Урок обществознания в 8 классе по теме "Этнос: нации и народности"
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме
Урок - изучения нового материала, построен на самостоятельной работе учащихсяпо группам. В ходе урока заполняются рабочие листы, листы самооценки(накопительная балловая система).Учащиеся выполняют различные виды деятельности:анализируют документы, работают со словарем, выполняют творческие задания, элементы исследолвательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок обществознания в 8 классе по теме "Этнос:нации и народности" | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 8 классе
Тема: «Этнос: нации и народности»
Цель:
-Познакомить учащихся с понятием этнос, разъяснить сущность этнообразующих фактов
- Сформировать умение анализировать традиции, обычаи различных народов с опорой на известные исторические факты
-Воспитывать толерантность, уважение к культуре других народов
Планируемые результаты: учащиеся должны
-знать, что такое «этнос» и чем характеризуются различные устойчивые межпоколенные общности людей
- уметь анализировать различные этнообразующие факторы, иллюстрируя свои позиции конкретными историческими фактами
- определять сходство и различия между нацией и народностью
-уметь грамотно анализировать традиции и обычаи различных народов и уважительно относиться к их культуре, жизни .
Продолжить работу по формированию у учащихся мотивации успешности по усвоению знаний.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы проведения урока: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (эвристический)
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные ( рассказ, беседа);
Наглядные (применение ИКТ);
Практические (работа с документом, составление таблицы, заполнение схемы);
Контроль и самоконтроль
Основные понятия и термины:
Этнос, народность, нации, этнообразующие факторы
Оборудование урока: учебник «Обществознание» для 8класса (авторы Кравченко);
АРМ учителя;
презентация к уроку;
раздаточный материал (рабочий лист, задания для работы в группах);
доска
Структура урока:
- Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока.
- Актуализация знаний, подготовка к основному этапу.
- Усвоение новых знаний и способов действия.
- Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.
- Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.
- Подведение итогов урока.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
План урока
1. Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока.
Приготовились к уроку, встали ровно, повернулись, друг к другу улыбнулись, пожелали друг другу хорошей работы на уроке и садимся.
Мы продолжаем с вами разбирать социальную сферу общества,
На какие социальные группы делится общество? (классы, социальные слои, профессиональные, доходу, власти, образованию, престижу)
Сегодня мы продолжим разговор об общностях…А каких вы скажите сами чуть позже..
Послушаете легенду:
И. Кленицкая
Хорошо, что все мы разные (Старинная легенда)
Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:
— Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!
Лошадь фыркнула и сказала:
— Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:
- Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?
- Нет, — ответила лошадь.
- А верблюд может, потому что в его горбах — запас жира... И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит он голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!
Затем мудрец обратился к верблюду:
— А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?
— Нет, — ответил верблюд.
Мудрец сказал:
— Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!
Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
— Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:
Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: — Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его...
Затем мудрец обратился к чернокожему:
А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его — цвета солнца...
Черный и белый устыдились своего спора и помирились.
А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцу» и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:
Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
(учащиеся высказывают предположения)
Тема нашего урока Этнос: нации и народности - запишем в тетради
2.Актуализация знаний, подготовка к основному этапу.
Поиграем в игру «Ассоциативное колесо»:
В центре доски записывается слово «этнос».
За 1минуту запишите в своих тетрадях, какие ассоциации вызывает у вас это слово.
Далее учитель записывает вокруг исходного слова, наиболее часто называемые ассоциации.
Из этих ассоциаций мы должны поставить цель урока.(учащиеся отвечают)
Итак, какую цель мы поставим с вами на урок?
Узнать что такое этнос, его признаки и отличия нации от народности.
Приступим.
3.Усвоение новых знаний и способов действия.
Перед вами рабочие листы, которые вы будете заполнять по ходу урока.
Задание №1 на рабочем листе.
Сегодня вы будете работать по группам (группы разбиты заранее, на предыдущем уроке, каждой из групп было дано задание)
Прочитайте понятие этнос и выделите ключевые слова для запоминания
Этнос (от греч.- племя, народ )-собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию
(кровнородственная группа людей, которая образует племя, народность или нацию)
Если вы выполнили правильно задание ставите-1балл на листе таблица для оценок.
Т.е. этносом может быть и племя, и народность и нация.
Что теперь нам необходимо выяснить? (отличия)
Чем отличаются племя, народность и нация друг от друга и каковы признаки этноса, которые принято называть этнообразующими факторами.
Разберемся с признаками этноса - этнообразующими факторами.
Задание №2 в рабочем листе - заполните схему «Признаки этноса»
Каждой группе дается задание – текст, по которому вы должны определить один из признаков этноса. Если группа определит правильно признак – 3балла. Если выполнит дополнительно, еще 3балла
Но сначала заполним вместе со мной первый признак.(учитель объясняет, показывает схему: семья -род-клан-племя)
Семья – самая малая кровнородственная группа людей, связанная единством происхождения (бабушка, мать, отец, дети). Несколько семей вступают в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы, которые носили имя предполагаемого предка, несколько кланов объединялись в племя.
Итак, выделим первый признак:1) кровное родство - записываем в схему
Вот теперь приступаем работать в группах. Та группа, которая справиться быстрее всех с заданием, получит возможность заработать себе дополнительные очко и выполнить еще одно задание.(работа с текстом - одна из форм задания на ГИА)
Работа в группах.(проверка выполнения задания- на доске заполняется схема, поочередно)
2)устойчивая межпоколенная преемственность (дополнительно любой из групп)
Каждое поколение, с одной стороны ,продолжает унаследованную деятельность, культуру в новых условиях. А другой стороны видоизменяет и дополняет старое – и так из поколения в поколение т.е. происходит преемственность между поколениями.(растили хлеб, производили металл- изменилось в современных условиях)
3)общность исторической судьбы(гр.№1)
В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Но есть в истории мрачные страницы. Воспринимать их надо с болью и негодованием, не скрывать не удобные факты, это и есть исторический путь каждого народа. Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев.
4)общее самосознание(гр.№3)
Национальное самосознание – это осознание что ты принадлежишь какому – то народу, не отделимая его частица, осознает историю своего народа, общие национальные ценности- письменность, язык, ценит вклад народа в мировую культуру, разделяет успехи нации и способствует ее развитию.
5)единство языка.(гр.№5)
Язык отличительный признак этноса. Этносы формируют общий язык. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть остается прежней.
Другой отличительный признак этноса –
6)определенная территория (гр.№2)
Она как язык может расширяться, обновляться. Иногда могут переселяться, осваивать новые земли. Связь между этносом и территорией очень тесная. Этносы часто борются за землю предков не на жизнь, а на смерть.
7)общая культура и традиции(гр.№4)
У каждого народа существуют присущие только ему традиции
Итак, признаки этноса мы выделили, их необходимо запомнить.
Можете ли вы мне сказать, чем отличается племя, народность, нация?
Обращаемся к заданию №3 на рабочем листе.
Перед вами термины и определения. Попробуйте соотнести их.
№3Соотнесите термины и определения.
1.Этнос | А.Исторически первая ступень формирования этноса; представители обладают собственным языком или диалектом, территорией, формой организаций, общими церемониями |
2.Племя | Б.Автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностями и инструментами |
3.Нация | В.Этническая общность, занимающая место между племенами и нацией и характеризующаяся языковой, территориальной, экономической и культурной общностью |
4.Народность | Г.Собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию |
4.Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.
Какая группа готова ответить? За каждое правильно выполненное соотношение 1балл,
Сейчас проверим, на примере истории нашего государства.
На столе карточки – к доске пойдут 3 человека и распределят их по группам: племя, народность, нации (карточки: поляне, древляне, кривичи ,вятичи, северяне, радимичи; древнерусская народность; русские, белорусы, украинцы)
Вы распределили правильно, спасибо. Группа ставит дополнительно еще по 1 баллу.
Давайте обратимся к истории. (Презентация)
Показывает карту древнерусского государства
В VI - VIII веках восточные славяне заселили обширную территорию Восточной Европы, заняли большую часть В-Е равнины, на этой территории проживало 12 плененных союзов, наиболее многочисленные были поляне, ильменские славяне, древляне…
Племя – исторически первая ступень формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов
В IX в.формируется государство у восточнославянских племен- с центром в г.Киеве – Киевская Русь.
В конце X в. закончилось объединение этих племен в единое государство.
Подчиняясь власти киевского князя каждое племя, отправляло своё ополчение для защиты государства. В военных походах воины были объединены общей целью, чувствовали свое родство друг с другом «Мы из рода русского» заявляли с гордостью
В процессе общения постепенно сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык. С течением времени люди престали отождествлять себя с полянами, древлянами, стали считать себя единым целым.
Так постепенно складывалась древнерусская народность.
Народность складывается с появлением классов и государств. Данная социальная общность свойственна эпохе рабовладения и феодализма. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории. Устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами.
В результате моголо-татарского нашествия в XIII в.древнерусская народность была разобщена.
С XIV в. политический центр русского этноса сместился со степной зоны Киева на северо-восток. Северо – Восточная Русь, хотя и оказалась в зависимости от Золотой Орды, наиболее полно сохранила древнерусскую культуру и язык .
Жители Юго-Западной и западной Руси оказались включены в состав владений Польши, Литвы, Венгрии. Но они не растворились среди народов этих государств, их объединяла православная вера. В тоже время не имея возможности общаться с Северо –Восточной Русью, они сохранили особенности местных диалектов, быта и культуры.
В XV в. Московская Русь добилась независимости и постепенно восстановила единство русских земель
Из некогда единой древнерусской народности формируется русская, украинская . белорусская народности.
Позже с образование централизованного государства и развития капиталистических отношение формируется нация- русские. На базе народностей формируется высший исторический тип этноса- нации. Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает различные входящие в него народности в единое национальное целое, возникает нация.
Итак племя- это исторически первая ступень формирования этноса, народность вторая ступень, недостаточно устойчивая общность, нация – устойчивая и наиболее развитая ступень формирования этноса.(схема)
5.Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.
С понятиями разобрались, теперь выделим общие черты и различия. (Такие задания часто встречаются в ГИА в 9кл.) Перед вами таблица с понятиями (задание№3) и текст моего сообщения. Вы должны заполнить таблицу сравнения, за каждое правильное сравнение или различие ставится 1балл.
Задание №4 – в рабочих листах.
Найдите общие и различные признаки племени, нации, народности.
Общие: 1)язык 2)культура 3)ценности; 4)исторический путь |
Племя | Народность | Нации |
1.Исторически первая ступень в формировании этноса | 1.Вторая ступень | 1.Высший исторический тип этноса |
2.Малочисленно | 2.Меннее многочисленна, чем нация | 2.Наиболее многочисленна |
3.территория | 3.територия | 3 Неограниченная территориальными рамками |
Итак, мы выяснили, что такое этнос, разобрались с признаками этноса, нашли различия в понятиях племя, народность, нация.
Вы знаете кто такие социологи?
Мы сейчас поработаем социологами.
Социологическая работа
Теперь обратимся к примерам. Сейчас мы с вами представим, что мы социологии
Следующее задание в рабочих листах- № 5(подобные задания тоже есть в ГИА)
Возите листы – приложение№1- таблица по результатам переписи 2010г. по национальному составу, выполните задаание№5-А, за каждое выполненное задание -1балл
(наша страна многонациональна, преобладают русские и т.п.)
Теперь берем листы с приложением№2 – Национальный состав Челябинской области. выполните задаание№5-А, за каждое выполненное задание -1балл
(область многонациональна - по численности преобладают русские, на 2м.-…)
По Брединскому району нет таких данных, но национальный состав схож с Челябинской областью, только на 2 м. по нашему району - казахи.
Группе ребят было дано задание, провести социологический опрос и выявить национальный состав учащихся нашей школы, пожалуйста (выступление гр№2)
Остальные заполняют рабочие листы задание №5-В. По принципу А.иБ.
За выступление 5баллов.
Какая группа ,может провести сравнительный анализ данных по Челябинской обл. и нашей школы? (получить дополнительно-3балла)
5.Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.
Одной из групп было дано задание - приготовить презентацию об оном из народов, проживающих на территории нашего края, гр.№4 приготовила презентацию о башкирах. Слово этой группе, остальные выполняют задание№6.За каждый признак по одному баллу. Группе за выступление – 5баллов
Задание№6 Гр.№4 –представляет башкир, остальные группы выполняют задание.
№6. Попробуйте описать по признакам один из этносов нашего края.
6.Подведение итогов урока
Каждой группе задание на дом, приготовить презентацию об одном из этносов, которые живут в нашем крае (подобной презентации про башкир)
Вернемся, к началу урока вспомните легенду. Мораль той легенды гласит: как хорошо, что мы разные. Посмотрите на экран (Видеоряд про народы Р.Ф.) Так давайте относиться друг к другу, так как хотели бы, что относились к нам, не зависимо от национальности, ведь мы с вами живем в многонациональном государстве.
Тема следующего урока – межнациональные отношения.
Мы продолжим разговор о том, что мы все разные ….
Записываем домашнее задание- пар.№21.понятия, которые необходимы для зачета - выучить (вы знаете, где их взять) вопросы№1-4 всем, презентацию об одном из народов по группам.
Теперь выставим оценки – подсчитайте количество баллов и сдайте листы для оценивания мне. Сейчас я выставлю оценки.
Урок окончен, спасибо за работу.
Рабочий лист
№1Прочитайте понятие, запишите ключевые слова для запоминания.
Этнос(от греч.- племя, народ) – собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию.
__________________________________________________________________
№2Запомните схему «Признаки этноса»
№3Соотнесите термины и определения.
1.Этнос | А.Исторически первая ступень формирования этноса; представители обладают собственным языком или диалектом, территорией, формой организаций, общими церемониями |
2.Племя | Б.Автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностями и инструментами |
3.Нация | В.Этническая общность, занимающая место между племенами и нацией и характеризующаяся языковой, территориальной, экономической и культурной общностью |
4.Народность | Г.Собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию |
№4Найдите общие и различные признаки племени, нации, народности. Выделите общие и различные признаки племени, нации, народности.(Путем сравнения понятий ,которые даны в задании №3 на рабочем листе и услышанного на уроке)
Общие: |
Племя | Народность | Нации |
№5 Социологическая работа
А. Приложение №1
1.Какие этносы преобладают в Р.Ф.? Составьте рейтинг национального состава Р.Ф.(до 7)
2.Сделайте общий вывод по национальному составу Р.Ф.
1.
2._________________________________________________________________
Б. Приложение №2
1.Какие этносы преобладают в Челябинской области? Составьте рейтинг национального состава Челябинской области (до 7)
2.Сделайте общий вывод по национальному составу Челябинской области.
1.
2._________________________________________________________________
В.Послушайте выступление группы социологов и запишите данные
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
№6. Попробуйте описать по признакам один из этносов нашего края.
Название этноса:
Территория:
Культура, быт:
Хозяйство:
Язык:
Хозяйство:
Культура, быт:
Территория:
Название этноса:
Этнос
Язык:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"
Данная перезентация поможет учителю раскрыть тему о традиционной глиняной игрушке. Урок №1 во 2 четверти по программе Б.Неменского. ...
Презентация к уроку обществознания 8 класс Нации и межнациональные отношения
Презентация Нации и межнациональные отношения...
Урок в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"
Урок в 5 классе по изобразительному исскуству. На уроке рассматриваются виды игрушек: филимоновской, каргопольской, дымковской . ...
План-конспект урока в 9 классе по теме "Традиционная экономика. Народные промыслы на российской ярмарке"
Цели и задачи: познакомить с географией народных промыслов Подмосковья;вспомнить историю создания и развития промыслов и ремесел на Руси;раскрыть характер основных видов народных изделий Подмосковья, ...
Разработка урока ИЗО 5 класс "Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка."
Знакомство с русской прялкой, её видами....
Разработки уроков для 5 класса раздел "Связь времен в народном искусстве"
Планы - конспекты уроков 5 класса по темам:1. Древние образы в современных народных игрушках.2. Искусство Гжели.3. Городецкая роспись.4. Хохлома.5. Жостово. Роспись по металлу....
Урок обществознания на тему "Этнос и нации" (профильное изучение, 11 класс)
Данный материал позволяет изучить основные признаки этноса и нации, структуру национального менталитета, сделать вывод об этническом многообразии современного человечества....