Урок - круглый стол "Глобальные проблемы"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)
Ученики научатся определять характер цивилизационных конфликтов и альтернативы их развертывания; приводить примеры необходимости установления баланса между экономическими интересами и потребностями сохранения природы; сопоставлять общественные проблемы на разных этапах истории человеческого сообщества; анализировать статистические данные и документы по глобальным проблемам современного мира; расширить представление об основных типах современных ресурсов и их значимости в условиях глобализации; формулировать проблемы и проводить оценку ситуации на основе использования различных источников информации; различать экстенсивное и интенсивное экономическое развитие, приводить современные примеры использования каждого из подходов; называть основные причины и проявления глобального характера экологических проблем в современном мире; уметь прогнозировать развитие проблемных ситуаций и предлагать пути их решения; соотносить современный технический прогресс с нравственной составляющей общественного развития; осознать важность экологической ответственности современного человека и описывать ее проявления; понимать опасность терроризма в современном мире и задумываться о возможных путях эффективной борьбы с данным явлением общественной жизни; занимать активную позицию по острым вопросам современного общественного развития; выделять наиболее важные проблемы современного человечества и аргументированно показывать их актуальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
globalnye_problemy_11_klass.docx | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Челябинска»
454081, г. Челябинск, проспект Победы, 113-А, тел.: (351) 772-12-44, тел/факс 772-09-28, E-mail:school_21_chel@mail.ru
Урок: Глобальные проблемы современного мира
Учитель:
Кузнецова Людмила Николаевна
Челябинск, 2022
Урок: Глобальные проблемы современного мира
Учитель: Кузнецова Людмила Николаевна
Форма проведения: круглый стол.
Участники: учащиеся 8-11 классов
Цели:
- Актуализировать, углубить и систематизировать знания о глобальных проблемах современного мира;
- Развивать навыки анализа и прогнозирования результатов;
- Содействовать социализации личности, формированию гражданской активности и ответственности.
Ожидаемые результаты:
В результате проведения занятия по теме учащиеся смогут: давать определения понятиям: геноцид, экологическая ответственность, мальтузианство, глобальная безопасность, техногенная катастрофа, экологическая ответственность, цивилизационные конфликты, экология; перечислять основные угрозы существованию человечества в современном мире; определять характер цивилизационных конфликтов и альтернативы их развертывания; приводить примеры необходимости установления баланса между экономическими интересами и потребностями сохранения природы; сопоставлять общественные проблемы на разных этапах истории человеческого сообщества; анализировать статистические данные и документы по глобальным проблемам современного мира; расширить представление об основных типах современных ресурсов и их значимости в условиях глобализации; формулировать проблемы и проводить оценку ситуации на основе использования различных источников информации; различать экстенсивное и интенсивное экономическое развитие, приводить современные примеры использования каждого из подходов; называть основные причины и проявления глобального характера экологических проблем в современном мире; уметь прогнозировать развитие проблемных ситуаций и предлагать пути их решения; соотносить современный технический прогресс с нравственной составляющей общественного развития; осознать важность экологической ответственности современного человека и описывать ее проявления; понимать опасность терроризма в современном мире и задумываться о возможных путях эффективной борьбы с данным явлением общественной жизни; занимать активную позицию по острым вопросам современного общественного развития; выделять наиболее важные проблемы современного человечества и аргументированно показывать их актуальность.
Оборудование и материалы:
1) Учебник; 2) словарные материалы с разными определениями основных понятий темы, перечисленных в программе; 3) таблица «Глобальные проблемы современности, связанные с конфликтами и экологической обстановкой»; 4) документы, предложенные в пособии к данной теме; 5) статистические данные по современным конфликтам, экологической ситуации, распространению ядерного оружия; 6) статьи из газет и журналов, посвященные вопросам военных столкновений, ядерной безопасности, экологической обстановки, экономической стабильности; 7) компьютер с доступом в Интернет для поиска информации, документов и иллюстративных материалов (в том числе документов и статистических данных); 8) рабочие тетради, в которых будут отражены основные результаты обсуждения.
Наглядное структурирование информации
Глобальные проблемы современности, связанные с конфликтами и экологической обстановкой
Проблема | Причины возникновения | Проявления и пути решения | Примеры |
Проблема ядерной войны | - Научно-тех XX в.; -обострение - разделение | — «Холодная — ядерные испы ООН — борьба за мирное разрешение конфликтов, Договоры ОСВ, запрет на химическое и биологическое оружие, 1975 г. — Хельсинкские соглашения, середина 80-х гг. — окончание гонки вооружений; ограничение распространения ядерного оружия в современном мире | Наращивание вооружений в СССР и США, Карибский кризис 1962 г., распространение ядерного оружия, опасность реализации ядерных программ в Иране и Северной Корее |
Экологические и природные катастрофы | — Потреби — невозоб- | Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды (воздуха, земли, вод Мирового океана), «парниковый эффект», озоновые дыры, кислотные дожди, смог, утечка при захоронении ядерных отходов, таяние ледника. 1982 г. — принята Всемирная хартия охраны природы; организации: Гринпис, партии «зеленых» | Остро встает вопрос о глобальном потеплении; землетрясения в Армении и Мексике, цунами в Юго-Восточной Азии в 2004 г. |
Пропасть (экономическая и социальная) между развитыми и развивающимися странами | Особенности исторического развития разных регионов | «Север — Юг», голод, детская смертность, нищета, эпидемии. Политика социальной справедливости, равенство стран в экономическом сотрудничестве и контроль деятельности транснациональных корпораций | В первую очередь страны Африки и Юго-Восточной Азии |
Национальные и религиозные конфликты | Религиозный фанатизм; большая роль нации в идентификации человека; массовая психология | Неофашизм; сепаратизм; терроризм; экстремизм; шовинизм; пропаганда расовой, национальной, религиозной нетерпимости. Толерантность, международное сотрудничество, мирное решение возникающих проблем, повышение роли ООН | Курды в Турции и Ираке, арабо-израильский кризис, югославский кризис, чеченский и албанский сепаратизм |
Комментарий к ключевым понятиям и проблемам:
При рассмотрении содержания данной темы на занятии могут быть обсуждены проблемы терроризма, войны, современных конфликтов, ухудшения экологической ситуации. Учащиеся могут найти в Интернете и научной литературе много дополнительной информации по затронутым глобальным проблемам. Многие организации, в том числе и международные, ставят своей основной целью снижение остроты этих проблем и борьбу с тем, чтобы они не превратились в глобальную катастрофу человечества.
Дополнительная информация:
Глобальные проблемы (от лат. globus — земной шар) — проблемы, затрагивающие все человечество, и от их решения зависит существование жизни на Земле. Глобальные проблемы возникли во второй половине XX в. с появлением нового оружия и при тесном экономическом сотрудничестве всех стран. Можно выделить в истории человечества несколько этапов его борьбы с природой, результатом которой и стало современное состояние цивилизации:
I. С развитием орудий труда человек все более усиливал свое воздействие на природу. Уже в древности началось опустынивание обширных пространств Азии и Средиземноморья (строительство оросительных систем в Междуречье и Египте, осушение болот, создание каналов).
II. Период Великих географических открытий (XIV—XVI вв.) — начало хищнического использования богатств Африки, Америки и Австралии.
III. Развитие капитализма и промышленная революция — экологические проблемы в Европе.
Одним из результатов развития цивилизации в XX в. стало истощение природных ресурсов. Человечество уже овладело энергией ветра, воды, пара, электричества и атомной энергией. Использование термоядерной энергии становится все более опасным для всех жителей планеты, а запасы нефти, газа, торфа и угля| постепенно истощаются. Одним выход видится в самоограничении, другим — в расширении использования термоядерной энергии, а третьи ратуют за начало использования энергии солнца (солнечные батареи и т. п.).
Другим проявлением глобальных проблем является загрязнение окружающей среды. Наиболее мощные скопления вредных веществ приводят к появлению озоновых дыр (мест в атмосфере, где истощается озоновый слой и ультрафиолетовые лучи солнечного света более свободно достигают поверхности Земли). Это вызывает рост онкологических заболеваний. Тонны нефти и нефтепродуктов в результате различных аварий загрязняют воды Мирового океана. В 1982 г. ООН приняла Всемирную хартию охраны природы, а затем была создана комиссия по окружающей среде. Правительства борются с этой проблемой путем принятия экологического законодательства, но существуют и негосударственные организации (Гринпис, Римский клуб и др.), проводящие свои акции и кампании.
Еще одной проблемой является предотвращение ядерной войны. Уже после Второй мировой войны было принято решение о создании ООН — универсальной международной организации, главной целью деятельности которой было развитие межгосударственного сотрудничества и в случае конфликта между странами оказание помощи противостоящим сторонам в урегулировании спорных вопросов мирным путем. Но с разделом мира на капиталистическую и социалистическую системы угроза глобального конфликта заметно возросла. Сегодня вероятность ядерного конфликта значительно уменьшилась, но ядерное оружие может попасть либо в руки тиранических режимов, либо к фанатикам-террористам.
Рефлексия.
ДЗ: сообщение «Мир сегодня».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ГБОУ СПО «СУРАЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА» Сценарий Круглого стола Проблема повышения интереса к занятиям физической к
Сценарий Круглого стола Проблема повышения интереса к занятиям физической культурой школьников...
Круглый стол "Проблемы работы с одарёнными детьми в условиях современной школы"
Определение особенностей работы с одаренными детьми в условиях образовательных организаций разных форм....
Круглый стол «Проблема детской агрессии и жестокости. Причины. Пути решения»
Цель: преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся, способствовать выработке общечеловеческих ценностей Задачи:умение ви...
Участие с докладом в ГБПОУ КМБ №4 на круглом столе "Проблемы профориентации обучающихся и студентов с нарушенным слухом"
Участие с докладом в ГБПОУ КМБ №4 на круглом столе "Проблемы профориентации обучающихся и студентов с нарушенным слухом"...
Круглый стол «проблема обеспечения информационной безопасности школьников в современной социальной ситуации развития»
Методическая разработка "круглого стола", направленного на обсуждение проблемы обеспечения психологической безопасности современного школьника всеми участниками образовательного процесса...
Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в школьном образовании", 07.04.2016 г.
Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в ш...