Рабочая программа по учебному предмету "Обществознание", 7 класс (ФГОС основное общее образование)
рабочая программа по обществознанию (7 класс)

Лодягина Ирина Владимировна

В основу разработки данной рабочей программы  заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Основные цели изучения данного предмета ― формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся, способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie_7_kl.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № 1 от

 «31» августа   2021  г.

«Согласовано»

Анохина Н.В.

(подпись курирующего заместителя директора)

«31» августа 2021   г.

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

«31» августа 2021 г.   №446

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

7 а, г, д  классы
(основное общее образование)

Количество часов: 35

Программа составлена на основе:

Рабочей программы по обществознанию. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. М.:Просвещение. 2014 г.

 УЧЕБНИК: Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. ФГОС – М.: Просвещение,2017.

                    Составитель:  Лодягина И.В.,
                 учитель истории и обществознания

                      МБОУ гимназии г. Советский

2021-2022 гг.

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету  ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ для  7- х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»);
  • Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233);
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15);
  • Рабочая программа по предмету ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ФГОС 5-9 классы) МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 31.08.2021 г. №446 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2021-2022 учебный год».

Задачи изучения учебного предмета «Обществознание» в 7 классе:

  • воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, толерантности;
  • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной культуры, становление социального поведения; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации;
  • освоение системы знаний об обществе, необходимых для социальной адаптации; основных социальных ролях; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений;
  • формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом.

        В соответствии с учебным планом на изучение учебного предмета «Обществознание» в 7 классе отведено 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

2.Планируемые результаты:

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;

основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно - технологическая, коммуникативная.

 В результате усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей, обучающийся 7 класса научится:

  • осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • выделять в тексте главное и второстепенное;
  • анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
  • выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
  • развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
  • пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
  • вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
  • организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
  • слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
  • определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
  • оценивать и корректировать своё поведение н социальной среде.

 Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся. Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

 - соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; - участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

 - способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

 - способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, хронологический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам, решение исторических задач, кроссвордов и т.д.

Обучающийся 7 класса получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные цели и задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале.
  • записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме4
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения учебных задач;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей.
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь и поддержку.

3.Содержание учебного предмета

3. Содержание учебного курса обществознание   7 класс ( 35 ч)

Раздел

Содержание раздела

Кол-во часов

1.Регулирование поведения людей в обществе.

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

(14ч)

2. Человек в экономических отношениях.

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.

Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.

Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

(14 ч)

3. Человек и природа

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

(4 ч)

Итоговый модуль

Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.

(2ч)

Резерв.

Итоговое повторение.

(1ч)

Итого

35ч

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1

Что значит жить по правилам

1

1нед

2

Правила этикета и хорошие манеры

1

2 нед

3

Права и обязанности граждан

1

3 нед

4

Права ребёнка и их защита

1

4 нед

5

Почему важно соблюдать законы

1

5 нед

6

Защита Отечества

1

6 нед

7

Международно-правовая защита жертв войны

1

7 нед

8

Что такое дисциплина

1

8 нед

9

Дисциплина, воля и самовоспитание

1

9 нед

10

Виновен – отвечай

1

10 нед

11

Ответственность несовершеннолетних

1

11 нед

12

Кто стоит на страже закона

1

12 нед

13

Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

1

13 нед

14

Практикум по теме: «Регулирование поведения людей в обществе»

1

14 нед

15

Актированный день. Экономика и ее основные участники

1

15 нед

16

Основные сферы экономики.

1

16 нед

17

 Золотые руки работника

1

17 нед

18

 Факторы, влияющие на производительность труда

1

18 нед

19

 Производство: затраты, выручка, прибыль

1

19 нед

20

Производство и труд.

1

20 нед

21

Виды и формы бизнеса

1

21 нед

22

Основные правовые формы предпринимательства

1

22 нед

23

Обмен, торговля, реклама

1

23 нед

24

Формы торговли

1

24 нед

25

Деньги и их функции

1

25 нед

26

Инфляция. Обменные курсы валют.

1

26 нед

27

Экономика семьи

1

27 нед

28

Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях»

1

28 нед

29

Воздействие человека на природу

1

29 нед

30

Охранять природу – значит охранять жизнь

1

30 нед

31

Закон на страже природы

1

31 нед

32

Практикум по теме: «Человек и природа»

1

32 нед

33

Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.

1

33 нед

34

Резервный урок

1

34 нед

35

Резервный урок

1

35 нед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку на ступень основного общего образования (ФГОС ООО)

Настоящая Рабочая программа по русскому языку на ступень основного общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образова...

Рабочая программа по русскому языку на ступень основного общего образования (ФГОС ООО)

Настоящая Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Министерство образования и науки Ро...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Ступень обучения - 5- 9 класс ФГОС основного общего образования Количество часов 510 ч (3 урока в неделю) базовый (базовый, профильный)

1. Пояснительная записка.  Рабочая программа по  физической культуре  для 5 - 9 классов разработана на основе:- Примерной программы по физической культуре 5-9 классы. В.И. Ляз, А.А, Зда...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» основного (общего) образования 5-9 класс на 2016/2017 учебный год

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., 5-9 классы.Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 1, г.Мичуринска,Т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету Математика 7-9 класс (ФГОС), основное общее образование

Данная программа по математике составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по математике и программой для общеобразовательных учреждений Т.А. Бурмистровой. (Алгебра...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету « Литературное чтение» основное общее образование, 6 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой . – М. Гуманитар....