Реализация новой концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в школе.
материал по обществознанию

Данилова Татьяна Алексеевна

 

          Обществознание призвано сформировать у обучающегося целостную картину современного общества как сложной динамичной открытой системы, представления о разных гранях социальной жизни, понимание своего места в российском обществе и семьи как важнейшего социального института, а также способствовать освоению типичных социальных ролей, формированию правовой культуры, антикоррупционного поведения. Обучающийся должен усвоить, что такое мораль, нравственные и общественные ценности, культура и религия, гражданственность и патриотизм, воспитать в себе уважение к людям и самому себе, бережное отношение к природе.

Целью Концепции является повышение качества преподавания и изучения обществознания в образовательных организациях с учетом перспективных задач развития Российской Федерации.

            Задачи:

  1. обновление содержания образовательных программ по обществознанию на уровнях основного общего и среднего общего образования (с обеспечением их преемственности), учебно-методических комплексов (УМК), технологий и методик обучения;
  2. расширение использования электронных информационных и образовательных ресурсов, обеспечивающих повышение качества преподавания обществознания;
  3.  развитие технологий и методик обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников формирование у обучающихся правовой, экономической (включая финансовую), политической, медиа – и информационной культуры, культуры межнационального общения, соответствующей традициям и потребностям российского общества, общероссийской гражданской идентичности;
  4. совершенствование системы диагностики и контроля учебных достижений обучающихся, включая обновление контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по обществознанию по окончании освоения образовательных программ основного общего и среднего общего образования;
  5. создание условий для формирования гармонично развитой личности, успешной социализации обучающихся, их созидательной гражданской активности, усиление взаимосвязи преподавания обществознания с реализацией программы воспитания и социализации обучающихся, воспитание у обучающихся неприятия национальной и религиозной розни, общественно опасного, коррупционного и неправомерного поведения;
  6.  совершенствование системы подготовки учителей обществознания и повышение их квалификации с использованием современных педагогических технологий и методов обучения, содействие их профессиональному росту.

Общей целью нового подхода к преподаванию обществознания является создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности.

Описаны особенности новой концепции по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_kontseptsiya_po_obshchestvoznaniyu.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет.

Реализация новой концепции

преподавания учебного предмета «Обществознание» в  школе.

Данилова Т.А. 29.10.19

         Обществознание как учебный предмет изучает общество как систему и человека как субъекта общественных отношений. Базовые компетенции, которые формируются при изучении обществознания, помогают правильно действовать при решении вопросов, которые связаны с различными аспектами общественной жизни, играют важную роль в формировании личности обучающегося, его гражданской позиции.

         Обществознание выполняет функцию интеграции знаний о человеке и обществе, получаемых в рамках изучения курса и других учебных предметов, устанавливает межпредметные связи с другими предметами социально-гуманитарной направленности (история, литература, география, основы религиозных культур и светской этики) и с реализуемой в организациях, реализующих общеобразовательные программы (далее – образовательные организации), программой воспитания и социализации обучающихся.

         Обществознание призвано сформировать у обучающегося целостную картину современного общества как сложной динамичной открытой системы, представления о разных гранях социальной жизни, понимание своего места в российском обществе и семьи как важнейшего социального института, а также способствовать освоению типичных социальных ролей, формированию правовой культуры, антикоррупционного поведения. Обучающийся должен усвоить, что такое мораль, нравственные и общественные ценности, культура и религия, гражданственность и патриотизм, воспитать в себе уважение к людям и самому себе, бережное отношение к природе.

Целью Концепции является повышение качества преподавания и изучения обществознания в образовательных организациях с учетом перспективных задач развития Российской Федерации.

         Задачи:

  1. обновление содержания образовательных программ по обществознанию на уровнях основного общего и среднего общего образования (с обеспечением их преемственности), учебно-методических комплексов (УМК), технологий и методик обучения;
  2. расширение использования электронных информационных и образовательных ресурсов, обеспечивающих повышение качества преподавания обществознания;
  3.  развитие технологий и методик обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников формирование у обучающихся правовой, экономической (включая финансовую), политической, медиа – и информационной культуры, культуры межнационального общения, соответствующей традициям и потребностям российского общества, общероссийской гражданской идентичности;
  4. совершенствование системы диагностики и контроля учебных достижений обучающихся, включая обновление контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по обществознанию по окончании освоения образовательных программ основного общего и среднего общего образования;
  5. создание условий для формирования гармонично развитой личности, успешной социализации обучающихся, их созидательной гражданской активности, усиление взаимосвязи преподавания обществознания с реализацией программы воспитания и социализации обучающихся, воспитание у обучающихся неприятия национальной и религиозной розни, общественно опасного, коррупционного и неправомерного поведения;
  6.  совершенствование системы подготовки учителей обществознания и повышение их квалификации с использованием современных педагогических технологий и методов обучения, содействие их профессиональному росту.

Общей целью нового подхода к преподаванию обществознания является создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности.

Целевые установки

Социализация

Воспитание патриотизма

Самостоятельность

Коммуникация

Уважение

Умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор

Конструктивность

Преподавание обществознания ведется на уровнях основного общего и среднего общего образования в форме интегрального курса, имеющего два концентра.

Последовательность освоения учебного материала строится с учетом этапов социального взросления обучающихся, развития их познавательных возможностей, постепенного обогащения их личного социального опыта, изменений с возрастом интересов и запросов, логики развертывания научного знания.

Интегральный характер преподавания обществознания определяется установленной Конституцией Российской Федерации в качестве объекта конституционного регулирования и государственного строительства триадой «личность – общество – государство» и способствует выработке у обучающихся практических навыков, которые необходимы каждому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь. Интегральный характер преподавания обществознания не исключает возможности его изучения тематическими блоками (модулями).

Методы преподавания и изучения обществознания должны основываться на системно-деятельностном подходе, обеспечивать формирование способности практического применения полученных знаний.

Уровневый принцип выстраивания курса

1-7 классы - гражданский опыт (Результат - понимание гражданской ответственности, активная позиция в решении проблем, формирование потребительской, экологической, правовой и здоровьесберегающей культуры поведения.

Ведущие методы - работа с документами, дискуссии, основы проектной деятельности.

  • 8-9 классы - систематизация полученного опыта

Результат - системное представление о существующих взаимосвязях и отношениях.

Ведущие методы - изучение теорий, понятий, концепций, анализ документов, учебное сотрудничество, ситуативные и игровые методики, сравнительные подходы, использование информационных технологий, социальное проектирование.

Обучающиеся, успешно освоившие обществознание на уровне основного общего образования, должны иметь целостное представление об обществе и механизмах его развития, человеке и его жизни в обществе, сформировать понимание значения социальной среды в жизни каждого человека, важности семьи как базовой социальной структуры. Ценности, которые должны быть освоены в процессе преподавания и изучения обществознания на уровне основного общего образования, являются основой формирования гражданской ответственности за свою судьбу, за судьбу Отечества.

На базовом уровне среднего общего образования (10-11 классы) должно происходить закрепление ранее изученного материала и развитие возможностей интерпретации общественных явлений, углубление теоретических представлений об общественных и социальных процессах и усиление способности практического применения полученных знаний. Задачей этого этапа преподавания и изучения обществознания является не только освоение новых знаний, но и развитие способностей самостоятельного получения знаний и их использования в реальных общественных взаимоотношениях. Особое значение приобретает понимание познания как фундаментального процесса, являющегося универсальным источником знаний, освоение различных видов познания, разделение чувственного и рационального познания, понимание критериев истины, истинного и ложного знания.

  • 10-11 классы - осмысление процессов, происходящих в современном глобальном мире с точки зрения полученного ранее опыта и приобретенной системы знаний.

Результат - осмысление тенденций мирового развития, понимание собственной роли в обществе, видение путей достижения успешности личной и общественной, умение действовать в конкурентной среде, широта кругозора и информационная грамотность.

Ведущие методы - дискуссии, решение проблем, прогнозирование, работа с поиском, структурированием и анализом информации, интеграция школьных предметов, проектирование, ориентация на целеполагание, сравнение и обобщение.

ОПЫТ - СИСТЕМАТИЗАЦИЯ - ОСМЫСЛЕНИЕ

Для решения представленных в Концепции задач необходимо:

-   обязательное изучение обществознания, включая освоение знаний по правоведению и экономике, философии, социологии, политологии.  

-   также усилить межпредметные связи с учебными предметами «Религии России», «История России», «Всеобщая история»;

- обеспечить при изучении обществознания возможности использования дополнительной литературы, разнообразных электронных информационных и образовательных ресурсов;

- продолжить совершенствование контрольных измерительных материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации по обществознанию, развивать инструменты оценки уровня сформированности базовых компетенций у обучающегося;

- расширять участие обучающихся в общественно значимых конкурсах, в том числе волонтерских проектах, сформировать в рамках портфолио обучающегося механизмы учета результатов этой деятельности    

- Для повышения качества преподавания и изучения обществознания на уровне среднего общего образования и улучшения предпрофессиональной ориентации обучающихся необходимо  участвовать в олимпиадах предметной области «Общественные науки».

- активно использовать интерактивных образовательных технологий и методов (учебного проектирования, учебного исследования, технологии обучения в сотрудничестве,

- игровых технологий, ориентированных на возрастные особенности разных групп обучающихся, в том числе деловых и ролевых игр, методов моделирования реальных ситуаций, дебатов и др.);

- дополнительного образования и внеучебной деятельности (с опорой на традиционные формы коммуникации и цифровую социальную среду), включая использование возможностей программы воспитания и социализации обучающихся;

-  электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

- дополнительной литературы, визуализированных данных, моделей, схем, аудиовизуальных материалов.

- преподавание и изучение обществознания должно опираться на всю совокупность доступных ресурсов внешней среды (научных организаций и экспертных центров, средств массовой информации, музеев, библиотек, театров, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечивающих удовлетворение интереса обучающихся к изучению современного общества.

- при преподавании и изучении обществознания на уровне основного общего и среднего общего образования в образовательной организации должна быть обеспечена эффективная интеграция рабочих программ по обществознанию с программой воспитания и социализации обучающихся на уровне целей, тематического планирования мероприятий, а также через использование значимых событий в рамках рабочих программ для получения и обобщения социального опыта.

В процессе реализации рабочих программ по обществознанию целесообразно связывать их с социальной активностью обучающихся в рамках деятельности советов обучающихся, их участием в деятельности детских и молодежных организаций, волонтерских программах и проектах.

Для реализации рабочих программ углубленного изучения обществознания целесообразно использовать ресурсы программ профориентации и (на принципах сетевого взаимодействия) инфраструктуру образовательных организаций высшего образования по профильным направлениям подготовки и специальностям.

Итог:

1. Межкурсовая преемственность и межпредметное взаимодействие.

  1.  Интеграция преобладает над модульным принципом.
  2. Принцип нарастания проблемного характера рассмотрения содержания.
  3. Отказ от «сферного» подхода к рассмотрению общественного развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

Цели и задачи Концепции. Целью Концепции преподавания Физической культуры в образовательных организациях является: создание условий для обеспечения высокого качества преподавания предмета и повыш...

Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура».

Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура»...

План мероприятий по реализации Концепции преподавания учебного предмета "ОБЖ"

План мероприятий по реализации Концепции преподавания учебного предмета "ОБЖ"...

Формы, методы, приемы формирования читательской грамотности обучающихся в контексте Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования»

Региональная научно-практическая конференция по вопросам обновления содержания образовательных программ и преподавания учебных предметов в соответствии с Концепциями их преподавания «Взаимодейст...