Что такое свободное общество
презентация к уроку по обществознанию (10 класс)
1. Понятие «свобода»
2. Внешние и внутренние регуляторы поведения
3. Может ли человек быть абсолютно свободным?
4. «Свобода от» или свобода для»
5. Свободное общество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_svobodnoe_obshchestvo.ppt | 509 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: организация работы по усвоению нового понятия темы, выявление его сущностных характеристик. Задачи: раскрыть различные смыслы и аспекты понятия «свобода», показать практическую связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»; развивать умение анализировать учебный материал, рассуждать, объяснять понятия, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения; способствовать процессу социализации учащихся посредством воспитания необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.
План изучения нового материала 1. Понятие «свобода» 2. Внешние и внутренние регуляторы поведения 3. Может ли человек быть абсолютно свободным? 4. «Свобода от» или свобода для» 5. Свободное общество Основные понятия: свобода, свобода как необходимость, абсолютная свобода, относительная свобода, выбор, ответственность, свободное общество.
« Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово „свобода“. Одни называют свободой легкую возможность низлагать того, кого они считают тиранической властью; другие — право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи — право носить оружие и совершать насилие; четвертые видят ее в привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться своим собственным законам. Некий народ долгое время проклинал свободу за обычай носить длинную бороду. Иные соединяют это название с известной формой правления... Наконец, каждый именовал свободой то правление, которое наиболее отвечало его обычаям или склонностям ».
Лютер Предвидение и всемогущество божье диаметрально противоположны нашей свободной воле: ничего мы не совершаем по своей воле, а все происходит по необходимости. Т.О, мы ничего не делаем по своей воле, но все в зависимости от предвидения Божьего В истории общественной мысли проблема свободы связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т.д)
Ф.Энгельс «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанном на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей» ТРАКТОВКА СВОБОДЫ КАК ПОЗНАННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПОСТИЖЕНИЕ И УЧЕТ ЧЕЛОВЕКОМ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДЕЛОВ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ТАКЖЕ ОБУСЛОВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕМ ЗНАНИЙ , ОБОГАЩЕНИЕМ ОПЫТА РАСШИРЕНИЕ ЭТИХ ПРЕДЕЛОВ . Волюнтаризм – пренебрежение необходимостью, объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями. Воля – признается как первооснова всего сущего Фатализм абсолютизация необходимости, трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности. Все подчинено господству необходимости
Свобода есть познанная необходимость Если всё однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действует по заданной программе Свобода – это возможность поступать, так как хочется Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей Последствия Свобода и необходимость философские категории, выражающие взаимоотношение между длительностью людей и объективными законами природы и общества
Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него В своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен Абсолютно свободным человек быть не может Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования «Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой». (Ф.М.Достоевский) « Свобода есть право делать все, что дозволено законом». (Ш.Монтескье)
Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет Свобода находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях Свобода человека во всех его проявлениях – основа современных демократических режимов, основная цель либерализма Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами Человек сам выбирает не только варианты деятельности, но и формирует общие принципы поведения, ищет им основания Цели человеческой деятельности формируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека Глава 2.Конституция РФ»Прав и свободы человека и гражданина»
Выбор Выбор зависит - от собственных побуждений? Природная необходимость Общественные условия Особенности восприятия мира Право, мораль, традиции, обычаи
Свобода - умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность . Свобода личности Выбор Социальные нормы Место человека в обществе Формы общественной деятельности Уровень развития общества Социализация Социальные условия реализации свободы
Этапы развития идеи свободы Определение свободы как осознанной необходимости. Возможность и способность выбирать. Когда все существующие варианты выбора человека не устраивают, и он обладает силами создать, сотворить новую возможность, до этого не существовавшую.
Свобода – это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. Что значит быть свободным? Существует ли абсолютная свобода? Каковы границы свободы, чем они определяются? Откуда идут принуждение или необходимость?
Ограничители свободы человека - зависимости от мнения окружающих, привычек, пороков, родителей, оценки окружающих, правил поведения, денег В основе - страх
Свободное общество Прочитайте в учебнике стр. 161-162 пункт « Что такое свободное общество » и выпишите в тетрадь признаки свободного общества.
Меня не интересует, свободен ли человек вообще, я могу ощутить лишь свою собственную свободу. У меня нет общих представлений о свободе, но есть лишь несколько отчетливых идей. Проблема «свободы вообще» не имеет смысла, ибо так или иначе связана с проблемой Бога. Чтобы знать, свободен ли человек, достаточно знать, есть ли у него господин. Эту проблему делает абсурдной то, что одно и то же понятие и ставит проблему свободы, и одновременно лишает ее всякого смысла, так как в присутствии Бога это уже не столько проблема свободы, сколько проблема зла. Альтернатива известна: либо мы несвободны и ответ за зло лежит на всемогущем Боге, либо мы свободны и ответственны, а Бог не всемогущ. 1. Что Камю считает основным критерием в определении свободы человека? 2. Как вы понимаете сформулированную автором альтернативу?
Домашнее задание Прочитать §16. Написать мини-эссе по теме: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего?» (Ф. Ницше). 163 задания 1, 3, 5 письменно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Что такое общество?"
Данная презентация разработана для преподавания курса "Обществознание" под редакцией"А.И.Кравченко...
Мини ЕГЭ по теме "Что такое общество", 8, 10 класс.
Материал тестового типа (закрытый тест). Можно использовать для тренировки к сдаче ЕГЭ или экспресс-опроса по теме на уроке обществознания....
Разработка урока в форме деловой игры по обществознанию "Гражданское общество - зона свободного выбора" 11 класс
Урок в 11 классе обществоведческого профиля в форме деловой игры "Прими решение" по теме "Гражданское общество - зона свободного выбора".Занятие проводится как практикум по моделированию ...
Общество. Что такое общество? (Методическая разработка урока для 10 класса. Базовый уровень)
Проблемный урок по обществознанию с использованием ИКТ для 10 класса базового уровня. Направлен на формирование познавательных и коммуникативных УУД....
Тест по обществознанию 10 класс к темам "Общество. Что такое общество"
Тесты можно использовать для проверки изученного материала по первым изучаемым темам "Общество" к учебнику Л.Н.Боголюбова, 10 класс...
Человек свободного общества
Классный час с обучающимися основной школы...
«Роль общества в жизни героев романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» или Можно ли жить в обществе и быть свободным от него?»
Цель урока: рассмотрение вопроса о том, происходит ли формирование характеров героев под влиянием общества.Задачи урокаОбучающие:- проанализировать характерные черты общества первой четверти XIX ...