Конспект урока в 6 классе
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Мурзина Эльмира Рашитовна

План конспект урока по обществознанию в 6 классе на тему «Уважение социального многообразия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_uvazhenie_sotsialnyh_mnogoobraziy.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Уважение социального многообразия

Цели и задачи: познакомить учащихся с социальной сферой общества; дать представление о сущности социальной структуры общества; познакомить с терминами и понятиями: социальная сфера, социальная группа, социальная общность, этнос.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть и характеризовать большие и малые социальные группы; приводить примеры больших социальных групп в российском обществе; выявлять характерные черты социальных групп и общностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в дискуссии; определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; осознание необходимости анализировать свои поступки с точки зрения правовых норм; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах: карточки со словами: поляне, древляне, кривичи, вятичи, северяне, радимичи; древнерусская народность; русские, белорусы, украинцы, мультимедийная презентация.

Тип урока: проблемный.

Ход урока

  1. Организационный момент

Добрый день. Меня зовут Эльмира Рашитовна, я учитель истории и обществознания в Гимназии №1. Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы с вами начинаем изучение нового раздела « Социальные нормы» - это очень интересный и важный раздел в курсе обществознания. С этого урока вы начнете изучение человеческого общества. Взаимодействие людей в группах и между собой составляет социальную сферу общества.

  1. Актуализация знаний
  2. Мотивационный этап

«Кувшин уважения»- посмотрите, это кувшин. Какой он?

-ответ учеников

Да, все верно, а еще он пустой. А так хотелось бы чтобы он был заполнен чем то полезным для нас. Чем обычно наполняют кувшин?

-ответ учеников

А сегодня мы заполним наш кувшин знаниями.

  1. Введение в новый материал

Шторка на проектор!!!

Вы заметили, что на ваших столах лежат номера 1,2,3,4. Это ваши номера на этот урок.  Я предлагаю вам поиграть со мной в игру, которая называется « Граница».  Для этого ученики под номера 1,2 встаньте пожалуйста по правую сторону от меня. А ученики под номера 3,4 по левую сторону. Здесь нарисована (на полу) линия – это будет нашей границей. Я буду произносить признаки, те кому этот признак подходит, подходят к этой границе , те кому не подходит- остаются на своем месте . Готовы? Давайте один раз порепетируем:

- встаньте к границе те, у кого темные волосы. Отлично, возвращаемся на места.

1) подойдите к границе те,  кто женского пола

2) встаньте к границе те, кто мужского пола

3) встаньте к границе те, кому 13 лет

4) встаньте к границе те, кому 12 лет

5) встаньте к границе те, кто по национальности татарин

6) встаньте к линии те, кто по национальности русский

7) встаньте к границе те, кто придерживается религии христианства

8) те, кто придерживается религии ислам

Учитель: Отлично! А теперь присаживайтесь на свои места и скажите, пожалуйста, что мы сейчас делали

- ответ учеников: узнавали что нас может объединять

Учитель: Да, мы делились на группы. По каким признакам? По возрасту, по национальности, по интересам и т.д. А как вы думаете, в обществознании как называется такое деление?

- ответ учеников

Учитель: Все верно, это социальное деление. А как бы вы хотели чтобы к вам относились те, кто остался на местах, когда вы вставали к границе?

-ответ учеников: с уважением.

Учитель: С уважением мы должны относиться к социальным группам и слоям общества. Вот мы и с вами и пришли к теме нашего урока « Уважение социального многообразия»

Учитель: Чтобы вы хотели изучит на сегодняшнем уроке?

ОТКЛЮЧИТЬ ШТОРКУ ЭКРАНА!!!

П л а н:

1) Что такое социальные группы

2) Классификация социальных групп

3) Отношение к социальному многообразию (игра заколдованные кубики, видео про уважение и толерантность)

На ваших столах лежит дерево, сейчас оно полностью раздето, ему холодно. На каждом этапе нашего урока мы будем приклеивать на него «листья знаний» и поможем нашим деревьям вырасти в красивый сад.

Учитель: вы сказали «делимся на определенные группы». А что такое группа? Сейчас вы внутри своей группы обсуждаете какие могут быть синонимы к слову « ГРУППА».

Обсудили? Откройте коробку под номером 1. Там лежат листочки от дерева.  Приняв коллективное решение, запишите 2 синонима на листочки( на 1 листочек-1 синоним) И приклейте их на нижние ветки дерева. (на слайде также появляются листья на дереве)

И так, 1 группа какие слова вы прикрепили к своему дереву? 2, 3 группа?

 Значит,  группа – это совокупность людей, объеденных общими интересами.(НА ЭКРАНЕ)

Метод « Тик-ток-тоу»

У вас на столах у каждой группы по 16 карточек, на каждой карточке написано одно слово. Теперь каждый член группы пытается сам составить определение « Социальная группа – это…» с обязательным использованием 4-х карточек, которые находятся на одной линии(по вертикали, по горизонтали или диагональ).Работаем в течении 2 минут, пока танцует Буратино. ТАЙМЕР .

 Теперь откройте коробку 2 и на этих листочках запишите каждый свое определение на своем листочке. Прикрепите их на 2 ей веточке дерева.

Молодцы! А сейчас обсудите в группе, как можно все ваши определения соединить в одно красиво единое определение.

Итак, 1 группа какое у вас получились определение? 1 человек отвечает

2 группа, озвучьте пожалуйста ваше определение. 1  человек отвечает

И нам очень интересно послушать 3-ю группу. 1  человек отвечает

Учитель: Какие же вы креативные. Итак, социальная группа – это совокупность людей, которые объединены общим признаком. Также, социальная группа - это совокупность людей, которые совместно действуют или связаны между собой определенными отношениями.

Посмотрите на экран (разделение на 2 группы по численности), что вы видите?

-ответ учеников: группы людей, с лева маленькая группа, а справа большая группа.

Учитель: Маленькую и большую группу людей мы видим. Абсолютно верно. Социальные группы также как и на этой картинке делятся на: большую и малую группу. Большая группа – это группа от 30 человек и более, и у них есть общие интересы, но между ними отсутствует прямой контакт. Кто может входить в эту группу ( жители  1ого города, толпа людей на концерте или аудитория в социальных сетях). А малая группа – это группа численностью от 2 до 30 человек и между ними есть прямые контакты со всеми членами группы( семья, близкие друзья, спортивная команда, творческая группа, одноклассники)

ФИЗМИНУТКА- ШТОРКА НА ЭКРАН.

Учитель: скажите пожалуйста а все ли объединения людей, группа бывают полезные для общества?

Ответ учащихся: нет, бывают плохие ребята

Учитель: Как называется совокупность людей, когда их объединяет хулиганство, грабеж, плохие помыслы?

Учащиеся: плохая компания.

  Верно. Сейчас сыграем в игру. Встаем с мест. Сейчас я буду зачитыаать условия объединения людей в компании, группы. Если это хороший помысл- вы держитесь за руки в своей группе. Если плохие помыслы- вы закрываете руки перед собой, показывая свое нежелание вступать в такие объединения.

Помыслы:

- Стать волонтерами и помогать нуждающимся

- Мусорить и ломать мусорные баки

- Ходить вместе на интересующие вас кружки

- Прогуливать школу

- Обижать бездомных животных

- Помогать делать кормушки для птиц и подсыпать в них корм

Отлично! Присаживайтесь. Я очень рада что вы можете четко разделять где помыслы хорошие, а где плохие.

 Сейчас самое время открыть коробку 3. В них лежат «Заколдованные кубики». Правила предельно просты: собрать из кубиков слово. Я думаю, вы легко справитесь с этим заданием.  Слова: Гуманизм, поддержка, толерантность ТАЙМЕР НА 1 МИНУТУ

Отвечает: 1 группа, 2 группа, 3 группа – проговаривают, какие слова у них получились.

Учитель: отлично, 1 группа, а как вам кажется, что означает слово «ГУМАНИЗМ»

- Ответ учеников.

Учитель: повторяет их предположения, Гуманизм - это любовь к человеку, уважительное отношение к каждому члену общества, не обращая внимания на его вероисповедание и национальную принадлежность.

2 группа, как вы понимаете значение слова «ПОДДЕРЖКА»

- ответ учеников

Учитель: Замечательно, как было бы здорово, если бы все люди поддерживали бы друг друга. Поддержка — это когда вы разделяете чувства человека, даёте понять, что он не один в своей беде.

3 группа, как вы понимаете слово «ТОЛЕРАНТНОСТЬ »

-ответ учеников

Учитель: Толерантность – это способность без агрессии воспринимать мысли, поведение и образ жизни другого человека, которые отличаются от твоих собственных.

Каким одним словом мы можем объединить эти понятия?

Ответ учеников: вежливость и тд.

Учитель: вы правы, как было бы здорово если бы мы всегда были к друг другу вежливыми, внимательными, поддерживали бы друг друга и уважали бы. Сейчас я предлагаю посмотреть нам мультфильм о Мире и Гоше из серии « Просто о важном» (3 минуты)

Учитель: Какой замечательный мультфильм, вы согласны со мной? О чем была данная серия?

- ответ учеников

Учитель: об уважении, о толерантном отношении и поддержки друг друга. Прекрасно.

Давайте объединим слова толерантность, уважение и поддержка  одним словом « Уважение». Запишите на листочке слово « Уважение» и прикрепите на самую верхнюю веточку вашего дерева.

5,6. Закрепление и рефлексия

Обычные деревья растут и дают плоды, когда их поливаешь водой. А чем наполнить наши волшебные деревья из сада уважения, чтобы они дали свои плоды?

Ученики: знаниями.

Давайте же сейчас заполним наш кувшин вашими знаниями.

Лист оценивания! Выставите себе итоговую оценку за вашу работу на уроке.

Положите их в кувшин

Посмотрите, как только мы заполнили кувшин знаниями на ваших столах появились плоды наших волшебных деревьев- яблоки: красные, зеленые и желтые

Напишите пожалуйста на этих яблоках номер вашего соседа по лицу и оцените его работу на этом уроке.

Сейчас я предлагаю вам объединить наши деревья. (Посадили деревья в наш сад.: каждая группа, приклеила. )

Учитель: Посмотрите, что у нас получилось?

Ученики: сад

Учитель: Как мы можем назвать этот сад?

Ученики: « Сад уважения»

Отлично! Посмотрите, наши деревья дали плоды

Учитель: Уважение к людям — важный принцип социальной жизни(т.е. жизни в обществе), который предполагает, что все люди заслуживают уважения. Согласно этому принципу нельзя лишать человека уважения из-за его роли в обществе или черт характера. Только на основе уважения может появиться взаимопонимание и гармония в обществе.

7. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...