Урок Патриотизма
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Непосредственно, главным источником воспитания патриотизма молодежи является школа. Безусловно, патриотизм имеет сферу сближения не только со школой, но и с детством в целом, семьей и бытовым укладом жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obshchestvoznaniya_patriotizm.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания «Гражданственность, патриотизм и ответственность».
Занятие проводится в 9 классе
На занятие отводится 2 часа
Цели:
- выработать чёткое представление об основных понятиях урока: гражданин, патриот, ответственность, избиратель;
- сформировать у учащихся позитивную позицию гражданина и будущего избирателя.
Задачи:
- развитие умений работы с документами: анализировать статьи Конституции Российской федерации, отбирать информацию и пользоваться ею;
- формирование личности Гражданина и Патриота России.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Основные понятия урока: патриотизм, гражданин, гражданственность, ответственность, свобода выбора, выборы.
Ход урока:
I. Организационный момент
Деление участников урока на группы, все берут карточки разного цвета.
На столе у каждого ученика текст Конституции РФ.
Учитель объявляет тему и цели урока.
II. Учебная мотивация
Группы получают задания.
I группа: Назовите термины, связанные с патриотизмом.
Предполагаемые ответы:
- любовь к Родине;
- преданность Отечеству;
- преданность к своему народу;
- любовь к малой родине;
- любовь к земле, где родился;
- забота о процветании Отечества;
- гордость за свою страну;
- желание быть полезным своей стране;
- уважение к атрибутам своей страны.
II группа: Назовите термины, связанные с гражданственностью.
Предполагаемые ответы:
- чувство причастности к судьбе своей страны;
- активное участие в судьбе страны;
- сознание своих прав и обязанностей по отношению к своему
государству.
III группа: Найдите сходство понятий патриотизм и гражданственность.
Предполагаемые ответы:
- положительное отношение к своей стране и желание быть ей
полезным;
- эти чувства проявляются в моменты защиты страны от внешней
агрессии.
IV группа: Найдите отличия этих понятий друг от друга.
Предполагаемые ответы:
гражданственность является более осознанным чувством и
подразумевает наличие определённых действий человека,
кроме того патриотизм не зависит от способа управления
государством, а гражданственность характерна только для
демократии.
III. Проведение беседы
Учитель:
Часто патриота своей страны называют Гражданином с большой буквы. Кто же такой гражданин в нашей стране?
Ответы учащихся:
Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки.
Учитель:
Термин «гражданин» имеет два значения – правовое и нравственное. Как вы думаете, в каком документе определено правовое значение?
Ответ учащегося:
В Конституции РФ определено правовое содержание понятия «гражданин». Статья 6 пункт 2 и 3:
- Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
- Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.
Учитель:
Вместе с тем с нравственной позиции не каждого человека, формально именующегося гражданином страны можно назвать Гражданином. На Красной площади в Москве находится памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, на котором имеется надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия». За что такая память?
Ответы учащихся:
Эти люди возглавили ополчение, которое в 1612 году изгнало из столицы интервентов. Благодаря этому, Россия была спасена от национальной катастрофы.
Учитель:
А что для вас означают понятия гражданин и патриот?
Ответы учащихся:
Каждый из нас является гражданином, поэтому, в первую очередь – это ответственность перед своей страной, своим народом, родными, близкими. Таким образом, ответственность неразрывно связана с гражданственностью, патриотизмом.
Учитель:
Как вы думаете, можно ли проявить патриотизм и гражданственность в повседневной жизни?
Ответы учащихся:
Получение паспорта, помощь взрослым и старикам, поступок по спасению, например, утопающих, охрана окружающей среды, т.е. природы, выбирать хороший поступок, а не плохой и т. д.
Учитель:
Будучи гражданами демократического общества, нам необходимо понимать, что такое ответственность. Существует множество сложных действий человека, связанных с ответственностью.
Вопрос учащимся: Является ли гражданской ответственностью человека необходимость совершать гражданские поступки?
Ответы учащихся:
Получать образование, выбирать между одной профессией и другой, приобретать имущество, общаться с друзьями, давать обещание, заводить семью, задавать вопросы или оспаривать, выражать мнение, баллотироваться, голосовать. Таким образом, человек ответственен перед Отечеством, другими людьми, семьёй, собой.
Задание группам: изобразить символ ответственности и защитить его.
(Изображали территорию России, российский флаг, брошюру Конституции РФ, людей разных профессий, семью).
IV. Работа с текстом Конституции РФ, ответы на вопросы.
Учитель:
Формирование активной гражданской позиции, чувства высокой ответственности происходит у граждан во время избирательной кампании. Откроем Конституцию РФ, статью 32.
Учащиеся читают:
1. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Учитель:
Я назову законы, касающиеся избирательного права:
- Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан РФ»;
- Федеральный закон «О выборах президента РФ»;
- Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы и Федерального собрания»;
- Федеральный закон «О Референдуме в РФ».
Учитель:
Каким образом любой гражданин России может принять участие в политической жизни страны? (Работа с текстом Конституции РФ статьи 31,33)
- Участвуя в митингах, собраниях, шествиях, пикетированиях.
- Принимая участие в выборах.
- Агитируя за ту или иную политическую партию.
- Обращаясь в парламент или местные органы власти с предложениями или проектами.
Учитель:
Что такое выборы?
Ответ учащегося:
Форма участия граждан в управлении государством.
Учитель: Гражданин РФ участвует в выборах на основе основных принципов.
Первый из них – всеобщность выборов. По Конституции РФ в выборах могут участвовать все граждане, достигшие 18 лет, психически здоровые и не содержащиеся в местах лишения свободы.
Принцип равенства означает, что каждый избиратель имеет один голос.
Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата.
Тайное голосование исключает оказание давления на избирателя в момент голосования.
Очень важным принципом выборов является их альтернативность, т.е. возможность сделать выбор из нескольких кандидатов.
Демократичность выборов выражается и в том, что должностные лица избираются лишь на определённый срок.
Я предлагаю вам убедиться в необходимости указанных принципов. Для этого моделируются ситуации, в которых какой-либо из принципов нарушается.
V. Моделирование ситуации. Работа в группах. (Ученикам предлагается построить цепочку следствий, вытекающих из такой ситуации).
I группа. Избирательное право в государстве имеют только граждане – мужчины в возрасте от 40 до 60 лет. Случалось ли такое в прошлом? Возможно ли это в современном обществе?
II группа. Во время голосования рядом с голосующим стоит некий человек в чёрном костюме и следит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюллетене проставляется галочка. Какой принцип демократических выборов нарушается? К чему это может привести?
III группа. Избирательный закон разрешает одному человеку голосовать за другого, т.е. сосед может проголосовать за соседа, родственник – за родственника. Как такая ситуация отразится на результатах выборов?
IV группа. В бюллетене для голосования проставлена только одна фамилия. Какой избирательный принцип нарушен? Где использовалась в прошлом (и используется сегодня) такая система? К каким последствиям может привести такой порядок выборов?
VI. Защита листовок с призывом к гражданам прийти на выборы.
I группа. «Судьба России – в моих руках»!
II группа. «Наши выборы – наша ответственность»!
III группа. «Мой выбор – голосовать»!
IV группа. «Выборы – мой гражданский долг»!
VII. Рефлексия.
Учащимся предлагается задание: закончите фразы:
На сегодняшнем занятии я узнал(а) …
В учебной группе мне было интересно работать, потому что …
Я пойду на выборы, потому что …
Учитель подводит итог урока и даёт оценку работы класса в целом, отмечает работу отдельных учащихся, групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок патриотизма
Данный урок создан на основе УМК "английский язык" И.Н.Верещагиной и О.В. Афанасьевой для IV класса. Вопрос воспитания патриотизма еще в 2012 году В.В.Путин обозначил основной задачей. В с...
Сценарий Урока патриотизма
«Урока патриотизма», посвященного 118-ой годовщине со дня рождения Великого полководца, Маршала-Победы, четырежды Героя Советского Союза Жукова Георгия Константиновича Жукова...
Урока патриотизма «Слава тебе, солдат – победитель!»
СценарийУрока патриотизма «Слава тебе, солдат – победитель!»,посвященного освобождению города Горячий Ключ от фашистских захватчиков...
Урок патриотизма «Пусть память говорит»
Вовлекать учащихся в поисковую исследовательскую работу по изучению краеведческих материалов; воспитывать устойчивый интерес к изучению истории родного края, гордость за своих соотечественников, ...
Урок патриотизма и воинской доблести «Гордиться ратной славой России», посвященный празднованию 70-летия разгрома Японии и окончания Второй Мировой войны
Материал предназначен для учителей истории....
Заметка об уроке патриотизма
В данной заметке идет речь об уроке патриотизма, посвященном Дню неизвестного солдата, который прошел в 5 "Б классе" 3 декабря....
Урок патриотизма "«И я люблю тебя так сильно, моя берёзовая Родина!».
Урок патриотизма предназначен для учеников основной школы....