Конспект лекции на тему: «Избирательные системы»
план-конспект урока по обществознанию (10, 11 класс)
Конспект лекции на тему "Избирательные системы". В рамках лекции рассматирваются различные типы избирательных систем и их использование в Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izbiratelnye_sistemy_konspekt.docx | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Избирательные системы
Сегодня мы поговорим про то, какие системы выборов существуют в демократических обществах, какие у них плюсы и минусы и что мы используем в России.
Избирательная система - это порядок выборов в представительные учреждения и выборных лиц, а также определения результатов голосования. Простыми словами, это то, как считаются голоса на выборах и каким образом они влияют на то, кого мы выбираем.
Известны 3 основные избирательные системы, которые в разных пропорциях используются в разных странах:
- Мажоритарная система
- Пропорциональная система
- Система представительного меньшинства
Начнем разбор с мажоритарной избирательной системы (от англ. Majority – большинство).
Данная система предполагает, что избиратели из всех кандидатов выбирают 1 кандидатуру от избирательного округа. Избирательный округ – это территория от которой в представительный орган власти проходит 1 депутат. Таким образом, он «представляет» избирателей данного избирательного округа. Избранным считается кандидат, набравший большинство голосов избирателей. Это большинство бывает разное и исходя из этого выделяют два типа мажоритарной системы: система абсолютного большинства и система относительного большинства. Мы начнем с системы абсолютного большинства.
- Система абсолютного большинства – кандидат побеждает, если набирает больше половины голосов, т.е. как минимум 50% + 1 голос.
В избирательном кодексе есть оговорка – абсолютное большинство берется от количества избирателей, принявших участие в выборах. Т.е. не от общего числа избирателей, а от тех, кто пришел на избирательные участки. При этом, естественно, возникает вопрос, а как много избирателей должно прийти на выборы, чтобы они были признаны состоявшимися. Этот вопрос решается по-разному в зависимости от страны, уровня выборов и прочих обстоятельств. Чаще всего, на общегосударственных выборах, когда проводится голосование по мажоритарной системе, необходимо, чтобы на избирательные участки пришло более половины от общего числа избирателей, которые в данном избирательном округе проживает. Соответственно, если приходит меньше половины – выборы признаются несостоявшимися и назначаются новые выборы через небольшой срок времени, на которые могут выдвинуться как уже участвовавшие лица, так и новые. При этой системе возможна ситуация, когда никто не получит больше половины голосов. Например, участвует три кандидата. Один получил 40% голосов, второй – 25%, третий – 35%. Тогда предусматривается второй тур выборов, на котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов (в нашем случае – первый и третий). Естественно, когда остается два кандидата, один из них победит в любом случае.
- Система относительного большинства – для избрания кандидат должен получить больше голосов, чем другие кандидаты по отдельности. Представим ту же самую ситуацию: первый кандидат получил 40% голосов, второй – 25%, третий – 35%. В таком случае победит первый кандидат, так как он получил голосов больше, чем другие в отдельности.
На общефедеральном уровне по мажоритарной системе проводятся выборы президента Российской Федерации. Избиратели голосуют за конкретного человека, а так как должность президента у нас одна, то и избирательный округ, от которого избирается президент тоже один. Этим избирательным округом, по сути, является вся страна.
Далее коснемся пропорциональной системы.
Пропорциональная избирательная система предполагает, что избиратели голосуют не за конкретного человека/кандидата, а за политическую партию, т.е. за партийный список (который свой для каждого избирательного округа). В этом списке прямо перечислены кандидаты от определенной партии, которые претендуют на депутатство в парламенте от данного округа. Места в парламенте распределяются пропорционально (по названию системы) поданным голосам избирателей. Кто конкретно из одного списка в итоге попадет в парламент зависит от конкретной системы. Обычно совсем маленькие партии, которые в стране влияния почти не имеют, в парламент не проходят, так как им не хватает голосов для прохождения процентного барьера. Процентный барьер – минимальный процент голосов, который партия должна набрать для того, чтобы ей достались места в парламенте. Если она барьер не преодолевает – голоса не учитываются. В России процентный барьер составляет 5% (рекомендованный барьер в Европе – 3%). Для удобства примера, возьмем парламент на 100 депутатских мест. Соответственно, если партия набирает, скажем, 30% голосов, то она получит 30 мест. Соответственно, если парламент, скажем, на 150 депутатских мест, то при том же проценте, партия получит 45 мест.
Мажоритарная и пропорциональная система имеют свои достоинства и свои недостатки.
У мажоритарной системы есть следующий большой недостаток:
Никто не представляет интересы меньшинства. Например, при системе абсолютного большинства победивший кандидат будет представлять интересы как минимум половины проголосовавших, но остальные проголосовавшие не будут представлены вообще никем (а их может быть почти вплоть до половины). В мажоритарной системе относительного большинства все еще хуже. Представим, опять 40% человек проголосовало за одного кандидата, а остальные голоса распределились между 10 остальными кандидатами. В таком случае, победивший кандидат будет представлять лишь 40% голосовавших, а остальные окажутся без представительства.
Один из основных принципов демократии – принятие решений руководствуясь интересами большинства, но при учете мнения меньшинства. Данный принцип при мажоритарной системе нарушается.
Пропорциональная система эту проблему частично решает. Например, какую-то политическую партию с ее определенной программой поддерживает, скажем, 20% населения. Да, эта партия не станет абсолютно ведущей на выборах, депутаты от нее не смогут достичь парламентского большинства, позволяющего принимать законопроекты или, если это парламентская республика, сформировать правительство. Но депутаты этой партии будут в законодательном органе, они смогут поднимать вопросы на дебатах, связанные с интересами этой социальной группы, этой части населения, которая проголосовала за них. Они будут пытаться добиваться компромиссов, чтобы при принятии решений интересы этой группы населения были учтены. Они даже могут войти в коалицию с другими партиями, сформировав, в конечном итоге, парламентское большинство для принятия законопроектов. Но, опять же, есть проблема. Когда избиратели голосуют за эту партию, они далеко не всегда могут повлиять на то, кто от партийного списка войдет в итоге в парламент. Существуют даже специальные термины, обозначающие политические махинации, использующие эту проблему для продвижения бог знает кого в парламент. Например, «технология паровоза» - в начале партийного списка партия ставит известных и популярных людей («паровозы»), а остальную часть забивает теми, кто ей нужен, хотя они вообще могут быть какими-то неизвестными проходимцами или карьеристами, закинувшими в карман партии хорошую сумму денег («вагоны»). В итоге эти «популярные личности-паровозы», стоящие в начале списка и за которых, в первую очередь, голосовали люди, пройдя в парламент, отказываются от своего мандата и на их место автоматически попадают вышеупомянутые неизвестные и непопулярные товарищи-вагоны.
Мажоритарная система как раз позволяет вышеупомянутой проблемы избежать, так как избиратели голосуют не за список, состав которого от них не зависит, а за конкретных людей, личностей, с их особенностями и индивидуальными политическими взглядами.
Чтобы хоть каким-то образом данные недостатки систем нивелировать (а, как видите, системы недостатки друг друга устраняют), в ряде стран, в который входит и Россия с 2016 года, используют смешанную систему, при которой одна половина депутатов выбирается по мажоритарной системе (по одномандатным округам – от каждого округа один конкретный человек), а другая половина – по пропорциональной системе (в РФ – от федерального избирательного округа – список депутатов от разных партий, пропорционально распределенные по количеству голосов).
Последняя избирательная система - система представительного меньшинства.
Данная система необходима в случае, если в обществе есть определенная социальная группа, ярко отличающаяся от большинства населения по определенному признаку и которая при этом относительно равномерно распределена по всей территории страны. Т.е., например, в стране 80% христиан и, скажем, 20% мусульман, которые смешанно живут на всей территории страны.
При обычной системе их интересы будут мало представлены, так как их просто меньшинство. Но для того, чтобы сохранить стабильность в стране, нужно дать этим людям возможность каким-то образом влиять на власть, нужно чтобы кто-то представлял их интересы.
При системе представительного меньшинства в парламенте выделяется квота для этого определенного меньшинства – т.е. за ним резервируется, закрепляется, для него выделяется определенное количество мест в парламенте (в нашем случае – например, 20% мест в парламенте). Таким образом, кроме общего кандидата от избирательного округа, представители данного меньшинства (в нашем случае - мусульмане) ОТДЕЛЬНО проголосуют за именно своего представителя, который пройдет по квоте в парламент. Точно также можно за любой социальной группой закрепить эти места. Например, за студентами до 22 лет.
В России подобные меньшинства ПРЕИМУЩЕСТВЕННО (хотя и далеко не все) живут компактно на своих территориях и представляют там большинство. Они вполне комфортно по обычной системе могут голосовать за своих представителей, не боясь, что титульная нация (русские) протолкнут своего или своих кандидатов от их избирательных округов. Это одна из причин того, почему система представительного меньшинства в России не используется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Избирательная система", 9 класс
Тест проводится после изучения темы "Голосование, выборы, референдум" в 9 классе....
Урок-игра по теме "Избирательная система" 10 класс
Материал предназначен для закрепления знаний по теме "Избирательная система". Урок построен в форме командной игры....
Презентационный материал к уроку по теме "Избирательная система в Российской Федерации. Политические партии"
Презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме "Демократические выборы и политические партии"...
Задания по теме "Избирательная система".
Задания для учащихся 11 класса по обществознанию (профильный уровень) на тему "Избирательная система"....
Конспект урока по теме " Избирательное право. Избирательный процесс" 11 класс.
Урок в форме брейн-ринга по теме "Избирателбное право. Избирательный процесс" 10-11 класс...
Презентация по теме "Избирательная система Российской Федерации"
Обществознание, 10-11 классы...
Кроссворд на тему: "ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Кроссворд на тему: "ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"...