Урок обществознания 8 классе
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Уро на тему "Государственный бюджет"с применением когнитивной технологии обучения. Представлены разноуровневые задания, групповая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosbyudzhet.docx20.44 КБ
Office presentation icon gosbyudzhet.ppt2.99 МБ
Файл rabochiy_list.docx160.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Государственный бюджет". Курс "Основы налоговой грамотности" для учащихся 8-го класса


Задачи:

  • Образовательные: дать представление о государственном бюджете; раскрыть роль государственного бюджета в экономической жизни страны; выделить особенности государственного бюджета Российской Федерации.
  • Развивающие: создать условия для развития логического и аналитического мышления; познавательной активности; сознательного восприятия учебного материала; грамотной речи.
  • Воспитательные: осуществлять правовое воспитание школьников; формирование активной жизненной позиции.

Тип урока: изучение нового материала.

Оснащение урока: мультимедиа аппаратура (экран, компьютер, мультимедийный проектор); учебная презентация (приложение).

В ходе изучения темы учащиеся должны: усвоить понятия бюджет, доходы, расходы; научиться применять понятия дефицит и профицит на практике.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока сегодня… (Государственный бюджет).

Слайд № 1 (приложение).

Как говорил один неизвестный «Нет более печального сюжета, чем быль об утверждении бюджета».

– Как вы понимаете слова автора?

– Можно ли согласиться с этим утверждением? Почему?

Для ответа необходимо обратиться к задачам нашего сегодняшнего урока. (В ходе беседы учащиеся формулируют задачи урока).

Слайд № 2 (приложение).

III. Работа по теме.

Каждый гражданин стремится к богатству и процветанию своей страны, а значит и благополучию и комфортной жизни своей семьи.

– Что необходимо любой стране, чтобы люди с каждым днем жили богаче и комфортней?

Богатство и процветание во многом зависит от уплаты налогов. Налоговые поступления являются источником средств государственного бюджета.

– Как вы считаете, что такое бюджет?

Слайд № 3 (приложение).

IV. Работа с термином.

Бюджет – сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов власти.

Слайд № 4 (приложение).

Бюджет состоит из простого равенства доходов и расходов. Это равенство можно назвать идеальным бюджетом.

Идеальный бюджет – запланированные расходы = запланированным доходам.

Любое государство стремится к тому, чтобы бюджет был идеальным.

Слайд № 5 (приложение).

Рассмотрим основные составляющие бюджета. Бюджет = доходы + расходы.

При изучении материалов презентации встречаются гиперссылки, обращаясь к которым можно открыть нужную информацию (приложение).

Обратимся к понятию доход.

Обратите внимание на диаграмму «Доходы государственного бюджета в 2005 году».

– Какие выводы можно сделать из представленной диаграммы?

– Приведите примеры неналоговых доходов?

– Приведите примеры доходы от внешнеэкономической деятельности.

Слайд № 6 (приложение).

Обратимся к понятию расход.

Обратите внимание на диаграмму «Расходы государственного бюджета в 2005 году».

– Какие выводы можно сделать из представленной диаграммы?

– На какие сферы жизни общества государство тратит денежные средства?

Слайд № 7 (приложение).

Любое государство стремится, что бы его бюджет был идеальным, но такая ситуация складывается не всегда. Иногда это равенство нарушается, и тогда возникают ситуации дефицитаили профицитабюджета.

Слайд № 5 (приложение).

Давайте рассмотрим более подробно каждую ситуацию.

Ситуация профицита возникает тогда, когда доходы превышают расходы (возникает излишек денежных средств).

– Как вы считаете, на что государство тратит излишки денежных средств?

Слайд № 8 (приложение).

Иногда возникает обратная ситуация, когда доходы меньше, чем расходы. Такая ситуация называется дефицит государственного бюджета.

– Какие способы преодоления дефицита государственного бюджета вы можете предложить?

Слайд № 10 (приложение).

Существует несколько способов преодоления дефицита бюджета.

  • сокращение бюджетных расходов,
  • изыскание дополнительных источников доходов,
  • выпуск денег,
  • одалживание денег.

– Определите положительные и отрицательные стороны каждого из способов. Какой способ вы считаете наилучшим?

Слайд № 10 (приложение).

Давайте рассмотрим каждый из способов боле подробно.

Сокращение бюджетных расходов.

Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то представительный орган власти принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такая ситуация называется секвестр.

– Как вы считаете, к чему может привести сокращение бюджетных расходов?

Слайд № 11 (приложение).

Изыскание дополнительных источников доходов.

Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то самым простым кажется привлечь в бюджет дополнительные доходы. Это может быть введение новых налогов или увеличение действующих налогов и сборов.

– Как вы считаете, к чему может привести изыскание дополнительных источников доходов?

Слайд № 12 (приложение).

Выпуск денег.

Когда государству не хватает денежных средств, то нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими зарплату своим служащим, офицерам, учителям и врачам, либо оплатить расходы на приобретение необходимых государству товаров. Такой способ преодоления дефицита бюджета называется эмиссия.

– Как вы считаете, к чему может привести выпуск дополнительных денежных средств?

Слайд № 13 (приложение).

Одалживание денег.

Когда государству не хватает денежных средств, то оно может их одолжить. Тогда у него возникает государственный долг.

– У кого же государство может взять деньги в долг?

Государство может одолжить денежные средства у международных финансовых организаций или у собственных граждан, фирм, организаций.

– Как вы считаете, к чему может привести одалживание денежных средств государством?

Слайд № 14 (приложение).

Рассмотрев различные способы преодоления дефицита бюджета, определите положительные и отрицательные стороны каждого из способов. Какой способ вы считаете наилучшим?

Обратите внимание на предложенную диаграмму. Какой вывод можно сделать?

Слайд № 15 (приложение).

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Слайд № 16 (приложение).

Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Бюджет составляется на финансовый год. В России финансовый год начинается 1 января.

Формирование бюджета, содержащего предварительную смету доходов и расходов государства, осуществляется Министерством финансов РФ.

Затем законопроект поступает в Правительство Российской Федерации, где он уточняется и дорабатывается.

Правительство представляет проект государственного бюджета в Государственную Думу (он рассматривается в нескольких чтениях, как правило, в четырех чтениях, от чтения к чтению всё более детально).

После рассмотрения в Думе, государственный бюджет поступает на рассмотрение в Совет Федерации.

В заключение процедуры Закон о государственном бюджете должен быть подписан президентом РФ.

Слайд № 17 (приложение).

V. Давайте подведем итоги:

  • Что такое государственный бюджет?
  • Какие особенности государственного бюджета Российской Федерации можно выделить?
  • Какую роль играет государственный бюджет в жизни страны?

Слайд № 18 (приложение).

VI. Рефлексия.

  • Что нового вы узнали?
  • Что больше всего запомнилось?
  • Где вы можете применить знания данной темы?

Слайд № 19 (приложение).

Вернемся к эпиграфу нашего урока. «Нет более печального сюжета, чем быль об утверждении бюджета» (неизвестный).

– Как бы вы сейчас отнеслись к словам автора?

VII. Домашнее задание: Подготовить сообщение о бюджете своей семьи


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

БЮДЖЕТ Автор : Шипунова М.Н. учитель МОУ «Гимназия № 11» г. Бийска . Алтайского края

Слайд 4

Задачи: Познакомиться с понятием государственный бюджет. Выделить особенности государственного бюджета Российской Федерации. Выяснить какую роль играет государственный бюджет в жизни страны.

Слайд 5

Каждый гражданин стремится к богатству и процветанию своей страны, а значит и благополучию и комфортной жизни своей семьи. Налоговые поступления являются основным источником средств для государственного бюджета Что необходимо любой стране, что бы люди с каждым днем жили все богаче и комфортнее?

Слайд 6

Сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов власти. БЮДЖЕТ Российской Федерации на 2009 г.

Слайд 7

Государство стремится к тому, чтобы бюджет был идеальным Когда нарушается это равенство, возникает : Профицит бюджета Дефицит бюджета

Слайд 10

РАСХОДЫ ПРОФИЦИТ ДОХОДЫ ПРОФИЦИТ – излишек денег по сравнению с запланированными масштабами их расходования Как вы считаете на что государство тратит излишки денежных средств?

Слайд 11

ДЕФИЦИТ – недостаток денег по сравнению с запланированными масштабами их расходования РАСХОДЫ ДЕФИЦИТ ДОХОДЫ Какие способы преодоления дефицита бюджета вы можете предложить?

Слайд 12

Способы преодоления дефицита бюджета сокращение бюджетных расходов изыскание дополнительных источников доходов выпуск денег одалживание денег Определите положительные и отрицательные стороны каждого из способов. Какой способ вы считаете наилучшим?

Слайд 13

Сокращение бюджетных расходов Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то представительный орган власти принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Секвестр – сокращение запланированных бюджетом расходов Как вы считаете, к чему может привести сокращение бюджетных расходов?

Слайд 14

Изыскание дополнительных источников доходов Можно попытаться увеличивать размеры действующих налогов и сборов или ввести новые. Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то самым простым кажется привлечь в бюджет дополнительные доходы Как вы считаете, к чему может привести изыскание дополнительных источников доходов?

Слайд 15

Выпуск денег Когда государству не хватает денежных средств, то нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими зарплату своим служащим, офицерам, учителям и врачам, либо оплатить расходы на приобретение необходимых государству товаров. Эмиссия – выпуск в обращение банковских и казначейских билетов, бумажных денег и ценных бумаг (необеспеченных золотовалютным запасом) Как вы считаете, к чему может привести выпуск дополнительных денежных средств?

Слайд 16

Одалживание денег Когда государству не хватает денежных средств, то оно может их одолжить. Государственный долг бывает: ВНУТРЕННИЙ - перед гражданами, банками и фирмами своей страны. ВНЕШНИЙ – перед другими государствами, международными банками и финансовыми организациями У кого же государство может взять деньги в долг? Государственный долг – сумма денежных средств, одолженных страной и еще не возвращенных кредиторам Как вы считаете, к чему может привести одалживание денежных средств государством ?

Слайд 19

БЮДЖЕТ РФ 2009 г .

Слайд 20

Что такое государственный бюджет? Какие особенности государственного бюджета Российской Федерации можно выделить? Какую роль играет государственный бюджет в жизни страны?

Слайд 21

Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?



Предварительный просмотр:

Рабочий лист:  «Государственный бюджет»

  1. Государственный бюджет – это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу

Структура государственного бюджета

Доходы

Расходы

  1. Заполните схему

  1. Распределите  доходы и расходы государственного бюджета и занесите данные в группировочную таблицу по образцу задания 1.

№ п/п

Доходы и расходы государственного бюджета

Сумма в млрд. руб.

1

Налог на прибыль

23810

2

НДФЛ

16771

3

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

8,6% от общего дохода

4

Национальная оборона

31,02%

5

НДС

52635

6

Международная деятельность

10,41%

7

Акцизы

9688

8

Государственное управление

2,49%

9

Земельный налог

322

10

Содержание федеральной судебной системы

1065

11

Дотации сельскому хозяйству и рыболовству

6,82%

12

Охрана окружающей среды

0,84%

13

Спец.налог

5347

14

Таможенные пошлины

31940

15

Энергетика и транспорт

25700

16

Образование и культура

10425

17

Прочие налоги

1070

18

Здравоохранение

6130

19

Неналоговые доходы

32030

20

Социальная политика

15,00%

4. В случае бюджета с дефицитом предложите мероприятия по решению данной проблемы. Результаты представьте в :

Путь решения проблемы

Мероприятия

Вносимые изменения в бюджет (млрд.руб.)

Сокращение расходов

Увеличение доходов

Государственные займы:

- внутренние

- внешние


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти на определенный период.

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшим законодательным органом власти. В России проект государственного (федерального) бюджета ежегодно обсуждается и принимается в виде закона Федеральным собранием. По окончании финансового года Правительство РФ должно отчитаться об исполнении бюджета.

https://s.slide-share.ru/slide/6370823.jpeg

Дефицит и профицит бюджета

В процессе составления и исполнения бюджета государство, как правило, сталкивается с невозможностью достижения равенства его доходной и расходной частей.

Варианты соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета

Сбалансированный бюджет

Бюджетный дефицит

(от лат. deficit — недостаёт)

Профицит бюджета

(от фр. profit — прибыль)

Расходы государственного бюджета равны доходам. Самое оптимальное состояние бюджета.

Финансовая ситуация, возникающая, когда государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей.

Финансовая ситуация, когда государство намечает осуществить расходы на сумму меньшую, чем можно реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей.

Источники покрытия бюджетного дефицита.

Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Сокращение профицита осуществляется в следующей последовательности:

- сокращение доходов от продажи государственной собственности,

- сократить доходы от продажи государственных запасов и резервов,

- предусмотреть дополнительное погашение долговых обязательств,

- увеличить расходы, в том числе за счет передачи доходов бюджетам других уровней.

Дефицит рассматривается как временный, если он составляет 3% от ВВП, до 10% – допустимый дефицит, свыше 20% – критический.

Источниками погашения дефицита являются:

Внутренние:

1. Использование кредитов Центрального банка, который в обмен на государственные обязательства выпускает определенную сумму банкнот, вливая тем самым в каналы денежного обращения дополнительную массу денег, что, однако создает возникновение угрозы инфляции, так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы.

2. Привлечение средств фирм и домашних хозяйств через выпуск государственных ценных бумаг, в которые они вкладывают свои сбережения —> увеличивается государственный долг, так как лица, купившие облигации и другие долговые обязательства государства, предоставили государству кредит и через какое-то время оно обязано вернуть эти деньги своим кредиторам. Государственные займы оказывают благотворное влияние на экономику, если финансирование государственных расходов компенсирует сокращение частных инвестиций. Эта политика получила название дефицитного бюджетного финансирования, которое служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит, и против сокращения занятости.

3. Государственные займы, полученные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ.

4. Бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы.

Внешние:

- государственные займы в валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.

Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета:

  1. Долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов.
  2. Фаза экономического цикла в стране (подъем, спад, дно, оживление).
  3. Текущая политика государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе»

«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе» И.Н. КуренковаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учре...

Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2

Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...

Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)

Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят...

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...