Практикум по обществознанию "Социальная сфера" 11 класс
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Шлеменко Ольга Андреевна

Практикум составлен к материалу главы "Социальная сфера" по учебнику Л.Н.Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_sots.sfera_.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум  по теме «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА» 11 класс

Задание №1 Запишите пропущенное слово

Виды этносов:  ?   Нация   Род   Племя

Задание №2 Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

А) Социальная группапервичная группанеформальная группаэтническая общностьобщественный класс.

Б) Социальный институтобщество как системасоциальная группасфера общественной жизниобщественные отношения.

Задание №3 Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совместное проживание нескольких поколений

2) принятие решений всеми членами семьи

3) экономическая самостоятельность женщины

4) организация быта как основная экономическая функция

5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

6) совместная производственная деятельность

Задание №4 Запишите слово, пропущенное в таблице:

Виды мобильности

Характеристика

….        

Переход из одной социальной группы в другую с сохранением социального статуса

Вертикальная

Перемещение к позициям более высоким или более низким

Задание №5 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 А)Поощрениесанкциянаказаниепремированиеувольнение.

Б) Классовое неравенствостатус социальной группыиерархия социальных группсоциальная стратификациясословное преимущество.

Задание №6 Дан ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность». Найдите эти термины:

1) народность 2) племя 3) нация 4) род 5) каста 6) государство

Задание №7 Найдите в приведенном списке проявления экономической функции семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) обучение детей трудовым навыкам

2) материальная поддержка неработающих членов семьи

3) семейное предпринимательство

4) наделение наследственным статусом

5) организация досуга

Задание №8 Текст с пропусками

«В социологии известны четыре основных типа социальной ________(А)рабство, касты, сословия и классы.

Первые три характеризуют закрытые ________(Б), а последний тип — открытые. Всякая социальная

________(В) представляет собой совокупность всех функционирующих социальных ________(Г). Человек,

занимающий в этой структуре определенное ________(Д), имеет возможность переходить с одного ________(Е)

на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус».. 

Список терминов:

1) Общество 2)Структура 3)Уровень 4)Стратификация 5)Государство 6)Мобильность 7)Общность 8)Положение

9)Развитие

Задание №9 Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами социальной мобильности.

События

Мобильность

А) учитель школы назначен ее директором

1) вертикальная

Б) доцент кафедры получил должность профессора.

2) горизонтальная

В) старший менеджер перешел работать на другое предприятие

Г) инженер переехал работать и жить в другой город

Задание №10.

 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Нации и межнациональные отношения». Составьте

план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из

которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание №11 Текст с пропусками

«Семья — это основанная на ________(А) и/или кровном родстве малая ________(Б), члены которой

объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными

________(В) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ________(Г), т. е. устойчивая

форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной

жизни людей, т. е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ________(Д) детей, значительная часть

бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ________(Е) и

лицам пожилого возраста». 

Список терминов:

1)Дети 2)Брак 3)Социализация 4)Коллектив 5)Обязанности 6)Институт 7)Отношения 8)Группа 9)Любовь

Задание №12 Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения

Социальные общности

Критерии

А) Сибиряки

1) территориальный

Б) Православие

2) этносоциальный

В) Горожане

3) религиозный

Д) Русские

Е) Протестанты

Задание №13 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные общности и группы». Со

ставьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех

пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

Задание №14

 Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте

примером каждую из них.

Задание №15

По мнению учёных, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки

физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой

функции.

Задание №16

С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную

ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных

позитивных санкций, возможных в этом случае.

Задание №17

 Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый

из них.

Задание №18 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая

знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию

о критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих

критериев.

Задание №19

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания

обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о

критериях выделения социальных групп, и одно предложение, раскрывающее любую из функций социальных

групп в обществе.

Задание №20

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания

обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о

структуре социального контроля, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из элементов

социального контроля.

1

Народность

2

А) соц.группа Б) общество как система

3

1,4,5

4

горизонтальная

5

А) санкция Б) соц.стратификация

6

5,6

7

2,3

8

417283

9

1122

10

«Нации и межнациональные отношения».

1) Этнические группы в структуре общества./ Нации – особая разновидности этнической группы.

2) Признаки этноса:

а) наличие территории проживания;

б) общность языка, традиций, обычаев;

в) общность исторического и социокультурного опыта;

г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.

3) Разновидности этнических групп:

а) род и племя;

б) народность;

в) нация;

4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

а) межнациональная интеграция;

б) межнациональная дифференциация.

5) Демократические принципы межнациональных отношений:

а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

6) Межнациональные отношений и национальная политика в современной России.

11

285631

12

13123

13

«Социальные общности и группы».

1)  Понятие о социальных группах и общностях./ Социальная общность - совокупность людей, объединенная условиями и целями жизнедеятельности.

2)   Разновидности социальных общностей:

а) номинальные общности;

б) массовые общности;

в) аудитория;

г) социальные круги.

3) Признаки социальных групп:

а) устойчивость состава;

б) продолжительность существования;

в) определенность состава и границ;

г) общая система ценностей и норм;

д) осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом.

4) Классификация групп:

а) по характеру связей (формальными и неформальными);

б) по уровню взаимодействия внутри группы (первичные и вторичные);

в) по объему (большие и малые);

г) в зависимости от пола и возраста (демографические) и т.д.

5) Групповая сплоченность и дифференциация.

6) Специфика формирования и взаимодействия социальных групп в современной России.

14

Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии межнациональных отношений:

 1) интеграция: экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, образование Совета Европы);

2) стремление ряда народов сохранить или обрести национальную самостоятельность (например, стремление народа Косово к независимости);

3) противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).

15

По мнению учёных, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие проявления:

 1) отказ от вредных привычек (например, после рождения ребёнка молодой отец бросил курить);

2) активный отдых (например, родители и дети зимой каждое воскресенье отправляются на каток);

3) усвоение гигиенических навыков (например, родители приучают детей чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой и т.п.);

4) проведение профилактических и оздоровительных мероприятий (например, осенью родители и дети приняли решение и сделали прививки от гриппа и т.п.).

16

С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.

В ответе должны содержаться следующие элементы;

 1) модель ситуации, допустим:

— К., сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря этому за короткий срок значительно увеличился объём продаж.

 2) три примера санкций, допустим: руководство фирмы одобрило его новаторство и

— К. выписали премию;

— К. вручили грамоту;

— К. была предложена новая должность с перспективой карьерного роста.

17

Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.

В правильном ответе могут быть указаны следующие "лифты" и примеры:

- Брак. Девушка вышла замуж за успешного бизнесмена, её социальный статус повысился.

 

- Профессия. Способный учитель стал директором школы.

 - Армия. Отличный солдат стал сержантом и был назначен командиром отделения..

18

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих критериев.

  

Правильный ответ должен содержать следующие эле-менты:

 1) смысл понятия, например: разделение общества по социальным классам;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о критериях социальной стратификации, опирающейся на знания курса, например: «К критериям социальной стратификации относят доход, власть, образование, престиж профессии»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о критериях социальной стратификации.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одного из критериев социальной стратификации, например: «Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определённый период времени. Доход может быть получен в виде зарплаты, пенсии, пособия, стипендии и т.п.». Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса сущность одного из критериев социальной стратификации

19

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения социальных групп, и одно предложение, раскрывающее любую из функций социальных групп в обществе.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: относительно устойчивое объединение людей, имеющих общие социальные признаки;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) Одно предложение с информацией о критериях выделения социальных групп, опирающейся на знания курса, например: По размеру и численности выделяют группы большие и малые;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о критериях выделения социальных групп.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую из функций социальных групп в обществе, например: Социальная группа выполняет интегративную функцию, она состоит в том, что люди стремятся к объединению B трудных для них ситуациях.

20

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из элементов социального контроля.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: социальный контроль - это система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп наличность; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о структуре социального контроля, например: Социальный контроль включает в себя социальные нормы и санкции; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность любого из элементов социального контроля, например:

Социальные нормы - это система разрешений, ограничений и запретов, основанных на принятии их большинством членов общества. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность любого из элементов социального контроля.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Методическая разработка урока практикума для 3-х классов

Совершенствование навыков устной речи учащихся при употреблении времени Past Simple Tense....

Программа элективного курса по математике "Практикум по математике" 10 класс

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 10 класса...

Экономический практикум для учащихся 10 классов к учебнику Липсица

Содержит задания практической напрвленности...

Методика проведения лабораторных работ физического практикума в 10 - 11 классах профильного уровня обучения.

                                             АннотацияДанная методическая разработка включает в себя инструкции для проведения лабораторных работ физического практикума  в десятых и одиннадцатых класс...

Семинар – практикум по физике. 11 класс. Защита фантастического проекта. «Физика вокруг нас».

Физика – это удивительная наука! Это наука из наук! Еще из незапамятных времен она всегда держалась на трех китах:- гипотеза- эксперимент- закон.   Сегодня нам предстоит быть свидетелями тог...

практикум по математике 6 класс

Необходимость введения данного практикума в школе связана с подготовкой обучающихся к осознанному выбору профессионального и жизненного пути, развитию системы ранее приобретенных программных знаний. ...