Конспект урока ЭКОНОМИКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ
методическая разработка по обществознанию (7 класс)
ЭКОНОМИКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ
Цель урока:
Познакомить учащихся с понятием «экономика», а также развить представления о её необходимости.
Задачи:
— сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, ее основных проявлениях и участниках;
— раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей и жизнедеятельности людей;
— выявить специфику и взаимосвязь основных сфер экономической жизни, характера деятельности ее участников;
— помочь учащимся усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования (натуральное и товарное хозяйство).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 51 КБ |
ekonomika.ppt | 1.53 МБ |
1_kartochka.doc | 30 КБ |
2_kartochka.doc | 35 КБ |
7_test_ekonomika.doc | 31 КБ |
ekonomika.doc | 933.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОНОМИКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ
Цель урока:
Познакомить учащихся с понятием «экономика», а также развить представления о её необходимости.
Задачи:
— сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, ее основных проявлениях и участниках;
— раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей и жизнедеятельности людей;
— выявить специфику и взаимосвязь основных сфер экономической жизни, характера деятельности ее участников;
— помочь учащимся усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования (натуральное и товарное хозяйство).
Ход урока.
Оргмомент. Приветствие. Доброе утро ребята. Мы начинаем новый раздел учебника «Человек и экономика». И тема нашего сегодняшнего урока «Экономика и её основные участники». (Слайд 1) Запишите её в тетрадь. План урок вы видите на экране. (Слайд 2)
1. Что такое экономика.
2. Зачем нужна экономика.
3. Основные участники экономики.
Сформулируйте цель урока.
Давайте с вами вспомним:
Что побуждает человека к деятельности? Каковы главные потребности людей? Какую роль играет труд в жизни общества? Что создается трудом?
1. Что такое экономика
Вопрос классу: Что такое экономика?
С проявлениями экономики ты встречаешься ежедневно: слышишь разговоры дома и на улице о ценах на товары, узнаешь о размерах зарплаты родителей, читаешь в газете о налогах, участвуешь в ремонте школьной мебели, покупаешь в магазине продукты питания. Все эти отдельные проявления можно объединить общим понятием «экономика».
Ты уже знаешь из курса 5 класса, что изначально слово «экономика» в переводе с древнегреческого означало «хозяйствование по правилам, законам». (Слайд 3) Со временем это понятие получило более широкое толкование. Так, например, английский писатель Джордж Бернард Шоу (1856— 1950) утверждал: «Экономика — это умение пользоваться жизнью наилучшим образом», а современные ученые сделали вывод: «Экономика — это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения».
Знакомясь с различными экономическими явлениями или изучая их в курсе истории, географии, ты можешь убедиться, что это понятие рассматривается в двух значениях:
экономика как хозяйство и как область знаний. Ты можешь сам предложить свои варианты, как дополнить следующие определения: «Экономика — это знания о...», «Экономика — это умения...».
Так, автор книги «Экономикс» П. Самуэльсон предлагает, например, следующие определения экономики: экономика — это: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми; 2) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств; 3) налаживание и осуществление потребления и производства; 4) богатство. (Слайд 4)
Возможно обсуждение следующих вопросов: почему автор предлагает различные определения? Как в этих определениях проявляются различные стороны экономической жизни общества? Какое из определений, с которыми вы познакомились на уроке, можно считать наиболее полным?
Мы начали разговор с частных проявлений экономической жизни человека, но за ними можно увидеть и наиболее общие процессы и явления.
К основным проявлениям экономики относятся: производство, распределение, обмен, потребление. Эти процессы взаимосвязаны и имеют периодически повторяющийся характер, они могут протекать не только строго последовательно, но и одновременно, параллельно. Рассмотрим это на примере удовлетворения одной из важнейших потребностей человека — потребности в употреблении хлеба. Учебник на стр. 89 – 90. Пекарь, используя определенную технологию, выпекает, т. е. производит, хлеб. (Производство.) Хлебозавод поставляет одну часть продукции в детские сады, школы, а другую часть — в магазины. (Распределение.) Продавец магазина продает хлеб, т. е. обменивает на деньги, покупателям. (Обмен.) Учащиеся съедают во время школьного завтрака свежий хлеб. (Потребление.)
Выполним задание (Слайд 5)
Производство | Распределение | Обмен | Потребление |
Впиши перечисленные виды экономической деятельности в соответствующую графу таблицы: изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение парикмахерской, выплата пособия семьям на детей, использование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода.
Далее мы более подробно рассмотрим характеристики основных проявлений экономической жизни. Здесь же попробуем определить роль экономики в жизни человека, всего общества. Физкультминутка.
2. Зачем нужна экономика
Вспомни, как разнообразны потребности человека в пище, одежде, жилье, общении, охране здоровья и др. Почему необходимо удовлетворять эти запросы и потребности? Совершенно очевидно — для обеспечения его жизни и деятельности. Экономика принимает активное участие в удовлетворении этих потребностей, ее цель — поддержание и продолжение жизни людей. Для этого производятся разнообразные продукты, товары, оказываются услуги.
Экономические продукты, создаются с использованием таких форм организации или ведения хозяйства, как натуральное и товарное.
Вопрос классу: Вспомните, что такое натуральное хозяйство?
Натуральное хозяйство — это способ организации жизни людей, при котором все необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. (Слайд 6). Это наиболее древняя форма хозяйства с использованием в основном примитивных орудий производства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет торговли, обмена продуктами и услугами, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей.
Вопрос классу: Как вы думаете, в чём недостаток такой формы хозяйствования?
Главный недостаток этой формы хозяйствования — низкая производительность труда, позволяющая обеспечить лишь самые минимальные условия для выживания. Образ жизни, основанный на натуральном хозяйстве, хотя и крайне тяжелый, хорошо известен жителям российской деревни.
Вопрос классу: Вспомните, что такое товарное хозяйство?
Товарное хозяйство — способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом. (Слайд 6).
Вопрос классу: Почему товарное хозяйство лучше натурального?
Эта форма ведения хозяйства в большей степени отвечает целям экономики — максимально удовлетворять потребности людей. Все произведенные продукты становятся товаром, предназначенным для обмена. Производители стремятся увеличить производительность труда и улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало преобладающим в экономической жизни общества.
Натуральное хозяйство — низкоэффективная форма хозяйствования и ее сохранение в экономике, как правило, является тормозом социально-экономического развития общества, отдельной страны, фактором снижения уровня жизни населения. Развитие общества привело к появлению более эффективной и совершенной формы — товарному хозяйству, которое позволяет лучше удовлетворять потребности людей.
3. Основные участники экономики.
Читаем текст учебника с объяснением учителя, стр.93.
Для закрепления выполняем задания: (Слайд 7).
1. Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обслуживания (например, в «Макдоналдсе»). Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».
Особого внимания заслуживает вывод о взаимосвязи и взаимозависимости целей и результатов экономической деятельности ее основных участников. Глубже понять и усвоить его поможет обсуждение следующих вопросов: как потребление товаров и услуг влияет на производство? Зависит ли уровень потребления от уровня производства?
Домашнее задание: § 8,
на «4» и «5» вопрос № 2, 4 из рубрики «в классе и дома» на стр. 96. (Слайд 8)
При наличии свободного времени:
Вопрос классу: Скажите, пожалуйста, а приходилось вам покупать товары? А вы задумывались, почему вы совершаете ту или иную покупку?
Читаем вслух рубрику: Знания на каждый день, стр. 94. (Слайд 9).
Задание: Вспомни покупку тобой или членами твоей семьи любых трех товаров. Используя материал рубрики «Знания на каждый день», проанализируй, какие потребительские мотивы повлияли на выбор того или иного товара, и определи, насколько рациональным был выбор. Подумай, нужно ли тебе что-то изменить в своей стратегии покупателя. Если да, то что?
Название товара | Потребительские мотивы | Выводы | |
эмоциональные | рациональные | ||
Спасибо за урок! До свидания. (Слайд 10)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока Что такое экономика. 2. Зачем нужна экономика. 3. Основные участники экономики.
1 . Что такое экономика. «экономика» - «хозяйствование по правилам, законам» (в переводе с древнегреческого) «Экономика — это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» (английский писатель Джордж Бернард Шоу) «Экономика — это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения» (современные учёные)
1 . Что такое экономика. П. Самуэльсон предлагает следующие определения экономики: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми; 2) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств; 3) налаживание и осуществление потребления и производства; 4) богатство.
1 . Что такое экономика. Производство Распределение Обмен Потребление изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение парикмахерской, выплата пособия семьям на детей, использование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода.
2. Зачем нужна экономика. Натуральное хозяйство — это способ организации жизни людей, при котором все необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. Товарное хозяйство — способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом.
3. Основные участники экономики. Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обслуживания. Примените к данной ситуации понятия: «товар», «производитель», «потребитель», «обмен». Как потребление товаров и услуг влияет на производство? Зависит ли уровень потребления от уровня производства? Производитель – тот, кто участвует в создании товаров или оказании услуг. Потребитель – тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.
ТЕСТ Что такое экономика. Какое слово лишнее, почему? потребитель, производитель, экономика Какое из понятий верно: экономика – хозяйство, способы его ведения людьми, отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров; экономика – народное хозяйство страны, включающее все виды производственной деятельности.
Домашнее задание: : § 8, на «4» и «5» вопрос № 2, 4 из рубрики «в классе и дома» на стр. 96.
Название товара Потребительские мотивы Выводы эмоциональные рациональные
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
1 карточка
Правила работы в группе. (зачитать)
- Когда говорит один, другие слушают. Не надо смеяться над ответом товарища.
- Дай возможность высказаться каждому.
- Уважай точку зрения и мнения другого.
- В группе все равны – нет недругов.
- Учись слушать и слышать.
- В споре рождается истина; мо можешь ошибиться, а вместе мы найдем правильное решение.
- Работать в группе интереснее и легче.
1 задание: Выполним задание
Производство | Распределение | Обмен | Потребление |
Впиши перечисленные виды экономической деятельности в соответствующую графу таблицы: 1) изготовление елочных игрушек,
2)составление плана расходов семьи на месяц,
3)завтрак в школьной столовой,
4)посещение парикмахерской,
5)выплата пособия семьям на детей,
6)использование освещения в быту,
7) закупка снаряжения для туристического похода
2 задание: Рассмотри стадии воспроизводства на любом примере удовлетворения потребности человека (употреблении молока, потребность в пальто, куртке, авторучке, книге, чистой воде и другое)
Предварительный просмотр:
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 1
Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):
- § 8 (с. 66-67 учебника):
- дополнительный материал («Репка»)
Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в сказке «Репка»?» Объясните понятие «технология».
Репка
Посадил дед Репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут – вытянули репку!
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 2
Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):
- § 8 (с. 66-67 учебника):
- дополнительный материал (считалочка)
Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в считалочке?»
Считалочка
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь кто куда!
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 3
Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):
- § 8 (с. 66-67 учебника):
- дополнительный материал («Барабек» английская песенка)
Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в английской песенке «Барабек»»?
Барабек (английская песенка)
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
«У меня живот болит!»
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 4
Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):
- § 8 (с. 66-67 учебника):
- дополнительный материал (стихотворение)
Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в детском стихотворении?»
Сидит белка на тележке,
Продает орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок
Кому в лапочку.
ПРОИЗВОДСТВО
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ОБМЕН
ПОТРЕБЛЕНИЕ
Предварительный просмотр:
Тест:
- Количество продуктов, произведённых за единицу времени:
А) натуральное хозяйство;
Б) товарное хозяйство;
В) производительность труда.
- Основным элементом экономики является:
А) судопроизводство;
Б) потребление;
В) общение.
- Блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности:
А) услуга;
Б) реклама;
В) товар.
- Человек создающий экономические продукты:
А) покупатель;
Б) потребитель;
В) производитель.
- Чтобы правильно рассчитать затраты производства, надо знать:
А) прибыль и постоянные затраты;
Б) доход и прибыль;
В) прибыль и переменные затраты.
- Предприниматель – это:
А) управляющий делами на крупной фабрике;
Б) инженер, на собственные деньги открывший мастерскую по ремонту бытовой техники.
- Стоимость на рынке, выраженная в денежной форме:
А) бартер;
Б) обмен;
В) цена.
Тест:
- Количество продуктов, произведённых за единицу времени:
А) натуральное хозяйство;
Б) товарное хозяйство;
В) производительность труда.
- Основным элементом экономики является:
А) судопроизводство;
Б) потребление;
В) общение.
- Блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности:
А) услуга;
Б) реклама;
В) товар.
- Человек создающий экономические продукты:
А) покупатель;
Б) потребитель;
В) производитель.
- Чтобы правильно рассчитать затраты производства, надо знать:
А) прибыль и постоянные затраты;
Б) доход и прибыль;
В) прибыль и переменные затраты.
- Предприниматель – это:
А) управляющий делами на крупной фабрике;
Б) инженер, на собственные деньги открывший мастерскую по ремонту бытовой техники.
- Стоимость на рынке, выраженная в денежной форме:
А) бартер;
Б) обмен;
В) цена.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания с использованием интерактивной доски Elite Panaboard "Экономика и ее основные участники", 7 класс
Ссылка "Экономика и ее основные участники"Разработка урока выполнена в ПО Easi Teach Next Generatio...
Конспект урока по обществознанию для 7 класса "Экономика и ее основные участники"
Для разработки данного урока был использован материал "Поурочные разработки по обществознанию" Л.Н. Боголюбова....
Открытый урок "Экономика и её основные участники"
Экономика затрагивает все сферы жизни......
Технологическая карта урока "Экономика и ее основные участники"
Методическая разработка урока по теме "Экономика и ее основные участники"...
Конспект урока "Экономика и ее основные участники"
Данный материал поможет сформировать у учащихся представление о понятии «экономика», об участниках экономического процесса, и побудить их к осмыслению необходимости экономических знаний. Задания пред...
Конспект урока обществознания "Экономика и ее основные участники"
Конспект урока обществознания на тему "Экономика и ее основные участники" (7 класс)...