Рабочая программа по учебному предмету "Обществознание", 7 класс (ФГОС основное общее образование)
рабочая программа по обществознанию (7 класс)
В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Основные цели изучения данного предмета ― формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся, способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_7_kl.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № 1 от «31» августа 2021 г. | «Согласовано» Анохина Н.В. (подпись курирующего заместителя директора) «31» августа 2021 г. | «Утверждено» приказом директора гимназии от «31» августа 2021 г. №446 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
7 а, г, д классы
(основное общее образование)
Количество часов: 35
Программа составлена на основе:
Рабочей программы по обществознанию. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. М.:Просвещение. 2014 г.
УЧЕБНИК: Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. ФГОС – М.: Просвещение,2017.
Составитель: Лодягина И.В.,
учитель истории и обществознания
МБОУ гимназии г. Советский
2021-2022 гг.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ для 7- х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»);
- Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15);
- Рабочая программа по предмету ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ФГОС 5-9 классы) МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 31.08.2021 г. №446 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2021-2022 учебный год».
Задачи изучения учебного предмета «Обществознание» в 7 классе:
- воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, толерантности;
- развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной культуры, становление социального поведения; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации;
- освоение системы знаний об обществе, необходимых для социальной адаптации; основных социальных ролях; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений;
- формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом.
В соответствии с учебным планом на изучение учебного предмета «Обществознание» в 7 классе отведено 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
2.Планируемые результаты:
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно - технологическая, коммуникативная.
В результате усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей, обучающийся 7 класса научится:
- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- выделять в тексте главное и второстепенное;
- анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
- выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
- развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
- пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
- вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
- организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
- слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
- определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
- оценивать и корректировать своё поведение н социальной среде.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся. Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; - участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, хронологический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам, решение исторических задач, кроссвордов и т.д.
Обучающийся 7 класса получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные цели и задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале.
- записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме4
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения учебных задач;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей.
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь и поддержку.
3.Содержание учебного предмета
3. Содержание учебного курса обществознание 7 класс ( 35 ч)
Раздел | Содержание раздела | Кол-во часов |
1.Регулирование поведения людей в обществе. | Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | (14ч) |
2. Человек в экономических отношениях. | Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства. Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве. Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама. | (14 ч) |
3. Человек и природа | Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы. Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы. | (4 ч) |
Итоговый модуль | Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого. | (2ч) |
Резерв. | Итоговое повторение. | (1ч) |
Итого | 35ч |
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Что значит жить по правилам | 1 | 1нед | |
2 | Правила этикета и хорошие манеры | 1 | 2 нед | |
3 | Права и обязанности граждан | 1 | 3 нед | |
4 | Права ребёнка и их защита | 1 | 4 нед | |
5 | Почему важно соблюдать законы | 1 | 5 нед | |
6 | Защита Отечества | 1 | 6 нед | |
7 | Международно-правовая защита жертв войны | 1 | 7 нед | |
8 | Что такое дисциплина | 1 | 8 нед | |
9 | Дисциплина, воля и самовоспитание | 1 | 9 нед | |
10 | Виновен – отвечай | 1 | 10 нед | |
11 | Ответственность несовершеннолетних | 1 | 11 нед | |
12 | Кто стоит на страже закона | 1 | 12 нед | |
13 | Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | 1 | 13 нед | |
14 | Практикум по теме: «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 | 14 нед | |
15 | Актированный день. Экономика и ее основные участники | 1 | 15 нед | |
16 | Основные сферы экономики. | 1 | 16 нед | |
17 | Золотые руки работника | 1 | 17 нед | |
18 | Факторы, влияющие на производительность труда | 1 | 18 нед | |
19 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 1 | 19 нед | |
20 | Производство и труд. | 1 | 20 нед | |
21 | Виды и формы бизнеса | 1 | 21 нед | |
22 | Основные правовые формы предпринимательства | 1 | 22 нед | |
23 | Обмен, торговля, реклама | 1 | 23 нед | |
24 | Формы торговли | 1 | 24 нед | |
25 | Деньги и их функции | 1 | 25 нед | |
26 | Инфляция. Обменные курсы валют. | 1 | 26 нед | |
27 | Экономика семьи | 1 | 27 нед | |
28 | Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях» | 1 | 28 нед | |
29 | Воздействие человека на природу | 1 | 29 нед | |
30 | Охранять природу – значит охранять жизнь | 1 | 30 нед | |
31 | Закон на страже природы | 1 | 31 нед | |
32 | Практикум по теме: «Человек и природа» | 1 | 32 нед | |
33 | Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого. | 1 | 33 нед | |
34 | Резервный урок | 1 | 34 нед | |
35 | Резервный урок | 1 | 35 нед |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку на ступень основного общего образования (ФГОС ООО)
Настоящая Рабочая программа по русскому языку на ступень основного общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образова...
Рабочая программа по русскому языку на ступень основного общего образования (ФГОС ООО)
Настоящая Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Министерство образования и науки Ро...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Ступень обучения - 5- 9 класс ФГОС основного общего образования Количество часов 510 ч (3 урока в неделю) базовый (базовый, профильный)
1. Пояснительная записка. Рабочая программа по физической культуре для 5 - 9 классов разработана на основе:- Примерной программы по физической культуре 5-9 классы. В.И. Ляз, А.А, Зда...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» основного (общего) образования 5-9 класс на 2016/2017 учебный год
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., 5-9 классы.Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 1, г.Мичуринска,Т...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету Математика 7-9 класс (ФГОС), основное общее образование
Данная программа по математике составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по математике и программой для общеобразовательных учреждений Т.А. Бурмистровой. (Алгебра...
Рабочая программа по английскому языку на уровне основного общего образования на 2020-2025 учебные года составлена на основе Программы по английскому языку для 5-9 классов (О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, 2016г.) «Английский язык Rainbow English»
Опиание и содержание рабочей программы по английскому языку для 5-9 классов "Английский язык Rainbow English ", авторы О.В. Афанасьева, И.В. Михеева....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету « Литературное чтение» основное общее образование, 6 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой . – М. Гуманитар....