Конституционная гарантия бесплатного образования в РФ
классный час по обществознанию (11 класс)

ерасова татьяна михайловна

Классный час на данную тему является очень актуальной темой,так как воспитанники должны знать о своих правах и обязанностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классный час28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Училище олимпийского резерва №1»"

Классный час

« Конституционная гарантия бесплатного образования в Российской Федерации»

Ерасова Татьяна Михайловна. Воспитатель

 

Содержание

Введение…………………………………………………4

§ 1 Законодательная база ………………………………6

§ 2 Общая структура системы образования РФ………9

 Заключение ……………………………………………14

Список литературы …………………………………....15

Введение

Ко времени крещения Руси в крупнейших русских городах существовала письменность, были грамотные люди, и, соответственно, существовало индивидуальное обучение грамоте. Постепенно зарождались и успешно развивались школьные формы обучения. В ʼʼПовести временных летʼʼ содержится запись о том, что князь Владимир Святославович, крестивший Русь в 988 ᴦ., начал строить церкви, назначать священников, собирать детей дружинников и знати для приобщения к книжной культуре – ʼʼучению книжномуʼʼ. Школы ʼʼучения книжногоʼʼ в содержательном и организационном плане имели элитарный характер и предназначались для обучения детей князей, бояр, дружинников. Это были частные учебные заведения, первоначально учителями в них были греки, болгары и русичи, приобщившиеся к книжной культуре.   При дворе князя Ярослава существовала повышенная школа, где получили серьезное образование, прошли ʼʼкнижное учениеʼʼ многие деятели культуры того времени: писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг, проповедники и образованные ʼʼкнижникиʼʼ. Ярослав Мудрый способствовал созданию школ в крупнейших русских городах. В 1028 ᴦ. по его указу открылась школа в Новгороде для обучения детей священников и горожан, рассчитанная на 300 учеников.   

  Обязательное образование — форма организации системы народного образования, при которой получение образования (начального, а в настоящее время в большинстве государств — среднего) закреплена в законах государств в качестве одной из гражданских обязанностей. Со второй половины XX века обеспечение обязательного образования как одно из требований к современным цивилизованным государствам по обеспечению ими прав человека закреплено в международном праве.

В наше время образование является одной из самых крупных сфер мировой экономики и одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой торговли услугами, при этом ежегодные мировые расходы на образование по некоторым оценкам превышают триллион долларов.

Система образования на уровне государства представляет собой сектор его экономики со всеми присущими ему характеристиками.

§ 1.

Законодательная база

В соответствии со статьей 43 Конституции РФ

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.


Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
  • учреждения дополнительного образования;
  • другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Таким образом, образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, установленные образовательными учреждениями в соответствии с законодательством РФ, должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. После принятия поправок 2007 г. в Закон об образовании 11-классное обучение обязательно для всех граждан РФ и бесплатно в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (иностранные граждане получают такое образование за плату). В частных учебных учреждениях образование для российских граждан платное. Для поступления в учреждения среднего профессионального образования (техникумы и др.) необходимо, как правило, основное общее образование, для поступления в вуз - 11 классов и соответствующий документ об этом (аттестат).

Из комментариев части 2 статьи 43 РФ :

Гражданам гарантируется  общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Закон об образовании устанавливает также общедоступность и бесплатность среднего (полного) образования в объеме 11 классов и начального профессионального образования, цель которого - подготовка работников квалифицированного труда с одновременным получением знаний в объеме основного общего образования. Общедоступность и бесплатность относится к государственным и муниципальным образовательным учреждениям, но получение второго высшего образования в них возможно только на платной основе.

§ 2.

Общая структура системы образования РФ

Дошкольное образование

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности, и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии.

Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Среднее (школьное) образование

Школьное образование - важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки.

Школы в России дают обучаемым так называемое среднее образование. Школы, дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей», «гимназия»).

Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас учебные пособия приобретаются.

В настоящее время полный курс обучения в российской школе занимает 11 лет.

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование (СПО) - средний уровень профессионального образования.

В советское время среднее профессиональное образование можно было получить в техникумах, а также училищах (например, медицинское училище).

В постсоветское время часть техникумов переименована в колледжи. В настоящее время среднее профессиональное образование может быть получено в техникумах и колледжах. Различия в терминах определены в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении).

Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:

а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Иными словами, техникум и колледж обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям - за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленной подготовки (4 года).

Высшая школа, или высшее профессиональное образование

Высшая школа в России - наиболее динамично развивающееся звено системы непрерывного образования. Она представлена следующими видами учебных заведений: университетами (они являются центрами фундаментальных научных исследований и осуществляют подготовку специалистов по разным профилям), академиями, институтами, консерваториями, высшими профессиональными школами. Реформирование высшей школы основано на введении многоступенчатой подготовки специалистов, которая реализуется по содержанию и срокам обучения преемственными общеобразовательными программами. По завершении обучения на каждой из ступеней выпускник получает диплом, который дает право заниматься профессиональной деятельностью или перейти к следующему этапу образования. Такая перестройка высшего образования дает возможность удовлетворить потребности страны в специалистах разного уровня квалификации.

Основные проблемы системы образования

Если говорить о проблемах образования в связи с общим экономическим положением в стране, то в целом они сводятся к следующим четырём:

  • качественного образования в гимназиях, лицеях, колледжах и вузах для способных детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов России стала достаточно проблематичной, и в значительной мере зависит не столько от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения семьи (репетиторство, платные курсы, оплату обучения), а для поступающих в вузы - и от места проживания.
  • низкая заработная плата педагогов
  • недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае на 40-50%);
  • доступность, плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса (за последние 10 лет почти 90% учебных заведений системы образования не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования);

Как следствие из отмеченного выше, заметным стало понижение качества образования по основным уровням:

  • общее среднее - устаревшая структура, перегруженность школьных программ;
  • начальное и среднее профессиональное - разрыв учебно-производственных связей с базовыми предприятиями;
  • высшее - особенности создания негосударственных вузов, введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов не всегда качественно функционирующих.

Платное образование в значительной мере оказалось неэффективным из-за таких факторов, как:

  • большая часть средств от платного высшего образования направляются не для поддержки государственных вузов, а в негосударственные, которые не всегда обеспечивают уровень качества образования;
  • отсутствие четкого разграничения платных и бесплатных образовательных услуг в дошкольном и школьном образовании;
  • большая часть средств от репетиторства минует бюджеты вузов и криминализует процессы вступительных экзаменов.

Заключение

Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человека, идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается.

В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.

Список литературы

  1. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология/Л.Д. Столяренко. - М.: Наука, 2004.
  2. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 2005.  
  3. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли в России до XVIII [Электронный ресурс]  http://domknig.me/readbook/18746/page16.html (дата обращения 22.11.2017)
  4. Конституция РФ [Электронный ресурс] http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-43-krf  (дата обращения 22.11.2017)

  1. «Википедия» Версия энциклопедии на русском языке. [Электронный ресурс]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE (дата обращения 23.11.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бесплатное образование -декларация или реальность?

Почему обучение в  школе становится проблемой для многих современных семей? Почему расходы родителей с каждым годом увеличиваются, хотя мы постоянно слышим , что учёба очень важна для  будущ...

Статья « Современные технологии на уроках истории – как гарантия качества образования»

В статье рассматриваются современные технологии, применение которых способствуют улучшению качества преподавания истории в школе....

Учитель как гарант качественного образования

Созданная внутришкольная система профессионального развития как составляющая профессиональной компетентности  учителя позволяет успешно решать задачи, поставленные перед школой на современном эта...