Технологическая карта урока по обществознанию 7 класс "Экономика и ее основные участники"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)
Технологическая карта урока по обществознанию в 7 классе "Экономика и ее основные участники".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_1.docx | 388.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||||
Предмет - обществознание | Класс -7А | ||||
Тема урока – Экономика и ее основные участники | |||||
Учитель - Игнатьева Ирина Витальевна | |||||
Цель урока – Сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, познакомить с её основными проявлениями и участниками, о ее роли в жизни людей, продолжить развитие УУД в соответствии с запланированными предметными, метапредметными и личностными результатами | |||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
- формулирование двух значений понятию «экономика»; -перечисление основных проявлений экономики; - определение и сопоставление форм организации хозяйства; - умение давать характеристику основным участникам экономики | Регулятивные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Познавательные УУД: - нахождение информации в тексте, работы с художественными изображениями; - ведение самостоятельного отбора информации, ее преобразование; Коммуникативные УУД: - участие в коллективном обсуждении проблем, -использование речевых средств для выражения своих мыслей. | -сохранение мотивации к учебной деятельности, проявление интереса к новому учебному материалу, положительное отношение к процессу познания. - определение собственного отношения к экономике ориентация в социальных ролях; -значения трудовой деятельности для личности и общества; -освоение учащимися рациональной модели поведения в экономической жизни и деятельности. | |||
Тип урока | Урок открытия новых знаний | ||||
Словарь урока: экономика, производство, распределение, обмен, потребление, натуральное и товарное хозяйство, производитель, потребитель | |||||
Ресурсы урока: проектор, электронная презентация, учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, персональный компютер, черный ящик (хлеб), раздаточный материал, клей. | |||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1 этап. Орг. момент (1 мин.) | Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя для совместной деятельности | ||||
2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) (3-4 мин) | Обращает внимание на 1 слайд презентации :определить к какой сфере общества относятся понятия высказывания, которые необходимо продолжить Коль трудился круглый год, (Ответ: Доход) И врачу, и акробату (Ответ: Зарплату) В банке для всех вас висит прокламация: В море коварном товаров и цен (Ответ: Бизнесмен) Дела у нас пойдут на лад: (Ответ: Вклад) Вопросы: -К какой сфере жизни общества относятся пропущенные слова? (экономической) - С каким понятием будет связана темой нашего урока? -Тема: «Экономика и ее основные участники» (Слайд 2) | Читают высказывания и добавляют слово Определяют к какой сфере жизни общества относятся слова и формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь. | |||
3 этап. Актуализация знаний (1-2 мин.) | - Вспомните, на каких уроках по истории мы затрагивали эту тему? О чем шла речь? - Используя исторические знания, подумайте, что же входит в понятие «Экономика»? Игра «Ассоциации» Учитель на доске пишет слово «экономика», от него рисует стрелки и просит детей назвать ассоциации, связанные с этим понятием. После выполнения задания учитель обращает внимание на то, что остались не подписанные стрелки, которые учащиеся смогут заполнить в конце урока на основе полученных знаний. Необходимость получения экономических знаний в современном обществе будет основной проблемой нашего урока | Отвечают на вопросы выдвигают различные предположения | |||
4 этап. Целеполагание и планирование (2-3 мин.) | - Что мы должны узнать сегодня на уроке для решения данной проблемы? Обратите внимание на план изучения нашей темы и сформулируйте цель урока. План урока: 1.Что такое экономика. 2.Натуральное и товарное хозяйство. 3.Основные участники экономики. (Слайд 3) | участвуют в постановке целей, в планировании деятельности на уроке | |||
5 этап.(25-27 мин.) «Открытие» нового знания (изучение новой темы) | Предлагает познакомиться с различными определениями термина «Экономика» в электронных словарях, используя ссылку http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/16566 (Понятие «экономика» рассматривается в двух значениях: хозяйство и наука) (Слайд 4) (Экономика – это умение правильно вести хозяйство. Экономика – это знания о том, как правильно вести хозяйство страны, какими способами) Игровая технология «черный ящик» Учитель показывает черный ящик и просит учеников определить, что в нем находится, поясняя, что это один из основных продуктов питания, природа заложила него комплекс жизненно необходимых пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных соединений, длительное время сохраняющих свою биологическую активность. (хлеб) (Слайд 5) - На примере хлеба (путь кусочка хлеба от изготовления до обеда учеников 7А класса в школьной столовой) мы рассмотрим основные проявления экономики, пользуясь иллюстрациями в учебнике на стр. 67 Кто желает попробовать самостоятельно у доски? Пример: автомобиль; Задание: описать каждый этап, представить всем маршрут движения товара. Подвожу детей к основным проявлениям экономики. Основные проявления экономики, отражающие стадии движения продукта - это: (Слайд 6) (Записываем в тетрадь)
Найдите соответствие между экономическими процессами и их примерами. Заполните таблицу на соотнесение, проставляя буквы. А)Изготовление елочных игрушек. Б)Составление плана расходов семьи на месяц. В)Завтрак в школьной столовой. Г)Посещение парикмахерской. Д)Выплата пособия семьям на детей Е)Использование освещения в быту, Ж)Закупка снаряжения для туристического похода Взаимоконтроль -Одно из проявлений экономики связано с производством товаров или оказанием услуг. Выполните задание на экране: соотнесите, что относится к товарам, а что к услугам. После выполнения обменяйтесь тетрадями с соседом по парте для осуществления взаимоконтроля. (Слайд 7) Экономические блага создаются с использованием таких форм организации или ведения хозяйства, как натуральное и товарное. Работа с учебником в парах Работа с учебником стр.69 (прием «инсерт»). Беседа по вопросам. - Вспомните, что такое натуральное хозяйство? Как вы думаете, в чём недостаток такой формы хозяйствования? - Вспомните, что такое товарное хозяйство? Почему товарное хозяйство лучше натурального? - Когда произошел переход от натурального к товарному хозяйству? Сформулируйте определения. Натуральное хозяйство — это способ организации жизни людей, при котором все необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. Главный недостаток этой формы хозяйствования — низкая производительность труда. Товарное хозяйство — способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом. Эта форма ведения хозяйства в большей степени отвечает целям экономики — максимально удовлетворять потребности людей. Сделайте выводы, опираясь на таблицу. (Слайд 8) Физкультминутка. Работа с изображениями:
(Слайд 9) -Что общего между этими фотографиями? (изображены молочные продукты) Проговорить о пользе молочных продуктов: йогурт, сыр и молоко полезны для зубов, суставов и костей. -Чем они отличаются ? (на первой фотографии изображен производитель, а на второй-потребитель) (Слайд 10) Учитель обращает внимание учеников на стремление производителя получить мах прибыль и на необходимость потребителя сделать рациональный выбор Работа в группах Учитель создает ситуативные группы путем объединения учащихся 1 и 2 парты первого ряда в одну группу, 3 и 4 –в другую и т.д. -Задание для групп: перед вами лежат изображения продуктов питания. Вам необходимо сделать рациональный выбор при покупке продуктов питания на ужин для 3 человек, имея ограниченный бюджет 300 руб. Каждый продукт имеет свою стоимость, вы выбираете нужные, на ваш взгляд, приклеиваете их на лист и подсчитываете стоимость. (Слайд 11) Приложение 2 После выполнения задания учитель подводит итог, что взрослым приходится каждый день осуществлять рациональный выбор, имея ограниченный финансовые ресурсы. | Используя мобильные приложения находят определение понятия «Экономика» высказывают предположения записывают в тетрадь проявления экономики и раскрывают содержание их, анализируют иллюстрации
Производство – процесс создания экономических благ. Распределение – действия, связанные с разделением продукта между членами общества. Обмен – получение продукта с предложением чего-либо взамен. Потребление – использование продукта для удовлетворения потребностей. выполняют задание, обмениваются с соседом по парте, сверяясь с ответами на экране Работают в парах над текстом, используя метод активного чтения (маркировка текста) Формулируют определения натурального и товарного хозяйств, определяют признаки каждого хозяйства, отмечают преимущества товарного хозяйства и недостатки натурального. анализируют, высказывают свои предположения, записывают в тетрадь основных участников экономики выполняют задание в группах | |||
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (Закрепление) (2-3 мин.) | Работа с изображениями. Учитель предлагает ученикам вернуться к игре «Ассоциации» и заполнить пустые стрелки новыми понятиями, изученными во время урока. | выполняют задание | |||
7 этап. Рефлексия и оценивание (1-2 мин.) | Учитель зачитывает притчу: -«Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому один вопрос: «Что ты делал целый день?» Первый с ухмылкой заявил: «Я целый день возил ужасные камни». Второй ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью, удовольствием и он промолвил: «А я принимал участие в строительстве храма знаний!» -Ребята, вы тоже сегодня добросовестно трудились, получали знания, закрепляли их. Словами какого человека вы ответите на вопрос «Что вы делали сегодня на уроке»? (Необходимо прикрепить камень) Кто ответил бы также как первый человек? «Я целый день возил ужасные камни» Кто ответил бы также как второй человек? «Я добросовестно выполнял свою работу» Кто ответил бы также как третий человек? «А я принимал участие в строительстве храма знаний!» Домашнее задание: § 8, Выполнить задания (рубрика «в классе и лома») №1-3. Индивид. Задание . Игра- конкурс: Пересказать на экономический лад сказку «Курочка ряба» | слушают притчу, поднимают карточки, записывают в дневник домашнее задание |
Приложение 1.
“Русская сказка на экономический лад”
Вспомните русскую народную сказку «Репка».
Пересказанная на экономический лад, она могла бы выглядеть так:
В одном домохозяйстве с ограниченными ресурсами было произведено материальное благо под названием репка. Процесс извлечения этого блага из земли оказался очень трудоемким: приходилось поэтапно привлекать дополнительное количество трудовых ресурсов …
Перескажите на экономический лад сказку «Курочка ряба»
используя как можно больше экономических терминов .
Экономические термины
Ресурсы Труд Натуральное хозяйство
Потребности Производитель Товарное хозяйство
Благо Доход Прибыль
Товары Предложение Богатство
Услуги Потребитель Собственность
Производство Деньги Ограниченность
Представление вариантов сказки на новый лад.
Приложение 2. Продукты питания
цыпленок 1 кг-130 руб. шоколад-80 руб. чипсы-67 руб.
картофель 1 кг-30 руб. фарш 1 кг-220 руб. специи- 40 руб.
овощи-95 руб. пицца 1 кг-280 руб. макароны-48 руб.
рыба 1 кг-220 руб. сухарики-43 руб. рис-78 руб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Моделирование технологической карты урока географии с учетом требований ФГОС основного общего образования"
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе "Основные виды обстоятельств"
Урок разработан с использованием различных видов УУД в условиях реализации ФГОС...
технологическая карта урока в 11 классе по теме "Основные характеристики, свойства и использование электромагнитных волн"
Данная разработка составлена с учетом требований ФГОС и с использованием регионального компонента....
Конспект урока + презентация + технологическая карта урока по обществознанию "Сфера духовной жизни"
Разработка урока обществознания к учебнику Боголюбова для 8 класса. Представлен подробный конспект, красочная презентация и весь дополнительный материал....
Технологическая карта урока по обществознанию «Апологеты экономических Систем. Кто прав?» Инновационный урок развития критического мышления и креативной облачной онлайн коллаборации.
Урок-дебаты: инновационный урок развития критического мышления и креативной облачной онлайн коллаборацииВ учебном процессе школьные дебаты являются инновационной образовательной технологией...
Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс.
Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс....
Технологическая карта урока по обществознанию тема урока «Государство». 9 кл
Технологическая карта урока по обществознанию тема урока «Государство». 9 кл...