Методическая разработка урока по обществознанию "Главные вопросы экономики"
методическая разработка по обществознанию (8 класс)
Данная методическая разработка урока по обществознанию предназначена для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glavnye_voprosy_ekonomiki.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Главные вопросы экономики
Класс: 8
Цель урока: сформировать представление о содержании главных вопросов экономики и способах их разрешения в разных экономических системах.
Задачи учебного занятия:
- Раскрыть содержание основных вопросов экономики и способы их решения в различных типах экономических систем.
- Расширить знания о роли экономики в жизни общества.
- Закреплять практические навыки работы в паре, умение обобщать, объяснять причинно-следственные связи.
Планируемые результаты:
Научатся: описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики – что, для кого и как производить? различать и сопоставлять основные типы экономических систем; характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах.
Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, находить способы решения проблемных ситуаций, формулировать собственное мнение и позицию и приходить к общему мнению; выстраивать логическую цепочку рассуждений.
Применять на практике умения: вступать в речевое общение, работать в паре, выполнять творческие проблемные задания, проводить оценку своей учебной деятельности.
Планируемые результаты:
1) Предметные:
Научиться объяснять значение понятий; определить, понять и объяснить главные вопросы экономики; изучить экономические системы и основные типы экономических систем, выявить особенности экономических систем; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы.
2) Метапредметные:
а) Коммуникативные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, решать учебные проблемы слушать других, формулировать свою точку зрения, принимать мнение других, отстаивать свою позицию, точно и грамотно выражать свои мысли, задавать вопросы, обмениваться знаниями;
б) Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искать и выделять необходимую информацию, выбирать средства достижения цели из предложенных, работая по составленному плану, сверяя свою действия с целью, самостоятельно исправлять ошибки;
в) Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации, работать с разными источниками информации, структурировать найденную информацию, обобщать факты и явления, давать определения понятий.
3) Личностные:
Формирование активной жизненной позиции, умение выражать собственное отношение к явлениям жизни, умение анализировать собственные поступки с точки зрения экономической природы человека и рационалистической модели экономического выбора, умение выражать собственное отношение к явлениям экономической жизни, уважение к экономической сфере жизни общества, понимание истинных причин успехов и неуспеха в учебной деятельности.
Вид: урок открытия новых знаний
Формы работы: индивидуальная, парная (групповая), фронтальная.
Ход учебного занятия:
Приложение для учителя Типы экономических систем
Тип | Характеристика | Пример |
Традиционная экономика | 1. Какие товары, как и для кого производить — определяют традиции, передающиеся из поколения в поколение. 2. Коллективная собственность (земля и капитал — основные факторы производства, которые принадлежат общине, племени или находятся в общем пользовании) 3. Отсталая технология производства. 4. Преобладание ручного труда. 5. Главный мотив к производству - удовлетворение собственных потребностей, преобладает натуральное хозяйство 6. Неприятие нововведений | В настоящее время встречается в некоторых государствах Африки, Южной Америки, у народов Полинезии, северных народов (канадские эскимосы) Достоинства - предсказуемость и стабильность. Недостатки – низкий уровень жизни, отсутствие прогресса, экономического роста. |
Командная экономика | 1. Экономические решения принимают представители государственной власти. 2. Государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия. 3. Централизованное планирование, всеобщий контроль государства. 4. Отсутствие у производителя свободы выбора. 5. Отсутствие у производителя заинтересованности в повышении эффективности производства. 6. Отсутствие конкуренции. 7. Уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ. 8. Строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата | Ранее СССР и социалистические страны Восточной Европы. В настоящее время Южная Корея, Куба, некоторые страны Юго-Восточной и Средней Азии Достоинства- способность быстро сконцентрировать ресурсы для достижения определенной цели, нет проблем с трудоустройством, стабильное развитие общества Недостатки - низкий уровень удовлетворения потребностей людей в товарах и услугах. |
Рыночная экономика | 1. Частная собственность. 2. Главный мотив к производству — получение прибыли. 3. Решение экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования. 4. Принцип индивидуализма в общественных отношениях. 5. Свобода предпринимательства, власть государства ограничена. 6. Предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта. 7. Личный интерес — главный мотив экономического поведения. 8. Цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции | Не встречается в чистом виде, поскольку государство и общество регулируют экономику в различных странах в разной степени Достоинства – более эффективное использование ресурсов, внедрение новых технологий. Недостатки – провалы рынка: безработица, экономическая нестабильность, неравенство в доходах населения. |
Смешанная экономика | 1. Сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования. 2. Участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов). 3. Непосредственное участие государства в предоставлении материальных благ. 4. Достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов. 5. Ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку. 6. Экономический порядок — главные экономические вопросы решаются рынками. 7. Главный мотив к производству — личный интерес и получение прибыли | Большинство развитых (США, Англия, Германия, Франция и т. д.) и развивающихся стран мира |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока «Учимся писать эссе по экономике» (урок экономики в 11 классе)
За заданием С9 традиционно закрепился термин «эссе». Что такое эссе? «Эссе (французское essai) – опыт, набросок.В литературной энциклопедии эссе определяется как – «небольшое прозаическое сочине...
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе : «Экономика и её роль в жизни общества»
Урок по обществознанию в 11 классе имеет цель обобщить и систематизировать знания по разделу "Экономика". Учащиеся получат возможность научиться анализировать, преобразовывать и использовать экономиче...
Презентация к уроку на тему:"Главные вопросы экономики" (8 класс; обществознание)
Презентация к уроку на тему:"Главные вопросы экономики" (8 класс; обществознание) составлена к учебнику под редакцией Л.Н.. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой....
Разработка к уроку обществознания "Главные вопросы экономики" 8 класс ФГОС
На уроке обучающиеся решают задачи, учатся давать определения понятиям, делают анализ различных источников. На уроке используется презентация со встроенным видеоматериалом из художественного фильма &q...
Проверочная работа по обществознанию "Главные вопросы экономики"
Проверочная работа по обществознанию "Главные вопросы экономики", помогает учителю подготовить учеников к ГИА...
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему "Роль государства в экономике"
Разработка урока по обществознанию в 11 классена тему «Роль государства в экономике»...
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему «роль государства в экономике»
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему «Роль государства в экономике»...