Фобия - непридуманная реальность
творческая работа учащихся по обществознанию (7 класс)
Природа человека волновала всегда ученых, философов и простых обывателей особенно интересен вопрос внутренних переживаний, а именно фобий. Данное состояние человека свойственно не только для маленьких детей, но даже взрослым, например, Наполеон или Пётр I имели фобии. У Наполеона была гиппофобия (боязнь лошадей) и лейкофобия (боязнь белого цвета), а у Петра I - агорафобия (боязнь открытого пространства). В настоящее время в связи с появлением новейших технологий и интернета количество фобий значительно увеличилось, появились новые фобии такие, как интернетофобия (боязнь интернета), номофобия (боязнь остаться без телефона), аэрофобия (боязнь летать на самолётах), киберфобия (боязнь компьютеров) и многие другие. По мировой статистике, психиатры насчитывают 367 различных фобий, им подвержены 4% взрослого населения нашей планеты. Ту или иную фобию испытывает каждый четвертый ребенок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivanova_v.a.docx | 400.01 КБ |
Предварительный просмотр:
XIII Городской конкурс исследовательских и проектных работ
учащихся 1–8-х классов «Интеллектуалы XXI века»
Фобия - непридуманная реальность
Психолого-педагогические проблемы (исследовательская работа)
Автор: Иванова Валерия , 7 с/э1 класс МАОУ «Лицей №35 г. Челябинска» Научный руководитель: Галеева Анна Вячеславовна, учитель истории и обществознания, высшей категории, МАОУ «Лицей №35 г. Челябинска» |
Челябинск, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение….………………………………………………….…………… ЧАСТЬ 1. Теоретические аспекты фобий человека
ЧАСТЬ 2. Возрастные исследования фобии 2.1.Исследование фобий детей дошкольного возраста (1 – 6 лет)
2.3.Исследование фобий детей средней школы (5 – 9 класс) 2.4.Исследование фобий взрослых людей…… ………………..
Заключение………………………………………………………….….... Литература……………………………………………………………….. Приложение………………………………………………………………. | Стр. 3 4 4 5 6 6 8 8 9 9 10 12 13 14 |
Введение
Природа человека волновала всегда ученых, философов и простых обывателей особенно интересен вопрос внутренних переживаний, а именно фобий. Данное состояние человека свойственно не только для маленьких детей, но даже взрослым, например, Наполеон или Пётр I имели фобии. У Наполеона была гиппофобия (боязнь лошадей) и лейкофобия (боязнь белого цвета), а у Петра I - агорафобия (боязнь открытого пространства). В настоящее время в связи с появлением новейших технологий и интернета количество фобий значительно увеличилось, появились новые фобии такие, как интернетофобия (боязнь интернета), номофобия (боязнь остаться без телефона), аэрофобия (боязнь летать на самолётах), киберфобия (боязнь компьютеров) и многие другие. По мировой статистике, психиатры насчитывают 367 различных фобий, им подвержены 4% взрослого населения нашей планеты. Ту или иную фобию испытывает каждый четвертый ребенок.
Следовательно, фобии – это актуальная проблема современности. В том числе и у меня имеется фобия, что делает работу для меня более значимой.
ЦЕЛЬ: привлечение внимания общественности к феномену фобия, как одному из отклоняющихся состояний человека.
ЗАДАЧИ:
- Изучить понятие и виды фобий, их признаки и причины появления.
- Провести социологическое исследование фобий по возрастным категориям: дошкольники, младшие школьники, обучающиеся среднего звена и взрослые.
- Сравнить в количественном и видовом соотношении фобии у дошкольников, младших школьников, школьников среднего звена и взрослых.
- Определить методы избавления от фобий.
ГИПОТЕЗА:
Самый кризисный возраст проявления фобий человека – младший школьный возраст. С увеличением возраста количество фобий становится меньше или же они вообще исчезают.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анализ интернет источников, сравнение понятия «страх» и «фобия», сопоставление, анкетирование респондентов.
ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОБИЙ ЧЕЛОВЕКА
- Определение понятия фобия
Фобия – это состояние человека, которое характеризуется беспричинной и чрезмерной степенью паники. Оно возникает при определенных обстоятельствах и вызывает вегетативные нарушения. Возникновение фобий не поддается логике.
Сутью фобии является неразумный неконтролируемый страх или устойчивое переживание излишней тревоги в определённых ситуациях или в присутствии (ожидании) некоего известного объекта.1 К сожалению, фобия не поддается никому логическому объяснению, и от того она более неконтролируемая. К примеру, люди с аквафобией по совершенно непонятным причинам боятся плавать, а с айхмофобией – обходят стороной острые предметы.15 Люди, как правило, и сами понимают, что их страхи не обоснованы. Но, несмотря на это, ничего не могут с собой поделать. Порой такие состояния очень негативно сказываются на повседневной жизни, значительно снижая ее качество. Фобии – достаточно распространенная проблема в сегодняшнем мире. [5;Электронный ресурс]
Фобический страх можно излечить в начале его возникновения, но он в свою очередь может закрепляться в психике человека и усиливаться со временем. Существует большое количество их видов, многие из которых подразделяются на подклассы.
- Виды фобий
Наиболее распространенная классификация фобий:
- Социофобии – страх ответственности, начальства, публичных выступлений, краха карьеры, бедности, одиночества, страх негативной оценки и так далее.
- Биофобии – страх природных явлений, воды, животных, насекомых, болезней, смерти, войны и так далее.
- Экзистенциофобии – страх перед будущим, страх смерти, пространства, страх перед свободой и так далее.
- Фобии, связанные с состояниями и действиями – страх вертикального положения и ходьбы, страх говорить, страх дрожи, страх ездить на транспорте и так далее.
- Фобии, связанные с предметами – страх стекла, страх больших, или маленьких предметов, страх компьютеров, страх колющих предметов и так далее.
С бытовой точки зрения все фобии можно разделить на три группы в зависимости от возраста:
- Детские фобии. Каждый ребенок испытывает страх к отрицательным персонажам сказок – Баба Яга, Бармалей, Кащей Бессмертный и так далее. У многих детей есть распространенный страх – боязнь темноты, барабашек и тому подобное. Конечно же, эти кошмары и страхи в большинстве случаях проходят. [2; 124]
- Подростковые фобии. Как известно личность человека в подростковом возрасте только формируется. Практически у всех подростков неустойчивая нервная система. Но это и не удивительно, ведь именно в этом возрасте на них выливается большой поток информации, домашние задания, личная жизнь, гормоны. Все это превращает подростков в рассадник страхов. Самая распространенная фобия в подростковом периоде танафобия – страх смерти и интимофобия – страх перед отношением перед противоположным полом. И эти все фобии тоже быстро проходят. Но, если какой-то страх остался с детского или подросткового периода, то к нему надо относиться, как к пожизненному диагнозу, очень важно его искоренить.
- Родительские фобии. Практически все родители подвержены самым разнообразным страхам, связанным с их ребенком – это страх, что ребенок потеряется, его украдут, побьют. В молодых семьях возникает панический страх перед ответственностью, но в этом нет ничего удивительного, ведь вырастить и воспитать хорошего человека – это непростое дело. [8;Электронный ресурс]
Более полную классификацию можно просмотреть в Приложении 1.
- Сравнение фобии и страха
Страх – нормальная реакция на опасность. Именно страх сыграл огромную роль в эволюции всего живого на Земле, помогая человеку и нашим «братьям меньшим» выжить. Выжить-то он помогает, а вот нормально жить, зачастую, — сильно мешает. Это происходит в тех случаях, когда страх из естественного превращается в невротический и начинает изрядно отравлять наше существование.14 Испытывая страх, мы не можем однозначно сказать, чего именно мы боимся, так как появляется он без всякой видимой причины.
На первый взгляд, разница между страхом и фобией небольшая. Там страшно, здесь страшно. На самом деле фобия – это иррациональный, панический, неконтролируемый, навязчивый, болезненный УЖАС, вынуждающий человека избегать относительно безопасных ситуаций и объектов[8;Электронный ресурс].
Разница между страхом и фобией – в интенсивности переживаемых эмоций. Испытывает страх каждый человек, так как это врожденная защитная реакция человека. Можно преодолеть страх, поняв его причину. В отличие от нормальных, присущих всем нам рациональных страхов, фобия нередко заставляет человека полностью поменять жизненный уклад.20 Рассмотрим разницу между страхом и фобией на реальном примере. Есть достаточное количество людей, которые боятся ездить в метрополитене. В случае если причиной является страх, он должен быть вызван определенным негативным опытом в прошлом. Например, человеку когда-то стало плохо в метро. Если причиной является страх, то человек будет предпочитать передвигаться по городу на наземном транспорте, однако при возникновении необходимости все же спуститься в метро. Естественно, это будет сопровождаться определенными переживаниями, однако будет контролироваться здравым смыслом и логическим мышлением. В случае фобии проблемы будут гораздо более существенны, в зависимости от выраженности фобии. В самых легких случаях человек все же спустится в метро, однако любые, даже незначительные, остановки вагода между станциями будут вызвать предпаническое состояние. В самых тяжелых – человек не сможет заставить себы спуститься в метрополитен даже в случае крайней необходимости, вопреки логике и здравому смыслу и любые попытки насильно совершить это другими людьми могут вызвать тяжелую психологическую травму. [11;Электронный ресурс]
- Признаки фобии
Признаками фобии можно назвать:
- Регулярное избегание ситуации, в которой возникает ощущение страха.
- Приступы паники, которые сопровождаются:
- Спазмами в горле, ощущением нехватки кислорода, удушьем.
- Учащенным сердцебиением.
- Потерей сознания.
- Тошнотой, приступами рвоты, расстройством желудка.
- Ощущением нереальности происходящего.
- Страхом смерти или страхом потерять рассудок и др.
Если есть хотя бы четыре из перечисленных признаков, то можно предположить наличие фобии. Причем, вышеперечисленные симптомы нередко появляются даже от одной мысли о том, что является причиной навязчивого страха.
Фобии серьезно осложняют человеку жизнь. Они мешают адаптироваться в социуме, делают невозможным саморазвитие, а иногда приводят к тому, что человек вообще теряет возможность выходить из дома. Но, несмотря на всю тяжесть этого состояния и на то, что это фобическая ситуация в большинстве случаев сопровождается симптомами, сходными с признаками серьезных физических заболеваний, от фобии можно избавиться и без употребления лекарственных препаратов. [9;Электронный ресурс]
- Причины появления фобии
Как правило, фобии возникают у человека в детском возрасте и сопровождают его по жизни. Примерно 90% людей, подверженных фобии, с возрастом способны побороть детские страхи и излечиться от иррационального чувства страха. А оставшиеся 10% не способны справиться с этой проблемой самостоятельно. Они либо убегают от своих проблем, стараясь свести к минимуму возникновение устрашающих их ситуаций, либо обращаются за квалифицированной помощью к специалистам. Чтобы понять причину возникновения фобии, важно осознавать, что существует две группы фобий. К первой группе относятся фобии, связанные с определенной травмирующей ситуацией, наложившей отпечаток на психику человека.
Одна из наиболее популярных причин – генетическая предрасположенность. В наших ДНК содержатся гены, отвечающие за определенную фобию. Так, у некоторых отсутствует страх высоты, а кому-то он передался по наследству от родителей. Наличие генетических фобий можно распознать уже у грудных детей, у которых прослеживаются реакции на тот или иной источник страха. Генетические страхи являются врожденными.[4; 99]
В отдельную группу можно отнести приобретенные фобии, возникающие в результате жизненного опыта или тех или иных событий. К причинам появления фобии в данном случае можно отнести стресс, возникший в результате потери близких людей, заболевания, развод родителей и так далее. На психику ребенка могут повлиять определенные ассоциации, вызванные определенным событием. Например, ребенок увидел, как соседского мальчика укусила собака, в результате он стал бояться всех собак, даже спокойных. [15;Электронный ресурс]
Зигмунд Фрейд, изучавший разные виды фобий, пришел к выводу, что появляются они вследствие чрезмерного использования человеком механизмов блокировки и защиты для контроля внутренней тревоги. То есть, многие люди подавляют свои внутренние эмоции и не дают им выхода, в результате чего негативные состояния накапливаются, проникая в наше бессознательное Я. Это приводит к возникновению фобии как реакции на сигнал или объект. Это может возникать, когда родители запрещают ребенку проявлять свои эмоции (например, плакать мальчику), стыдят своего ребенка. Делать этого ни в коем случае нельзя, так как истоки всех фобий закладываются с детства. [15;Электронный ресурс]
ЧАСТЬ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОБИЙ
2.1. Исследование фобий детей дошкольного возраста (1-6 лет)
Дошкольный возраст, согласно А.И. Захарову, – это период инстинктивных страхов.[1; 276] Ребенок и вправду боится, причем всего на свете. Людей, собак, магазинов, прыгнуть со скамейки и даже попробовать незнакомое блюдо. Вы подбадриваете, объясняете, показываете на своем примере, но в глубине души очень волнуетесь за своего малыша. Ведь он становится старше, а застенчивость и нерешительность никуда не уходят.
С дошкольниками (дети от 1 до 6 лет) я провела опрос. В моём опросе приняло участие 20 человек. Самыми основными фобиями среди ребят были никтофобия - боязнь темноты, ей страдает 45% детей, и аниматофобия - боязнь мультяшных персонажей, ей страдает 30% опрашиваемых. Так же присутствовали такие фобии, как иатрофобия - боязнь врачей и инсектофобия - боязнь насекомых (смотреть Приложение В). Дошкольники ещё очень маленькие для того, чтобы иметь какую-либо серьёзную фобию. Обычно фобии, описанные выше, проходят с возрастом. Например, я раньше жутко боялась насекомых, но сейчас эта фобия пропала и я не то, чтобы больше не боюсь насекомых, я их люблю. В данный опрос я включила фобию своего младшего брата Матвея. Он больше всего боится темноты. И, по результатам опроса, мы узнали о том, что самый главный страх маленьких детей – это именно темнота.
2.2. Исследование фобий детей начальной школы (1-4 класс)
Младший школьный возраст, согласно А.И. Захарову, – это период перехода от инстинктивных к социально-опосредованным страхам.[1; 279] При поступлении в школу после беззаботной жизни в детском саду ребенок подвергается серьезным испытаниям — новая обстановка, новые люди, серьезные обязательства, дисциплина и т.д. И это не может не сказаться на эмоциональном фоне малыша. У него вероятно возникнут определенные виды детских страхов, связанные с новыми, можно сказать экстремальными, условиями. Задача родителей на данном этапе — вовремя заметить, что ребенка что-то беспокоит и помочь адаптироваться к новой среде. [6;Электронный ресурс] С учениками начальных классов (7-10 лет) я провела опрос и анкетирование (смотреть Приложение Б). Участвовало в моём социологическом исследовании 25 человек. По результатам исследований самой распространённой фобией среди начальных классов является алгофобия - боязнь боли, ей страдают 32% опрашиваемых. Так же опрашиваемые указали такие фобии, как никтофобия - боязнь темноты, танатофобия - боязнь умереть, зоофобия - боязнь животных и акрофобия - боязнь высоты. Но 8% опрашиваемых учеников указали то, что у них нет никакой фобии (смотреть Приложение № 4). Я так же решила поставить в опрос фобию моего среднего брата Макара, а именно лилапсофобию - боязнь ураганов, но, как мы успели заметить, такой фобии среди опрашиваемых не было. Ученики начальной школы – самые смелые среди остальных подкатегорий.
2.3. Исследование фобий детей средней школы (5 – 9 класс)
Подростковый возраст, согласно А.И. Захарову, – это период трансформации социально-опосредованных страхов в социальные страхи, как угрозы собственному благополучию в контексте отношений с окружением.[1; 278]
Дети школьного возраста все еще страдают от многочисленных страхов, которые развились в раннем детстве, например, боязнь приведений, боязнь темноты, а иногда и боязнь смерти. У каждого ребенка будут свои страхи. Родители даже могут не догадываться, что некоторое поведение основано на страхах ребенка. Дети часто переживают из-за ежедневных происшествий. [12;Электронный ресурс]
С детьми среднего школьного звена (11 – 15 лет) я провела такие социологические исследования, как опрос и анкетирование. В моём опросе так же приняло участие 20 человек. По результатам этих исследований выявилось, что самая распространённая фобия среди учащихся среднего звена – это инсектофобия - боязнь насекомых, ей страдает 25% опрашиваемых. На втором месте расположилась танатофобия - боязнь умереть, ей страдает 20% учеников. Так же присутствовали такие фобии, как никтофобия - боязнь темноты, неофобия - боязнь всего нового, тестофобия - боязнь не сдать экзамены, клаустрофобия - боязнь закрытых пространств, антропофобия - боязнь людей, глоссофобия - боязнь сцены, патофобия - боязнь заболеть, агирофобия - боязнь переходить дорогу и страх потерять близких (смотреть Приложение Д). У всех расспрашиваемых была хотя бы одна фобия. Я решила включить в опрос три собственных фобии, агирофобию - боязнь переходить улицу, антропофобию - боязнь людей и трипофобию - боязнь дыр. Двое из опрашиваемых всё же имели такие фобии, какие имею я (антропофобия, агирофобия). Но ни у кого из ребят не было трипофобии.
2.4 Исследование фобий взрослых людей
Сам по себе страх у взрослых — нормальная реакция человеческой психики на фактор опасности, он очень часто играет защитную роль. Иногда заложенные в психике рефлексы могут спасти жизнь как самому человеку, так и людям, которые вокруг. [10;Электронный ресурс]
Был проведен социологический опрос и анкетирование с взрослыми людьми. В этом опросе приняло участие 15 человек. По результатам исследований выявилось то, что большая часть опрашиваемых боится потерять близких людей (34%). Так же у взрослых присутствовали такие фобии: никтофобия (боязнь темноты), акрофобия (боязнь высоты), неофобия (боязнь пробовать новое) и страх остаться без денег. В данной подкатегории тоже нашёлся человек, который ничего не боится (смотреть Приложение Е). Я поставила в опрос фобию моей мамы, а именно акрофобию (боязнь высоты), данная фобия была так же у 26% опрашиваемых, что меня достаточно удивило, так как я предполагала, что боязнь высоты – это фобия маленьких детей.
2.5. Пути избавления от фобий
Опасаться за жизнь, здоровье близких людей, бояться высоты и темноты – это нормальные ощущения для человека. Страх сопровождает нас с рождения до старости. Он необходим для защиты от травм, повреждений, неприятных ситуаций. Но, если страх превращается в фобию, то жизнь человека становится нелегкой. Нарушаются планы, откладываются поездки, некоторые люди и вовсе боятся выходить из дома. Боритесь с таким состоянием. Иначе возникнут панические атаки, которые с каждым днем усиливаются. [7;Электронный ресурс]
Чтобы вернуть свою жизнь в нормальное русло, следует избавиться от своих фобий. Это вполне реально, причем можно, как обратиться к помощи профессионала по этим вопросам, так и постараться помочь себе самостоятельно. Эффективность излечения достаточно высока и в первом, и во втором случае; главным условием успеха будет горячее желание избавиться от своих страхов, готовность проанализировать глубинные причины фобии. Все психологи сходятся во мнении, что основным методом избавления от фобий является непосредственное взаимодействие с источником фобии. [7;Электронный ресурс]
Некоторые методы избавления от фобий, разработанные психологами и психотерапевтами:
1. Главным и основополагающим методом является психотерапия. Этот метод практикуют в каждой стране, ведь он дает огромный эффект. С помощью профессиональных навыков доктор ищет корень зла, причину страха. В процессе беседы он развеивает неточности, показывает больному верную сторону его болезни. Вторым этапом беседы является выработка новой модели поведения. Учат справляться с проблемами, решать самостоятельно тяжелые ситуации.
2. Существует мнение, что фобии иногда исчезают сами или в ситуации, когда забытая травма, всплывет в памяти. Если человек в состоянии вспомнить психотравмирующую ситуацию, он может мысленно перемоделировать, «переиграть» ситуацию, с более позитивным финалом. Подобная работа может дать положительные результаты в устранении фобии. [14;Электронный ресурс]
3. Любой страх легче устраняется, если действие фобического стимула происходит часто за короткое время, нежели при растянутом во времени, длительном воздействии. Был проведен эксперимент на мышах, в ходе которого было обнаружено, что если мышь подвергается стимулу 10 раз за час, то страх исчезает легче и быстрее, нежели если бы стимул возникал 10 раз в течение 10 часов. Ученые предполагают, что если это верно для мышей, то, скорее всего, это будет верным и в отношении людей. [14;Электронный ресурс]
На основании проведенных мной исследования, я предлагаю правила самостоятельного избавления от фобий:
1)Страхи больше всего боятся смеха. Поэтому просто необходимо увидеть смешное в страшном.
2)Страхи не любят когда о них рассказывают, пытаются их детализировать и анализировать. Чем больше говоришь о страхе - тем он становится меньше.
3)Страхи терпеть не могут, когда в них начинают играть, пытаются нарисовать, вылепить из пластилина, вырезать из бумаги, да просто осуществить с ними разнообразные действия, которые страхи просто не переносят.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В мире огромное множество людей, имеющих фобии. Только некоторые отрицают наличие у себя каких-либо фобий, но и то, это может оказаться неправдой, ведь человек может не помнить о том, что у него есть фобия и какая она, человек может просто не понимать, что это именно признаки фобии, а не просто некомфортное состояние. Фобия помогает закалять нам организм, но чаще всего мешает нормально жить и поэтому от неё нужно скорее избавляться.
В результате исследований выявилось то, что самой «бесстрашной» возрастной категорией являются ученики начальных классов. В данной категории достаточно многие дети не боялись ничего, некоторые боялись обоснованных вещей, например, умереть или почувствовать боль, и лишь немногие имели фобию из-за того, что у них просто возникал страх или отвращение, например, боязнь темноты или же высоты. Дети дошкольного возраста в результате исследований оказались по количеству фобий на втором месте после детей подросткового возраста. Дошкольники смотрят на мир с опаской и боятся почти всего на своём пути. Самой распространенной фобией этой возрастной категории оказалась аниматофобия - боязнь мультяшных героев, например, дети очень часто смотрят мультфильмы и слушают сказки от взрослых, но не все дети безразлично относятся к злым персонажам, некоторые начинают верить в их существование и бояться их. Второй по распространенности фобией детей дошкольного возраста является зоофобия – боязнь животных, например, дети очень часто представляют, что животные, которые находится рядом с ними обязательно нанесут им физическую травму.
Взрослые люди тоже оказались достаточно смелыми. Большая часть из них, конечно, очень биться потерять близких, не иметь средств для проживания, заболеть, умереть и так далее, но некоторые взрослые боятся необоснованных вещей, образовывающихся у них из неоткуда либо вытекающих из детства, например, некоторые взрослые боятся высоты, либо боятся летать на самолётах, у них возникает чувство, что они упадут. Также у некоторых взрослых есть фобии, связанные с работой. Дети средней школы – подростки в результате моих исследований, по количеству фобий, оказались самыми боязливыми. Нельзя сказать, что они боятся всего подряд, но у многих подростков имеется по несколько фобий. В этом возрасте, дети боятся быть насмешкой перед людьми или плохого мнения о себе. Такая фобия присутствует у многих детей и из-за этого они замкнуты и необщительны. Самая основная фобия у девочек – это инсектофобия – боязнь насекомых, у мальчиков – патофобия – боязнь заболеть.
Побороть фобию может только тот, кто: научился её в себе оценивать, научился распознавать её причины, заранее освоил приёмы управления собой.
Таким образом, фобия создается исключительно для самого себя и победить ее сможешь только ты сам
Литература
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с.
- Бёрн Э. введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 446 с.
- Петровский А.П. Что мы знаем и чего мы не знаем о себе? – М.: Педагогика, 1988. – 16 с.
- Энциклопедия для детей. Том 18. Человек./ Гл. редактор Володин В. – М: Аванта+, 2002. – 640 с.
Интернет – источники
- Ваш гид в мире здоровья. DomaDoktor. –– [электронный ресурс]. URL: http://domadoktor.ru/simptomy/
- Все о детях от рождения до школы Kids:. –[электронный ресурс]. URL: http://kids365.ru/
- Всё о стрессе: классификация психических и эмоциальных расстройств. Симптомы. Диагностика. – [электронный ресурс]. URL: http://vseostresse.ru/
- Все о фобиях и страхе: fobia.info. - [электронный ресурс]. URL: http://fobiya.info/
- Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры - [электронный ресурс]. URL: http://www.dzhmao.ru/
- Женский журнал TutKnow: здоровье, мода, красота, отношения, дети - [электронный ресурс]. URL: http://tutknow.ru/
- Клиника профессора Ф. Ф. Преображенского: наркология и психотерапия. [электронный ресурс]. – URL: http://www.preobrajenskij.ru/
- Медицинский портал:Eurolab. – [электронный ресурс]. URL: http://www.eurolab.ua/news/global/
- Психиатрия и психические заболевания: Neuroplus - [электронный ресурс]. URL: http://www.neuroplus.ru/
- Психология сегодня. Интернет журнал. - [электронный ресурс]. URL: http://psyhologytoday.ru/
- Рост духа: психология личности и саморазвитие. - [электронный ресурс]. URL http://rostduha.ru/
15.Страхи и фобии. Как с ними справиться? - [электронный ресурс]. URL: https://strahifobii.ru/
Приложение 1
Наиболее полная классификация фобий по алфавиту:
А
аблутофобия — боязнь плавать
аблютофобия (абультофобия) — боязнь мытья и водных процедур
авиафобия — боязнь полетов (в самолете)
агиофобия (гиерофобия, иерофобия, гадиофобия) — боязнь священных предметов, святынь, священников
атаксиофобия — боязнь нарушения координации движений
аэроакрофобия — боязнь высоких открытых мест
Б
базифобия (амбулофобия, базофобия) — боязнь ходить пешком
базостазофобия (стазобазофобия) — боязнь стояния
баллистофобия — боязнь пули, ракет, метательных предметов
бленнофобия — боязнь слизи
B
вагинофобия — боязнь женских гениталий (бывает у мужчин, реже у женщин)
ваккафобия — боязнь коров
вакцинофобия — боязнь прививок
винофобия — боязнь употребл*ть вино
виргинитифобия — боязнь изнасилования
витрикофобия — боязнь отчима
вомитофобия (эметофобия) — боязнь рвоты
Г
гадефобия — боязнь ада
гедонофобия — боязнь наслаждения, удовольствия, радости
гексакосиойгексеконтагексафобия — страх числа 666
гиалофобия (гиелофобия, кристаллофобия) — боязнь стекла
гилефобия — боязнь материализма
гилофобия (ксилофобия, никтогилофобия, хилофобия) — боязнь леса, темных зарослей
гимнофобия — боязнь наготы
гинекофобия (гинефобия, гинофобия феминофобия) — боязнь женщин
годофобия — боязнь путешествовать
гомилофобия (скопофобия) — боязнь общения с окружающими, привлечь к себе внимание, проповедей
гуворофобия — боязнь гуманизма
Д
дейпнофобия (дельпнофобия) — боязнь обеда, разговоров за обедом
декстрофобия — боязнь всего находящегося справа, правостороннего
демофобия (охлофобия) — боязнь скопления людей, толпы
доксофобия — боязнь благодарности, выражать свое мнение
доматофобия — боязнь домов вообще, пребывания в доме
дорафобия — боязнь меха, шкуры животных
дромофобия — боязнь уличного движения
Е
евпофобия — боязнь услышать хорошую новость
евресифобия — боязнь идей, отличающихся от общепринятых
З
зевсофобия — боязнь богов, злых духов
зелофобия — боязнь ревности
земмифобия — боязнь крыс
зоофобия — боязнь животных
И
иатрофобия — боязнь посещения врача
идеофобия — боязнь идей, мышления
ихтиофобия — боязнь рыб
К
каинофобия (каинолофобия, каинотофобия, кентофобия) — боязнь новостей
кайрофобия — боязнь перемен, появления незнакомых людей
контрелтофобия (контрельтофобия) — боязнь сексуального домогательства
копофобия — боязнь усталости, переутомления
кремнофобия — боязнь пропастей, оврагов
кхорофобия (хорофобия) — боязнь танцев
Л
лалиофобия — боязнь говорить
лалофобия — боязнь говорить из-за возникновения заикания
латерофобия — боязнь лежать на одном боку
лаундрифобия — боязнь прачечных
лаханофобия — боязнь овощей
луифобия (люофобия) — боязнь сифилиса
лютрафобия — боязнь выдр.
людофобия — боязнь скоморохов
М
магейрокофобия — боязнь готовить
макрофобия — боязнь долго ждать, ожидания
малевзиофобия (токофобия) — боязнь родов
маниофобия (лиссофобия) — боязнь психического заболевания, расстройства, веревок
металлофобия — боязнь металлов, металлических предметов
мирмекофобия — боязнь муравьев
мифофобия — боязнь мифов и сказок
мнемофобия — боязнь воспоминаний
мезофобия — навязчивый страх загрязнения либо заражения, стремление избежать соприкосновения с окружающими предметами.
Н
некрофобия — боязнь трупов и похоронных принадлежностей
неофармофобия — боязнь новых лекарств
неофобия (кайнофобия) — боязнь новизны
нефофобия — боязнь облаков
никтогилофобия (ксилофобия, хилофобия, гилофобия) — боязнь леса, темных зарослей
никтофобия (ахлуофобия, скотофобия, эклуофобия) — боязнь темноты, ночи
нозокомефобия — боязнь больниц
нозофобия (ипохондрия, патофобия, молизмофобия) — боязнь заболеть
нуклеомитуфобия — боязнь ядерного оружия
нумерофобия — боязнь чисел вообще
О
обезофобия — боязнь растолстеть
обсессия — боязнь (навязчивое состояние)
онейрогмофобия — боязнь ночной эякуляции
онейрофобия — боязнь снов
остраконофобия — боязнь моллюсков
офидиофобия (эпистемофобия) — боязнь змей
П
палофобия — боязнь паладинов
птеронофобия — боязнь птичьих перьев
Р
радиофобия — боязнь радиации
руброфобия (эритофобия, эрейтофобия, эритрофобия) — боязнь красного цвета, покраснеть
русофобия — боязнь всего русского
С
сатанофобия (демонофобия) — боязнь демонов, дьявола, злого духа, нечистой силы
сейсмофобия — боязнь землетрясения [1]
стенофобия — боязнь узких коридоров
суицидофобия — боязнь самоубийства
Т
табофобия — боязнь заболеть спинной сухоткой
талассофобия — боязнь морей, океанов, купания в море
туннелефобия — боязнь следования на транспорте или пешком через туннель
У
уранофобия — боязнь рая, смотреть в небо
уринофобия — боязнь мочиться
Ф
фагофобия — боязнь подавиться пищей, боязнь есть, боязнь быть съеденным
филемафобия — боязнь целоваться
футурофобия — боязнь будущего
Х
хайрофобия — боязнь появления чувства радости, веселья в неподобающей обстановке, например, на важном собеседовании.
харпаксофобия — боязнь разбойников, грабителей
херофобия — боязнь веселья
хирофобия — боязнь рук
хоплофобия — боязнь ножей
Ц
ценофобия — боязнь пустых комнат
цибофобия — боязнь пищи
циклофобия — боязнь велосипедов
цидофобия — боязнь убийств, быть убитым
Э
эйкофобия — боязнь окрестностей дома
эйсоптрофобия — боязнь собственного отражения в зеркале
эргофобия — боязнь работать, совершать какие-либо действия
эфебифобия — боязнь подростков
эргофобия — боязнь работы
Ю
юдофобия — боязнь всего еврейского
Я
японофобия — боязнь всего японского
ятрофобия — боязнь врача
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета для дошкольника
- Есть ли у тебя фобия (страх к чему-либо, например к высоте)? Отметь верный ответ галочкой.
- Да
- Нет
- Отметь галочкой то, чего ты боишься больше всего. Если в списке нет варианта, который тебе подходит, напиши свой и отметь вариант «другое».
Больше всего я боюсь
- Зверей
- Темноты
- Высоты
- Насекомых
- Приведений
- Сказочных персонажей
- Почувствовать боль
- Переходить дорогу
- Наказания
- Воды
- Другое: ________________________
Анкета для младшего школьника (1 – 4 класс)
1. Есть ли у тебя фобия (страх к чему-либо, например к высоте)? Отметь верный ответ галочкой.
- Да
- Нет
2. Отметь галочкой то, чего ты боишься больше всего. Если в списке нет варианта, который тебе подходит, напиши свой и отметь вариант «другое».
Больше всего я боюсь
- Высоты
- Природных явлений
- Насекомых
- Зверей
- Умереть
- Темноты
- Почувствовать боль
- Переходить через дорогу
- Клоунов
- Приведений
- Другое: ________________________
Анкета для учащихся среднего звена (5 – 9 класс)
1. Есть ли у тебя фобия (страх к чему-либо, например к высоте)? Отметь верный ответ галочкой.
- Да
- Нет
2. Отметь галочкой то, чего ты боишься больше всего. Если в списке нет варианта, который тебе подходит, напиши свой и отметь вариант «другое».
Больше всего я боюсь
- Высоты
- Умереть
- Заболеть
- Дырок
- Насекомых
- Быть в окружении людей
- Чувствовать боль
- Переходить большие дороги
- Темноты
- Публичных выступлений
- Другое: ________________________
Анкета для взрослых
1. Есть ли у тебя фобия (страх к чему-либо, например к высоте)? Отметь верный ответ галочкой.
- Да
- Нет
2. Отметь галочкой то, чего ты боишься больше всего. Если в списке нет варианта, который тебе подходит, напиши свой и отметь вариант «другое».
Больше всего я боюсь
- Заболеть
- Умереть
- Высоты
- Остаться без телефона
- Перелётов в самолёте
- Денег
- Темноты
- Чувствовать боль
- Подавиться
- Пробовать что-то новое
- Другое: ________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Исследование фобий дошкольников:
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Исследование фобий младших школьников
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Исследование фобий школьников среднего звена
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Исследование фобий взрослых людей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непридуманные сюжеты Ильи Репина
5 августа 1844 года родился Илья Репин – гениальный портретист, мастер бытовых зарисовок и создатель скандальных исторических полотен. Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь пре...
Презентация "Фобии и страхи"
Для учащихся 8-11 классов. Знакомит с понятием страха, видами, причинами страхов, определить, какие факторы провоцируют чувство страха у тебя....
Презентация "Страхи и фобии" 9 класс Спотлайт
Презентация к учебнику Спотлайт 9 класс на тему "Страхи и фобии"...
Проект "Непридуманная история"
Благотворительный киновечер "Непридуманная история"...
Методическая разработка урока по английскому языку в 9 классе "Страхи и фобии"
Документ содержит план урока со всеми видами заданий и предполагаемыми ответами....
урок с поддержкой икт Страхи и фобии для 9 класса
Урок по теме Страхи и фобии для 9 класса к учебнику Spotlight 9...
Конкурс РДШ "Школа. Непридуманные истории" 2022год
https://vk.com/id687816749...