Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Выполнение заданий 8-11.
презентация к уроку по обществознанию (11 класс)

Харченко Светлана Владимировна

Работа содержит схемы, таблицы по темам "Социальные отношения" и "Политика". Отработка заданий 8-11 ЕГЭ версия 2022 года

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнение заданий 8– 9, 10-11 Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Слайд 2

Социализация — это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей. Основные типы социализации: первичная - усвоение норм и ценностей ребенком вторичная - усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком Отличия социализации детей и взрослых социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их социализация в детстве строится на полном п овиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и. т. д. социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Слайд 3

Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека. Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Слайд 4

Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его Первичные институты социализации - это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты - это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д. Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией , а утрата личностью навыков социального поведения - десоциализацией . Отклонение в социализации принято называть девиацией .

Слайд 5

Основные этапы социализации Стадия адаптации (рождение - подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание. Появление желания выделить себя среди других - стадия идентификации. Стадия интеграции , внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Слайд 6

Задание 8 Выберите верные суждения о социализации человека и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Процесс социализации продолжается всю жизнь. 2) Социологи различают первичную и вторичную социализацию. 3) Главным институтом социализации человека на всех этапах его жизни остается семья. 4) Десоциализация представляет собой усвоение одних правил вместо других. 5) Социализация предполагает усвоение человеком накопленной обществом культуры. Задание 8- модуль «Социальные отношения» Итого: 2 балла

Слайд 7

Задание 8 Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Социализация способствует усвоению индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта. 2) Агентами социализации выступают конкретные люди и организации. 3) Социализация связана со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса. 4) Первичная социализация начинается с поступлением ребёнка в образовательную организацию. 5) Агенты первичной социализации действуют в пределах своей компетенции, в соответствии с официальными предписаниями. Ответ : 123

Слайд 8

Социальная стратификация - это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Под стратой понимается совокупность людей, объединенных общими статусными признаками.

Слайд 9

Критерии социальной стратификации Власть – возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания Образование измеряется числом лет обучения в школе, вузе, аспирантуре Престиж - уважение, которым в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятий Доход – количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени.

Слайд 11

Задание 8 № 9675 Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Социологи выделяют демографический и территориальный критерии социальной стратификации. 2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои, занимающие разное общественное положение. 3) Социальная стратификация осуществляется на основе личного авторитета индивидов. 4) Представители одной социальной страты обычно имеют схожие социальные возможности и стиль жизни. 5) Социальная стратификация фиксирует неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам. Ответ: 245

Слайд 13

Задание 8 Найдите в приведённом ниже списке общности, образованные в соответствии с территориальным (поселенческим) критерием, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) украинцы 2) москвичи 3) киевляне 4) белорусы 5) молдаване 6) Харьковчане Ответ: 236

Слайд 14

Социальная мобильность – перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества и изменение их статуса Горизонтальная мобильность – переход индивида от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне Вертикальная мобильность – совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида из одного социального слоя в другой Восходящая (повышение на работе) Нисходящая (потеря работы)

Слайд 15

7. Понятие «социальные лифты» Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности , или социальными лифтами

Слайд 16

Основные каналы социальной мобильности («социальные лифты») Социальный статус семьи Получение образования Физические и умственные способности, внешние данные человека Профессиональный спорт Политика Церковь Собственность, бизнес Искусство, шоу-бизнес, СМИ Военная служба Вступление в брак

Слайд 17

Социальный конфликт. Виды социальных норм . Виды конфликтов По влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные По используемым средствам: насильственные и ненасильственные По объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные По сферам общественной жизни: экономические, политические, этнические, семейно-бытовые По характеру развития: преднамеренные и спонтанные По форме: внутренние и внешние По источнику возникновения: объективные, субъективные и ложные По длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся

Слайд 18

Задание 8 Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Причины социальных конфликтов связаны с противоречием интересов разных социальных групп. 2) Одним из путей разрешения социального конфликта является продолжение конфронтации. 3) Социальный конфликт всегда порождён экономическими причинами. 4) Основой социального конфликта всегда являются неприязненные личные отношения конкретных индивидов. 5) Социальный конфликт может охватывать разные стороны общественных отношений. Ответ: 15

Слайд 19

Задание 8 Выберите верные утверждения о социальной мобильности. 1) Вертикальная социальная мобильность предполагает смену социального статуса. 2) Расторжение брака является примером вертикальной социальной мобильности. 3) Один человек может иметь несколько социальных статусов. 4) Социальная мобильность характерна как для отдельных людей, так и для социальных групп. 5) Понятие социального лифта связано с горизонтальной социальной мобильностью. Ответ: 134

Слайд 20

. Социальный контроль – механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение порядка и стабильности. В качестве ограничений выступают правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения Формальный - связан с деятельностью контрольных органов, созданных государством, и с осуществлением функций государственными организациями и учреждениями Неформальный – взаимный контроль участников какого-либо процесса (покупателей и продавцов, членов производственного коллектива), реакция общественного мнения, а также самоконтроль личности

Слайд 21

Санкции – любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы Позитивные Негативные Формальные Неформальные

Слайд 22

Социальная роль. Социализация индивида Социальная роль – образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Основные социальные роли труженик собственник потребитель гражданин член семьи

Слайд 23

Типы социальных статусов Прирожденные статусы предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий Приобретенные статусы личность достигает своими собственными усилиями Разновидности основных статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные, кровнородственные.

Слайд 24

Задание 8 Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Статусные символы определяют то, что носитель данного статуса может делать и что он должен делать. 2) Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых индивидом. 3) Предписанный статус приобретается в результате свободного выбора индивида. 4) Статусный диапазон определяет рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности индивида. 5) Социальные статусы определяют содержание и характер социальных отношений. Ответ: 245

Слайд 25

Семья и её функции В зависимости от состава семьи могут быть: нуклеарные – состоят из родителей и детей расширенные –состоят из родителей, детей и других родственников неполные – отсутствует один из родителей Семья Социальный институт , выполняющий ряд общественных функций; характеризуется определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми Малая социальная группа направлена на удовлетворение личных потребностей, основана на браке и кровном родстве, связана общностью быта и взаимной ответственностью

Слайд 26

Основные функции семьи Репродуктивная Связана с биологическим воспроизводством членов общества Социализации Формирование индивида как личности Воспитательная Проявляется в передаче знаний, опыта, эстетических, моральных и других ценностей, освоении социальных ролей Хозяйственно-бытовая Ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета, поддержка престарелых и инвалидов Защитная Физическая, психологическая и экономическая защита членов семьи Эмоционально-психологическая Проявляется в обретении спокойствия и уверенности, в создании чувства безопасности и психологического комфорта, обеспечении эмоциональной поддержки Рекреационная ( досуговая ) Организация проведения свободного времени Социально-статусная Представление своим членам социального статуса, способствуя этим воспроизводству социальной структуры общества

Слайд 27

Задание 8 Выберите верные суждения о семье и её функциях и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) В зависимости от наличия ядра (супружеской четы) семья бывает патриархальной или эгалитарной. 2) Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи. 3) По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества. 4) Рекреационная функция семьи обеспечивает восстановление физических и интеллектуальных сил её членов. 5) Эмоциональная функция семьи обеспечивает удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Ответ: 234

Слайд 28

Этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью . виды Род – группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии Племя – тип этнической общности и социальной организации, охватывающий большое число родов и кланов Народность – языковая, территориальная, экономическая и культурная общность, занимающая место между племенем и нацией Нация – автономная, не ограниченная территорией политическая общность, члены которой привержены общим ценностям и институтам

Слайд 29

Задание 8 № 1467 Найдите в приведённом ниже списке исторические формы этноса и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) семья 2) племя 3) народность 4) община 5) Государство Ответ: 23

Слайд 30

Задание 8 Выберите верные суждения об этнических группах и межнациональных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства. 2) Этническими общностями являются племена, народности, нации. 3) Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами. 4) Все этнические общности обязательно имеют свою государственность. 5) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности. Ответ: 235

Слайд 31

Задание 9 № 5517 Социологи опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие. 2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны. 3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей. 4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице. 5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.

Слайд 35

Задание 10 Найдите в приведенном ниже списке черты, характеризующие политические партии по составу, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) консервативная 2) массовая 3) кадровая 4) коммунистическая 5) нелегальная 6) социал-демократическая Ответ: 23

Слайд 36

Задание 11 Найдите в приведенном списке черты, присущие идеологии либерализма. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) сильное государство 2) соблюдение прав и свобод личности 3) гражданское равноправие 4) приоритет личности перед обществом и государством 5) Стабильность Ответ:234

Слайд 38

Задание 10 Найдите в приведенном списке функции государства. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) политическая 2) правоохранительная 3) социальная 4) демократическая 5) Этническая Ответ: 123

Слайд 40

Задание 10 Найдите в приведенном ниже списке позиции, характеризующие отличительные черты мажоритарной избирательной системы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) государство делится на избирательные округа 2) избиратели голосуют за личность кандидата 3) государство представляет собой единый избирательный округ 4) избиратели голосуют за политическую партию 5) в день голосования запрещена политическая агитация 6) победившим считается кандидат, набравший большинство голосов Ответ: 126

Слайд 42

Задание 10 Найдите в приведенном списке формы территориально-государственного устройства. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) унитарное государство 2) монархия 3) конфедерация 4) республика 5) Федерация Ответ: 135

Слайд 43

Задание 11 Государство Z объединяет несколько штатов, имеющих свои парламенты, правительства и законодательство. В Z периодически проводятся свободные выборы в парламент государства, который формирует правительство из представителей победивших политических партий. Депутаты парламента избирают президента, выполняющего представительные функции. Выберите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) президентская республика 2) унитарное государство 3) демократическое государство 4) парламентская республика 5) авторитарное правление 6) федеративное государство Ответ: 346

Слайд 45

Задание 10 Выберите верные суждения о смешанной форме республики и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Президент возглавляет правительство. 2) Президент выполняет преимущественно представительские функции. 3) Президент имеет право распускать парламент. 4) Правительство несёт ответственность перед парламентом и перед президентом. 5) Президент избирается путём всенародного голосования. Ответ: 345

Слайд 48

Задание 10 Найдите в приведённом ниже списке типы политических режимов и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) тоталитарный 2) пропорциональный 3) мажоритарный 4) демократический 5) легальный 6) Авторитарный Ответ: 146

Слайд 50

Задание 10 № 3728 Характеристика политической системы общества требует рассмотрения её отдельных компонентов. Что из перечисленного относится к нормативной подсистеме политической системы общества? 1) политические традиции 2) партийный устав 3) политические идеалы 4) партийная программа 5) средства массовой информации 6) политическая культура Ответ: 124

Слайд 52

Задание 10 Выберите верные суждения о полномочиях Правительства Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Объявление амнистии. 2) Изменение границ субъектов Российской Федерации. 3) Разработка федерального бюджета. 4) Надзор за соблюдением законов. 5) Осуществление мер по обеспечению обороны страны. Ответ: 35

Слайд 53

Задание 11 Найдите в приведённом ниже списке полномочия Президента РФ, и выпишите цифры, под которыми они указаны. 1) выступление в качестве главы государства с ежегодным посланием к Федеральному собранию 2) внесение поправок в текст Конституции РФ и иные конституционные законы 3) отклонение (вето) на законопроекты, принятые Государственной Думой, с целью их повторного рассмотрения 4) роспуск Государственной думы и объявление досрочных парламентских выборов в случае несогласия президента с позицией думы по бюджетным вопросам 5) подписание от имени РФ международных договоров 6) назначение судей Конституционного суда РФ Ответ:135


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ – готовимся к выполнению задания №9 (2015г.)

Представлены справочные материалы, задания и упражнения по теме "Орфограммы в приставках слов". Особенность работы состоит в том, что начинается она с исседования употребления слов с приставками в худ...

Справочные материалы для подготовки выпускников 11 класса к выполнению заданий 1 и 11 на ЕГЭ 2016 года по истории в соответствии с действующим «Кодификатором ( 5 в. - середина 18 в.)

Справочные материалы для подготовки выпускников 11 класса к выполнению заданий 1 и 11 на ЕГЭ 2016 года по истории в соответствии с действующим «Кодификатором элементов содержания и требований к уровню...

Справочные материалы для подготовки выпускников 11 класса к выполнению заданий 1 и 11 на ЕГЭ 2016 года по истории в соответствии с действующим «Кодификатором". Ч. 2 (середина 18 в. - конец 19 в.)

Справочные материалы для подготовки выпускников 11 класса к выполнению заданий 1 и 11 на ЕГЭ 2016 года по истории в соответствии с действующим «Кодификатором элементов содержания и требований к уровню...

Подготовка к ОГЭ по обществознанию. Выполнение заданий № 26-31 часть 2.

Рабочий лист. Памятка для выполнения заданий № 26, 29....

Методическая разработка по подготовке учащихся 7 классов к выполнению задания 3 (говорение) ВПР по английскому языку

Методическая разработка по подготовке учащихся 7 классов к выполнению задания 3 (говорение) ВПР по английскому языку содержит стратегии подготовки к устной части; критерии оценивания, примерный образе...

Подготовка к ЕГЭ. Теория к выполнению задания 2

Данный теоретический материал, возможно, будет полезен учащимся 10 и 11 классов....

Методика подготовки учащихся общеобразовательной школы к выполнению заданий устной части единого государственного экзамена по английскому языку

В современной методике все чаще можно встретить требования, то преподаватели должны использовать интерактивные формы обучения. Чтобы акцентировать внимание учащихся не на языковой форме высказывания, ...