Урок-игра по теме "Избирательная система" 10 класс
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме
Материал предназначен для закрепления знаний по теме "Избирательная система". Урок построен в форме командной игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izbiratelnaya_sistema.rar | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» муниципального образования города Братска |
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ.
Урок – игра.
Класс: 10
Автор: Ковалева Светлана Петровна,
учитель истории.
Цель урока: обобщить и систематизировать знаний учащихся по теме «Избирательное право».
Задачи:
- Способствовать становлению политической и правовой культуры учащихся.
- Понимать, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства.
- Сформировать у учащихся представление о необходимости сознательного участия в жизни государства.
План проведения урока:
- Вступительное слово ведущего.
- Проведение игры.
- Подведение итогов.
Содержание:
Разрешите начать нашу игру словами О. Бисмарка: «Неучастие в политике не освободит вас от ее результатов». Сегодня мы с вами систематизируем знания по теме «Избирательное право и избирательный процесс». Для этого вам необходимо разделиться на две команды. Викторина будет проходить в несколько этапов. Задания будут представлены как на экране, так и в виде раздаточного материала. Команды фиксируют ответы в специальных бланках (Приложение 1). Перед последним этапом игры бланки сдаются на проверку независимому жюри (учителя, учащиеся 11 класса), которое подведет и озвучит итоги.
Задание 1. Соотнесите понятие и его определение (Приложение 2). Данные задания представлены на экране.
Задание 2. Дополните схемы (Приложение 3). Задания представлены на экране.
Задание 3. Работа с Конституцией РФ, статьей закона «О муниципальных выборах в Иркутской области» (Приложение 4).
А) Найдите и запишите номера статей об ограничении избирательного права в главе 4, главе 5 Конституции РФ.
Б) На основании статьи 81 и статьи 96 Конституции РФ определите сроки проведения выборов.
В) На основании статьи 4 закона «О муниципальных выборах в Иркутской области» определите тип избирательной системы, которая применяется при проведении муниципальных выборов в области.
Задание 4. Работа по карточкам (Приложение 5). Найти недостатки и достоинства мажоритарной и пропорциональной избирательной системы.
Задание 5. Решите тест (Приложение 6).
После этого задания команды сдают бланки с ответами. Жюри проверяет правильность выполнения заданий и подводит итоги. Для команд проводится конкурс «Завершите мысли мудрых». Попробуйте закончить фразы:
- Вольтер: «Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то…» ( чтобы вы могли их свободно высказать)
- Ж.-Ж. Руссо: « Все, что является нравственным злом…» (является злом и в политике)
- И.И. Лажечников: « мудрый не покоряется безрассудной воле толпы…» (а сам дает ей направление)
- Б.Шоу: « Величайшим грехом по отношению к нашим согражданам является не ненависть…» (а равнодушие к ним)
- Сенека: « Недолговечна власть, которая…» (управляет во вред народу)
- Ф. де Ларошфуко: « Милосердие сильных мира сего чаще всего лишь хитрая политика…» (цель которой - завоевать любовь народа)
- Р. Арон: « Современные выборы, возможно, всего лишь карикатура на идею участия граждан в делах государства, но в любом случае они остаются …» (символом того, что может воплотиться в жизнь)
- Э. Севрус: « Главная опасность для демократии - …» (равнодушие народа к политике)
- Ф.М. Достоевский: «Способность быть гражданином – это и есть возможность…» (возносить себя до целого мнения страны).
Подведение итогов. Слово предоставляется жюри.
Всем спасибо!
- Работа в группах (используется для наиболее быстрой рефлексии в ходе обобщения материала, полученного из презентации, из документов).
- Анализ документов (используется для выявления главного и установления причинно-следственных связей.).
Приложения.
Приложение 1
Бланк ответов. Команда___________
Задание/№ | Вариант ответа |
Задание 1. | |
А | |
Б | |
В | |
Г | |
Д | |
Е | |
Ж | |
Задание 2. | |
Схема 1 | |
Схема 2 | |
Схема 3 | |
Задание 3. | |
А | |
Б | |
В | |
Задание 4. | |
Задание 5. | |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 | |
13 | |
14 | |
15 | |
16 | |
17 |
Приложение 2.
Понятие | Определение |
А) избирательное право | 1) право быть избранными. |
Б) избирательная система | 2) способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления. |
В) пассивное избирательное право | 3) порядок выборов государственных органов и органов местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами. |
Г) выборы | 4) конституционное право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. |
Д) ценз | 5) это право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. |
Е) субъективное избирательное право | 6) требования, при соблюдении которых выборы признаются законными. |
Ж) принципы избирательного права | 7) условия допущения или ограничения участия в осуществлении прав. |
Приложение 3.
Схема 1.
Избирательное право
Объективное ?????
Схема 2.
Принципы избирательного права
??? ???
Всеобщее ??? Прямое
Схема 3.
Виды избирательных систем
??? ???
Смешанная
Приложение 4.
Закон "О муниципальных выборах в Иркутской области" от 11-12-2003
Статья 4. Избирательная система, применяемая при проведении муниципальных выборов
1. Муниципальные выборы депутатов проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства (за исключением случая голосования по одной кандидатуре, предусмотренного пунктом 5 статьи 66 настоящего Закона) по одномандатным избирательным округам и (или) по многомандатным избирательным округам, если это предусмотрено уставом соответствующего муниципального образования.
Уставы муниципальных образований могут предусматривать образование многомандатных округов (в том числе наряду с образованием одномандатных округов) при наличии закрепленных уставом соответствующего муниципального образования или иным нормативным правовым актом органа местного самоуправления, наделенного соответствующей компетенцией, критериев отнесения той или иной территории к одномандатному либо многомандатному округу (в том числе особенностей административно-территориального устройства, организации местного самоуправления, плотности населения и иных критериев), допускающих проверку обоснованности такого решения, а также условий, при которых исключалось бы неравное или искаженное представительство избирателей в представительном или ином выборном органе местного самоуправления либо иные формы неравенства при голосовании.
2. Муниципальные выборы главы проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства.
Приложение 5.
Задание для группы 1. Найдите недостатки и достоинства мажоритарной избирательной системы, проанализировав результаты выборов в стране N с вымышленным названием «Мажоритария»: На президентских выборах баллотировалось пять кандидатов: А, B, C, D, E. Для победы в первом туре необходимо было получить свыше 50 % голосов избирателей. Кандидат А получил 35 % , В- 25 %, С – 15 %, D – 12 %, Е – 10% голосов избирателей, пришедших на избирательные участки. Таким образом, ни один из кандидатов не сумел получить необходимой поддержки. Потребовалось проведение второго тура выборов, в который прошли кандидаты А и В. В результате повторного голосования победу одержал кандидат А – получивший поддержку 29 % голосов избирателей данной страны. Кандидата В поддержали лишь 21 % избирателей. Через год в стране состоялись парламентские выборы по мажоритарной системе относительного большинства. В выборах приняло участие 45 % избирателей, живущих в данном государстве. В результате был сформирован парламент, в котором большинство депутатов представляли одну партию. Это позволило сформировать однопартийное правительство, которое управляло страной на протяжении всего срока.
Задание для группы 2. Найдите преимущества и слабые звенья в пропорциональной системе, проанализировав следующую ситуацию в стране N с вымышленным названием «Пропорционария»: В выборах парламента участвовало 10 партий, семь из которых сумели туда пройти. Партия А получила 22 % голосов и соответственно 25 % мест в парламенте, В – 19 % голосов (20% депутатских мандатов), С – 15 % (15 %), D – 11, 5 % (12 %) и т.д. Таким образом, ни одна партия не имела большинства, необходимого, чтобы сформировать правительство. По крайней мере, три партии должны были договориться между собой и создать коалицию. Но программы партий были настолько различны, что по любому поводу возникали недоразумения. За полгода поменялось три правительства. Депутаты делали попытки образовать стабильное правительство, но безуспешно. После очередного распада правящей коалиции глава государства был вынужден распустить парламент и объявить о досрочных парламентских выборах.
Приложение 6.
1. Источником власти в Российской Федерации являются:
а) Федеральное Собрание;
б) партии и общественные движения;
в) народ.
2. Нормы избирательного права закреплены:
а) только Конституцией Российской Федерации;
б) Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
в) Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
3. Активное избирательное право – это:
а) право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
б) право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
в) право граждан Российской Федерации проводить предвыборную агитацию за кандидатов на выборные должности (списки кандидатов).
4. Участвовать в голосовании в Российской Федерации имеет право гражданин, достигший возраста:
а) 16 лет; б) 18 лет; в) 21 года.
5. Референдум Российской Федерации – это:
а) голосование граждан Российской Федерации за того или иного кандидата на выборную должность (список кандидатов);
б) голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного значения;
в) голосование граждан Российской Федерации только за проект Конституции Российской Федерации.
6. Неучастие граждан, обладающих активным избирательным правом, в выборах и референдумах обозначается термином:
а) автократизм; б) абсолютизм;
в) абсентеизм; г) авантюризм.
7. Кто из перечисленных граждан не имеет права принимать участие в выборах:
а) подозреваемые, находящиеся в следственном изоляторе;
б) военнослужащие;
в) заключенные, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
8. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации избирается сроком на:
а) 3,5 года; б) 4 года; в) 4,5 лет; г) 5 лет.
9. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается депутатов в количестве:
а) 225; б) 450; в) 300.
10. Имеют ли право иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления:
а) не имеют права;
б) имеют право, но только избирать;
в) имеют право на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом.
11. Минимальная численность явки избирателей на голосование, которая должна быть достигнута для того, чтобы выборы главы муниципального образования считались состоявшимися, составляет:
а) 50 % от числа избирателей, включенных в списки;
б) 25 % от числа избирателей, включенных в списки;
в) требование к явке избирателей не установлено.
12. Президент Российской Федерации избирается:
а) коллегией выборщиков, избираемых всеобщими прямыми выборами;
б) коллегией выборщиков, назначаемых (избираемых) исполнительными и законодательными органами субъектов Российской Федерации;
в) на всеобщих равных и прямых выборах при тайном голосовании.
13. С какого возраста гражданин Российской Федерации может быть избран депутатом Законодательного собрания Чувашской Республики?
а) 21 год; б) 18 лет; в) 25 лет.
14. Участник референдума Российской Федерации:
а) гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) член инициативной группы, выступающей за проведение референдума Российской Федерации;
в) субъект права назначения референдума Российской Федерации.
15. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом:
а) делегат; б) депутат; в) избиратель.
16. Лица, которые на день голосования не достигли 18 лет, к предвыборной агитации привлекаться:
а) могут;
б) могут с согласия родителей или иных законных представителей;
в) не могут, за исключением случая использования кандидатом изображений своих детей.
17. В Российской Федерации избираются:
а) Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации;
б) Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
г) Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - игра по математике для 5 класса. (Конспект урока, презентация для проведения урока).
Первый урок математики в 5 классе проводится в форме игры для мотивации учащихся на изучение математики и повторения изученного в начальной школе. К разработке урока прилагается през...
Обобщающий урок-игра по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».
Этот урок я провел в 7 классе. Разнообразные формы работы помогают детям увлекательно повторить материал и не устать....
Урок-игра для учащихся 4-х классов "Турнир роботлашек"
Урок - закрепление материала по теме "Логика". Данный урок можно провести как в декаду информатики, так и в конце учебного года или четверти. В конце урока можно вручить призы или грамоты победителям....
Урок-игра по биологии в 7 классе "Тип Моллюски"
Данная разработка включает в себя различного рода задания, ребусы, кроссворды, позволяющие обобщить и закрепить полученные учащимися знания по теме "Тип Моллюски"....
Открытый урок-игра по информатике в 6 классе "Путешествие в страну информации"
Урок-игра с презентацией по УМК Л. Босовой. Повторение и обобщение изученного материала по теме «Кодирование информации. Единицы измерения информации», подготовка к контрольной работе 6 класс....
Урок-игра "Большое космическое путешествие" 5 класс
Урок-игра "Большое космическое путешествие" в форме познавательной игры позволяет закрепить и обощить знания по теме "Вселенная" в курсе Природоведения в 5 классе....
Обобщающий урок - игра по физике в 7 классе.
Закрепление изученного материала в игровой форме....