Учебный проект "Мы выбираем профессию"
проект по обществознанию (9 класс)
В подростковом возрасте ребята не задумываются о выборе профессии, т.к. зачастую не имеют представления о специфике той или иной работы. Однако выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять. Выбор профессии – это важный шаг во взрослую жизнь. Самое главное в выборе понять, чего ты хочешь от этой профессии, и сможет ли она ответить взаимностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебный проект. | 33.35 КБ |
Презентация к проекту. | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Полх-Майданская средняя школа»
Тема проекта «Мы выбираем профессию»
Вид проекта:
• по содержанию - практико-ориентированный;
• по комплектности - монопредметный;
• по количеству участников - коллективный;
• по продолжительности - средней продолжительности.
Выполнили: ученики 9 класса
Руководитель: Пахунова Е. Л.,
учитель обществознания
С. Полх-Майдан-2021
Содержание.
1.Введение………………………………………………………………3
1.1. Актуальность…………………………………………....................3
1.2. Цель………………………………………………………………...3
1.3. Задачи………………………………………………………………3
2. Этапы проекта……………………………………………………….4
2.1. Организационный…………………………………………………4
2.2. Теоретический……………………………………………………..4
2.3. Практический……………………………………………………...4
3. Выводы………………………………………………………………6
4. Рефлексия проектной деятельности……………………………….6
5. Информационно-методическое обеспечение……………………..7
6. Приложение…………………………………………………………8
1.Введение
1.1. Актуальность.
В подростковом возрасте мы не задумываемся о выборе профессии, т.к. зачастую не имеем представления о специфике той или иной работы. Однако выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо нам принять, потому что мы заканчиваем 9 класс. Выбор профессии – это важный шаг во взрослую жизнь. Самое главное в выборе понять, чего ты хочешь от этой профессии и сможет ли она ответить взаимностью. На сегодняшний день существует много профессий, и мы стоим перед сложным выбором, решая, с какой деятельностью связать свою жизнь, где учиться и куда пойти работать. Сейчас мы должны определиться не только душевными порывами, но и здравым разумом – ведь мы должен быть уверены, что выбранная профессия обеспечит каждому из нас стабильное будущее.
1.2. Цель: получить представление о наиболее востребованных профессиях на рынке труда.
1.3. Задачи:
А) проанализировать статистические данные на рынке труда Нижегородской области, выявить наиболее востребованные;
Б) познакомиться с особенностями труда в рамках этих профессий;
В) выявить личностные качества, необходимые для разных типов профессий;
Г) создать информационный буклет по итогам работы.
2. Этапы проекта.
2.1. Организационный.
В классе мы разделились на 3 группы и распределили обязанности. Решили, что первая группа –исследователи- будет заниматься поиском и сбором информации по выбранной теме. Вторая группа – редакторы –будут разрабатывать и изготавливать информационный буклет. Третья группа - журналисты – интервьюируют учеников школы по данной проблеме, после выполнения проекта презентуют работу выпускникам.
2.2. Теоретический.
Ребята, выполнявшие роль исследователей, занимались поиском и сбором информации: изучали буклеты ВУЗов Нижегородской области, данные с биржи занятости, сайты официальных организаций, печатные издания.
Редакторы, на основе поступающей информации, занимались поиском красочных картинок, соответствующих той или иной профессии, обрабатывали информацию.
Журналисты провели опрос по методике Е.А. Климова среди учащихся старших классов с целью выявления профессиональных предпочтений.
2.3. Практический.
Информация от исследователей.
Несмотря на то, что 2020 год преподнёс сюрприз в виде пандемии, в Нижегородской области по состоянию на февраль 2021 года открыто 358 228 вакансий. Об этом свидетельствуют данные общероссийского сервиса «Работа в России».
В рейтинге наиболее востребованных профессий региона на первом месте располагается продавец-кассир. Количество вакансий составляет 4 603. Уровень средней заработной платы равен 21 732 рублей в месяц.
Второе место занимает профессия рабочего на производство – 3 340 вакансий. В среднем работники получают 28 105 рублей в месяц.
Далее следует профессия расклейщика объявлений, где количество вакансий равно 3 096. Средняя оплата труда в месяц – 37 946 рублей.
Заключают пятерку рабочий-строитель и рабочий зеленого хозяйства. По данным профессиям свободных вакансий насчитывается 2 772 и 2 739 соответственно.
Наиболее высокооплачиваемые профессии в Нижегородской области – строитель кораблей, строитель-каменщик, железнодорожный строитель и строитель дорог. Уровень средней зарплаты составляет 365 287 рублей в месяц.
Второе место занимает старший разработчик Java. Работники данной профессии получают 163 503 рублей в месяц.
На третьем месте в рейтинге расположился руководитель отдела логистики с зарплатой 127 500 рублей в месяц.
Пятерку лидеров рейтинга заключают охранник 6 разряда и Java-разработчик. Оплата труда в месяц составляет 117 052 и 115 000 соответственно.
Крупнейшим работодателем в Нижегородской области по количеству предложений является Группа промышленной безопасности. Согласно статистике сайта, в компании насчитывается 15 441 открытых вакансий. Наиболее востребованными являются работники сферы торговли. Также работодатели заинтересованы в специалистах сферы рекламы, производства и строительства.
Следующий вопрос: в каких учебных заведениях Нижнего Новгорода и Нижегородской области можно получить наиболее востребованные профессии?
- Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, где можно получить профессию строителя дорог, железнодорожного строителя, а также строителя уникальных сооружений.
- Волжский государственный университет водного транспорта, дающий специальности в области кораблестроения, океанотехники и системотехники объектов морской инфраструктуры.
Но поступить сюда можно только после 11 классов. А если после 9 класса? После получения основного общего образования строительные профессии дают Нижегородский строительный техникум, Перевозский строительный колледж, Арзамасский техникум строительства и предпринимательства. На логиста в Нижнем Новгороде после 11 класса можно выучиться, поступив в НГТУ или НГПУ имени Козьмы Минина. После 9 класса нужно поступать в Нижегородский автотранспортный техникум.
Информация от журналистов.
Согласно дифференциально-диагностическому опроснику Е.Л. Климова, большинство опрошенных учащихся 8-11 классов видят себя в профессии направления «человек – человек» - 70%; наименьшее количество участников опроса склонны к профессиям направления «человек – художественный образ» - 2%. По направлению «человек – техника» хотят идти учиться 15% респондентов; «человек – знаковая система» - 8%; «человек – природа» - 5% учащихся.
Информация от редакторов.
Группа учащихся, выступающая в роли редакторов, нашла фотографии учебных заведений и создала буклет и презентацию по теме.
- Выводы.
Для того, чтобы правильно выбрать профессию, нам, девятиклассникам, и выпускникам 11 класса необходимо изучить литературу о различных учебных заведениях, учесть свои интересы и склонности. Об учебных заведениях можно прочитать в Интернете, в буклетах или сходить на День открытых дверей в профессиональные учебные заведения. Выполнение данного проекта помогло многим из нас точно определиться, кем они хотят быть. Восемь человек из класса собираются продолжить обучение в 10 классе, чтобы потом поступить в высшие учебные заведения. Другая половина класса (8 человек) хотят обучаться в колледжах и техникумах Нижегородской области.
- Рефлексия проектной деятельности.
Выполняя данный проект, мы научились:
работать с различной информацией;
добывать и обрабатывать материалы из разных источников – из газет, справочников, интернет-ресурсов;
научились взаимодействовать друг с другом несмотря на возникающие разногласия;
приобрели опыт поисково-исследовательской деятельности.
Считаем, что наша цель достигнута и все поставленные в начале работы задачи выполнены. Результатом практико-ориентированного проекта стало создание информационного буклета и презентации для учащихся школы.
- Информационно-методическое обеспечение.
Книги:
1.Галицкая С. Компас в мире профессий, или Как сделать правильный выбор: о профилизации старшей ступени средней школы/ С. Галицкая //Учительская газета. Прил. УГ Регион-консультант. - 2008. - 11 марта (N 11). - С. 5.
2. Иваницкая Е. Выбор будущей профессии определяют... стереотипы: к такому выводу пришли социологи, обратившиеся к старшеклассникам и выпускникам школ с вопросами об их возможной трудовой деятельности // Первое сентября. - 2008. - 15 марта - С. 18.
3. Козловский О. В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. - Донецк: БАО, 2006. - 798 с.
4. Лопатина А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. - Москва: Амрита-Русь, 2005. - 350 с.
Ресурсы интернета:
1. http://prevolio.com/tests/test-klimova
2. http://psytests.org/profession/yovayshi.html
- Приложение.
ДИФФЕРЕЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ДДО) (Е.Л. Климов)
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) разработан под руководством Е.А. Климова и предназначен для определения интересов и склонностей человека. Можно использовать в работе профконсультантов службы занятости и школьных психологов при профориептации подростков и взрослых и при отборе для обучения на различные типы профессий.
Теоретическое обоснование
В основе методики лежит предложенная Е.А. Климовым классификация профессий по предмету труда, па который они (профессии) направлены.
1. Человек - техника (Ч-Т).
Труд людей этой группы профессий связан с:
• преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
• обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
• восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
• изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).
2. Человек - человек (Ч-Ч).
Труд людей этой группы профессий связан с:
• воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
• медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
• правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции т.д.)
• организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
• изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).
З. Человек - знаковая система (Ч-З).
Труд людей этой группы профессий связан с:
• преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.):
• шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
• управлением движением (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
• составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);
• восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).
4. Человек - природа (Ч-П).
Труд людей этой группы профессий связан с:
• преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
• обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
• заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
• восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
• изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).
5. Человек - художественный образ (Ч-Х).
Труд людей этой группы профессий связан с:
• преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер. художник, режиссер, композитор и пр.);
• исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир. реставратор, оформитель и пр.):
с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).
Содержание методики
Методика представляет собой опросник из двадцати вопросов. Каждый вопрос содержит два альтернативных варианта («а» и «б»). Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке «Листа ответов” поставить знак “+“ (плюс).
Текст опросника
Инструкция:
«Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности вы бы предпочли? Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами “а” и “б”, раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности, Внимательно прочитан оба утверждения, знаком «+» отметьте то из них, которое более привлекательно для вас”.
1а | Ухаживать за животными | или | 1б | Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2 а | Помогать больным | или | 2б | Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
3а | Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | или | 3б | Следить за состоянием и развитием растений |
4а | Обрабатывать материалы | или | 4б | Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а | Обсуждать научно-популярные книги, статьи | или | 5б | Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а | Выращивать молодняк (животные какой-либо породы) | или | 6б | Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных). |
7а | Копировать рисунки, или настраивать музыкальные инструменты | или | 7б | Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т.п. |
8а | Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | или | 8б | Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов). |
9а | Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище. | или | 9б | Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а | Лечить животных | или | 10б | Выполнять вычисления, расчеты. |
11а | Выводить новые сорта растений. | или | 11б | Конструировать, новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а | Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять. | или | 12б | Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок). |
13а | Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | или | 13б | Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а | Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | или | 14б | Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.д.помощь |
15а | Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) | или | 15б | Составлять точные описания – отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях |
16а | Делать лабораторные анализы в больнице | или | 16б | Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а | Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | или | 17б | Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а | Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | или | 18б | Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а | Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | или | 19б | Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а | Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | или | 20б | Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Примеры профессий в соответствии с представленными типами
Типы профессий | Предметы труда | Примеры профессий |
Человек-природа (Ч-П) | Различные живые организмы, биологические процессы | Тракторист, рыбовод, зоотехник, агроном, садовник, ветеринар, животновод, геолог, биолог, почвовед и т.д. |
Человек- техника (Ч-Т) | Технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии | Водитель, токарь, инженер, слесарь, радиотехник, швея, электрик, механик, монтажник и т.п. |
Человек-человек (Ч-Ч) | Люди | Продавец, медсестра, секретарь, бортпроводник, учитель, воспитатель, няня, преподаватель, врач, официант, администратор и т.п. |
Человек- знаковые системы (Ч-З) | Условные знаки, цифры, формулы, коды, естественные или искусственные языки | Наборщик, кассир, делопроизводитель, бухгалтер, программист, экономист, радист, оператор ЭВМ, машинистка, наборщик и т.п. |
Человек- художественный образ (Ч-Х) | Произведения литературы, искусства | Парикмахер- модельер, чеканщик, маляр, гравер, резчик по камню, фотограф, актер, шлифовщик камней, художник, музыкант, стеклодув и т.п. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вид проекта: • по содержанию - практико-ориентированный; • по комплектности - монопредметный; • по количеству участников - коллективный; • по продолжительности - средней продолжительности.
«Для того чтобы быть счастливым, нужно лишь три условия – Всё остальное не имеет значения» (Б. Франклин).
Цель: получить представление о наиболее востребованных профессиях на рынке труда. Задачи: А) проанализировать статистические данные на рынке труда Нижегородской области, выявить наиболее востребованные; Б) познакомиться с особенностями труда в рамках этих профессий; В) выявить личностные качества, необходимые для разных типов профессий; Г) создать информационный буклет по итогам работы.
В подростковом возрасте мы не задумываемся о выборе профессии, т.к. зачастую не имеем представления о специфике той или иной работы. Однако выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо нам принять, потому что мы заканчиваем 9 класс.
Этапы проекта Организационный Теоретический Практический
ВУЗы Нижегородской области
Средние профессиональные учебные заведения
Тест «Мои склонности» (Определение предпочтительного типа профессии по Е.А. Климову) Человек-природа: 3 учащихся (5 %) Человек-техника: 9 учащихся (15%) Человек-человек: 20 учащихся (70%) Человек-знаковая система:5 учащихся (8%) Человек-художественный образ: 2 учащихся (2%)
Человек - человек Учитель, врач, секретарь-референт, менеджер, продавец. Важно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их. Личные качества: устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях .
Человек - художественный образ Писатель, художник, дизайнер, музыкант, артист. Важнейшие требования, которые предъявляют профессии этого типа,- одарённость в какой-либо области искусства, творческое воображение, образное мышление, трудолюбие.
Человек - природа Садовник, животновод, ветеринар, эколог, агроном, зоотехник. Труд людей этой группы связан с обслуживанием, охраной флоры и фауны.
Человек - техника Слесарь, монтажник, электрик, автомеханик. Труд связан с обслуживанием технических объектов.
Человек – знаковая система Бухгалтер, экономист, библиотекарь, делопроизводитель. Труд людей этих профессий связан с преобразованием, расчётом, сортировкой.
Выполняя данный проект, мы научились: работать с различной информацией; добывать и обрабатывать материалы из разных источников – из газет, справочников, интернет-ресурсов; научились взаимодействовать друг с другом несмотря на возникающие разногласия; приобрели опыт поисково-исследовательской деятельности .
«Вот лучший совет, который можно дать юношеству: найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить .» Кэтрин Уайтхорн .
Информационно-методическое обеспечение. Книги: 1.Галицкая С. Компас в мире профессий, или Как сделать правильный выбор: о профилизации старшей ступени средней школы/ С. Галицкая //Учительская газета. Прил. УГ Регион-консультант. - 2008. - 11 марта (N 11). - С. 5. 2. Иваницкая Е. Выбор будущей профессии определяют... стереотипы: к такому выводу пришли социологи, обратившиеся к старшеклассникам и выпускникам школ с вопросами об их возможной трудовой деятельности // Первое сентября. - 2008. - 15 марта - С. 18. 3. Козловский О. В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. - Донецк: БАО, 2006. - 798 с. 4. Лопатина А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. - Москва: Амрита-Русь, 2005. - 350 с. Ресурсы интернета: 1. http://prevolio.com/tests/test-klimova 2. http://psytests.org/profession/yovayshi.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол"Выбирая профессию, я выбираю будущее"
Перед старшеклассниками всегда стоит сложный выбор - выбор профессии, а следовательно, и выбор всей дальнейшей жизненной траектории. Как помочь детям сделать правильный выбор и кто должен им в этом по...
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов коррекционной школы VIII вида "Я выбираю профессию"
Это мероприятие разработано для учащихся 5-9 классов коррекционной школы. Оно направлено на развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету...
Классный час на тему: "Выбираем профессию" для 9-11 классов
Классный час содержит разные формы работы с выпускниками по выбору профессии( соцопрос, тренинги, методику Пряжникова, игры,анкетирования и т. п.)...
Классный час "Выбираем профессии"
В нем содержится материал к классному часу для 10-11 классов по теме выбора профессии....
Программа курса по выбору "Выбирая профессию, выбираем образ жизни"
Программа по профорентации "Выбирая профессию, выбираем образ жизни" призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфи...
Классный час "Выбирая профессию – выбираю будущее"
Тема классного часа: Выбирая профессию – выбираю будущее Ролик «Ученик лекаря» (притча) Цель:-формировать информационную основу выбора профессии;- создать условия для форми...
Профориентационная работа. Классный час "Выбирая профессию, ты выбираешь будущее"
В настоящее время вопрос о выборе профессии весьма актуален, т.к. в будущем подросткам суждено строить новую Россию и жить в ней.Основными задачами методической разработки являются важные ...