РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Обществознание» в 7-х классах на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по обществознанию (7 класс)
Цели курса:
- сформировать начальное представление о сферах общества;
- экономической, политической, социальной, духовной;
- воспитание социально активной личности;
- интеллектуальному развитию учащихся;
- гуманизация, формирование жизненной стратегии личности подростка;
- развитие познавательных способностей учащихся.
Задачи курса:
- способствовать углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- сформировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников;
- способствовать развитию у учащихся умений получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- сформировать у учащихся умение применять полученные знания и умения для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Обществознание» в 7-х классах на 2019-2020 учебный год | 54.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
СОГЛАСОВАНО: Руководитель ШМО учителей истории и обществознания _________ /Д.И.Костылева Протокол № _____ «____»______2019 | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора школы ___________/А.В. Первых «____»______2019 | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _________/ О.Н. Гуржеева Приказ№ от «____»______ 2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Обществознание» в 7-х классах
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
учитель истории и обществознания
Ваделова З.А.
Всего часов на учебный год: 35
Количество часов в неделю: 1
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, утверждённым решением педагогического совета от __________________.
город Покачи
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 03 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года, № 74);
- федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2008 года, № 164, от 31 августа 2009 года, № 320, от 19 октября 2009 года, № 427, от 10 ноября 2011 года № 2643, от 24 января 2012 года № 39, от 31 января 2012 года № 69 (для 5-11 классов);
- примерной программой основного общего образования по обществознанию для 5–9 классов под ред. Боголюбова Л. Н. , Городецкой Н. И. , Иванова Л. Ф. , Матвеева А. И., – М.: « Просвещение», 2016;
- авторской программы «Обществознание» (Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011 г.).
По учебному плану на обществознание отводится 1 час в неделю (35 ч. в год).
Учебники рекомендованные (допущенные) Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год:
- Обществознание 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М: Просвещение 2017 - 159 с.: ил., карт.
Цели курса:
- сформировать начальное представление о сферах общества;
- экономической, политической, социальной, духовной;
- воспитание социально активной личности;
- интеллектуальному развитию учащихся;
- гуманизация, формирование жизненной стратегии личности подростка;
- развитие познавательных способностей учащихся.
Задачи курса:
- способствовать углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- сформировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников;
- способствовать развитию у учащихся умений получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- сформировать у учащихся умение применять полученные знания и умения для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава I. Регулирование поведения людей в обществе.
Личность подростка. Переходный возраст. Подростковый возраст – период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Задачи подросткового возраста. Проблемы подросткового возраста. Период взросления. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков. Физические изменения подростков. Факторы физических изменений подростков. Самооценка. Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик. Характер человека. Способности человека. Самооценка как основа регулирования поведения личности. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение. Выдающаяся личность. Лидер и его качества.
Подросток в социальной среде. Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Ближайшая и дальняя среда подростков. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков. Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Общество – совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Межличностные отношения – отношения в малой группе. «Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» – те к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» – кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные». Различия между «своими» и «чужими». Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих». Молодежь – большая социальная группа. Возрастные границы молодежи (от 14 до 30 лет). Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи. Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной молодежи.
Подросток и закон. Юридические границы подросткового возраста. Наличие прав и обязанностей. Деление подростков две категории людей: малолетних (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет). Ответственность. Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Гражданские (личные) права ребенка. Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним.
Образ жизни подростка. Рост факторов риска в современном обществе. Источники риска в жизни современных подростков. Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Сущность подростковой депрессии. Пути решения проблем подростковой депрессии. Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Молодежная одежда. Молодежная музыка. Структура образа жизни. Досуг и отдых – составная часть повседневного образа жизни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение современных видов спорта. Современный спорт. Спорт профессиональный и любительский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья.
Подросток и его жилая среда. Город – особая среда обитания. Возникновение первых городов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город. Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов. Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образование; здравоохранение; общественная безопасность; уровень наружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды. Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков. Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная. Дом – человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества. Современное жилище. Требования к современному жилищу – дом, в котором созданы условия для гармоничного развития человека. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения. Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений. Влияние района проживания горожанина на качество его жизни.
Глава II. Человек в экономических отношениях.
Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя. Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Карманные деньги: за и против. Основные виды денег. Функции денег. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Бюджет моей семьи. Бюджет государства и семьи. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Глава III. Человек и природа.
Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Экологическая мораль.
Значение земли и других природных ресурсов. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Итоговое повторение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Сроки | |
план | факт | |||
Введение | ||||
1 | Введение. Путешествие в мир знаний об обществе. | 1 | ||
Глава I. Регулирование поведения людей в обществе. | ||||
2 | Что значит жить по правилам. | 1 | ||
3 | Что значит жить по правилам. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. | 1 | ||
4 | Что значит жить по правилам. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. | 1 | ||
5 | Почему важно соблюдать законы. Учимся читать и уважать закон. | 1 | ||
6 | Защита Отечества. | 1 | ||
7 | Военная служба. | 1 | ||
8 | Для чего нужна дисциплина. | 1 | ||
9 | Практикум по теме: «Для чего нужна дисциплина». | 1 | ||
10 | Виновен – отвечай. | 1 | ||
11 | Практикум по теме: «Виновен – отвечай». | 1 | ||
12 | Кто стоит на страже закона. | 1 | ||
13 | Практикум по теме: «Кто стоит на страже закона». | 1 | ||
14 | Регулирование поведения людей в обществе. | 1 | ||
15 | Контрольное тестирование №1 | 1 | ||
Глава II.Человек в экономических отношениях | ||||
16 | Экономика и её роль в жизни общества. | 1 | ||
17 | Основные участники экономики. | 1 | ||
18 | Мастерство работника. | 1 | ||
19 | Практикум по теме: «Мастерство работника». | 1 | ||
20 | Производство, затраты, выручка, прибыль. | 1 | ||
21 | Практикум по теме: «Производство, затраты, выручка, прибыль». | 1 | ||
22 | Виды и формы бизнеса. | 1 | ||
23 | Виды и формы бизнеса. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. | 1 | ||
24 | Обмен, торговля, реклама. | 1 | ||
25 | Обмен, торговля, реклама. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. | 1 | ||
26 | Деньги, их функции. | 1 | ||
27 | Практикум по теме: «Деньги, их функции». | 1 | ||
28 | Экономика семьи. | 1 | ||
29 | Человек в экономических отношениях.(Контрольное тестирование №2). | 1 | ||
Глава III. Человек и природа. | ||||
30 | Воздействие человека на природу. | 1 | ||
31 | Охранять природу – значит охранять жизнь. | 1 | ||
32 | Практикум по теме: «Закон на страже природы». | 1 | ||
Итоговое повторение. | ||||
33 | Человек и природа. (Контрольное тестирование №3.) | 1 | ||
34 | Итоговое повторение. (Контрольное тестирование №4). | 1 | ||
35 | ПОУ: Обобщение курса «Обществознание 7 класс». | 1 |
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ВАРИАНТ I
I часть
К каждому заданию с 1 по 12 дается 4 варианта ответов, среди которых только один верный
1.Подростковый возраст охватывает период жизни:
1) с 7 до 15 лет: 2) с 10 до 14 лет; 3) с 11 до 15 лет; 4) с 9 до 13 лет.
2.Бескорыстная забота о благе других людей называется:
1) динамизм; 2) альтруизм; 3) эгоизм; 4) оптимизм.
3.Укажи лишнее слово в логическом ряду;
1) сангвиник; 2) максималист, 3) холерик; 4) меланхолик;
4. Основные права и свободы граждан Российской Федерации закреплены:
1) в Трудовом кодексе; 2) в Жилищном кодексе;
3)в Конституции; 4) в Гражданском кодексе.
5. Совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении и деятельности, называется:
1) интеллект; 2) темперамент; 3) характер; 4) эмоции.
6. Малолетними по российскому законодательству считаются дети:
1) с 6 до 14 лет; 2) с 8 до 14 лет; 3) с 10 до 14 лет; 4) с 8 до 16 лет.
7. Гражданскими правами человек обладает:
1) с момента рождения; 2)с 14 лет; 3)с 18 лет; 4)с 20лет.
8. Опасный для общества поступок, зафиксированный в Уголовном кодексе РФ и
влекущий за собой наказание, называется;
1)преступление; 2) проступок; 3)правонарушение ; 4) ответственность.
9. К источникам риска для подростков в современном обществе относятся:
1) наркотики; 2)повышенный уровень шума;
3) крупные автомагистрали; 4) все перечисленное.
10.Катание по праздникам на собственных экипажах характерно для:
1) современных англичан; 2) русского купечества XIX века;
3)бушменов; 4) современных американцев.
11.В современной России в городах проживает более:
1) 90 % населения; 2) 30 % населения; 3) 70 % населения; 4) 50 % населения.
12.В понятие « качество жизни; входит:
1) уровень образования;
2) уровень здравоохранения;
3) жилищные условия ;
4) все перечисленное.
II часть
1.Соотнесите имена ученых и разработанные ими проблемы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1) Понятие подросткового возраста А) Гиппократ
2) Понятие темперамента Б). Р. Хэвигхерст
3) формулировка жизненных задач подростка В) Ж.Ж. Руссо
2. Соотнесите возраст человека и возникающие в связи с ним права и возможности: к
каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
1) 6 лет А) право участвовать в выборах в органы
государственной власти;
2) 14 лет Б) получения паспорта гражданина РФ;
3) 16 лет В) выбор для покупки игрушек;
4) 18 лет Г) право трудоустройства.
3. Продолжи фразу:
Лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не
исполнилось 18 лет, признаются………
4.Закончить предложение:
Способность субъекта иметь права и обязанности, которая возникает с момента
рождения и прекращается со смертью, называется……….
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ВариантII
I часть
К каждому заданию с 1 по 12 дается 4 варианта ответов, среди которых только один верный.
1. В психологии и педагогике принято под подростковым возрастом, понимать возраст:
1) от 10 до 16 лет: 2) от 11 до 15 лет; 3) от8 до 17 лет; 4) от 13 до 15 лет.
2.Укажи лишнее слово в логическом ряду:
1) характер; 2) младенчество; 3) детство; 4)юность.
3.Административная ответственность наступает ;
1) с 10 лет; 2) с 14 лет; 3) с16 лет; 4) с 18 лет.
4.Способность к познанию и логическому мышлению называется:
1) чувства; 2) интеллектом; 3) эмоции; 4) аффект.
5.. Изменение своего мнения или поведения под влиянием другого человека или группы- это:
1) инфантильность; 2) конформизм; 3)пессимизм ; 4) оптимизм.
6.По Конституции РФ:
1) все граждане равны перед законом;
2) мужчины имеют больше прав по сравнению с женщинами;
3) женщины имеют больше прав, чем мужчины;
4) горожане имеют больше прав, чем сельские жители.
7.Терпимость к чужому образу жизни, поведению, мнениям, вероисповеданию- это:
1) толерантность; 2) динамизм; 3) альтруизм; 4) эгоизм.
8. Признаком неформальной молодежной организации является:
1) наличие официального руководства; 2) наличие устава;
3)создание организации по распоряжению властей;
4) отсутствие официальной регистрации.
9. Школьные библиотеки относятся к общественным учреждениям:
1) массовым; 2) научным; 3) техническим; 4) городским.
10.Понятие «урбанизация» не включает в себя:
1) повышение роли городов в жизни общества;
2) увеличение доли городского населения;
3) сохранение облика городов в неизменном виде;
4) распространение городского образа жизни на все слои общества.
11. Определите неверную категорию. Социальное пространство подразделяется на
следующие виды территорий:
1) общественная; 2) соседская; 3) домашняя; 4) личная.
12. Уголовная ответственность с 14 лет наступает за совершение следующих
преступлений:
1) убийство; 2) разбой; 3) угон автомобиля; 4) все перечисленное.
II Часть
1.Установить соответствие.
1)митинги А) публичные шествия людей с плакатами
2) собрания Б) присутствие группы граждан в определенном месте для
решения какой-либо проблемы
3) демонстрация В) массовое собрание граждан для выражения требований
по какому-либо вопросу.
2.Установить соответствие:
1) политические права А) право на отдых
2) гражданские (личные) права Б) право на свободу творчества
3) социально-экономические права В) право на тайну переписки
4) культурные права Г) право направлять коллективные
обращения в органы власти.
3. Закончить предложение.
Богиней правосудия в Древней Греции была…………..
4. Закончить предложение.
Способность приобретать и реализовать право и обязанности называется………..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для 5-х классов на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по физической культуре для 5-х классов на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по физической культуре для 7-х классов на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по физической культуре для 7-х классов на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по физической культуре для 10-х классов на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по физической культуре для 10-х классов на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по физической культуре для 6-х классов на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по физической культуре для 6-х классов на 2019-2020 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Обществознание» в 6-х классах на 2019-2020 учебный год
Цели курса:способствовать развитию духовно-нравственной сферы личности, становлению социального поведения, основанного на уважении к личности, обществу, соблюдении закона и правопорядка, а также разви...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Обществознание» в 8-х классах на 2019-2020 учебный год
Цели курса: Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.Осво...
Рабочая программа по физической культуре 6,7,8, класс на 2019-2020 учебный год 70 часов, 2 часа в неделю, 10 класс 3 часа в неделю, с модулем самбо
Рабочая программа 6,7,8 класс расчитана на 2 часа в неделю, 10 класс 3 часа в неделю, учитель ДавыдоваНВ, МАОУ лицей 27...