ориентированных заданий в процессе обучения химии»

Методическая разработка по химии для 8-9 класса. Современный процесс обучения должен быть нацелен на формирование умения применять полученные знания в различных ситуациях. Решение таких задач  ра...

Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...

«Роль и место практико-ориентированных задач в процессе обучения математике»

Статья на тему «Роль и место практико-ориентированных задач в процессе обучения математике»...