Рабочая программа по обществознанию 10-11 классов с приложением.
рабочая программа по обществознанию (11 класс)
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Кроме нормативных документов при разработке программы учитывались требования представленные в рекомендованных Минобразования и науки РФ документах:
1.Программы для общеобразовательных учреждений. «Обществознание.» (10-11 кл.)
М., «Просвещение», 2019 г.
Сведения о программе.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию, 2019 г.
Обоснование выбора программы.
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Примерная программа по обществознанию послужила основой для создания данной рабочей программы, так как она призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе:в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа из расчёта 3 часа в неделю в 11 классе, что соответствует учебному плану
Формы организации учебного процесса.
Рабочая программа позволяет организовать индивидуальную, фронтальную работу обучающихся, при которой они для достижения общей цели одновременно выполняют общее задание; групповую работу, которая заключается в выполнении учебной задачи определённой группой обучающихся; коллективную работу, основанную на общении в динамических парах и парах сменного состава. Рабочая программа реализуется на уроках различных типов: изучения нового материала, обобщающих, комбинированных, возможна исследовательская деятельность. Программа способствует социализации личности школьников. Контрольные работы планируются на основе уровневой дифференциации: базовый, повышенный и высокий уровень. В программе предусмотрена подготовка к ЕГЭ, работа с КИМами.
Технологии обучения.
Рабочая программа предусматривает использование в процессе изучения курса традиционной классно – урочной технологии, которая является основной, а также информационной коммуникационной технологии обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций.
Механизмы формирования ключевых компетенций заключаются в реализации деятельностного и личностно-ориентированного подходов.
Виды и формы контроля
- разноуровневое тестирование;
- рефлексия (устная и письменная) по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых и имитационных играх, пресс-конференциях, дискуссиях и др. активных и интерактивных формах занятий;
- понятийный (терминологический) диктант;
- анализ документов;
- подготовка творческих работ, эссе и т.п.;
- публичное выступление с докладами, сообщениями;
- формулирование оценочных суждений;
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование.
Планируемый уровень подготовки
Развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.) Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Обществознание играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Результаты обучения. Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
Преподавание ведется по учебнику: Академический школьный учебник Обществознание.11 класс. Базовый уровень М «Просвещение» 2019 г.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabpr_obshchestvo10-11kl.doc | 294.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Кроме нормативных документов при разработке программы учитывались требования представленные в рекомендованных Минобразования и науки РФ документах:
1.Программы для общеобразовательных учреждений. «Обществознание.» (10-11 кл.)
М., «Просвещение», 2019 г.
Сведения о программе.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию, 2019 г.
Обоснование выбора программы.
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Примерная программа по обществознанию послужила основой для создания данной рабочей программы, так как она призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе:в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа из расчёта 3 часа в неделю в 11 классе, что соответствует учебному плану
Формы организации учебного процесса.
Рабочая программа позволяет организовать индивидуальную, фронтальную работу обучающихся, при которой они для достижения общей цели одновременно выполняют общее задание; групповую работу, которая заключается в выполнении учебной задачи определённой группой обучающихся; коллективную работу, основанную на общении в динамических парах и парах сменного состава. Рабочая программа реализуется на уроках различных типов: изучения нового материала, обобщающих, комбинированных, возможна исследовательская деятельность. Программа способствует социализации личности школьников. Контрольные работы планируются на основе уровневой дифференциации: базовый, повышенный и высокий уровень. В программе предусмотрена подготовка к ЕГЭ, работа с КИМами.
Технологии обучения.
Рабочая программа предусматривает использование в процессе изучения курса традиционной классно – урочной технологии, которая является основной, а также информационной коммуникационной технологии обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций.
Механизмы формирования ключевых компетенций заключаются в реализации деятельностного и личностно-ориентированного подходов.
Виды и формы контроля
- разноуровневое тестирование;
- рефлексия (устная и письменная) по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых и имитационных играх, пресс-конференциях, дискуссиях и др. активных и интерактивных формах занятий;
- понятийный (терминологический) диктант;
- анализ документов;
- подготовка творческих работ, эссе и т.п.;
- публичное выступление с докладами, сообщениями;
- формулирование оценочных суждений;
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование.
Планируемый уровень подготовки
Развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.) Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Обществознание играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Результаты обучения. Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
Преподавание ведется по учебнику: Академический школьный учебник Обществознание.11 класс. Базовый уровень М «Просвещение» 2019 г.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (102 часа)
ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ (5 час)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (4 час)
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
ЭКОНОМИКА (30 час)
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.
Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Основные принципы менеждмента. Основы маркетинга.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (4 час)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.
Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.
Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.
Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.
ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (6 час)
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.
Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (6 час)
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.
Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (47 час)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Подготовка к ЕГЭ, работа с КИМами. – 32 ч
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по социальным дисциплинам.
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебного курса
«_обществознание_»
для 11 класса
№ п\п | Содержание учебного материала | Количество часов | Форма контроля | Практическая работа | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Тема №1 Введение. | 1 | 1 | 0 | |||
1. | Раздел I «Человек и экономика» | 30 | 29 | 1 | тест | Работа с КИМ. |
Тема №1. Экономика и экономическая деятельность. | 15 | 15 | 0 | |||
Тема №2 Человек и экономика. | 6 | 6 | 0 | |||
Тема №3 Государство и экономика. | 6 | 6 | 0 | |||
Тема №4 Глобальная экономика. | 2 | 2 | 0 | |||
Тема №5 . Повторение. | 1 | 0 | 1 | |||
2 | Раздел II «Проблемы социально-политической и духовной жизни» | 16 | 15 | 1 | тест | Работа с КИМ. |
Тема №1 Свобода и сознание. | 4 | 4 | 0 | |||
Тема №2 Политика. | 6 | 6 | 0 | |||
Тема №3 Культура и духовная жизнь.
| 5 | 5 | 0 | |||
Тема №4 Повторение. | 1 | 0 | 1 | |||
3 | Раздел III «Человек и закон» | 47 | 46 | 1 | тест | Работа с КИМ. |
Тема №1 . Основы права. | 26 | 1 | 0 | |||
Тема №2 Отрасли права. | 20 | 1 | 0 | |||
Тема №3 Повторение. | 1 | 0 | 1 | |||
4 | Раздел IV «Повторение». | 8 | 4 | 4 | тест | Работа с КИМ. |
ИТОГО: | 102 | 95 | 7 |
Тематический план подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию
Тема раздела | Кол-во часов | Темы занятий. | Практикум |
Раздел I. Человек | 3 | - Взгляды мыслителей о мире и человеке - Человек, индивид, личность - Деятельность человека | Тесты и задания КИМов по изучаемой теме |
Раздел II. Общество | 4 | - Общество как система - Мыслители об обществе - Цивилизация. Этапы цивилизационного развития общества - Общественный прогресс. Гражданское общество. | Тесты и задания КИМов по изучаемой теме |
Раздел III. Познание | 3 | - Познание мира человеком: научное и ненаучное познание, самопознание. - Сознание и самопознание. Истина и ее критерии. - Мировоззрение. Менталитет. | Тесты и задания КИМов по изучаемой теме |
Раздел IV. Экономическая сфера жизни общества | 4 | - Экономические системы - Национальная экономика и мировая экономика - Экономическая деятельность - Глобализация. НТП. | Тесты и задания КИМов по изучаемой теме |
Раздел V. Социальная сфера жизни общества | 4 | - Социальное познание. Исторический процесс и его участники. - Социальные отношения. Социальные нормы. Нации и национальные отношения. - Социальные институты и группы - Социальные статусы и роли. Социальная мобильность | Тесты и задания КИМов по изучаемой теме |
Раздел VI. Политическая жизнь общества. | 5 | - Политическая система. Понятие «государство». Происхождение государства. Политические режимы. - Государство и власть. Формы государственного управления. Выборы и избирательная система. - Россия: основы федеративного устройства. Демократия. - Система органов государственной власти РФ. Местное самоуправление. - Основы судебной власти в России - Политическая деятельность и политическая культура. | Тесты и задания КИМов по изучаемой теме |
Раздел VI. Право и общество. | 6 | - Право и основные понятия о праве. Роль права в жизни общества. - Отрасли права. Правовая грамотность. - Нормы права и его система. Стандарты прав человека. - Правоотношения и юридические факты. Правоотношения и юридическая ответственность - Правовое государство и гражданское общество - Конституционное право. Конституция РФ | Тесты и задания КИМов по изучаемой теме |
Раздел VII. Духовная жизнь общества | 3 | - Духовная сфера. Наука и образование. СМИ. - Религия и мораль в обществе - Духовная деятельность. Внутренний мир человека. Духовная культура | Тесты и задания КИМов по изучаемой теме |
По каждому разделу практикум по написанию эссе | |||
Итого: 32 ч |
IV. НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.
V. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
VI. Литература и средства обучения
Основная:
1.Академический школьный учебник Обществознание.11 класс. Базовый уровень М «Просвещение» 2012.
2 .Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С. 231-288 (обществознание)
3. Конституция РФ
4.Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
5.Сборник законов РФ.
7.Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. – М.: ИКЦ «МарТ», 2014
8.О.А.Чернышева, Р. В. Пазин. Обществознание Подготовка к ЕГЭ – 2010 издат «Легион» 2011
Дополнительная:
9 Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник /О.В. Кишенкова/ - М.: Эксмо, 2008.
10. В.В. Ильин, А.С. Кармин, Н.В. Носович. Религиоведение. Серия «Краткий курс» – Москва, 2006.
11. А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. Теория государства и права (в таблицах и схемах). – Москва, ЭКСМО, 2008.
12. Обществознание для абитуриентов/ под ред. В.Н. Князева, Л.Ш. Лозовского, Б.А. Райзберга, Д.Н. Землякова. – М.: Айрис-пресс,2004.
Цифровые образовательные ресурсы по обществознанию
- http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://fipi.ru "Федеральный институт педагогических измерений"
Приложение к рабочей программе
курса «_обществознание »
для __11__ класса на 2013 - 2014 годы
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ
Класс_11
Учебный год 2013-2014_
№ урока | Дата проведения урока | Корректировка | Содержание учебного материала | Количество часов | Виды, формы контроля |
Общество как сложная динамическая система. | 1 | ||||
Экономика: наука и хозяйство | 1 | ||||
Экономическая деятельность | 1 | ||||
Измерители экономической деятельности | 1 | ||||
Экономический рост | 1 | ||||
Экономическое развитие | 1 | ||||
Экономический цикл | 1 | ||||
Типы экономических систем | 1 | ||||
Спрос и предложение | 1 | ||||
Рыночная структура | 1 | ||||
Конкуренция и монополия | 1 | ||||
Современный рынок | 1 | ||||
Фирмы в экономике | 1 | ||||
Факторы производства | 1 | ||||
Экономические издержки и прибыль | 1 | ||||
Налоги | 1 | ||||
Правовые основы предпринимательства | 1 | ||||
Организационно-правовые формы предпринимательства | 1 | ||||
Предпринимательство. Как открыть свое дело | 1 | ||||
Источники финансирования бизнеса | 1 | ||||
Принципы менеджмента | 1 | ||||
Основы маркетинга | 1 | ||||
Экономические функции государства | 1 | ||||
Инструменты регулирования экономики | 1 | ||||
Финансы в экономике | 1 | ||||
Инфляция | 1 | ||||
Рынок труда | 1 | ||||
Безработица | 1 | ||||
Мировая экономика | 1 | ||||
Человек в системе экономических отношений | 1 | ||||
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и экономика» | 1 | тест | |||
Свобода в деятельности человека | 1 | ||||
Свобода и ответственность | 1 | ||||
Общественное сознание | 1 | ||||
Общественная психология и идеология | 1 | ||||
Политическое сознание | 1 | ||||
Идеология | 1 | ||||
СМИ и политическое сознание | 1 | ||||
Политическое поведение | 1 | ||||
Политическая элита | 1 | ||||
Политическое лидерство | 1 | ||||
Тенденции развития семьи в современной России | 1 | ||||
Проблема неполных семей | 1 | ||||
Демографическая ситуация в России | 1 | ||||
Религиозные объединения | 1 | ||||
Проблема поддержания межрелигиозного мира | 1 | ||||
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Проблемы социально-политической и духовной жизни» | 1 | тест | |||
Современные подходы к пониманию права | 1 | ||||
Естественное право | 1 | ||||
Законотворческий процесс в РФ | 1 | ||||
Гражданство РФ | 1 | ||||
Права и обязанности гражданина РФ | 1 | ||||
Воинская обязанность | 1 | ||||
Права и обязанности налогоплательщика | 1 | ||||
Экологическое право | 1 | ||||
Право человека на благоприятную окружающую среду | 1 | ||||
Экологические правонарушения | 1 | ||||
Гражданское право | 1 | ||||
Имущественные права | 1 | ||||
Личные неимущественные права | 1 | ||||
Право на интеллектуальную собственность | 1 | ||||
Наследование | 1 | ||||
Защита гражданских прав | 1 | ||||
Семейное право | 1 | ||||
Правовая связь членов семьи | 1 | ||||
Вступление в брак и расторжение брака | 1 | ||||
Права и обязанности супругов | 1 | ||||
Права и обязанности детей и родителей | 1 | ||||
Трудовые правоотношения | 1 | ||||
Порядок приема на работу | 1 | ||||
Занятость населения | 1 | ||||
Социальная защита населения | 1 | ||||
Профессиональное образование | 1 | ||||
Процессуальное право | 1 | ||||
Основные принципы гражданского процесса | 1 | ||||
Участники гражданского процесса | 1 | ||||
Прохождение дела в суде | 1 | ||||
Арбитражный процесс | 1 | ||||
Уголовный процесс | 1 | ||||
Меры процессуального принуждения | 1 | ||||
Досудебное производство | 1 | ||||
Прохождение дела в суде | 1 | ||||
Суд присяжных заседателей | 1 | ||||
Административная юрисдикция | 1 | ||||
Конституционное судопроизводство | 1 | ||||
Защита прав и свобод человека средствами ООН | 1 | ||||
Европейская система защиты прав человека | 1 | ||||
Проблема отмены смертной казни | 1 | ||||
Международные преступления и правонарушения | 1 | ||||
Перспективы развития международной защиты прав человека | 1 | ||||
Вызовы 21 века | 1 | ||||
Информационное общество | 1 | ||||
Альтернативы развития мира | 1 | ||||
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и закон» | 1 | тест | |||
Повторение. Человек и экономика | 1 | ||||
Повторение. Проблемы социально - политической и духовной жизни | 1 | ||||
Повторение. Человек и закон | 1 | ||||
Повторение обществоведческих понятий | 1 | ||||
Рекомендации по успешной сдаче ЕГЭ по обществознанию | 1 | ||||
Общество и человек. Подготовка к ЕГЭ. Работа с КИМ. | 1 | тест | |||
Экономика и социальные отношения. Подготовка к ЕГЭ. Работа с КИМ. | 1 | тест | |||
Правовое регулирование общественных отношений. Подготовка к ЕГЭ. Работа с КИМ. | 1 | тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по обществознанию 10-11класс(базовый уровень)
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (под ...
Рабочая программа по обществознанию 10-11классы(профильное обучение)
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень)...
Рабочая программа по обществознанию 10-11класс (204часа) по УМК Боголюбова
Рабочая программа расчитано на выпускников выбирающих предмет обществознание как профильный экзамен....
Рабочая программа по обществознанию 10-11класс
Здесь вы найдете: Планируемые результаты,Содержание,Тематическое планирование,КТП...
Рабочая программа по обществознанию 6-9 классов с приложением.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, кри...
Рабочая программа по обществознанию в 10-11классах
Аннотация к рабочей программеНазвание предмета в соответствии с учебным планомобществознаниеЦелевая аудитория10 классУчительЗайнитдинов Тимур Галиевич Программа Рабочая программа по учебному курс...