Что такое свободное общество
презентация к уроку по обществознанию (10 класс)
1. Понятие «свобода»
2. Внешние и внутренние регуляторы поведения
3. Может ли человек быть абсолютно свободным?
4. «Свобода от» или свобода для»
5. Свободное общество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 509 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: организация работы по усвоению нового понятия темы, выявление его сущностных характеристик. Задачи: раскрыть различные смыслы и аспекты понятия «свобода», показать практическую связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»; развивать умение анализировать учебный материал, рассуждать, объяснять понятия, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения; способствовать процессу социализации учащихся посредством воспитания необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.
План изучения нового материала 1. Понятие «свобода» 2. Внешние и внутренние регуляторы поведения 3. Может ли человек быть абсолютно свободным? 4. «Свобода от» или свобода для» 5. Свободное общество Основные понятия: свобода, свобода как необходимость, абсолютная свобода, относительная свобода, выбор, ответственность, свободное общество.
« Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово „свобода“. Одни называют свободой легкую возможность низлагать того, кого они считают тиранической властью; другие — право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи — право носить оружие и совершать насилие; четвертые видят ее в привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться своим собственным законам. Некий народ долгое время проклинал свободу за обычай носить длинную бороду. Иные соединяют это название с известной формой правления... Наконец, каждый именовал свободой то правление, которое наиболее отвечало его обычаям или склонностям ».
Лютер Предвидение и всемогущество божье диаметрально противоположны нашей свободной воле: ничего мы не совершаем по своей воле, а все происходит по необходимости. Т.О, мы ничего не делаем по своей воле, но все в зависимости от предвидения Божьего В истории общественной мысли проблема свободы связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т.д)
Ф.Энгельс «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанном на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей» ТРАКТОВКА СВОБОДЫ КАК ПОЗНАННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПОСТИЖЕНИЕ И УЧЕТ ЧЕЛОВЕКОМ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДЕЛОВ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ТАКЖЕ ОБУСЛОВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕМ ЗНАНИЙ , ОБОГАЩЕНИЕМ ОПЫТА РАСШИРЕНИЕ ЭТИХ ПРЕДЕЛОВ . Волюнтаризм – пренебрежение необходимостью, объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями. Воля – признается как первооснова всего сущего Фатализм абсолютизация необходимости, трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности. Все подчинено господству необходимости
Свобода есть познанная необходимость Если всё однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действует по заданной программе Свобода – это возможность поступать, так как хочется Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей Последствия Свобода и необходимость философские категории, выражающие взаимоотношение между длительностью людей и объективными законами природы и общества
Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него В своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен Абсолютно свободным человек быть не может Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования «Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой». (Ф.М.Достоевский) « Свобода есть право делать все, что дозволено законом». (Ш.Монтескье)
Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет Свобода находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях Свобода человека во всех его проявлениях – основа современных демократических режимов, основная цель либерализма Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами Человек сам выбирает не только варианты деятельности, но и формирует общие принципы поведения, ищет им основания Цели человеческой деятельности формируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека Глава 2.Конституция РФ»Прав и свободы человека и гражданина»
Выбор Выбор зависит - от собственных побуждений? Природная необходимость Общественные условия Особенности восприятия мира Право, мораль, традиции, обычаи
Свобода - умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность . Свобода личности Выбор Социальные нормы Место человека в обществе Формы общественной деятельности Уровень развития общества Социализация Социальные условия реализации свободы
Этапы развития идеи свободы Определение свободы как осознанной необходимости. Возможность и способность выбирать. Когда все существующие варианты выбора человека не устраивают, и он обладает силами создать, сотворить новую возможность, до этого не существовавшую.
Свобода – это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. Что значит быть свободным? Существует ли абсолютная свобода? Каковы границы свободы, чем они определяются? Откуда идут принуждение или необходимость?
Ограничители свободы человека - зависимости от мнения окружающих, привычек, пороков, родителей, оценки окружающих, правил поведения, денег В основе - страх
Свободное общество Прочитайте в учебнике стр. 161-162 пункт « Что такое свободное общество » и выпишите в тетрадь признаки свободного общества.
Меня не интересует, свободен ли человек вообще, я могу ощутить лишь свою собственную свободу. У меня нет общих представлений о свободе, но есть лишь несколько отчетливых идей. Проблема «свободы вообще» не имеет смысла, ибо так или иначе связана с проблемой Бога. Чтобы знать, свободен ли человек, достаточно знать, есть ли у него господин. Эту проблему делает абсурдной то, что одно и то же понятие и ставит проблему свободы, и одновременно лишает ее всякого смысла, так как в присутствии Бога это уже не столько проблема свободы, сколько проблема зла. Альтернатива известна: либо мы несвободны и ответ за зло лежит на всемогущем Боге, либо мы свободны и ответственны, а Бог не всемогущ. 1. Что Камю считает основным критерием в определении свободы человека? 2. Как вы понимаете сформулированную автором альтернативу?
Домашнее задание Прочитать §16. Написать мини-эссе по теме: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего?» (Ф. Ницше). 163 задания 1, 3, 5 письменно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Что такое общество?"
Данная презентация разработана для преподавания курса "Обществознание" под редакцией"А.И.Кравченко...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/12/picture-93970-1371022499.jpg)
Мини ЕГЭ по теме "Что такое общество", 8, 10 класс.
Материал тестового типа (закрытый тест). Можно использовать для тренировки к сдаче ЕГЭ или экспресс-опроса по теме на уроке обществознания....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-186851-1358964229.jpg)
Разработка урока в форме деловой игры по обществознанию "Гражданское общество - зона свободного выбора" 11 класс
Урок в 11 классе обществоведческого профиля в форме деловой игры "Прими решение" по теме "Гражданское общество - зона свободного выбора".Занятие проводится как практикум по моделированию ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-149259-1354457273.jpg)
Общество. Что такое общество? (Методическая разработка урока для 10 класса. Базовый уровень)
Проблемный урок по обществознанию с использованием ИКТ для 10 класса базового уровня. Направлен на формирование познавательных и коммуникативных УУД....
Тест по обществознанию 10 класс к темам "Общество. Что такое общество"
Тесты можно использовать для проверки изученного материала по первым изучаемым темам "Общество" к учебнику Л.Н.Боголюбова, 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/25/picture-1460475-1677354846.jpg)
«Роль общества в жизни героев романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» или Можно ли жить в обществе и быть свободным от него?»
Цель урока: рассмотрение вопроса о том, происходит ли формирование характеров героев под влиянием общества.Задачи урокаОбучающие:- проанализировать характерные черты общества первой четверти XIX ...