Экономика и её роль в жизни общества
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Тарасов Владимир Михайлович

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_klass_ekonomika_i_ee_rol.docx95.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №10 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

Конспект урока

по обществознанию в 8 классе

Тема: «Экономика и ее роль в жизни общества»

economy_080620.jpg

Хазова Олеся Григорьевна

учитель истории и обществознания

МБОУ лицея №10

Ставрополь, 2020-2021

Тема урока: «Экономика и ее роль в жизни общества»

Тип урока: урок систематизации знаний

Цель урока: познакомить с зависимостью экономики от объема и направленности наших потребностей; характеризовать роль экономики в жизни общества.

Задачи урока:

  • подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора;
  • продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока;
  •  воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий ограниченность ресурсов, свободные и экономические блага, экономический выбор, альтернативная стоимость: описывать роль экономики в жизни общества; характеризовать проблему ограниченности ресурсов; различать свободные и экономические блага; приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора; доказывать необходимость и неизбежность рационального выбора в экономике

коммуникативные: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию;

познавательные: анализировать графическую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий, устанавливать аналогии, классифицировать явления; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы;

формирование познавательного интереса к изучению экономических основ жизни общества; определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Учитель. Здравствуйте ребята, садитесь. Для того, чтобы вы поняли, о чем пойдет речь, я покажу вам несколько картинок. А вы должны мне сформулировать тему урока. Итак, внимание на экран!

Слайд1. Совершенно верно. Речь пойдет об экономике.

Слайд2. Тема нашего урока: «Экономика и ее роль в жизни общества». Запишем ее в тетрадь.

Давайте, исходя из темы нашего урока, попытаемся определить цель и задачи нашей деятельности.

Исходя из них, определим план изучения темы.

Высказывают предположения

Отвечают на вопросы учителя

  1. Вспомнить что такое экономика
  2. Расширить представление о понятии «экономика»
  3. Выяснить, какова роль экономики в жизни общества
  4. Научиться, выполнять задания по изученной теме

Актуализация знаний

Что такое экономика?

Понятие «Экономика» имеет несколько значений:                                                                                                            

Обратиться к словарю, чтобы найти определение и записать в тетрадь. (с.216)

Экономика – хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования. (в тетрадь)

Слайд6.

  1. Что мы еще знаем об экономике?

Тогда идем дальше…

1) искусство ведения домашнего хозяйства  (с греческого ойкономик)

2) народное хозяйство какой-либо отдельной страны, включающее в себя определенные отрасли и виды производства

3) наука, изучающая какую-либо отрасль хозяйства или хозяйство какого-либо региона

Постановка учебной цели, задач урока

Учитель: Может ли общество существовать без экономики?  Зачем изучать экономику?

  1. ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ

Учитель: Жизнь человека состоит из одних проблем.  У нас постоянно возникают сложности. Всё время что-то человеку нужно.  Человек не может без еды и питья, без жилища и одежды. Многие люди не могут без автомобиля, компьютера и сотового телефона. А кто-то не может обойтись без книги, музыки или любимого хобби.

Всё то, в чем нуждаются люди, называется потребностями.

Что же такое потребность?  Сейчас подумайте и попытайтесь придумать определение.

Слайд7.

Потребность - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.

 

Какие бывают потребности?

Слайд 8. Существует три вида потребностей, они составляют основу нашей жизни.

•        Материальные

•        Духовные

•        Социальные

Как вы думаете, что означает каждый вид потребностей.

ЗАДАНИЕ: (индив раб с учебником) Откройте учебник на стр. 84 и запишите примеры к каждой группе в тетрадь, дополните своими примерами. (совместное обсуждение)

     ЦЕЛЬ удовлетворения этих потребностей – создание условий для жизни и деятельности людей.

Давайте вместе попытаемся понять, как экономика принимает участие в этом.

 Учитель: Основная характерная черта потребностей в том, что они могут меняться.

Слайд9. С течением времени или с изменением климатических условий потребности меняются.  Например, для человека, живущего в горах будут характерны одни потребности, а для людей, живущих в пустыне совсем иные. Естественно, что меняется общество, меняется время. Но рост человеческих потребностей всегда опережает количество ресурсов. В чём здесь секрет? Приведите примеры возрастающего характера ваших потребностей.

  1. СВОБОДНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА

А что такое благо? (обратимся к словарику в учебнике)

Слайд 10.

Благо – это то, что является полезным для человека и служит удовлетворению его потребностей.

ЗАДАНИЕ: (самост. раб. с текстом учебника) откройте учебник на с. 86-88 и при помощи текста параграфа заполните схему Слайд11-12.

СОВМЕСТНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ. Экономисты делят все жизненные блага на свободные (даровые) и экономические.

Свободные блага (природные) - доступны для всех нуждающихся в них. Приведите примеры. Слайд13.

Экономические блага - блага, полученные в результате созидательной, экономической деятельности. Приведите примеры.  Слайд 14.

ВЫВОД: Человек смог обеспечить себя многими необходимыми вещами. И очень много из того, что люди создали, облегчило нашу жизнь. Этот процесс будет продолжаться всегда. Таким образом, человеческие потребности безграничны, но, к сожалению, ресурсы планеты ограничены. Этот вопрос не разрешим в экономике.

3. ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ

Человек тратит ресурсы и зарабатывает деньги с одной- единственной целью - удовлетворить  свои  материальные  и духовные потребности. Слайд15.

Слайд16. РЕСУРСЫ (от франц. ressource - вспомогательное средство) - денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (природные ресурсы, экономические ресурсы).

В 7 классе мы с вами говорили о том, что ресурсы бывают исчерпаемые и неисчерпаемые. Приведите, пожалуйста, примеры к каждой группе ресурсов.

Слайд17.

Экономисты различают четыре основных ресурса:  

земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность.  Иногда выделяют и пятый - информацию. Их еще называют факторами производства.

1. Труд - физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг. Доход, получаемый при этом, называется зарплатой, процентом с капитала.

2. Земля - природные ресурсы, естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг, т.е. все то, что используется в натуральном виде (земля, вода, воздух, леса, полезные ископаемые). Доходом является рента.

3. Капитал, или инвестиционные ресурсы, - средства производства, нужные при создании экономических благ, включая промышленное оборудование, инфраструктуру (газопроводы, электропроводы и др.). Экономический доход с капитала - прибыль.

4. Предпринимательская деятельность - управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства. Доход -  прибыль.

5. Информация - знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности.  Ею можно обмениваться и торговать, как любым ресурсом.

Проблемная ситуация: Африканские бушмены, живущие впроголодь и с пользой расходующие свои немногочисленные природные ресурсы, стоят намного ближе к пониманию того, что такое экономика, нежели самая большая по территории и природным запасам держава мира Россия, бездумно расходующая дефицитные ресурсы, но так и не сумевшая поднять население на более высокий уровень жизни.  Редкость -  важнейшее качество ресурсов.

4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ

Каждый день, идя в магазин, вы сталкиваетесь с проблемой выбора товара хорошего качества по подходящей цене – это и есть экономический выбор. Экономический выбор очень тесно связан с понятием бюджет. Как вы думаете почему? (предполагаемые ответы детей)

Всем нам приходится выбирать, приобретая одну вещь, мы отказываем себе в приобретении другой.  Этот выбор называется альтернатива.

Альтернативная стоимость – цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор.

Теперь давайте рассмотрим ситуацию и ответим на вопросы: (с.90)

 Выпускница школы мечтала стать детским врачом. После окончания она могла бы работать санитаркой в больнице, получая зарплату 2000руб в месяц, регистратором в детской поликлинике с окладом в 3000руб. или ночной няней в детском санатории, имея доход 4000руб. в месяц. Однако, оценив перспективы будущей профессии, она поступила на конкурсной основе в Медицинскую академию. Альтернативная стоимость ее выбора составила 4000руб.    

Учитель: объясните, как вы понимаете высказывание английского драматурга Бернарда Шоу: «Экономика- это умение пользоваться жизнью наилучшим образом».

Выводы:

Учитель:

1. Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ.

2. Общественное производство определяет появление и развитие его социальной структуры.

3. Экономические отношения влияют на политическую жизнь общества.

4. В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.

Учащиеся: обсуждают предложенные вопросы.

Учащиеся дают определение «потребность»

Материальные, духовные и социальные

Выполняют задание учителя, обсуждение

(учащиеся приводят свои примеры) (есть сумка, нужны туфли, к туфлям платье, к платью машину)

ВЫВОД, который мы можем сделать: полностью удовлетворить свои потребности невозможно.

Каким образом удовлетворяются потребности человека? (путем создания необходимых благ)

Работа в группах: (4 человека) разработайте правила или советы как можно разумно распоряжаться или экономить ресурсы. (5 минут)

ЗАДАНИЕ: (работа в парах) прочитайте внимательно задание. Подумайте и обсудите в парах, почему альтернативная стоимость равна 4000руб.

Ответы детей.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Для закрепления изученного

мы с вами попробуем составить синквейн со словами для первого варианта «экономика», для второго варианта «хозяйство».

Также учащимся для закрепления предлагается выполнить по 5 тестовых заданий к параграфу.

Учитель: объясните, как вы понимаете высказывание английского драматурга Бернарда Шоу: «Экономика- это умение пользоваться жизнью наилучшим образом».

Выводы:

Учитель:

1. Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ.

2. Общественное производство определяет появление и развитие его социальной структуры.

3. Экономические отношения влияют на политическую жизнь общества.

4. В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества

Рефлексия

Учитель: А теперь вернемся к поставленным целям! Всего добились? Все у нас получилось?

Домашнее задание

Слайд19.Домашнее задание: пар.11, вопросы и задания, документ, написать сочинение-рассуждение на тему: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономика и ее роль в жизни общества

Урок обществознания в 8 классе....

Экономика и ее роль в жизни общества.

Презентация к уроку обществознания в 8 классе....

Экономика и ее роль в жизни общества (презентация)

Презентация  к уроку обществознания. 8 класс. Базовый уровень...

Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе : «Экономика и её роль в жизни общества»

Урок по обществознанию в 11 классе имеет цель обобщить и систематизировать знания по разделу "Экономика". Учащиеся получат возможность научиться анализировать, преобразовывать и использовать экономиче...

Экономика и ее роль в жизни общества

Конспект со схемой по экономике и ее роли в жизни общества...

Урок в 8 классе по теме "Экономика и её роль в жизни общества"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с  технологической картой урока и презентацией к уроку...