Деятельность-способ существования людей
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока обществознания в 10 классе
Тема: «Деятельность-способ существования людей»
УМК Обществознание. 10 класс, базовый уровень пол ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2018 г.
автор, издательство, год
Масловой Валентины Николаевны, учителя истории и обществознания
Цель - создание условий для осознания учащимися того, что деятельность является основным способом существования людей.
Тема урока- «Деятельность-способ существования людей»
Класс- 10
Уровень освоения предмета - базовый
Цель урока - создание условий для осознания учащимися того, что деятельность является основным способом существования людей и свойственна только человеку.
Задачи урока:
1. Объяснить понятия и термины: «деятельность», «мотивы деятельности», «потребности», «интересы», «цель», «субъект и объект деятельности», «действия», ознакомить с социальной сущностью деятельности человека, с типологией деятельности;
2. развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
Метапредметные цели:
- развитие предметного мышления;
- развитие умения формировать понятия;
- развитие умения делать выводы и умозаключения;
- развитие умения задавать вопросы по теме урока.
Формируемые метапредметные результаты:
личностные универсальные учебные действия: умение самостоятельно оценивать и принимать решения.
Регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно ставить учебные задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в соответствии с существующими требованиями
Познавательные универсальные учебные действия: развивать умение самостоятельно работать с разными источниками информации, излагать информацию для аудитории, высказывать собственную точку зрения; формулировать на основе приобретённых знаний собственные оценочные суждения и аргументы по проблеме урока, сравнивать, систематизировать и структурировать информацию; способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации; представление информации в различных формах и видах; работа с текстом, создание собственной информации, и её представление в соответствии с учебными задачами.
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников деятельности
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Действия учащихся | УУД |
Актуали зация | Перед вами фрагмент из “Повести временных лет” прочитайте. -о чем рассказывается в “Повести временных лет”? -Почему славяне позвали варягов? -С какой целью славяне встретились с варягами в картине В. Васнецова “Призвание варяжских князей” Что они показывают: действие – деятельность? Только одну деятельность или их совокупность, или виды? Как можно назвать наш сегодняшний урок? (Запишем тему урока). О чем должны узнать на уроке? | -Междусобица -Чтобы правили государством. -Образование и развитие Древнерусского государства. Строительство, борьба Приглашение, образование и развитие, деятельность, Совокупность,то есть виды деятельности. Виды деятельности О деятельности. Видах деятельности. | Познавательные (умение строить высказывание) смысловое чтение, (формулировка проблемы) Регулятивные (целеполагание) |
Изучение нового материала | П Перед вами на экране два понятия деятельности: из философского и психологического словаря. Что общего в этих двух определениях? Попытайтесь написать свое определение деятельности. Прочитайте и выделите основные элементы, которые в них выделены Основные моменты (выделяются вместе с учителем): Т.е. деятельность – это активная форма взаимодействия с окружающей миром. (Запишем в тетрадь) Попробуйте сформулировать понятия субъект, объект, цель. | Деятельность – форма существования человеческого общества, проявление активности субъекта, выражающее в целесообразном изменении окружающего мира, также преобразовании человеком самого себя. Субъект, цель действие, результат, - деятельность -активные действия - у деятельности есть цель; направлена на результат. Какой бы деятельностью не занимался человек, в ней четко выделяются следующие структурные компоненты: Субъект – цель – действие – результат. Они являются основными элементами структуры деятельности. Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что направлена деятельность субъекта. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. | Познавательная (поиск информации, структурирование знаний, моделирование) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли) Регулятивные (самостоятельн оценка и контроль). Личностные (самоопределен) |
Закрепление изученного материала, проверка насколько усвоен материал | Что побуждает человека к деятельности? А что такое потребность? Потребность в деятельности человека служит мотивом, то есть тем элементом который побуждает его к деятельности. (Запишем определение) Какие виды деятельности обеспечивающие существование человека и формирование его как личности: Перед вами сравнительная таблица, опираясь на содержание параграфа 5, стр. 51 вместе запишем структуру деятельности. Самоанализ деятельности. | Нужда в чем-либо. Потребность. Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. Игра, учение, труд, общение. Заполняют таблицу: игра труд общение анализируют | Регулятивные (контроль и оценивание полученных знаний и умений |
Рефлексия | На какие интересующие вас вопросы вы получили ответы? На какой вопрос вы не получили ответ? Как вы думаете, где можно найти ответ на этот вопрос? Что вы хотите спросить у учителя по этой теме? Перед вами на экране фразы-клише выберите одну и продолжите.
| Cоставляют и задают вопросы одноклассникам, учителю. | Личностные (нравственно-эстетическое оценивание своей деятельности на уроке). -Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез |
Домашнее задание | Параграф 5, творческое задание к параграфу 5. Привести аргументы для доказательства, что выбранный вами вид деятельности является самым важным. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
"Повесть временных лет" о призвании варягов |
(в переводе Д. С. Лихачева) В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата» Кий» Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде. В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой. В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу — родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Сравнительная таблица
Вопросы для сравнения | Игра | Учеба | Труд | Общение |
Цель | ||||
Средства | ||||
Результат |
Приложение 1
Договариваемся, каким образом будем создавать структуру деятельности. Остановились на схеме. Поскольку деятельность связана с человеком, схема изображается в виде образа похожего на человека.
Дается задание по группам. Работа рассчитана на работу в парах. 2-3 пары работают над одной и той же проблемой.
Задания для работы в группах:
1-е задание – Отразить в предложенной схеме понятие Цель деятельности (на какие составляющие можно разложить это понятие), работа с учебником, стр169-170.
2-ое задание – отразить в предложенной схеме понятия Субъект и Объект деятельности
((на какие составляющие можно разложить эти понятия), работа с текстом учебника, стр. 169).
3-е задание – Отразить в предложенной схеме понятие Потребности (на какие составляющие можно разложить это понятие), работа по учебнику, стр. 171-172.
4-е задание – Отразить в предложенной схеме понятие Мотивы (на какие составляющие можно разложить это понятие), работа по учебнику, стр. 173.
Учащиеся работают в парах, затем объединяются для выступления у доски. После обсуждения я предлагаю написать новое определение деятельности. в ходе работы над написанием определения возникает спор по поводу того- какое же начало имеет деятельность - философское или психологическое. Предлагается подумать над этим вопросом дома. Эта проблема выносится на осмысление в качестве домашнего задания.
2-ой вопрос темы – Виды деятельности. Вопрос не сложный. Учащимся предлагается назвать виды деятельности, которые они знают. Называются такие виды деятельности, как
- Практическая деятельность.
- Духовная деятельность.
- Творческая деятельность.
- Созидательная деятельность.
- Разрушительная деятельность
Дается задание выбрать наиболее важный вид деятельности и аргументировать своё мнение.
Для более эмоционального восприятия темы предлагается прочитать притчу О труде и молитве и ответить на вопрос – Как смысл этой притчи можно соотнести с прочитанным содержанием текста о практической и духовной деятельности?
Притча – Рыбак перевозил на лодке одного вольнодумца. Отплыли от берега, пассажир торопил рыбака:
- Быстрее, опаздываю на работу!
И тут он увидел, что на одном весле большими буквами написано «молись». А на другом - «трудись».
- Зачем это? - спросил рыбак, - чтобы не забыть. Что надо молиться и трудиться.
- Ну. Трудиться, понятно, всем надо, а молиться, - вольнодумец махнул рукой. – это не обязательно. Никому не нужно терять время на молитву.
- Не нужно? – переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте. – Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед.
После предполагаемых ответов учитель зачитывает окончание притчи: -
- Отсюда понятно: чтобы успешно плыть на ладье жизни по бурному житейскому морю. Надо крепко держать в руках оба весла.
На уроке также заостряется внимание на такой вид деятельности как разрушающая деятельность. Нюанс в том, что разрушающая деятельность возможна не только во зло, но и во благо. В качестве подтверждения учащиеся знакомятся с текстом Интернационала (Весь мир насилья мы разрушим…).
В конце урока для закрепления того, что учащиеся узнали на уроке, задается вопрос-
- И так, в чем же на ваш взгляд заключается социальная сущность деятельности?
Ответ не вызывает затруднений – Деятельность – это способ существования людей. Люди могут существовать в деятельности.
Рефлексия:
1. Что было трудным при изучении темы?
2. Что было интересным в изучении новой темы?
3. Знания о деятельности человека вам как то пригодятся?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока обществознания. Тема:"Деятельность-способ существования человека".10 класс.
Презентация предназначена для проведения урока обществознания в 10 классе на базовом уровне....
Разработка урока обществознания в 10 классе по теме "Деятельность - способ существования человека".
Урок является логическим продолжением серии уроков блока "Духовная культура". Разработка по учебнику Боголюбова Л.Н. базового уровня....
Технологическая карта урока обществознания 10 класс на тему "Деятельность- способ существования людей"
Конспект урока обществознания в 10 классе посвящен изучению темы "Деятельность- способ существования людей". Данная тема является частью главы"Человек и общество" и раскрывает поня...
Презентация по обществознанию 10 класс (базовый уровень) на тему "Деятельность - способ существования людей"
Данная презентация поможет учителю провести наглядный урок по обществознанию в 10 классе на тему "Деятельность - способ существования людей"Наличие изображений, сопровождающих терминол...
Технологическая карта урока по обществознанию "Деятельность - способ существования людей"
Данная технологическая карта является методической разработкой к уроку. Рекомендовано для 10 класса....
Деятельность - способ существования людей
Деятельность — форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самог...