Актуальные проблемы преподавания предмета "Обществознание" в условиях ФГОС
статья по обществознанию
Применение метапредметного подхода на уроках обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_problemy_prepodavaniya_predmeta_obshchestvoznanie_v_usloviyah_fgos.docx | 47.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы преподавания предмета «Обществознание» в условиях ФГОС.
Малкова Н.Е. учитель обществознания
Девяткина С.М. учитель права и обществознания
Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому – и я научусь
Древняя восточная мудрость
Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях. Поэтому среди наиболее общих задач, которые ставит современность перед российским педагогом – обучение учащихся планированию своих действий по добыванию, систематизации, анализу знаний из колоссального информационного потока, возможности их применения в различных видах деятельности. На данный момент, возникает естественная проблема: учащийся с трудом связывает для себя систему понятий одного учебного предмета с системой понятий другого. XXI век характеризуется возникновением комплексных проблем, решение которых предполагает в первую очередь междисциплинарное взаимодействие. В этих условиях метапредметный подход к образовательному процессу, становится наиболее эффективным, так как позволяет представить и оценить целостную картину мира. Частой проблемой, с которой приходится столкнуться любому учителю обществознания является неумение учащихся связывать теоретический материал урока с социальной реальностью, использовать те знания, которые стали известны им из курсов истории, географии, литературы, обществознания и пр. Учащиеся как бы разъединяют теорию по одной дисциплине с примерами из другой. Отсутствие системного мышления у подрастающего поколения стало одной из главных трудностей современной школы. Именно в этом часто кроется снижение качества выполненных проектных или исследовательских работ, а также результатов сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Курс обществознания включает в себя знания, составляющие предмет отдельных наук: философии, социологии, политологии, правоведения, культурологии, психологии, экономики. В этом заключается сложность изучения и его интегративная особенность. Использование метапредметного подхода на урока обществознания позволяет решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и учебных предметов, отдельных модулей.
К особенностям метапредметного урока можно отнести следующие:
1. Это интегрированное занятие, с применением ИКТ.
2. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
4. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
При проектировании и разработке материалов метапредметного урока, на наш взгляд, учителю необходимо придерживаться ряда обязательных требований к отбору заданий: повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер, задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов деятельности.
Рассмотрим варианты модели включения метапредметных заданий в уроки по обществознанию.
1.Метапредмет «Знак». Задания развивают способности учащихся к схематизации и работе с графической информацией. Эффективны при организации групповой работы.
Кластер «Межнациональные конфликты».
2. Метапредмет «Задача»
Возможность практического применения знаний реализуется через решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.
Граждане РФ Анастасия и Дмитрий накануне регистрации брака решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о правах и обязанностях в отношении своих будущих детей, о способах участия в доходах друг друга, о порядке несения каждым супругом семейных расходов, а также пункт об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её трудоустройством. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного договора, указал на необходимость исключить два пункта. О каких пунктах из перечисленных выше идёт речь? Свой ответ обоснуйте. Какое условие необходимо, чтобы составленный в письменной форме и удостоверенный у нотариуса брачный договор вступил в силу
3. Метапредмет «Проблема». Задания эффективны на любом этапе урока, и способствуют выработке собственной позиции.
Обращение к личному социальному опыту.
Поразмышляйте сами, поговорите с родителями, с другими взрослыми, чье мнение авторитетно для вас, о том, какова роль семьи в современном обществе. По результатам опроса составьте диаграмму.
Аргументация собственного мнения.
В сказке Г.-Х. Андерсена «Калоши счастья» рассказывается о том, как фея Счастья и фея Печали поспорили, что приносят людям калоши счастья. Фе Счастья утверждала, что калоши обладают замечательным свойством: того, кто их наденет, они смогут мгновенно перенести в любое место и любую эпоху, и от этого он почувствует себя совершенно счастливым.
Фея Печали утверждала, что обладатель калош счастья будет самым несчастным человеком на земле и благословит ту минуту, когда избавится от этих калош.
Чью сторону в споре займешь ты? Для чего нужны калоши счастья?
4.Метапредмет «Знание». Работа с понятиями. Задание наиболее эффективно на этапе закрепления материала и в качестве домашнего задания.
Синквейн.
Семья.
Добрая, родная.
Любит, понимает, гордится.
Семья – самое дорогое в жизни.
Любовь.
Работа с текстом.
Аналитическое чтение текста ( при помощи метода «Пометки на полях» проанализировать текст учебника с помощью специальных условных обозначений - «v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён. После прочтения идет проверка понимания текста( авторская позиция, предположения, объяснение обществоведческих понятий). Старшеклассникам можно посоветовать стремиться к лаконизму в изложении и к использованию всякого рода сокращений, применению условных знаков-символов (например, математических: равно, больше, меньше и т. д.), можно здесь вводить и любые свои знаки);
В соответствии с требованиями ФГОС учащиеся должны уметь ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию находить необходимую единицу информации в тексте; решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; структурировать текст; интерпретировать текст; обнаруживать недостоверность получаемой информации; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Подводя итог, хотелось бы отметить, что использование метапредметного подхода способствует формированию у учащихся умения планировать и осуществлять свою деятельность, работать в коллективе, осуществлять познавательные действия, определять суть понятий, обобщать объекты, формирует коммуникативные умения, использовать компьютерные технологии и т.д. Метапредметные технологии направлены на то, чтобы культивировать другой тип сознания учащегося и учителя. Этот тип сознания не "застревает" в информационных ограничениях одного какого-то учебного предмета, но работает во взаимосвязи различных учебных дисциплин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС
Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколен...
Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС
проблемы педагога в реализации требований ФГОС на уроках обществознания...
«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС .»
Выступление на РМО учителей географии....
Актуальные проблемы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
Данная разработка содержит доклад по теме: "Актуальные проблемы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС" ...
Актуальные проблемы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС»
Все сферы че¬ло¬ве¬че¬ской жизни за¬тра¬ги¬ва¬ет время, к этому числу от¬но¬сит¬ся и об¬ра¬зо¬ва¬ние, ко¬то-рое тре¬бу¬ет пе¬ри¬о¬ди¬че¬ско¬го об¬нов¬ле¬ния. Те¬перь уже всем по¬нят¬но: в «новое» врем...
Статья по обществознанию на тему: "Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС".
В современном мире ускорение темпов общественного развития вызывает необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Современное образование должно способствовать формированию чело...
Статья "«Актуальные проблемы преподавания истории России в условиях реализации ФГОС в РТ».
Статья о реализации ФГОС в рамках преподования предмета история России....