Этносы России
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Технологическая карта и презентация к открытому уроку географии в 8 классе по теме "Этносы России".Урок получил высокую оценку коллег школы. Урок ФГОС с презентацией для интерактивной доски в программе Smart-Notebook/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
2016 год
Эпова Валентина Николаевна, учитель географии - первая категория
МБОУ «Кировская СОШ», Ростовская область, Веселовский р-н
Предмет: география
8 класс
Технологическая карта урока
Тема урока: Этническая мозаика России | ||||
Тип урока: урок формирования знаний | ||||
Цель урока: углубление и систематизация знаний обучающихся об исторически сложившихся общностях людей на территории России | ||||
Задачи урока:
| ||||
Планируемые результаты урока | ||||
Личностные:
| Метапредметные Познавательные универсальные учебные действия:
высказывать суждения, подтверждать их фактами.
Регулятивные:
Коммуникативные:
| Предметные
| ||
Основные понятия, изучаемые на уроке: Этнос. Национальный состав. Языковые семьи. Межнациональные конфликты. Язык межнационального общения. . | ||||
Решаемые учебные проблемы: Выявить особенности этнического состава России, дать характеристику основным языковым семьям, группам. Межнациональные отношения | ||||
Ценностный компонент урока: Многонациональность как феномен культуры России. | ||||
Ресурсы урока: Учебник 8 класс УМК под ред. А.И. Алексеева, презентация «Мозаика народов», карты «Народы России».,политико-административная | ||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ: Интерактивная доска SMART Board, мультимедийный проектор. | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | |||
Организационный (5мин.) | ||||
Добрый день! Начинаем урок и пожелаем друг другу плодотворной совместной работы. Каждый из нас – не только россиянин, но и представитель своего народа. Особенность России в том, что у нас много разных культур, языков, традиций. Существуют ли национальные проб-лемы в РФ? Если да, как можно их разрешить? Как вы думаете,а почему «мозаика»? Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? Какая будет тема урока? | Стихотворене В.Степанова читает Олеся Высказывают свое мнение. Формулируют тему урока «Этническая мозаика России» | |||
Формулирование проблемы (2 мин) | ||||
Какой вопрос можно задать исходя из темы урока: Проблема: Многонациональность России, это преимущество или проблема? | Формулируют с помощью учителя проблемный вопрос | |||
Способы решения проблемы (3 мин.) | ||||
Предложите способы решения проблемы? Что мы должны рассмотреть на уроке, чтобы ответить на поставленный вопрос? План урока: 1.Что такое этнос? 2.Какие народы самые многочисленные? 3.Какова этническая структура регионов России? 4.Какой язык является связующим в многонациональной стране? 5.Создание программы консолидации наций | 1. Выдвигают свои гипотезы решения проблемы. 2. Составляют совместно с учителем план изучения темы. | |||
Актуализация знаний (3 мин.) | ||||
Побуждающий диалог:
| Отвечают на вопросы (слайды презентации) Ученики обсуждают, что есть самосознание, какова роль этнографии, что такое этнос | |||
Открытие нового знания (20 мин.) | ||||
1. -Что такое этнос? (Определение 7 класса этнос-это народ) -Что такое этнография? -Что такое самосознание?
Вывод: Этнос – это исторически сложившаяся общность людей, имеющая общий язык, культуру, хозяйство, территорию и этническое самосознание 2. Какие народы России самые многочисленные? Работа в парах: Выясните современный национальный состав России (приложение 6 с299 ). -какой народ России самый многочисленный? -объясните, преобладание русских в национальном составе населения? -какие народы можно назвать малочисленными? Вывод: Самый многочисленный народ России –русские более 116 млн.чел. Другие народы численностью более 1 млн.чел украинцы, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, и армяне Работа в группах: Рассмотрите карту народов России, изучив легенду карты. (см. приложение учебника – с. 299) и карту народов - выявите признаки многонациональности населения? - как обозначены на карте представители различных групп народов? -какие показатели можно определить по фоновой окраске, по цифрам? - по каким критериям объединили отдельные народов в языковые семьи? Задание 1 группе: Используя карту «Народы России»и «Плотность населения» атласа 9 класса, приложение на стр. 299 ответьте на вопросы: 1. Какие народы относятся к индоевропейской семье? 2. Укажите район заселения славянскими народами, назовите причины сплошной полосы заселения. 3. Результаты работы занесите в таблицу. Задание 2 группе: Используя карту «Народы России»и «Плотность населения» в атласе 9 класса, приложение на стр. 299 ответьте на вопросы: 1. Какие народы относятся к алтайской семье? 2. Укажите районы заселения народами алтайской семьи и назовите причины этого заселения. 3. Результаты работы занесите в таблицу. Задание 3 группе: Используя карту «Народы России» и «Плотность населения» атлас 9 класса, приложение на стр. 299 ответьте на вопросы: 1. Какие народы относятся к кавказской семье? 2. Используя карту, назовите районы заселения народами кавказской семьи и объясните причины такого заселения. 3. Результаты работы занесите в таблицу Задание 4 группе: Используя карту «Народы России» и «Плотность населения» атлас9 класса, приложение на стр. 299 ответьте на вопросы: 1. Какие народы относятся к уральской семье? 2. Используя карту, назовите районы заселения народами уральской семьи и объясните причины такого заселения. 3. Результаты работы занесите в таблицу Отчет групп 1. Почему многие народы рассредоточены по территории России, а не проживают на определённой территории? 2. Как объяснить пестрый национальный состав населения России?
Вывод: Особенность освоения и заселения России обусловила пестрый многонациональный состав населения с преобладанием одной нации. Россия – многонациональное государство. 3. Какова этническая структура регионов России? Особенность национального состава России определила форму территориального устройства страны. Назовите форму государственного устройства России? Какие субъекты входят в состав России? Назовите республики, входящие в состав России? Почему республики получили такие названия? Вывод: Народы, давшие названия республике называются титульными. Работа с учебником Рассмотрим карту на рис 20, стр. 49 Ответьте на вопросы: Назовите республики, в которых титульные народы составляют большинство. Найдите республики, где 2 титульных народа. Найдите республики, в которых титульные народы составляют меньшинство. Объясните причины уменьшения титульных народов. Все ли народы имеют национальные образования?
Вывод: Главная черта этнической географии России- ассимиляция народов при преобладании русских в большинстве районов Какой язык является связующим в многонациональной стране?
2.Имеет ли право нация на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества? Вывод: Русский язык – один из официальных языков ООН –не только родной язык для большинства народов России, но и средство общения для нерусских народов. | Отвечают на вопросы (слайды презентации) Ученики обсуждают, что есть самосознание, какова роль этнографии, что такое этнос Перечисляют признаки этносов: культуру, быт, язык, хозяйство. Составляют определение понятия – этническая территорию Называют главную особенность этноса – этническое самосознание Формулируют вывод об этносе. Анализируют таблицу, какие народы самые многочисленные, какие народы малочисленные. Делают выводы. Объясняют, на карте многонациональность указана фоновой окраской, представители различных групп –цифрами. и значками . Определяют районы компактного проживания народов одной языковой семьи или группы. Цифры – расселение населения этих народов по территории России. Работая в группе, отвечают на вопросы, заполняют таблицу. Пример схемы: Группы отчитываются, заполняют таблицу,отвечают на вопросы делают выводы Работа с административной картой России и таблицей Отвечают на вопросы учителя, работают с картой «Политико-административная карта России» Называют форму государственного устройства -федерация Приводят примеры республик и называют народ, который компактно проживают на данной территории и дал название республике. Объясняют причины уменьшения титульных народов. Контакты с русскими народами, между собой способствовали процессу смешения народов. Называют народы, которые не имеют национальные образования Цыгане не имеют национальных образований. | |||
6.Физминутка 2мин. | Под музыку песни «Я , ты, он, она» проведение ритмической паузы | |||
5- Проблемная ситуация: Многонациональность России – это достояние или проблема? Прочитайте текст статей Конститции РФ .(работа в группах). - Вы – нынешнее поколение современной России, как никто, должны осознать, что для многонациональной страны проведение продуманной демократической политики – очень важная задача. - я предлагаю вам создать программу консолидации нации. Ваша задача: отобрать только самые конструктивные с точки зрения их соответствия Конституции. 7.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий -(5 минут) В опорных конспектах напротив выбранных вами позиций поставьте «+». - Какие предложения вы отобрали и почему? Все согласны с выбранными позициями? Давайте проголосуем! В соответствии с Конституцией – основного закона РФ мы отобрали наиболее конструктивные предложения. - Можно ли жить без межнациональных конфликтов? Мир нужен всем. Поэтому каждый из нас должен вырабатывать в себе культуру межнациональных и шире - межличностных отношений. Такая культура, говорил русский ученый Л. Н. Гумилев, считавший дружбу народов бесценным даром, строится на простой формуле: уважай национальное своеобразие другого, будь терпим, отзывчив и искренне доброжелателен, - проявляй к другим такое отношение, какое ты ждешь от них. | Формулируют проблемы многонационального государства и достояния Задание на конструирование способов решения проблемы. Задание на выявление всех признаков понятий и их связей. Обучающися высказывают свою точку зрения . | |||
8.Подведение итогов урока(все выходят в круг) 5 минут В форме эстафеты сформулируем практические выводы по проблеме урока. Начинаю я: помните, гдe бы вы ни находились - у себя на родине или на территории другого государства - вы всегда будете встречаться, общаться, работать, отдыхать, дружить, сотрудничать или соперничать с людьми самых разных национальностей. - Передаю эстафету: Нам всем необходимо усвоить простейшие, но вечные истины: природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах; нет наций плохих или хороших, есть плохие или xopoшие люди, а точнее - плохие или хорошие поступки; национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком, это просто игра случая, судьбы. - Передаю эстафету: Патриотизм - высоконравственное чувство гражданина, любовь к Родине, глубокое знание eе корней, культуры, традиций, наша задача - сберечь дарованную судьбой землю. - Передаю эстафету: наверное, мы все должны осознать, что все межнациональные конфликты, даже самые тяжелые и затяжные, начинаются с внутpeннeгo состояния личности, ее поведения. - Знание этих истин само по себе, возможно, не сделает вас счастливыми, но очень поможет вашим добрым отношениям с окружающими, вашей личной репутации порядочного человека | Подведение итогов самими учащимися в виде эстафеты(передаем мяч) Каждый высказывает свое отношение к теме | |||
Вывод: 1.Проведение национальной политики, учитывающей интересы каждого народа, толерантность и взаимоуважение к языку и культуре народов, проживающих на территории России может предупредить межнациональные конфликты. 2. Где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи. Главное: «Мы вместе!» | Все вместе берутся за руки и поднимают руки вверх! | |||
Рефлексия (3мин) | ||||
Проблеме гуманного отношения, терпимости, дружбе посвящено много высказываний известных людей. Некоторые изречения перед вами. Задание. «Ключевое слово» Необходимо найти ключевое слово, пропущенное в каждом высказывании и прикрепить на лист ватмана 1. С каким настроением вы заканчиваете наш урок? Почему? 2. Что на уроке ты узнал нового? . | ||||
Домашнее задание (2 мин) | ||||
Написать мини-сочинение на тему: «Я в диалоге культур» Составить кроссворд «Народы России» | ||||
Самооценка , оценивание и комментарии учителя. Всем спасибо за плодотворную работу! Прошу вас при выходе отметить смайликом свое отношение к уроку |
Gg
Опорный конспект ФИ учащегося _______________________________Дата____________________
Тема: _____________________________________________________________________________________________
Задание 1 группе:
Используя карту «Народы России»и «Плотность населения» атласа 9 класса, приложение на стр. 299 ответьте на вопросы:
1. Какие народы относятся к индоевропейской семье?
2. Укажите район заселения славянскими народами, назовите причины сплошной полосы заселения.
3. Результаты работы занесите в таблицу.
Языковые семьи
Языковые группы и народы
Тюркская группа | ||||
Буряты, калмыки |
Территория проживания
Опорный конспект ФИ учащегося _______________________________Дата____________________
Тема: _____________________________________________________________________________________________
Задание 2 группе:
Используя карту «Народы России»и «Плотность населения» в атласе 9 класса, приложение на стр. 299 ответьте на вопросы:
1. Какие народы относятся к алтайской семье?
2. Укажите районы заселения народами алтайской семьи и назовите причины этого заселения.
3. Результаты работы занесите в таблицу.
Языковые семьи
Языковые группы и народы
Тюркская группа | ||||
Буряты, калмыки |
Территория проживания
Опорный конспект ФИ учащегося _______________________________Дата____________________
Тема: _____________________________________________________________________________________________
Задание 3 группе:
Используя карту «Народы России» и «Плотность населения» атлас 9 класса, приложение на стр. 299 ответьте на вопросы:
1. Какие народы относятся к кавказской семье?
2. Используя карту, назовите районы заселения народами кавказской семьи и объясните причины такого заселения.
3. Результаты работы занесите в таблицу
Языковые семьи
Языковые группы и народы
Тюркская группа | ||||
Буряты, калмыки |
Территория проживания
Опорный конспект ФИ учащегося _______________________________Дата____________________
Тема: _____________________________________________________________________________________________
Задание 4 группе:
Используя карту «Народы России» и «Плотность населения» атлас9 класса, приложение на стр. 299 ответьте на вопросы:
1. Какие народы относятся к урало-юкагирской семье?
2. Используя карту, назовите районы заселения народами урало-юкагирской семьи и объясните причины такого заселения.
3. Результаты работы занесите в таблицу
Языковые семьи
Языковые группы и народы
Тюркская группа | ||||
Буряты, калмыки |
Территория проживания
Из Конституции РФ 1993г.
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РФ.
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Статья 4
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Статья 5
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской.
Статья 13
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 19
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Статья 26
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Статья 27
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Задание (Около выбранных вами позиций поставьте «+»).
Предложения для Программы консолидации нации
1.Учет интересов всех наций и народностей при проведении политики.
2.Создание различных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров.
3. Представление национально-культурной автономии (самостоятельности) всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.
4. Ужесточение законодательства за деятельность, направленную на возбуждение социальной, pacoвой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.
5. Ввести в школах обязательный предмет «История и культура народов России».
6. Поддержка сепаратистских организаций.
7. Борьба с этноцентризмом (уверенность в правоте только собственной культуры, склонность отвергать нормы другой культуры).
8. Увеличить финансирование на создание и деятельность этнографических музеев.
9. Признать православие господствующей религией в РФ.
10. Формирование толерантности, установка на сотрудничество и сближение наций.
11. Признание главной ценностью жизни человека, eгo прав и свобод независимо от национальной принадлежности.
12. Последовательная настойчивая борьба с бытовым национализмом и шовинизмом, ксенофобией.
1. Если мы хотим, чтобы нас уважали, то мы также должны иметь ________к другим людям и уважать человечность вообще. (И. Кант).
2. Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно _____________к другим. (Р. Эмерсон).
3. Если мы хотим быть любимы, то на нас лежит та же самая обязанность - также проявить ___________.(И. Кант).
4. Ни один __ _____ в мире не одарён какой-либо способностью преимущественно перед другими. (Г. Лессинг).
5. Лучшее, что есть в жизни человека, - это его __________ с другими людьми. (А. Линкольн).
6. Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его ___________, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь. (Апулей).
7. Великий народ должен помогать малому сохранять себя, __________, свою культуру. (Д. С. Лихачёв).
Пропущенные слова:
А) дружба Б) народ В) уважение Г) человеколюбие Д) нравы Е) расположение Ж) язык
Словарь терминов:
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ — 1) принадлежность к какой либо нации, народу; 2) самый народ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. НАЦИОНАЛЬНОСТЬ Народность, совокупность отличительных черт и свойств народа. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ - 1) принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций,обычаев, образа жизни.
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ — НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, и, жен. 1. см. национальный. 2. В нек рых сочетаниях: то же, что нация. 3. Принадлежность к какой н. нации, народности. По национальности украинец. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
НАЦИОНАЛИЗМ — [фр. nationalisme < лат.] идеология и политика, основанные на идее национальной исключительности и национального превосходства. Противоп. …
Словарь иностранных слов русского языка
Толерантность — (англ., фр. tolerance терпимость от лат. tolerantia терпение) терпимость по отношению к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению. Политология. Словарь.
Шовинизм— (фр. chauvinisme) разновидность националистической политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям. Основными положениями политической идеологии шовинизма являются: утверждение… … Политология. Словарь.
Ксенофобия— (от греч. xenos чужой + фобия). 1. Навязчивый страх перед незнакомыми лицами (см. Навязчивые состояния). 2. Негативное отношение, в частности недоверие и даже ненависть к иностранцам, иностранному, чужому. Ср … Большая психологическая энциклопедия
Этноцентризм - (от греч. ethnоs народ + kentron средоточие) феномен социальной психологии . Убежденность в превосходстве собственной этнической или культурной группы (расы, народа, класса). На этой основе развивается пренебрежение к представителям других… …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народ.Этнос, Нация
Презентация по обществознанию для 8 класса...
Конспект урока по обществознанию 8 кл "Этнос: нации и народности"
Цель: 1).Познакомить учащихся с понятием этнос, разъяснить сущность этнообразующих факторов, сформировать умения анализировать традиции, обычаи различных народов, характеризовать племя, народность с о...
Моя малая Родина: культура,традиции, этнос
Навеки связан я с тобою, Бахилово моё!...
Взаимодействие этносов,выраженное в предметах декоративно-прикладного искусства
Урок-семинар,8 класс.Может быть использован при изучении темы"Кубань-край многонациональный".Будет интересен как учителям кубановедения, так и учителям ИЗОи технологии....
Урок обществознания в 8 классе по теме "Этнос: нации и народности"
Урок - изучения нового материала, построен на самостоятельной работе учащихсяпо группам. В ходе урока заполняются рабочие листы, листы самооценки(накопительная балловая система).Учащиеся выполняют раз...
Учебный проект "Тюркоязычный этнос России"
Данный проект предназначен для учащихся 4-5классов, охватывает темы "Народы и национальности", "Межнациональное общение", " В дружной семье Марий Эл".Проект будет способствовать формированию этническо...
Методическая разработка «Этносы России»
Методическая разработка «Этносы России»...