Открытый урок по обществознанию в 8 классе на тему "Рыночная экономика"
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Любовь Михайловна Ламзина

Основной целью данного урока является  сформированность представления учащихся о рыночном хозяйстве как одном из способов организации экономической жизни;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_temu_rynochnaya_ekonomika.docx35.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Кулеватовская СОШ»

Открытый урок

 по обществознанию  в 8 классе

на тему:

«Рыночная экономика»

Подготовила: учитель истории и обществознания

 Ламзина Любовь Михайловна

2021-2022 уч. год

Технологическая карта урока.

Тема

Рыночная экономика

Цели

 

- сформировать представление учащихся о рыночном хозяйстве как одном из способов организации экономической жизни;

- создать условия для развития у учащихся умения формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества, описывать способы рационального поведения участников обмена, подкреплять изученные положения конкретными примерами

 

Универсальные учебные действия

Предметные: научатся определять термины: спрос, предложение, равновесная цена, конкуренция, закон спроса, закон предложения. Получат возможность определить роль государства в экономике.

Личностные: проявляют устойчивый учебно - познавательный интерес к новым общим способам решения задач;

Метапредметные: 

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий, устанавливают причинно-следственные связи, выстраивают логические цепи рассуждений, приводят доказательства. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Основные понятия

«Рынок», конкуренция, закон спроса, закон предложения, рыночное равновесие, равновесная цена, главный принцип «рынка», «невидимая рука рынка».

 

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность  учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1.Организационный этап

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку

Быстрое включение в учебный процесс

2. Проверка домашнего задания

Проверяем д/з: обменяйтесь тетрадями и проверьте выполненное задание.  Таблица

Свободные блага

Экономические блага

- вода из родника;

- энергия ветра;

- дожди;

 

- пошив одежды в ателье;

- мороженое;

- занятие в театральном кружке;

- ремонт квартиры;

- поезд в автобусе;

- освещение улиц.

Работают в парах. Меняются тетрадями. Проверяют, выставляют оценки за д/з.

Коммуникативные:

Актуализация способов деятельности учащихся: вступают в диалог, формируют навыки взаимооценивания.

3. Актуализация знаний.

Поработаем с таблицей на стр. 160. Какие существуют экономические системы?

- рыночная экономика;

- командная экономика;

- традиционная экономика.

Подумайте и скажите, о чем мы будем говорить на уроке? Какую систему экономики будем изучать сегодня?

Отвечают на вопросы.

Формулируют и записывают в тетради тему урока:

«Рыночная экономика»

 

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.

4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Поработаем с рубликой «Подумаем» стр. 167. Можем ли мы ответить на данные вопросы? Попытайтесь сформулировать цели и задачи нашего урока:

узнать: обязательно ли управлять экономикой?

рассмотреть: нужны ли правила поведения в рыночной экономике?

выяснить, как рождаются цены на товары и услуги?

определить: рынок – зло или благо для общества?

Отвечают на вопросы, ставят цели и задачи урока.

 

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы
на участие в школьных делах; правильно идентифицируют себя с позицией обучающегося
.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

5.Изучение нового материала.

1).Рынок и условия его функционирования.

2).Спрос и предложение на рынке.

3).Рыночное равновесие.

4). «Невидимая рука рынка».

1. Рынок и условия его функционирования.

Прочитайте раздел учебника «Рынок и условия его функционирования» стр. 168.

- Найдите определения: «рынок», какие условия необходимы для нормальной деятельности «рынка»?

      1«Рынок» - совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления.»

      2.  Условия необходимые для нормальной деятельности «рынка»: свободное ценообразование, конкуренция, свобода предпринимательской деятельности.

 

- Определите, чем рыночная экономика отличается от командной?

       «Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства и дает производителю возможность самому принимать экономические решения, взвешивая успех или неудачу своего дела».

 

2. Спрос и предложение на рынке.

Учитель:

Главные экономические вопросы в рыночной модели экономики решаются производителями по рыночным законам. Основными параметрами регулирующими поведение субъектов рынка, являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, между которыми существует взаимная связь.

     Спрос – это, то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.

     Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в виде графика

http://festival.1september.ru/articles/411721/img1.gif

Кривая спроса даёт ответ на два вопроса:

         какова будет величина спроса при различных уровнях цен;

         как изменится величина спроса при изменении цены.

Из этого же графика можно сформулировать зависимость или закономерность: чем выше цена товара (услуги), тем ниже величина спроса и наоборот.

Теперь можно сформулировать первый закон экономики, или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.

В экономической науке также различают предложение и величину предложения.

Предложение - выброс на рынок всё большего числа товаров или услуг, определяется, прежде всего, производственными факторами (количеством сырья, производительностью и т. д.).

http://festival.1september.ru/articles/411721/img2.gif

       Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.

3. Рыночное равновесие

        Теперь можно свести важные понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как взаимодействие решений потребителей о покупке товара (услуги) и решений продавцов о продаже определяет цену товара (услуги) и количество, которое реально покупается и продаётся на рынке. Для этого соединим кривые спроса и предложения:

http://festival.1september.ru/articles/411721/img3.gif

Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.

Равновесная цена - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.

Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.

Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара. 

Это и есть главный принцип рынка – сделка должна быть выгодной и продавцу и покупателю.

А каковы же последствия подобного поведения участников рынка для экономики в целом?

Есть такое понятие, возможно вы о нем слышали: «невидимая рука рынка»

4. «Невидимая рука рынка»

Самостоятельная работа с текстом учебника: стр. 173-174. Прочитать и ответить на вопросы (1 ряд – 1 вопрос, 2 ряд – 2 вопрос, 3 ряд – 3 вопрос, все вместе – на 4):

1. Как устроен рынок?

     «Каждый участник рынка, в погоне за своей личной выгодой, в итоге увеличивает богатство страны и служит интересам всего общества.»

2. Какое положение в экономике английский экономист Адам Смит назвал «невидимой рукой рынка?

     «Положение, когда участники рынка стремятся обеспечить повышение благосостояния всех по мере того, как каждый продавец и каждый покупатель, стремятся удовлетворить личный интерес в отношении своего благосостояния называется «невидимой рукой рынка».

3. Как работает «невидимая рука рынка» в отношении производителей?

     «Направляет желания отдельных производителей на общее благо».

4.  Действия рынка и его влияние на различные стороны общества?

Читают вслух раздел параграфа, работают с понятиями: рынок, конкуренция.

 

 

 

Работают в тетрадях. Под контролем учителя записывают понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с понятиями:  закон спроса, закон предложения, рыночное равновесие.

 

 

Слушают, сравнивают графики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узнают, что такое: равновесная цена, главный принцип «рынка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно изучают материал.  Отвечают на вопросы.

(1 ряд – 1 вопрос, 2 ряд – 2 вопрос, 3 ряд – 3 вопрос)

Личностные: проявляют устойчивый учебно - познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и
формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

 

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о законах рыночной экономики, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди

предложенных учителем.

 

Коммуникативные:

Слушают, вступают в диалог, обсуждают сложные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации
(из материалов учебника, из рассказа учителя,  по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в учебнике

 

6Первичная проверка понимания

Подведем некоторые итоги изучения действия рынка и его влияние на различные стороны жизни.

(ответ на 4 вопрос для самостоятельной работы).

Рынок…

- соединяет экономически обособленных производителей, которые стремятся обменяться результатами своей деятельности.

- воздействует на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Он дает ответ на вопрос: что, как и для кого производить?

-направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров и услуг.

И т.д.

Выполняют задание. Работают в парах, контролируют работу друг друга.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации
(из материалов учебника, из рассказа учителя,  по воспроизведению в памяти).

 

Регулятивные: ориентируются в учебнике

7Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дифференцированнное домашнее задание:

         Прочитать параграф 20.

         Выучить определения.

         Раздел «Проверим себя», задание № 2. Почему конкуренцию считают главным мотором рыночной экономики?

Записывают домашнее задание

Личностные: понимают значение знаний
для человека и принимают его.

 

 

 

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Оценивают свою работу на уроке.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель организует обсуждение проделанной работы.

В конце урока учитель озвучивает полученные оценки.

Учащиеся устно отвечают на вопросы:

1.      Сегодня я узнал...

2.      Я сумел…

3.      Было интересно…

4.      Было трудно

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по обществознанию 8 класс

Тема «Что такое человек?» Цели:  закрепить знания учащихся, полученные при изучении данной темы;            продолжить работу по формир...

конспект открытого урока по обществознанию 11 класс Семья в современном обществе

Данный урок практического варианта , личностно-ориентированный....

Открытый урок по обществознанию 5 класс "Гражданин России"

урок, посвящённый формированию представлений у обучающихся как о достойных гражданах России...

Открытый урок по обществознанию. 8 класс

Тема урока: Главные вопросы экономикиЭпиграф урока: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов»   Лоренс Питер.Цель ур...

Конспект открытого урока по обществознанию 7 класс. Тема: «Деньги их функции»

Урок составлен в рамках программы: авторской программой по обществознанию для 6 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбо...

Разработка открытого урока по обществознанию 7 класс Тема: «Кто стоит на страже закона»

Цель урока: способствовать формированию правового сознания; сформировать у обучающихся общее представление о правопорядке, о правоохранительных органах государства....