Исследовательская работа по обществознанию «Самые востребованные профессии: сегодня и 50 лет назад»
проект по обществознанию (11 класс)

Сагипова Тамара Дорджиевна

Целью данной работы является выяснить какая профессия считается более пристижной и менее пристижной и почему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 59600_2017_.docx69.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

Исследовательская работа

 по обществознанию

«Самые востребованные профессии:

сегодня и 50 лет назад».

Работу выполнила: ученица 11б класса

Бубеева Ногала

Элиста  2021г.

Содержание

  1. Цели, задачи, гипотеза, методы исследования…….2
  2. Выявление проблемы ……………………………….3
  3. «На золотом крыльце сидели…»………………....4-7
  4. Требования к профессиональной деятельности………………………………………….7
  5. Ошибки при выборе профессии……………..............7
  6. «Все работы хороши, выбирай на вкус»…………7-10
  7. Заключение………………………………………..….10
  8. Ресурсы……………………………………………......10

                                                                                                 

Цель работы:

  • Выяснить, какая профессия считается в нашей школе более престижной и менее престижной и почему.

Задачи:

  • Разработать анкету - опросник;
  • Найти информацию по данной теме
  • Расширить свой кругозор
  • Рассказать о результатах своего  исследования.

Гипотеза:

  • В нашей школе самыми престижными профессиями являются те, которые связаны с математикой и физикой.

Методы исследования:

  • Анкетирование
  • анализ полученных результатов
  • беседа.

                                                                                                       

 «У меня растут года,

будет мне семнадцать,

Кем работать мне тогда,

                                                                                   чем заниматься?»

                                                                                             В. Маяковский.

1. Выявление проблемы

         На уроках обществознания в 11 классе нам рассказывали о выборе профессии, мы готовили выступления о различных профессиях. Мир профессий очень велик и разнообразен, и конечно сейчас, как никогда передо мной и моими сверстниками встала серьезная задача – выбрать свой дальнейший путь, выбрать свою профессию. Мы все задаем себе одни и те же вопросы – кем я хочу стать, какие навыки, умения мне потребуются, с какими трудностями придется с толкнуться на пути к заветной цели и стоит ли эта цель затраченных усилий? Выбор профессии – это большая ответственность, которую очень важно осознать как можно раньше. Я знаю много примеров того, как люди, имеющие диплом по какой-либо специальности всю жизнь занимаются совсем другим делом. Психологи доказывают, что самые счастливые люди, это те, кто получает удовольствие от своей работы, у них всё хорошо получается и это способствует успеху и карьерному росту. Все эти размышления и определили тему моей работы.

2. «На золотом крыльце сидели…».

Мы помним с детства считалочку «На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной . Кто ты будешь такой?...».  Я попыталась выяснить какая сейчас самая престижная работа среди лицеистов и преподавателей, а какая менее престижная, а так же все ли преподаватели мечтали быть именно учителями. Так  же я выяснила, какую профессию выбрали бы наши учителя, если бы они не стали преподавателями.

Для решения поставленных целей, я разработала анкету - опросник.

1.Назовите, по Вашему мнению, самую престижную профессию.

2.Кем хотите стать, когда вырастите?

3.Назовите, по Вашему мнению, самую непрестижную профессию.

4.Если бы Вы не стали педагогом, какую бы Вы выбрали профессию?

Мною было опрошено 70 человек, из них – 12 учителей.

Результаты были таковы:

Самые престижные профессии

Врач – 35

Адвокат/юрист – 10

Полицейский/военный – 5

Учитель – 12

Неопределились – 8

Самые не престижные профессии

Дворник – 15

Уборщица –15

Рабочий – 13

Секретарь –7

Водитель – 8

Неопределились – 12.

Кем хотите стать (какую профессию выбираем)

 

Врач/ветеринар – 3

Юрист/адвокат – 2

Дальнобойщик/водитель –1

Программист – 1

Военный – 1

Учитель – 1

Журналист/репортер – 2

Пекарь – 1

Архитектор – 13

Рабочий/инженер – 19

Парикмахер – 1

Секретарь – 2

Неопределились – 11.

Другая профессия учителей

Врач – 3

Писатель – 1

Повар – 1

Биолог – 1

Полицейский – 1

Домохозяйка – 1

Инженер – 1

Только учитель – 3.

Проанализировав полученные данные, я пришла к следующему выводу:

  1. Самая престижная профессия – врач, учитель.
  2. Самая не престижная – дворник, уборщица.
  3. В большинстве своем учащиеся определились с выбором профессии, но есть и те, кто еще думает.
  4. В среде учителей, тоже нет единства, только 3 человека изначально хотели и стали учителями.

Выяснив о престижности профессий, я решила выработать критерии, опираясь на которые, можно было бы как-то определиться для себя с профессией.

3. Требования к профессиональной деятельности

Профессия должна быть:

  • Интересной и разнообразной (должно быть место творчеству)
  • Высокооплачиваемой  (больше прожиточного минимума)
  • Полезной (нужна людям)
  • Стимулирующей умственную деятельность (возможность саморазвития, повышение квалификации, самообразования).

Так же для себя я выделила ошибки, с которыми люди могут сполкнуться при выборе профессии.

4. Ошибки при выборе профессии

  • Перенесение своего отношения к человеку на профессию (если учитель поставил плохую оценку, это не значит что профессия плохая, просто надо учиться лучше)
  • Увлечение внешней стороной профессии (атрибутами, формой, романтика путешествий)
  • Выбор профессии под влиянием случайных обстоятельств (за компанию)
  • Незнание медицинских противопоказаний (военный с пороком сердца, спортсмен с высоким давлением)
  • Незнание своих способностей, страхов (боязнь крови, покойников, танцевать, не имея слуха).

5.«Все работы хороши, выбирай на вкус».

Анализируя анкеты, я сделала ввод, что самые престижные профессии – врач, адвокат, учитель. Но я хотела бы обратить Ваше внимание на другие профессии, которые так же могут быть интересны молодежи. Я попыталась найти информацию об этих профессиях. Вот что у меня получилось.

Врач.

         Среди множества существующих профессий врачебная практика занимает далеко не последнее место по востребованности и значимости. Люди, которые связывают свою жизнь с медициной должны быть прежде всего, настоящими профи своего дела, а так же обладать такими чертами, как стрессоустойчивость, честность, умение быстро реагировать на критические ситуации. Умение держать себя в руках, без промедления принимать решения, которые могут стоить человеку жизни, и при этом оставаться светлым, добрым человеком, умеющим поднять настроение пациентам и внушить уверенность в успешное выздоровление, могут далеко не все.

Плюсы профессии врача:

1.это люди, которые спасают других людей и дарят надежду их родственникам;

2.профессия врача всегда востребована;

3.возможен карьерный рост;

4.хорошо оплачиваемая работа;

5.возможность дополнительного заработка на дому.

Минусы профессии врача:

1.большая ответственность за жизнь и здоровье человека;

2.длительный процесс обучения;

3.жесткий график работы;

4.низкая зарплата на начальном этапе;

5.сокращение медперсонала.

Что бы поступить в медицинские ВУЗы необходимо очень хорошо знать химию и биологию. И наверное, еще не маловажный момент – не бояться крови и покойников.

Рабочий.

Под рабочей профессией понимается определенная трудовая деятельность, комплекс знаний и навыков полученных в учреждениях начального и среднего профессионального образования, и как правило, связанная с физическим трудом. При подготовке данных работников, большое время уделяется практическому обучению в тесной связи с реальной работой. Именно то, что обучающиеся еще во время учебы знакомятся с производственным процессом и участвуют в производстве продукции, обеспечивает им больше шансов успешного профессионального трудоустройства.

        В целом, под рабочей профессией или рабочим трудом может пониматься:  неквалифицированный, малоквалифицированный, высококвалифицированный труд.

Плюсы рабочих профессий:

1.востребованность рабочих профессий;

2.достаточно высокая заработная плата;

3.карьерный рост;

4.возможность дополнительного заработка (шабашка);

5.социальный пакет;

6.раний выход на пенсию (вредное производство).

Минусы рабочих профессий:

1.потеря здоровья (вредное производство);

2.отсутствие престижа профессий (рабочий – двоечник, алкаш);

3.сокращение на заводах.

Для получения рабочих профессий идут учиться в ПТУ и техникумы (колледжи). Для поступления во многие из них не надо даже сдавать вступительные экзамены, не нужен аттестат с хорошими оценками. Получая аттестат об образовании учащиеся не сдают ЕГЭ, как в школе.

Архитектор.

Это специалист, занимающийся архитектурным проектированием, разработкой планов зданий, фасадов и внутренних пространств, расчетом конструкций зданий. Основная задача архитектора – поиск решений, оптимально сочетающих безопасность постройки, рациональное использование площади и особенностей оригинальной дизайнерской деятельности и идеи. Архитекторы, специализирующиеся на градостроительной деятельности, выполняют проектирование городских районов или крупных многофункциональных комплексов.

Специалисты по ландшафтному дизайну создают  проекты парков, садов, клумб, приусадебных участков.

        Есть архитекторы, разрабатывающие дизайн интерьера.

Плюсы профессии архитектора:

1.востребованная профессия;

2.относительно свободная профессиональная ниша на рынке услуг;

3.хороший заработок;

4.возможность индивидуальной трудовой деятельности;

5.возможность творческого подхода.

Минусы профессии архитектора:

1.основным минусом можно считать сезонность работы;

2.чем выше профессионализм, тем меньше остается времени на проектирование;

3.наводнение рынка малоквалифицированными специалистами приводит к снижению ценовой политики.

Обходимо хорошо знать физику, черчение, математику, географию (почвоведение). Для поступления в ВУЗ необходимо сдать ЕГЭ, а в колледж - внутренний экзамен или пройти по конкурсу аттестатов.

        Чтобы стать архитектором необходимо учиться или в строительном колледже, или в институте. Что бы успешно обучаться данной специальности необходимо хорошо знать геометрию, черчение, физику, математику, географию (почвоведение).

  1. Заключение.

Приступая к своей работе, я хотела выяснить, какая самая престижная профессия для наших учащихся. Я думала, что ответы будут находиться в русле физики и математики – лицей у нас именно физико-математический. Но как видно из ответов – это далеко не так (врач, адвокат, учитель).

Что касается менее престижной профессии, то здесь мои предположения оправдались – дворник, уборщица.

Так же выяснилось, что некоторые ученики еще не определились с будущей профессией. Это печалит, ведь через пол года мы должны будем четко знать куда подавать свои документы после окончания 11 класса и времени на раздумья уже не осталось.

Для того, что бы ученики определились со своей будущей специальностью необходимо чтобы учебное заведение проводило профориентационную работу. Профессиональная ориентация - это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая соответствует потребностям и возможностям человека ими запросам рынка труда.

 Для этого необходимо посещать День открытых дверей в разных учебных заведениях, посетить биржу труда с целью выявления тех специальностей, в коих в нашем городе недостаток. Потому что не маловажным будет момент трудоустройства и если ваша профессия будет в числе востребованных, то у вас больше шансов устроиться на хорошее место.

        Желаю всем выпускникам нашей школы найти свою работу, которая бы приносила радость и удовлетворение, а не была рабским трудом за кусок хлеба насущного.

Всем  спасибо за внимание.

6.Рессурсы:

1.http://nsportal.ru/ap/blog/drugoe/2015/05/24/tvorcheskiy-proekt-po-tehnologii-moy-professionalnyy-vybor,

2.https://infourok.ru/issledovatelskaya_rabota_vybor_professii_-_delo_seryeznoe-521322.htm.

3. ru.wikipedia.org.

4. Грецов А.Г. Выбери профессию сам. Информационно-методические материалы для подростков./ А.В.Грецов - СПб., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания "Самое утреннее из чувств"

Урок по обществознанию в 8 классе с использованием презентации....

Контрольная работапо физике в 8 классе по теме:" Агрегатные состояния вещества"

Контрольная работа по физике в 8 классе по теме "Агрегатные состояния вещества" соответствует программе учебника "Физика 8"  А.В.Перышкин...

итоговая проверочная работапо грамматике

Проверочная работа представляет собой набор заданий по изученному грамматическому материалу 1-8 модулей учебника Spotlight 10....

проверочная работапо теме "Шляпочные грибы"

проверочная работа для текущего контроля по теме "Шляпочные грибы"...

Контрольная работапо литературе за 1 полугодие. 5 класс.

Работа включает в себя 24 задания: 20 в тестовой форме, три вопроса и небольшая творческая работа. Материалы соответствуют УМК Г.С. Меркина для 5 класса....