Программа элективного курса
рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большекуналейская средняя общеобразовательная школа им. Гуслякова Г.И.»
Рассмотрена на школьном методическом объединении Протокол №____от «___»__________2021г. | Утверждаю: Директор МБОУ «Большекуналейская СОШ» ____________________/А.М. Ивлева / Приказ № 42 от «01» сентября 2021 г. |
Рабочая программа
Элективного курса по обществознанию
В мире права
Разработана: Гребенщиковой С.Г.,
учитель истории и обществознания
2020г.
Пояснительная записка.
Программа элективного курса предназначена для 9 класса, рассчитана на 34 часов
( 1 час в неделю) и разработана в соответствии с:
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»..
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
Приказ МоиН РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"(Зарегистрирован 14.09.2020 № 59808)
Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10. № 189
Положение о рабочей программе МБОУ «Большекуналейская СОШ им.Гуслякова Г.И.»
УМК
Для работы по данной программе используется учебник: Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций под редакцией Л.Н.Боголюбова:
Право. Учебник - Никитин А.Ф., Никитина Т.И.
Проблема прав ребёнка, забота о его жизни, воспитании патриотизма, развитии гражданской ответственности, толерантности стала сегодня общегосударственной.
Демократические преобразования в современной России, а также новые вызовы времени (негативные тенденции в культурной, духовно-нравственной жизни общества) требуют пристального внимания к проблемам гражданского образования в школе. Задачи гражданского образования решаются через историю, обществознание, литературу, другие учебные дисциплины, а также через специальные учебные курсы.
Одним из направлений ФГОС нового поколения является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Программа предусматривает через различные виды работ воспитание ценностного отношения к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям. Формирует основные представления о России, как государстве, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
Главная цель программы: сформировать у учащихся четкую гражданскую позицию посредством политического и правового воспитания и изучения основ политического строя Российской Федерации, а также воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за ее будущее, дать учащимся полное представление о Конституции Российской Федерации как основном законе нашей страны;
воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми.
Задачи, данной программы факультатива состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
- Знакомство с источниками конституционного права; порядком формирования представительных органов государственной власти в РФ.
- Развитие политического мышления и культуры, аналитических умений учащихся.
- Воспитание гражданского и правового сознания, патриотизма, чувства причастности к жизни своей страны.
- Отработка умения работать в группах и отстаивать свою точку зрения.
- Повышение уровня познавательной активности и саморазвития личности, формирование интереса к истории своего государства.
- Создание условий для формирования активной гражданской позиции, дальнейшей социализации учащихся.
- Профессиональное самоопределение учащихся, воспитание личности, адаптированной к сознательному выбору профессии
- Воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- Развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении
- Закона и правопорядка.
Планируемые результаты:
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания данного факультатива являются: ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур.
Метапредметные результаты изучения данного элективного курса проявляются в: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность, способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, умении выполнять познавательные и практические задания на: оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы данного курса являются:
- относительно целостное представление о содержании понятий страна, государство, Родина;
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
Формы проведения занятий: беседа, ролевая игра, практикум, семинар, лекция, создание и защита проектов, решение правовых задач.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
- основные положения Конституции;
- полномочия органов власти;
- право, его роль в жизни общества;
- норма права;
- понятие прав, свобод и обязанностей;
- понятие и виды юридической ответственности.
Учащиеся должны уметь:
• выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить с правовыми нормами и со своим опытом и ценностями;
• создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими;
• строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;
• проводить самооценку собственных знаний и умений;
• принимать решения, принимать ответственность на себя;
• реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности;
• устанавливать конструктивные отношения с людьми;
• приобретать навыки организации труда.
Содержание курса.
№ | Раздел | Темы | Часы |
1 | Система права. | Что такое право. Система права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Правоотношение. Правонарушение. Юридическая ответственность. | 4 |
2 | Государство. | Государство: его понятие и признаки. Демократическое правовое государство. Правовое государство и гражданское общество. | 3 |
3 | Конституция РФ. Права человека. | Общая характеристика прав и свобод человека. Личные права человека. Экономические, социальные и культурные права человека. Политические права граждан. Права несовершеннолетних. | 10 |
4 | Отрасли права | Избирательное право. Административное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Семейное право. Гражданское право. Права потребителей. Трудовое право. Экологическое законодательство. | 12 |
5 | Международная защита прав человека. | Международная защита прав человека. | 2 |
6 | Документы | Знакомство с формами документов. | 3 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Вид деятельности | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | Факт. | ||||
1 | Что такое право. Система права. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проблемные задания | 1 | ||
2 | Нормативный правовой акт. Система законодательства. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, составление схем, таблиц | 1 | ||
3 | Правоотношение. Правонарушение. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, дискуссия | 1 | ||
4 | Юридическая ответственность. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, семинар | 1 | ||
5 | Государство: его понятие и признаки. Демократическое правовое государство. | Лекция, моделирование ситуаций, дискуссия | 1 | ||
6 | Правовое государство и гражданское общество. | Лекция, моделирование ситуаций, игровая деятельность, исследовательская работа | 1 | ||
7 | Общая характеристика прав и свобод человека. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, составление таблиц, схем | 1 | ||
8 | Личные права человека. | Лекция, моделирование ситуаций, семинар | 1 | ||
9 | Экономические, социальные и культурные права человека. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа | 1 | ||
10 | Политические права граждан. | Лекция, моделирование ситуаций, дискуссия | 1 | ||
11 | Права несовершеннолетних. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, игровая деятельность | 1 | ||
12 | Конституция РФ. Основы конституционного строя. | Лекция, моделирование ситуаций, проблемные задания | 1 | ||
13 | Международные нормы и принципы в правовой системе России. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, составление схем, таблиц | 1 | ||
14 | Государственная власть. Органы местного самоуправления. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, дискуссия | 1 | ||
15 | Судебная система РФ. Правоохранительные органы. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проблемные задания | 1 | ||
16 | Гражданство. Право избирать и быть избранным. Общественные объединения. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, дискуссия | 1 | ||
17 | Конституционные обязанности. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, ролевая игра | 1 | ||
18 | Взаимоотношения граждан и органов государственного управления. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, игровая деятельность, проблемные задания | 1 | ||
19 | Административная ответственность. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, семинар, составление схем | 1 | ||
20 | Уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, беседа | 1 | ||
21 | Семья. Родители. Дети. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, деловая игра | 1 | ||
22 | Гражданские правоотношения. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, игровая деятельность | 1 | ||
23 | Право собственности. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, семинар | 1 | ||
24 | Сделка. Виды договоров. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, лекция, составление схем | 1 | ||
25 | Ответственность за неисполнение обязательств по договору. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, ролевая игра | 1 | ||
26 | Жилищные правоотношения. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проектная деятельность, | 1 | ||
27 | Права потребителей. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проектная деятельность, дискуссия, | 1 | ||
28 | Трудовые правоотношения. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проектная деятельность, дискуссия, | 1 | ||
29 | Международная защита прав человека. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проектная деятельность, | 1 | ||
30 | Отношения с банками. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, | 1 | ||
31 | Земельные правоотношения. | Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, семинар, беседа | 1 | ||
32 | Знакомство формами документов | Работа с нормативно –правовыми актами, заполнение форм документов | 2 | ||
32 | Ролевая игра «Суд идет» | Моделирование ситуаций | 1 | ||
Итого: 34 часа |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- В.В. Спасская, С.И. Володина «Основы правовых знаний» в 2 ч.
- В.О. Мушинский Азбука гражданина
- В.И. Белов Лад: очерки о народной эстетике
- В.М. Шумилов Правоведение
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
- Гражданский кодекс РФ
- Герб и флаг России Х-ХХ века под. ред. Плеханова
- Г.В. Семкин Атлас Страна, в которой я живу
- Декларация прав ребенка (1959 г.).
- Жилищный кодекс РФ (извлечения)
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (извлечения)
- И.А. Исаев История государства и права
- И.В. Синова Государственные праздники России : справочник школьника
- Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).
- Конституция РФ
- М. Мильчак Как строились города России
- М. М. Бронштейн, Наталия Жуковская Праздники народов России. Энциклопедия
- Н.Т. Сапрыкин Верховская колыбель
- Обществознание под ред. профессора Ю.Г. Волкова : учебное пособие
- П.В. Миков , Н.П. Русакова Права вашего ребенка
- Семейный кодекс РФ (извлечения)
- Трудовой кодекс РФ (извлечения)
- Т.А. Фалькович, Т.А. Шупина «По законам добра»
- Уголовный кодекс РФ (извлечения)
- Ю.Л. Кушер Государственные символы и награды РФ
- Ю.П. Титов Хрестоматия по истории государства и права
Интернет ресурсы:
- www.zabota-deti.su/ - детский сайт «Шаг навстречу»
- www.pravo.aodb-blag.ru - Детский центр правовой информации
- http://www.lesson-history.narod.ru – методическая коллекция А.И.Чернова
- http://www.uznay-prezidenta.ru/ - «Президент России гражданам школьного возраста»
- http://www.rfdeti.ru/ - Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка
- http://www.pravadetey.ru/index.html - «Права ребенка - твои права» - информационно-правовой ресурс для детей
- Детский правовой сайт http://mir.pravo.by/
- http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
- http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
- http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»
- http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...