Статья "Методика преподавания тем раздела «Право» в курсе «Обществознание» в 10-11 классах"
статья по обществознанию (10, 11 класс)

В статье описаны методики преподавания тем из раздела "Право" в курсе "Обществознание" для обучающихся старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_vserossiyskogo_sayta.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика преподавания тем раздела «Право»

в курсе «Обществознание» в 10-11 классах

Терехова Виктория Петровна,

 учитель истории и обществознания

В старшей школе обществознание относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков.

Изучение раздела «Право» в курсе «Обществознание»   направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности;
  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права;
  • формирование следующих компетентностей обучающихся: умения решать практические задачи на основе норм права; самостоятельного составления отдельных видов юридических документов; осуществления исследований по правовым темам; ведения дискуссий.

Для достижения поставленных целей учителю целесообразно сочетать  репродуктивный метод преподавания (изложение готовых знаний),  активные формы преподавания (семинар, беседа), интерактивные методы (работа в группах, игра, диспут), исследовательский метод.

Изучение теоретических основ государства и права и отдельных отраслей осуществляется посредством применения таких форм обучения, как лекция, семинарское занятие, работа с законодательством, составление юридических документов (расписки, доверенности, искового заявления, трудового договора), решение правовых задач.

Разнообразить уроки при изучении раздела «Конституционное право» позволяет использование электронного учебного пособия, в котором представлены презентации в программе «Microsoft Power Point» по темам «Гражданство РФ: понятие, основания и порядок приобретения и прекращения», «Выборы», «Законодательный процесс», а также электронные тесты в программе «Microsoft Excel» для закрепления нового материала. 

Уроки, проводимые с помощью электронного учебного пособия – это уроки изучения нового материала. Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом, закрепление полученных знаний. Это осуществляется посредством лекции с сопровождением презентацией, а затем учебного теста, выполненного на компьютере. Результаты теста учащиеся узнают сразу после выполнения. Также программа позволяет сразу показать учащимся их ошибки.

Для повышения интереса учащихся к предмету применяются такие интерактивные методики, как деловая игра, ролевая игра, диспут. Остановимся на них более подробно.

        После изучения темы «Правительство РФ» проводится деловая игра «Заседание Правительства РФ». Обучающиеся делятся на группы представителей Министерства просвещения, Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Министерства транспорта и связи и т.д. На заседании обсуждается какая-либо актуальная проблема. Например, «Эффективность ЕГЭ как формы государственной итоговой аттестации», «Проблема роста преступности несовершеннолетних» и т.д. Обучающиеся заранее готовят выступления от имени «своих» министерств, предлагают проекты преобразований и т.д. Данная методика способствует формированию критического мышления старшеклассников, собственной позиции по социально-правовым вопросам, её обоснования.

Методика «Игровой суд» применяется при изучении тем «Гражданский процесс» и «Уголовный процесс» в 11 классе.

 Учебные цели игрового суда:

  • ознакомление с принципами правосудия, судебной системой, этапами судебного процесса и судебной практикой;
  • освоение школьниками способов доказательной аргументации собственной точки зрения, с учетом действующего законодательства;
  • овладение приемами и формами представления результатов самостоятельного правового исследования, включая рефлексию разнообразной социально-правовой практики.

До проведения игры класс делится на три группы. Обучающимся заранее предлагается фабула «дела» и производится распределение ролей. Группа «судей» к судебному заседанию должна изучить порядок ведения судебного заседания по гражданскому или уголовному делу, нормы соответствующего закона (Гражданского кодекса, Семейного кодекса, Уголовного кодекса и т.д.), подготовить проект решения по данному делу.  Группа «сторона истца» в гражданском процессе готовит исковое заявление, излагает свои требования в виде устного выступления.  «Сторона ответчика» опровергает требования истца, может выдвинуть встречный иск. Стороны представляют суду доказательства (показания свидетелей, документы, заключения экспертов, вещественные доказательства). Учащиеся распределяют между собой роли истца, ответчика, их представителей, свидетелей и выступают от их имени.

В гражданском суде выделяют следующие этапы игры:

  • открытие судебного заседания,
  • проверка явки участников процесса,
  • объявление состава суда,
  • разъяснение права отвода судей,
  • разъяснение сторонам их прав и обязанностей,
  • изложение истцом своих требований,
  • изложение объяснений ответчиком,
  • допрос свидетелей,
  • исследование письменных и вещественных доказательств,
  • судебные прения, которые состоят из речей истца и ответчика и их представителей,
  • удаление суда в совещательную комнату,
  • объявление решения.

При проведении уголовного процесса, помимо группы «судей», «стороны обвинения» (с участием прокурора) и «стороны защиты», может быть выделена группа «присяжных заседателей».  Прокурор и адвокат должны подготовить обращение к присяжным заседателям. Обучающимся рекомендуется при подготовке ознакомиться с речами известных адвокатов. Судьи должны подготовить проект приговора.

Учитель остается ведущим игры, но не берет на себя никакой роли среди участников процесса.  

Благодаря применению данной методики, учитель создает возможность для учеников получить дополнительные знания, приобрести опыт занятия различных позиций, нахождения аргументов и формулирования взглядов в той или иной роли. Игра способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели. У старшеклассников формируется толерантное отношение к другим мнениям. Интерес к занятиям в виде игрового суда велик. Обучающиеся ответственно подходят к подготовке своих ролей, с удовольствием принимают участие в выступлениях и дискуссиях.

Эффективной и актуальной формой групповой работы учащихся является диспут. В нем создается ситуация открытого группового спора, столкновение идей и аргументов двух противоборствующих сторон. Тема диспута заранее согласуется с обучающимися. Например, «Снижение возраста уголовной ответственности: за или против». Предварительно учитель знакомит учащихся с уголовными нормами других стран, а также дает  справку о минимальных пределах возраста уголовной ответственности в нашей стране в разные исторические периоды. Ученики делятся на две команды, каждая команда заранее готовит аргументы в поддержку своей точки зрения.  В каждой группе выбирается или назначается лидер, в задачу которого входит координация личных и командных интересов. Перед проведением диспута оговариваются следующие правила: говорить по теме; не терять нить обсуждения; не перебивать выступающего; уважать взгляды оппонента; выполняя свою задачу, помнить о команде; размышлять, сопоставлять, анализировать. Представители от команд по очереди приводят свои доводы, команда оппонентов высказывает свои возражения.  

 Старшеклассники учатся излагать свою точку зрения, аргументировать ее, отвечать на вопросы оппонентов, дополнять или корректировать высказанные позиции. Подобная деятельность учащихся необходима для приобретения коммуникативных умений.

Обществознание является особым школьным предметом, знание или незнание которого может определенным образом повлиять на будущее каждого ученика.  Учитель должен обеспечить обучающимся возможность ориентироваться в правовом пространстве, сформировать у них предпочтение правомерных способов защиты своих прав, внутреннюю убежденность в необходимости соблюдения норм права. Сочетание различных методов преподавания позволяет поддерживать интерес к предмету и способствует формированию правового мышления, развитой гражданской позиции и повышению уровня правовой культуры подростка.

Список литературы:

1. Вакуленко В.А, Уколова И.Е., Королькова Е.С. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. –М.: «Новый учебник», 2002;  

2. Володина С.И. Методическое пособие по игровому суду. Теоретические и методические основы преподавания права в школе/ курс лекций. – М.: «Новый учебник», 2002;

3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право 10-11 класс - М.: «Вита-Пресс», 2006;

4. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. – М.: «Новый учебник», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для проведения серии уроков по экономике в рамках курса "Обществознание" для 11 - х классов

В методическую разработку включена серия уроков по разделу "Экономика", включенного в курс "Обществознание" для учащихся 11 - х классов...

Право.Элективный курс для 9, 10-11 классов

Права человека с точки зрения женщины и мужчины.Предлагаемый элективный курс может способствовать пониманию сложности вопросов связанных с гендерной проблематикой, позволит дать представление о необхо...

УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право; 17 часов

курс знакомит учащихся с их правами, с возможностью отстаивания этих прав на разных уровнях, а также содержит информацию о том, где они могут получить поддержку в случае нарушения их прав. в его ...

Юридические термины и определения для изучения Политики и права в курсе обществознания 10 - 11 классы

Юридические термины и определения для изучения Политики и права в курсе обществознания 10 - 11 классы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Обществознание» в 6-х классах на 2019-2020 учебный год

Цели курса:способствовать развитию духовно-нравственной сферы личности, становлению социального поведения, основанного на уважении к личности, обществу, соблюдении закона и правопорядка, а также разви...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Обществознание» в 7-х классах на 2019-2020 учебный год

Цели курса:сформировать начальное представление о сферах общества;экономической, политической, социальной, духовной;воспитание социально активной личности;интеллектуальному развитию учащихся;гуманизац...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Обществознание» в 8-х классах на 2019-2020 учебный год

Цели курса: Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.Осво...