Подготовка к ЕГЭ. Теория к выполнению задания 2
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)
Данный теоретический материал, возможно, будет полезен учащимся 10 и 11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_2_ege.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕОРИЯ к заданию 2 ЕГЭ
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
↑ ЧАСТИЦА
Это часть речи, которая добавляет оттенки значения (усиления, уточнения, отрицания, указания, ограничения) к словам и служит для образования некоторых форм слова (условное и повелительное наклонение глагола, степени сравнения прилагательных и наречий).
1) Формообразующие: бы, давай(те), пусть, пускай, да. (Не путайте частицу "да" с союзом "да". Союз: старик да старуха (можно заменить на "и") Частица: Да здравствует солнце!).
2) Отрицательные: не, ни, нет (ни капли; нет, я не хочу)
3) Вопросительные: разве, неужели, ли, да, да ну
4) Указательные: вот, вон, а вот, а вон
5) Уточняющие: именно, ровно, точно, как раз
6) Выделительно-ограничительные: лишь, только, почти, разве лишь, только лишь, исключительно.
7) Восклицательные: что за, как
8) Частицы, выражающие сомнение: вряд ли, едва ли
9) Утвердительные: да, так, ага
10) Усилительные: даже, же, ведь, все-таки, все же
Частицы, которые часто встречаются в заданиях ЕГЭ:
Даже – частица вносит значение уточнения и подчеркивает важность мысли.
Ведь, именно – эти частицы вносят значение усиления.
СОЮЗ
Это часть речи, которая необходима для связи слов в предложении или для связи простых предложений в составе сложного.
Союзы бывают сочинительные (соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения (ССП)) и подчинительные (соединяют части сложноподчиненного предложения)
↑ СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
-соединительные
и, да (в значении и); не только,…но и; также, тоже, и…и, ни…ни; как,…так и; сколько..., столько и.
-противительные
а, но, да (в значении но), зато, же, однако, однако же, все же.
-разделительные
или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то
-присоединительные
тоже, также, но и да и, и притом, и причем.
-пояснительные
то есть, а именно, или (в значении то есть)
По своей структуре союзы бывают:
1) одиночные (состоят из одного слова) – и, но, зато и т.д.
2) повторяющиеся (состоят из двух одинаковых частей) – то ли…то ли, и…и, ни…ни.
3) двойные (состоят из двух неодинаковых частей) – не только…но и, если не…то и т.д.
Сочинительные союзы, часто встречающиеся в заданиях ЕГЭ:
То есть – пояснительный союз, который автор использует для уточнения сказанной ранее информации.
Но, зато, однако – противительные союзы, которые используются для противопоставления.
↑ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
ВАЖНО!!! Разделение подчинительных союзов на группы условно, так как их наименование зависит от вопроса, который мы задаем к придаточной части СПП. Например, союз "КАК" может быть изъяснительным в одном предложении и сравнительным в другом предложении, поэтому будьте внимательны.
Типы подчинительных союзов: изъяснительные (что, как, чтобы.. ), времени (когда, лишь, едва, как только...), цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, для того чтобы...), следствия (так что...), условия (если, если бы, раз...), уступки (хотя, хоть, пускай, несмотря на то что...), сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы...), причины: потому что, ибо, так как, оттого что...), места (где, куда, откуда...), образа действия, меры и степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой).
Подчинительные союзы, часто встречающиеся в заданиях ЕГЭ:
Потому что, так как, поскольку – используются, чтобы указать на причину того, о чем говорится в предыдущих предложениях.
Поэтому, так что – используются перед выводом рассуждений.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
↑ МЕСТОИМЕНИЯ
Разряды местоимений:
Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — во всех падежах (мной, его и т.д.)
Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их —— во всех падежах (моего, твоей и т.д.)
!!! Притяжательные местоимения ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Их легко отличить в тексте.
Сравните:
Ее книга лежала на столе. (Чья книга?) – ее. Это притяжательное местоимение.
Я хорошо знаю ее. (Знаю кого?) – ее. Это личное местоимение.
Возвратное: себя
Указательные: тот, те, этот, таков, столько, сей, оный и т.д.
Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой и т.д.
Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, кое-кто, что-нибудь и т.д.
Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д.
Вопросительные: кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого и т.д.
Относительные: (=вопросительные в утвердительных предложениях, обычно находятся во второй части СПП)
↑ НАРЕЧИЯ
Наречие - неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признака и предмета, отвечает на вопросы где, как, куда, откуда, зачем, почему и т.д.
1. Обстоятельственные
-образа действия (как, каким образом?)(так, по-летнему, по-товарищески...)
-меры и степени (сколько, в какой степени, на сколько) (очень, вдоволь, чуть-чуть, немного...)
-места (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..)
-времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда..)
-цели (зачем, с какой целью) (назло, наперекор, специально...)
2. Определительные
-качественные (естественно, страшно, холодно, чудовищно, быстро...)
-количественные (много, мало, чуть-чуть...)
-способа и образа действия (бегом, галопом, шагом, вхолостую, наверняка, вплавь..)
-сравнения и уподобления (по-мужски, по-медвежьи, по-нашему, по-прежнему...)
-совокупности (вдвоем, втроем, всенародно, сообща..)
↑ ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
- обособляются запятыми
- не являются членами предложения
- к ним нельзя задать вопрос
Группы вводных слов по значению:
1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.)
К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д.
2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.)
Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.
3. Связь мыслей, последовательность изложения
Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.
4. Источник сообщения
По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.
5. Приемы и способы оформления мыслей
Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.
6. Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание
Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д.
7. Оценка меры того, о чем говорится
По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д.
8. Степень обычности сообщаемого
По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д.
9. Выражение экспрессивности высказывания
Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.
Вводные слова и конструкции, часто встречающиеся во 2-м задании ЕГЭ:
Кроме того – конструкция используется, когда автор хочет дополнить ранее высказанную мысль.
Другими словами, иными словами – конструкция используется, если автор хочет сказать уже высказанную мысль иначе (более понятно).
Итак, таким образом, следовательно – автор использует данные вводные слова для подведения итога рассуждениям.
Конечно, разумеется, безусловно – указывают на степень уверенности в сказанных словах.
Например, так – вводные слова, которые используются для пояснения мысли.
Наоборот – вводное слово, употребляющееся для противопоставления одного предложения другому.
Во-первых, во-вторых, с одной стороны – автор указывает порядок следования мыслей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ – готовимся к выполнению задания №9 (2015г.)
Представлены справочные материалы, задания и упражнения по теме "Орфограммы в приставках слов". Особенность работы состоит в том, что начинается она с исседования употребления слов с приставками в худ...
Справочные материалы для подготовки выпускников 11 класса к выполнению заданий 1 и 11 на ЕГЭ 2016 года по истории в соответствии с действующим «Кодификатором ( 5 в. - середина 18 в.)
Справочные материалы для подготовки выпускников 11 класса к выполнению заданий 1 и 11 на ЕГЭ 2016 года по истории в соответствии с действующим «Кодификатором элементов содержания и требований к уровню...
Справочные материалы для подготовки выпускников 11 класса к выполнению заданий 1 и 11 на ЕГЭ 2016 года по истории в соответствии с действующим «Кодификатором". Ч. 2 (середина 18 в. - конец 19 в.)
Справочные материалы для подготовки выпускников 11 класса к выполнению заданий 1 и 11 на ЕГЭ 2016 года по истории в соответствии с действующим «Кодификатором элементов содержания и требований к уровню...
Подготовка к ОГЭ по обществознанию. Выполнение заданий № 26-31 часть 2.
Рабочий лист. Памятка для выполнения заданий № 26, 29....
Подготовка к ОГЭ. Теория и практика. Задание 2,3.
В данной презентации совмещены теория и практика по второму и третьему заданию ОГЭ по русскому языку....
Методическая разработка по подготовке учащихся 7 классов к выполнению задания 3 (говорение) ВПР по английскому языку
Методическая разработка по подготовке учащихся 7 классов к выполнению задания 3 (говорение) ВПР по английскому языку содержит стратегии подготовки к устной части; критерии оценивания, примерный образе...
Методика подготовки учащихся общеобразовательной школы к выполнению заданий устной части единого государственного экзамена по английскому языку
В современной методике все чаще можно встретить требования, то преподаватели должны использовать интерактивные формы обучения. Чтобы акцентировать внимание учащихся не на языковой форме высказывания, ...