Открытый урок "Экономика и её основные участники"
материал по обществознанию (10 класс) по теме
Экономика затрагивает все сферы жизни...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika_i_eyo_uchastniki.ppt | 2.47 МБ |
konspekt_uroka_ekonomika_i_eyo_uchastniki_word_4.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
нужно ли нам изучать экономику?
ПЛАН Что такое экономика ? Этапы воспроизводства продукта Участники экономики Покупательские мотивы Роль экономики
древнегреческое «искусство ведения хозяйства» отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров наука о хозяйстве, способах его ведения людьми
какие процессы изображены на с.89-90. Приведите собственные примеры
производитель тот, кто участвует в создании товаров или оказании услуг потребитель тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей назовите, что между ними общего, в чем различия в случае затруднения прочитайте с.94
Семья из 3-х человек. Мама, папа и двое детей-школьников. Мама с детьми в выходной день отправилась за покупками. Кроме продуктов к ужину, они купили школьный ранец для сына, джинсы для дочери, кофеварку и новые занавески для гостиной. Предположите, каковы были мотивы этих покупок? Покупательские мотивы делятся на рациональные и эмоциональные (см. с.95 учебника).
продолжите фразу в стране политический кризис, экономисты предсказывают …
продолжите фразу ожидается теплая зима, экономисты предсказывают …
продолжите фразу вышел новый диск популярной группы, экономисты предсказывают …
продолжите фразу упали цены на нефть, экономисты предсказывают … докажите, что экономика затрагивает все сферы жизни
нужно ли нам изучать экономику?
8, термины, выберите «товар 21 века» и обоснуйте его достоинства с точки зрения производителя и потребителя
Предварительный просмотр:
Урок «Экономика и её основные участники»
Цели урока:
- подвести учеников к пониманию роли экономики в жизни человека, в развитии общества и государства
- Выяснить роли основных участников экономики в создании, распределении и потреблении различных экономических продуктов
- Продолжить формирование умений анализировать документы, аргументировать свою точку зрения
- Воспитание культуры общения при работе в группе
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал
Ход урока.
- Организационный момент, сообщение темы урока
Мы начинаем изучать новый раздел – «Экономика». Это занятие – первый урок по данной теме, в ходе изучения которой узнаем, что такое экономика, какова её роль в жизни человека и общества, познакомимся с новыми терминами и понятиями.
- Изучение новой темы.
План урока.
- Что такое экономика.
- Зачем нужна экономика. Натуральное и товарное хозяйство
- Основные участники экономики
1. Что такое экономика.
Изучение первого раздела параграфа «Что такое экономика» направлено на формирование у семиклассников представления о содержании понятия «экономика». Предложенные в учебном тексте определения, трактующие это понятие в узком и широком смысле, в хорошо подготовленном классе можно дополнить другими. Так, автор книги «Экономикс» П. Самуэльсон предлагает следующие определения экономики: «Экономика — это:
1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми;
2) использование людьми редких и ограниченных ресурсов и распределение их между членами общества в целях потребления;
3) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств;
4) налаживание и осуществление потребления и производства;
5) богатство».
(слайд 1-2)
Обсуждение с семиклассниками вопросов: почему автор предлагает различные определения? Как в этих определениях проявляются различные стороны экономической жизни общества? Какое из определений, с которыми вы познакомились на уроке, можно считать наиболее полным? Запишите в тетради.
(слайд 3)
«Экономика – это знания о …» | «Экономика – это умения …» |
2.Зачем нужна экономика
Изучение следующего раздела «Зачем нужна экономика» строится в значительной степени с опорой на знания из истории (например, материал о переходе от средневекового натурального хозяйства к товарному хозяйству).
(слайд 4)
Проверить степень усвоения учащимися основных понятий изученных разделов и закрепить учебный материал можно на основе выполнения нескольких познавательных и практических заданий. (работа с классом)
Задание 1
Познакомьтесь с понятиями, найдите главный смысловой ряд. Определите «выпадающее понятие», относящееся к другому смысловому ряду:
потребности, хозяйство, налоги, производство, обмен, товар.
Ответ: налоги.
Задание 2
Сгруппируйте слова, относящиеся к экономическим проявлениям жизни общества:
республика, традиции, собственность, поколение, технология, народность, торговля, творчество, мировоззрение, услуга, образование, судопроизводство.
Ответ: собственность, технология, торговля, услуга.
Задание 3
Составьте небольшие тексты (3—4 предложения) с использованием следующих понятий: «потребности», «экономика», «производство», «товарное хозяйство».
Практическое задание
Проследите путь учебной книги от природы (как ресурса производства) до потребителя и определите соответствующие экономические единицы на данном пути (сырьё, предприятия, технологии и др.).
3. Основные участники экономики
Следующий шаг в работе — знакомство с разделом «Основные участники экономики». Его изучение можно построить путём сочетания комментированного чтения текста учебника и объяснения учителя с привлечением материалов словаря, иллюстраций к уроку, выполнения различных практических, творческих задач с опорой на социальный опыт учащихся.
(слайд 5-9)
Выявить специфику характера деятельности основных участников экономики помогут примеры в учебном тексте, а также выполнение следующих тестовых заданий.
1. Человек в роли потребителя проявляет себя в процессе:
а) сельскохозяйственных работ;
б) участия в экономическом форуме;
в) создания произведения искусства;
г) использования в быту света и тепла;
Ответ: г.
2. Человек в роли производителя проявляет себя в процессе:
а) участия в выборах;
б) покупки товара;
в) реставрации памятников;
г) получения денег в банке.
Ответ: в.
Знакомство по тексту учебника с понятиями «производитель», «потребитель» целесообразно сопроводить выполнением нескольких практических заданий, направленных на их более успешное усвоение.
Задание 1
Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обслуживания (например, в «Макдоналдсе»). Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».
Задание 2
Приведите примеры товаров индивидуального и общественного потребления.
Задание 3
Что может быть целью производителя:
а) использование машин и оборудования;
б) повышение качества продукции;
в) снижение материальных потребностей;
г) получение дохода;
д) снижение затрат производства;
е) использование природного сырья.
Ответ: б; г; д.
Особого внимания заслуживает вывод о взаимосвязи и взаимозависимости целей и результатов экономической деятельности её основных участников. Глубже понять и усвоить его поможет включение учащихся в обсуждение следующих проблемных вопросов: как потребление товаров и услуг влияет на производство? Зависит ли уровень потребления от уровня производства?
III.Закрепление
Закреплению основных понятий и материала рассматриваемого раздела параграфа будет способствовать выполнение учащимися задания 5 рубрики «В классе и дома». Его можно дополнить рядом заданий на усвоение понятий «потребитель» и «производитель».
Задание 1
Назовите 3—4 термина, наиболее тесно связанных с понятиями «потребитель» и «производитель».
Задание 2
Расположите в правильной последовательности этапы поведения думающего (рационального) потребителя:
решение о покупке, осознание потребности, оценка других возможных вариантов выбора, поиск информации о товаре.
Ответ: осознание потребности, оценка других возможных вариантов выбора (альтернатив), поиск информации, решение о покупке.
IV. Рефлексия.
Наш урок заканчивается, и я хочу сказать…
- На этом уроке я узнал…
- На уроке я научился…
- Я задумался…
Домашнее задание: § 12,
1) Ответить на вопросы с.71
2) Заполнить таблицу в тетради " Основные стадии движения продукта"
(задание 4)
3) устно ответить на вопрос: " Экономика – это сама жизнь во всём её многообразии?" (подобрать несколько аргументов).
Аспектный анализ урока обществознания в 7 классе
«Экономика и её основные участники»
Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся с использованием ИКТ на всех этапах урока
Ф.И.О. учителя: Шаповалова С.В
Класс: 7
Тип урока: урок новых знаний
Межпредметные связи:
- история
- экономика
Оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, карточки.
Цели и задачи урока
сформировать представление об экономике как сфере
жизни общества, её основных проявлениях и участниках;
— раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей и жизнедеятельности людей;
— выявить специфику и взаимосвязь основных сфер экономической жизни, характера деятельности её участников;
— помочь учащимся усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования (натуральное и товарное хозяйство);
— способствовать успешному освоению учащимися рациональной модели поведения в экономической сфере жизни и деятельности.
Введение в анализ урока
- Урок дан в соответствии с тематическим планированием
- Тема урока предполагает привлечение иллюстративного материала
- Использование компьютерной презентации оправданно
Роль компьютера на уроке
- Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока
- Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации
- Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, ПК - иллюстратор и аниматор, следовательно, это работает на повышение уровня усвоения материала учащимися
- Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.
Структура урока характерна для данного типа и вида урока и рациональна для достижения поставленных целей.
При планировании урока «Экономика и её основные участники» учитель обращает внимание на практическую направленность, доступность, выделение главного в содержание, высокую информированность, быстрый темп, развитие навыков самостоятельной работы, использование технических средств обучения.
Для учебной деятельности учащихся при закреплении и совершенствовании знаний характерна больше самостоятельность.
Методические приемы.
Так как данная организация урока интересна и класс по своей подготовленности сможет принять активное участие в учебной деятельности, было выбрано сочетание следующих средств и методов работы: проблемный, иллюстративный, частично-поисковый, осмысление и поиск вариантов в выполнении заданий, учащиеся проявляли умение использовать мыслительные операции сравнения, обобщения.
Формы обучения: Блиц- опрос, работа в парах и индивидуально, самопроверка, взаимопроверка, устная работа, выполнение теста с выбором ответа, заполнение таблицы.
Такое сочетание форм делает урок динамичнее, интереснее, не дает накапливаться усталости, однообразию.
Контроль усвоений знаний умений и навыков был предусмотрен в ходе всего урока, результаты своей работы каждый заносил в листы отчетности и в конце урока мог самостоятельно оценить себя.
На уроке целесообразно использовались возможности компьютера.
Высокая работоспособность и доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась за счет разнообразия заданий, за счет постоянной смены наглядности, нетрадиционной формы проведения урока, эмоциональной подачи материала, смены деятельности и темпа урока.
Программа наблюдения:
1. Организационный момент. | + использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок |
2. Введение в тему | + с помощью, представленных на экране заданий учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока и цели урока |
3.Этап актуализации знаний и постановка проблемы.
| +закрепляют полученные знания +активизирует внимание + наличие индивидуальной и групповой работ +использование исследовательского метода проблемного обучения + расширение и углубление знаний по предмету |
4. Первичное закрепление | +самостоятельность выполнения заданий + глубина знаний и умений + учащиеся приходят к выводу, как важно иметь прочные знания по данной теме |
| + развитие умения оценивать результат работы на уроке + определение необходимости дальнейшей Работы |
Вывод: учителю в ходе всего урока удалось систематизировать знания учащихся, развивать практические умения и навыки, что говорит о методической грамотности учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экономика и её основные участники
Урок обществознания в 7 классе...
Экономика и её основные участники
7 класс...
Урок обществознания с использованием интерактивной доски Elite Panaboard "Экономика и ее основные участники", 7 класс
Ссылка "Экономика и ее основные участники"Разработка урока выполнена в ПО Easi Teach Next Generatio...
Экономика и ее основные участники. Разработка урока и презентация. Методическое объединение учителей истории и обществознания социальной сети работников образования
Архив включает в себя разработку урока обществознания в 7 классе (Раздел 3 "Человек и экономика") и презентацию, состоящую из21 слайда...
Экономика и ее основные участники
Презентация к уроку обществознания в 7 классе (учебник Л.Н.Боголюбова)...
7 класс, глава 3, п.12. Экономика и ее основные участники
Презентация к уроку по обществознанию в 7 классе по теме "Экономика и ее основные участники" (к учебнику Боголюбова)...
Тест по теме: «Экономика и её основные участники», обществознание, 7 класс
Тест по обществознанию в 7 классе по разделу "Экономика" позволяет подготовиться и закрепить материал по этому параграфу....