Деньги, их функции
методическая разработка по обществознанию (7 класс)
Данная методическая разработка поможет учителю в подготовке и проведении урока по теме "Деньги, их функции". На уроке учащиеся расширят и обобщат знания о деньгах, познакомятся с их свойствами, признаками и функциями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dengi_ih_funktsii.docx | 104.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Деньги, их функции
Класс: 7
Цель урока: познакомить учащихся с деньгами, их свойствами и функциями.
Задачи урока:
Образовательные: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег, приучать учеников слушать, думать, делать умозаключения.
Развивающие: продолжить работу по развитию умений; использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы
Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности роль денег, разумное отношение к деньгам и их использование в жизни.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться объяснять значение понятий эквивалент, цена, средство обращения, мировые деньги, средство платежа; характеризовать функции и роль денег в жизни человека; проследить историю возникновения денег; анализировать реальные экономические ситуации, выбирать адекватные способы их решения; систематизировать информацию и представлять её в схематичном виде.
Метапредметные:
- Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
- Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблемы; выдвигать версии её решения;
- Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать сравнивать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.
- Личностные: формирование умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Основные термины:
Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже.
Номинал - один из обязательных реквизитов банкнот, монет и ценных бумаг, устанавливаемый эмитентом и отражающий их нарицательную стоимость. Номинал нанесен непосредственно на денежный знак или ценную бумагу.
Бартер - меновая торговля, натуральный обмен.
Эквивалент - нечто равноценное другому, вполне заменяющее его.
Цена - это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.
Ассигнация - бумажный денежный знак в России (с 1769 г. по 1843 г.).
Банкнота - денежные знаки, выпускаемые в обращение и гарантируемые центральными (эмиссионными) банками.
Валюта - Денежная единица какой-н. страны, а также тип денежной системы.
Форма: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Метод обучения: частично-поисковый.
Оборудование: учебник «Обществознание» 7 класс, под ред. Боголюбова Л.Н., схемы к уроку, презентация, пакет с раздаточным материалом для работы в группах.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока
Ⅰ. Организационный момент.
- Здравствуйте! Прежде, чем мы начнём урок, давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков (раздаточный материал)
1. Укажите верные суждения.
а) Любой товар обладает стоимостью.
б) В условиях натурального хозяйства абсолютно ничего не продается и не покупается.
в) Общественное разделение труда способствует обмену.
г) Меновая стоимость товара может не совпадать с потребительной.
2. Установите соответствие между понятием и его определением.
Определение | Понятие |
| А. Цена Б. Ассортимент В. Торговля Г. Бартер |
А | Б | В | Г |
3 | 4 | 1 | 2 |
3. Информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи:
А) Бартер Б) Реклама В) Обмен
4. Вид торговли, осуществляемый в пределах одной страны:
А) Межнациональная Б) Региональная В) Внутренняя
(Проверка выполнения заданий)
Тема урока: Деньги, их функции
План урока:
- Как деньги стали деньгами
- Функции денег
- Как изменялись деньги
ⅠⅠ. Изучение нового материала
Самостоятельная работа учащихся в парах «Мозговой штурм».
Заполнить карточки, продолжая фразы и отвечая на вопросы:
1. - Деньги – это….
- Деньги нужны для…..
- Деньги бывают….
- Можно ли прожить без денег?
2. Составление схемы на доске из ответов учащихся и сравнение со схемой в учебнике (стр.107).
1. Как деньги стали деньгами
Учитель: Деньги – одно из наиболее великих изобретений человечества. В живой природе аналогий таких не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление об этих законах денежного мира необходимо знать каждому.
- Чтобы бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? (ответы детей). – Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками, функциями.
- Запишите тему урока: «Деньги их функции». – Посмотрите, по какому плану мы сегодня будем работать:
1. Как деньги стали деньгами
2. Функции денег
3. Как изменялись деньги.
- Ребята, сейчас предлагаю вам сыграть игру « Почему и как появились деньги». Представьте, что вы жители одной страны, в которой пока не изобрели деньги. Как вы будете получать то, что вам нужно? (обменивать одни товары на другие).
У половины жителей нет линейки, ручки, карандаши. Все вещи нужные, ведь вы учитесь. Но есть и другие предметы (например, бисер, конфета, тетрадь). Один из этих товаров вам надо обменять или на линейку, или на карандаш, или на ручки. И в игре, попытайтесь обменять то, что вам нужно. (Ученики обмениваются указанными предметами.)
Вопросы к классу:
- На что вы выменяли ручку, линейку или карандаш?
- Почему менялись на бисер? Что вы с ним будете делать?
- Легко ли будет в следующий раз обменять на бисер на необходимый вам товар?
- Кто не смог произвести обмен?
- Какие сложности возникли при обмене?
- В следующий раз, когда вам надо будет меняться, какому товару вы отдадите предпочтение?
- Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь? (Ответы учеников.)
Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно вещь обменять на какой-то товар-посредник, а уже потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар – посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. В роли эквивалента в разное время и у разных народов выступали разные предметы: кусочки кожи, пушнина, соль, рисовые зерна, керамика, соль, раковины и т.д. Но постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, серебру и золоту. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке.
Запишите новое понятие в тетрадь:
Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его.
- Какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово «деньги»? Напишите их на доске.
(На доске вывешивается слово «Деньги», а учащиеся подходят и записывают к нему свои чувства. Ответы детей: торговля, копилка, магазин, богатство)
- Так что же означает термин «деньги»? (ответы учащихся). - Деньги металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже. Запишите в тетрадях определение термина «Деньги»:
Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже.
(Выполнение заданий в рабочей тетради № 1-2, стр.64-65)
2. Функции денег
- А теперь давайте посмотрим, какие же функции выполняют деньги!
Делимся на 2 группы. Каждая группа получит индивидуальное задание, а затем представите результаты своей работы.
Задание для первой группы: работая с п.2 § 13 учебника, различными информационными источниками, заполните таблицу «Функции денег».
Функция | Характеристика |
Средство обращения | |
Мера стоимости | |
Средство накопления | |
Средство платежа | |
Мировые деньги |
Задание для второй группы: работая с п.2 § 13 учебника, различными информационными источниками, составьте схему «Функции денег». (Проверка выполнения задания)
3.Как изменялись деньги
- Дома вы придумали и нарисовали собственные деньги. Давайте посмотри на вашу выставку ваших рисунков. Объясните, пожалуйста, почему такой эскиз вы выбрали? (Ответы учеников)
- Деньги в виде монет появились в ⅤⅠⅠ веке до н.э. Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты (наставницы) при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме. Государственный штемпель на монете подтверждал вес и доброкачественность металла, из которого была изготовлена монета.
Задание: работая с п.3 § 13, рубрикой «Путешествие в прошлое» (стр.109) и дополнительным материалом, ответьте на вопросы:
- Когда и как появились деньги?
- Какой путь они прошли? (Ответы учеников)
Работа с дополнительным материалом «Из истории денег».
Задание: Изучите текст рубрики «Жил на свете человек», на стр. 108 учебника и ответьте на вопросы после него.
Вопрос к классу:
- Какие реформы проводил Витте?
- Почему С.Ю.Витте считал прочную денежную систему важнейшим условием процветания страны?
ⅠⅠⅠ. Рефлексия
Составьте синквейн со словом «деньги». – Вспомните, как составляется синквейн.
- Одно слово. (Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идёт речь?)
- Два слова. (Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета)
- Три слова. (Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия)
- Фраза из четырёх слов. (Выражает личное отношение автора к предмету или к объекту)
- Одно слово. (Характеризует суть предмета или объекта)
ⅠⅤ. Подведение итогов
Деньги – универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами.
- Ребята, я предлагаю вам, ответьте на вопросы:
- Своей работой на уроке я доволен (не доволен), потому что….
- Сегодня на уроке меня удивило…..
- Больше всего на уроке мне понравилось….
- Я выполнял задания….
- Хотелось бы ещё узнать….
- Было трудно….
Домашнее задание
- Прочитать § 13
- Выполнить в рабочей тетради: № 7-8, стр.67-68
- Подготовить сообщение на тему «Деньги на Руси».
- На этом наш урок закончен. Сегодня на уроке хорошо работали….. (выставление оценок). Хочу пожелать всем добра, удачи!
После урока всех приглашаю в наш школьный музей, посмотреть экспозицию «Советские монеты».
Литература:
- Обществознание. 7 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой / авт.-сост. И.Ю.Буйволова.- Волгоград: Учитель, 2017.-117с.
- Сорокина Е.Н.: Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс.-М.:ВАКО, 2016.-208с.
- Учебник «Обществознание», 7 класс, под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – 4-е изд.-М.: Просвещение, 2016.-159 с.: ил.,
- Интернет сайты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обществознания в 7 классе "Деньги.Их функции"
Программа Боголюбова Л.Н....
методическая разработка урока обществознания в 7 классе "Деньги их функции"
"Деньги их функции" урок обществознания в 7 классе...
План урока по теме "Деньги, их функции"
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Деньги, их функции"...
Презентация к открытому уроку по системе Г.Скворцовой Деньги,их функции.7 класс.
Презентация по теме "Деньги,их функции"...
Деньги. Их функции.
Презентация к уроку обществознания в 7 классе по теме "Деньги. Их функции"...
Тест по теме: «Деньги, их функции», обществознание, 7 класс
Материал помогает закрепить изученный параграф...
Конспект урока по обществознанию с применением ИКТ "Деньги, их функции" (7 класс)
Открытый урок по обществознанию с применением ИКТ: «Деньги, их функции» класс 7Цель: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости ...